Введение
Новосибирская область активно применяет механизмы государственно-частного партнерства (далее ГЧП) в реализации инфраструктурных проектов. Стратегией социально-экономического развития региона до 2030 года ГЧП определено как один из приоритетных механизмов обеспечения социально-экономического роста [1]. На протяжении нескольких лет Новосибирская область входит в число регионов-лидеров по уровню развития государственно-частного партнерства. Новосибирская область становилась лауреатом премии в номинации «Региональный ГЧП-прорыв» в качестве субъекта РФ, наиболее активно развивающего механизмы ГЧП [2].
Развитие эффективных институтов взаимодействия государства и бизнеса в России выступает одним из важнейших условий формирования эффективной экономической политики, повышения инвестиционной и инновационной активности, роста конкурентоспособности страны, а также развития производственной и социальной инфраструктуры. Такое взаимодействие позволит увеличить темпы роста ВВП, повысить эффективность бюджетного сектора экономики, науки и образования с точки зрения соответствия потребностям развития экономики, снизить издержки всех уровней при реализации инфраструктурных проектов. При этом развитие инфраструктуры как одного из условий устойчивого развития экономики России должно являться не самоцелью, а реально способствовать качественному изменению структуры экономики. Эта задача может быть успешно решена лишь при активном участии бизнеса в инвестиционном процессе. Рассмотрим функции механизмов реализации ГЧП и их основных участников.
____________________
1.Постановление Правительства Новосибирской области от 19.03.2019 № 105-п «О Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года» // СПС «КонсультантПлюс».
2. Коваленко А. И. Инфраструктурное развитие региона на основе ГЧП: опыт Новосибирской области // ЭКО. 2020. № 1. С. 45-60. DOI: 10.30680/ЕСО0131-7652-2020-1-45-60.— Новосибирск.
§ 1. Понятие, сущность и преимущества механизмов
государственно-частного партнерства
Государственно-частное партнерство (ГЧП) – один из способов развития общественной инфраструктуры, основанный на долгосрочном взаимодействии государства и бизнеса, при котором частная сторона участвует не только в проектировании, финансировании, строительстве или реконструкции объекта инфраструктуры, но и в его последующей эксплуатации (предоставление услуг на созданном объекте) и (или) техническом обслуживании.
Целью ГЧП с экономической точки зрения является стимулирование привлечения частных инвестиций в производство услуг, работ и потребительских товаров, которые должны быть обеспечены публично-правовыми образованиями за счет средств соответствующих бюджетов, а также сокращение участия государства в экономическом обороте, когда те же задачи могут быть эффективнее выполнены бизнесом.
Механизмы ГЧП - это форма взаимодействия государства и бизнеса при реализации инфраструктурных проектов и они весьма разнообразны, однако их объединяют некоторые характерные особенности, позволяющие выделить партнерство в самостоятельную экономическую категорию. Партнерство в управлении развитием сферы услуг строится как формализованная кооперация государства, частных структур и общества, специально создаваемая под те или иные цели и опирающаяся на соответствующие интересы и договоренности сторон. Механизмы ГЧП отличаются правовой природой, степенью ответственности, которую государство или частный сектор берут на себя за создание объекта, эксплуатацию и техническое обслуживание, капитальные вложения и текущее финансирование, коммерческий риск, а также тем, кому принадлежат активы и длительностью сотрудничества. Преимущества механизма ГЧП и сравнительный анализ форм взаимодействия государства и бизнеса при реализации инфраструктурных проектов отражен в приложении.
Механизмы концессии и ГЧП (МЧП) - соглашений позволяют государству (регионам, муниципалитетам) получить общественно значимые объекты «здесь и сейчас», обойдя обязательность трехлетнего бюджетного планирования, установленного Бюджетным кодексом РФ (см. п. 9 ст. 78 БК РФ). Более того, основные платежи публичной стороны (кроме капитального гранта, который выплачивается на инвестиционной фазе) приходятся на период эксплуатации объекта (см. ч. 13. ст.3 Закона о концессиях). Тем не менее набрать как можно больше проектов у публичной стороны не выйдет – из-за ограниченных инвестиционных возможностей бюджета. Даже такой экономически развитый регион, как Новосибирская область, сегодня использует инструменты ГЧП только в капиталоемких проектах. Реализация ГЧП-проекта требует комплексного подхода, и в рамках какого-либо одного отдельного механизма реализовать такой проект зачастую невозможно. В этом случае отношения публичного и частного партнеров оформляются смешанными договорами, содержащими элементы различных договоров: договора подряда на выполнение проектно-изыскательских работ, строительного подряда, договора аренды, доверительного управления имуществом, договора возмездного оказания услуг, оплаты в рассрочку и других. Данный тип отношений регламентируется Гражданским кодексом Российской Федерации. Под механизмом ГЧП следует понимать систему, определяющую порядок взаимодействия субъектов ГЧП в отношении объекта ГЧП в условиях сложившейся институциональной среды [3]. Наиболее распространены следующие механизмы партнерств, в том числе по классификации МВФ и ЕЭК ООН:
1.BTO (build, transferoperate) строительство — передача — эксплуатация/ управление; DBTO (design, build,transfer, operate) —проектирование.
2.BOOT (Build,Own, Operate,Transfer — строительство — владение — эксплуатация/управление — передача) и т.д.
____________________
3. Механизмы государственно-частного партнерства. Теория и практика: учебник и практикум для вузов / Е. И. Марковская [и др.] ; под общей редакцией Е. И. Марковской. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 491 с.
§ 2.Преимущества механизма ГЧП
Для публичной стороны:
1.Возможность привлечь частного инвестора к финансированию создания объекта позволяет реализовывать инфраструктурные проекты даже в условиях отсутствия достаточного объема бюджетных средств без увеличения долговой нагрузки в текущем периоде.
2.Возможность объединения в рамках одного проекта различных этапов (проектирование, строительство и эксплуатация)
3.Возможность приобретать не объект, а услугу за счет платежей, привязанных к объему и качеству ее оказания, что также способствует развитию конкуренции на рынке социально значимых услуг
4.Возможность использовать ресурсы и компетенции частного партнера (концессионера) для оказания социально значимых услуг, повышения их качества и удовлетворенности потребителей, привлечения новых технологий
5.Передача части рисков по проекту частному партнеру (концессионеру)
6.Снижение присутствия государства в экономике
7.В случае частной инициативы – возможность переложить затраты, связанные с разработкой проекта, на частного инициатора проекта и сократить срок отбора инвестора, а также повысить эффективность имущественным компле- ксом
Для частной стороны:
1.Закрепление условий взаимодействия с публичной стороной в рамках долгосрочного соглашения
2.Возможность получения земельного участка, лесного участка, водного участка и (или) участка (иных водных, лесных и пр.) без торгов для целей реализации СГЧП (СМЧП)\
3.Возможность софинансирования публичной дополнительных гарантий (в т. ч. минимальной доходности)
4.Возможность увеличивать свою выручку по проекту за счет оказания дополнительных платных услуг и/или применения различных решений, снижающих затраты на этапе создания или эксплуатации
5.Передача части рисков по проекту публичному партнеру (концеденту)
6.Закрепление в сферах деятельности,традиционно занимаемых государством
7.В случае частной инициативы – возможность самостоятельно проработать структуру проекта и предложить проект соглашения, сократить срок заключения соглашения
Заключение
Эффективно используя формы и механизм ГЧП государство способно дополнительно привлекать средства частного бизнеса для развития объектов общественной инфраструктуры с целью строительства транспортных сооружений, модернизации, реконструкции, линий связи, информационных систем, линий электропередач, гидротехнических систем; объектов социального значения в сфере науки, культуры, образования, туризма, здравоохранения и т. д.; муниципальных объектов хозяйства: общественный транспорт, жилищные объекты, коммунальные услуги, благоустройство территории и т. д. Несмотря на развитие в российской экономике различных форм и видов ГЧП, понятийно-категориальный аппарат формируется, так как в практике и теории отсутствуют единые подходы к пониманию сущностного содержания формы ГЧП, поэтому в данном реферате приведен авторский термин: Механизмы ГЧП - это форма взаимодействия государства и бизнеса при реализации инфраструктурных проектов и они весьма разнообразны, однако их объединяют некоторые характерные особенности, позволяющие выделить партнерство в самостоятельную экономическую категорию.
Список литературы
1.Постановление Правительства Новосибирской области от 19.03.2019 № 105-п «О Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года» // СПС «КонсультантПлюс».
2. Коваленко А. И. Инфраструктурное развитие региона на основе ГЧП: опыт Новосибирской области // ЭКО. 2020. № 1. С. 45-60. DOI: 10.30680/ЕСО0131-7652-2020-1-45-60.— Новосибирск.
3. Механизмы государственно-частного партнерства. Теория и практика: учебник и практикум для вузов / Е. И. Марковская [и др.] ; под общей редакцией Е. И.Марковской. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 491 с.
Комментарии 0