План учебно-методических мероприятий "Дзержинец"
План учебно-методических мероприятий по исполнению Указа Президента Российской Федерации No 809 от 09 ноября 2022 года является документом индивидуального педагогического планирования по нравственному воспитанию, который составляет учитель, наставник, родитель.
Этот план определяет систему целей, задач и инструментов нравственного воспитания.
Педагогическим работникам, руководителям органов образования, науки, культуры и просвещения, родителям и наставникам необходимо преодолеть негативные последствия воздействия на детей и молодежь деструктивной идеологии, которая привела к моральному разложению граждан, формированию деструктивного поведения, основанного на эгоизме, вседозволенности, безнравственности, отрицанию идеалов патриотизма, служения Отечеству, естественного продолжения жизни, ценности крепкой семьи, брака, многодетности, созидательного труда, позитивного вклада России в мировую историю и культуру, разрушению традиционной семьи с помощью пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений.
Цель плана: сформировать у детей и молодежи нравственные ориентиры, определяющие новое качество человеческого потенциала региона и страны.
Новое качество человеческого потенциала характеризуется формированием, закреплением и поддержкой следующих социально-важных качеств (СВК) личности каждого гражданина:
СВК-1: научное мышление – способность и готовность осуществлять поиск, критический анализ и синтез научно- методической информации, применять научные рекомендации для решения поставленных задач;
СВК-2: нравственное мышление - способность и готовности применять нравственные идеалы для решения поставленных задач; нравственность – это общее выражение свойств человека, которые выполняют функцию этического регулирования отношений между членами общества; это особый настрой мышления и поведения, позволяющий не причинять вред себе, окружающим, среде обитания; формируется с помощью других граждан и организаций, постоянно корректирующих поведение и самооценку человека;
СВК-3: нравственно-правовое поведение – способность и готовности вести себя по отношению к другим нравственно, не нарушать законы;
СВК-4: коллективное поведение - способность и готовность осуществлять социальное взаимодействие при решении жизненных и профессиональных (учебных) задач, взаимопомощь, брать на себя ответственность и исполнять взятые на себя обязательства; умение вовлекать других в свое созидательное дело, поставить себя в коллективе и завоевать авторитет; развитие коллективных начал российского общества - это способность и готовность российского человека осуществлять формирование своей семьи, профессионального коллектива на базе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, разделяемых и поддерживаемых членами семьи, профессионального коллектива, органами государственной власти;
СВК-5: патриотизм – чувство гордости за принадлежность к Российской Федерации и готовность защищать Россию с оружием в руках, мужественно выносить тяготы и невзгоды защиты России; патриотизм возникает как следствие нравственного поведения, установления и поддержания справедливости в обществе и государстве, обеспечивает готовность граждан к защите Отечества.
СВК-6: воспитанность гражданина – качество, которое характеризует сформированную привычку поступать по совести, нравственно во всех жизненных ситуациях.
СВК-7: образованность гражданина – качество, которое характеризует преобладание духовных ценностей над материальными в структуре мировоззрения человека, сформированную привычку созидательной деятельности и социальной активности, направленной на преобразование окружающей действительности; образованный человек становится субъектом деятельности, он перестает быть объектом обмана и манипуляций деструктивной идеологии, критично воспринимает действительность и активно придает ей нравственное координирующее начало, владеет дискурсивно-оценочным методом, разделяет идею нравственного пути человечества и руководствуется ей в повседневной жизнедеятельности;
СВК-8: вера – внутренний эмоционально-чувственный процесс познания действительности, опирающийся на эмоциональный опыт коллективного поведения и совместного труда людей; один из древнейших способов познания и преобразования действительности, позволяет людям, которые верят друг другу, объединяться, кооперироваться и осуществлять совместную деятельность, созидательно трудиться, не вредить другим людям, создавать крепкую семью и брак (союз женщины и мужчины);
СВК-9: благополучие человека – чувство, отражающее сохранность соматического и психического здоровья, легитимности приобретенных богатств с помощью общественно-полезного труда, в том числе приобретение знаний и умений созидательного труда и безвредного поведения.
СВК-10: великодушие – чувство человека, проявляющееся в его бескорыстии, победе над собственной жадностью, глупостью, подлостью, завистью, лицемерием и иными отрицательными качествами человека, а также преодоление умственной скромности;
СВК-11: взаимопомощь – привычка человека помогать и поддерживать других людей, оказавшихся в опасности, сложной жизненной ситуации; это врожденное чувство человеческого единства, с помощью которого балансируется внутривидовая агрессия;
СВК-12: взаимоуважение – привычка человека выражать положительное отношение к качествам личности других людей, с которыми он находится во взаимодействии; формируется в процессе нравственного воспитания и обучения; закрепляется примерами подражания проявления взаимоуважения со стороны влиятельных субъектов к конкретному человеку;
СВК-13: гуманизм – это нравственное чувство человека, которое проявляется в привычке поступать по совести по отношению к себе и другим людям; главным признаком гуманистического мышления является возведение человека для человека в качестве ценности; гуманное отношение человека к человеку проявляется в том, что человек не причиняет вреда другим людям и созидает для других людей;
СВК-14: достоинство личности рассматривается с двух сторон; с одной стороны, достоинство личности — один из важнейших конституционных принципов, положенный в основу правового статуса личности, а также регулирующий взаимоотношения человека, общества и государства; с этой позиции закрепление за человеком прав и свобод и их реализация являются проявлением принципа достоинства личности; с другой стороны, достоинство личности является качеством человека, которое формируется в процессе оценки этой личности другими людьми; достоинство составляет нравственное мышление и поведение человека, его созидание для себя и других, а также умственные способности критическим воспринимать действительность и проявлять субъективную активность по влиянию на улучшение окружающей социальной действительности; улучшая других людей, человек улучшает и себя; это улучшение может иметь разные формы: созидательный труд во благо других людей, участие в массовых этических оценках, воспитание и обучение других, просвещение, научная работа, культурная деятельность, искусства и художества, политика как вид нравственной общественной и государственной деятельности.
СВК-15: дружба – процесс устойчивых личных отношений между людьми, основанный на разделении общих идей, нравственной идеологии, симпатии, уважения, общих интересов, духовной близости, взаимной привязанности, понимания и поддержки друг друга;
СВК-16: жизнь (ценность человеческой жизни) – это взаимосвязанный процесс функционирования человека как биологическое, физиологическое и социальное явление, направленное на воспроизводство новых поколений людей не вредящих себе и друг другу, а также созидающих для себя и друг друга; ценность жизни человека заключается в его жизни для общества, а не в жизни для себя, т.е. степень ценности жизни определяется степенью соответствия жизнедеятельности индивида интересам других людей; если эти интересы нравственные, то и ценность человеческой жизни приобретает свое высокое значение; если человек выступает объектом эксплуатации и угнетения, то его жизнь не имеет ценности для эксплуататоров и угнетателей; в нравственном обществе и государстве ценность человеческой жизни абсолютна; никто не имеет права отнять у человека жизнь, так как он не создает угрозы и вреда себе и другим людям;
СВК-17: историческая память – отражение и закрепление в общественном мнении событий, информация о которых передается из поколения в поколения путем устной и письменной речи, литературы, а также с помощью работников образования, культуры, науки, искусств, кино и музеев;
СВК-18: преемственность поколений заключается в передаче от поколения к поколению идей, идеологии, отношений, способов труда и преобразования действительности, культурного кода (привычек и типовых поступков человека), традиций, ритуалов и обычаев, знаний, умений и навыков, которыми ранее владели предыдущие поколения; проявляется в том, что человек помнит и уважает своих предков, родителей, учителей, наставников, научных руководителей, хранит и передает их традиции своим преемникам;
СВК-19: единство народов России - это чувство дружбы народов страны, скрепленное общей идеологией, нравственным воспитанием и обучением, государственным и общественным непрерывным контролем уровня профессионального соответствия управленческих кадров, совместным ведением хозяйства и справедливым разделением результатов совместного труда;
СВК-20: коллективизм – чувство долга перед своим профессиональным (учебным) коллективом и личной ответственности за благополучие других людей, с которыми человек вместе созидает;
СВК-21: крепкая семья – чувство принадлежности человека к семье (как союза мужчины и женщины), в которой поддерживается доминирование духовных ценностей над материальными, проявляется в способности не вредить своим членам семьи и созидать для них, осуществлять семейное воспитание и обучение, принимать участие в совместной трудовой деятельности;
СВК-22: любовь – чувство глубокой эмоциональной и физической привязанности и устремлённости к другому человеку, ставшему объектом симпатии, увлеченности, создавшему чувство безопасности и безвредности совместной деятельности;
СВК-23: милосердие — чувство жалости к побежденному врагу, прощение его для создания основания к совместной созидательной деятельности;
СВК-24: надежда - положительно окрашенная эмоция, возникающая при напряжённом ожидании исполнения желаемого и предвосхищающая возможность его свершения;
СВК-25: ответственность за судьбу Отечества – чувство человека, характеризующиеся переживаниями личной ответственности за происходящие в Отечестве события и осуществление действий, направленных на противодействие внешним и внутренним врагам Отечества;
СВК-26: приоритет духовного над материальным
выражается в преобладании нравственных идей, идеологий в регулировании поведением человека, чем материальное стимулирование этого поведения; несовпадение идеологии и назначения материального стимулирования приводит к противоположному результату и недостижению целей материального стимулирования поведения; духовность возникает тогда, когда человек работает во благо других, не вредит другим, созидает для других;
СВК-27: служение Отечеству – активное участие гражданина в процессе защиты Отечества от различного рода внешних и внутренних врагов, создающих угрозы и причиняющих вред соотечественникам; формы участия могут быть формальными и неформальными; формальное служение Отечеству – это когда гражданин занимает соответствующие должности государственной военной или гражданской службы и должным образом исполняет свои обязанности, профессионально соответствует занимаемой должности; неформальное служение Отечеству – это когда гражданин, невзирая на свои должности и звания, проявляет чувство личной ответственности за защиту Отечество, самостоятельно и коллективно выявляет и пресекает деструктивную деятельность внешних и внутренних врагов Отечества;
СВК-28: совесть – это способность человека критически оценивать свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие должному поведению; совесть как этический регулятор поведения формируется в процессе нравственного воспитания и обучения, является одной из форм самоконтроля; совесть ориентирована на самосохранение и благополучие индивида, на принятые групповые нормы, ожидания окружающих или мнение авторитетов; в качестве нравственного регулятора, совесть осуществляется как внутренний мыслительный процесс, ориентирующий человека на непричинение вреда себе и другим людям; СО-Весть – это совместная весть других, указывающих на нравственный путь развития человека; утрата совести может иметь как биологический, так и физиологический и социальный характер; человек без совести – социопат, он не чувствует боли других людей, способен их угнетать и эксплуатировать, совершать против людей любые преступления ради личного благополучия;
СВК-29: справедливость – чувство человека, которое возникает в ответ на нравственное поведение человека и других людей, при котором поступки, мысли и слова едины, соответствуют представлениям людей о должном поведении и распределении общественных благ согласно нравственному правилу III-C: не вредить себе (С1), соседям (С2), среде (С3) ни мыслью, ни словом, ни делом; созидать для себя, соседей, среды мыслью, словом, делом;
СВК-30: созидательный труд – деятельность человека, в ходе которой создаются материальные и нематериальные блага для других людей, которые дают положительные обратные связи, потребляя данные блага;
СВК-31: сохранение и укрепление традиционных ценностей
- сохранение и укрепление традиционных ценностей, культуры и исторической памяти обеспечивается нравственным единством человека, общества и государства; нравственность человека является необходимым условием самого существования традиционных ценностей; сохранение и укрепление традиционных ценностей обеспечивается и поддерживается открытостью социальных процессов, процедур государственного управления и местного самоуправления, свободным обсуждением и этической оценкой поведения граждан и организаций;
СВК-32: товарищество – это отношения между людьми, основанные на общности их идей, идеологии, мировоззрения, интересов, проявляющиеся во взаимной помощи и солидарности, уважении и доверии, доброжелательстве и симпатии, созидательной деятельности;
СВК-33: честь - обладание человеком рядом морально- психологических качеств, которые другими людьми оцениваются как качества, заслуживающие уважения, образующие репутацию такого человека; бесчестие – утрата таких качеств, разрушение репутации человека в результате его безнравственных действий;
СВК-34: авторитет в коллективе – уважительное отношение членов коллектива к конкретному своему члену, который показывает пример, как надо поступать в конкретной жизненной и профессиональной (учебной) ситуации;
СВК-35: здоровый образ жизни без вредных привычек (злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков);
СВК-36: социальный интеллект как способность человека оценивать себя глазами других людей и осуществлять самокоррекцию поведения;
СВК-37: умственный труд как способность человека к умственному труду, которая проявляется в освоении научных знаний и умений переложить полученные знания в жизнь.
СВК-38: чувство долга и личной ответственности за порученное дело, проявляется в готовности и способности взять на себя ответственность за дело и потом отвечать перед коллективом и руководством за то, как с этим делом справился. При этом человек переживает, волнуется, сосредотачивается на том, что ему это дело нужно обязательно сделать наилучшим и возможным образом.
Для оценки сформированных СВК можно использовать метод личной оценки преподавателя, а также метод коллективной оценки данных качеств, когда учащиеся оцениваю каждое СВК друг у друга до проведения дискурсивно-оценочных практик и после.
По развитию каждого СВК классный руководитель проводит занятие, целью которого является формирование и укрепление каждого конкретного СВК. Способ развития СВК - дидактические игры.
Задачи плана:
1. Обеспечить организацию нравственного обучения, просвещения и пропаганды нравственности в образовательных учреждениях, семьях и нравственных классах. Обучение направлено на формирование нового типа гражданина (повышения качество человеческого потенциала): россиянин – это нравственный человек, которые не вредит и созидает. Просвещение должно быть направлено на наглядное представление преимуществ
99
нравственного поведения и
гражданскому обществу примеров наступления правовой ответственности за безнравственность, не этичное поведение и бессовестность.
2. Защита граждан от деструктивной идеологии.
Деструктивная идеология – это искаженное восприятие действительности, когда материальные ценности доминируют над духовными. С помощью деструктивной идеологии осуществляется моральное разложение человеческого потенциала, превращение его в массу эгоистов и потребителей, паразитирующих на обществе. Деструктивная идеология разваливает человеческие отношения, дегуманизирует их, является угрозой национальной безопасности.
Сторонник деструктивной идеологии – лицо, которое в своем поведении руководствуется материальными мотивами во вред другим людям и государству.
Носитель деструктивной идеологии – лицо, в мировоззрении которого материальные ценности возобладали над духовными.
Распространитель деструктивной идеологии – лицо, которое агрессивно навязывает другим людям примат материального над духовным.
Задача всех мероприятий плана – защита граждан от деструктивной идеологии, чтобы воспитать нового нравственного человека созидающего труда и безвредного поведения.
3. Обеспечить установление справедливости, которая устанавливается и поддерживается нравственными действиями граждан, организаций, органов государственной власти. Государственное управление и местное самоуправление осуществляются с нравственных позиций. Все решения государственной власти и органов местного самоуправления носят нравственный характер, что обеспечивает их легитимность и справедливость. Безнравственность обществом и государством осуждается, недостойное и вредное поведение граждан публично порицается.
Граждане могут оценивать действия руководящих кадров. Этот процесс дополняется публичным обсуждением, осуждением или одобрением.
обеспечивать предоставление
Несоблюдение нравственных норм является основанием для последующего увольнения по утрате доверия, что обеспечивает солидарность общества с органами государственной и муниципальной власти, гарантирует общественную и государственную безопасность.
Граждане и организации регулируют свою деятельность с учетом этических оценок. Учет положительной или негативной этической оценки осуществляется самостоятельно в форме принятия надлежащих мер к восстановлению и поддержанию общественного и государственного доверия, сохранению своей репутации.
4. Проведение на регулярной основе занятий (уроков) нравственности. Для воспитания нравственности в образовательных учреждениях, семьях, нравственных классах и иных организациях проводится урок (занятия) нравственности.
В ходе урока (занятий) нравственности граждане овладевают умением давать публичные нравственные оценки событиям и действиям, которые совершаются другими субъектами. Умение распознавать безнравственные поступки в собственном поведении, и поведении других граждан и организаций – обязательный учебный результат проведения уроков (занятий) нравственности.
Подготовка и реализация уроков (занятий) нравственности обеспечивается педагогическими работниками, руководителями органов управления образованием, родителями и наставниками.
Методика диагностики социопатии «КВП-64»
Научно-психологическая проверка человека на человечность весьма актуальная задача. Реализация такого исследования представляется возможной, поскольку существует полная, системная и общепризнанная концепция нравственности, разработанная специалистами Института нравственности (Институт нравственности, https://in.ast.social).
Категория «нравственность» согласно пункту 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации является объектом, зля защиты которого допустимо ограничение прав и свобод человека.
Определение категории «нравственность» дано в следующих фундаментальных научных исследованиях и прикладных разработках:
1. Юнацкевич П.И., Чигирев В.А. Нравственное развитие взрослого человека: основные понятия. Терминологический словарь. - СПб.: ИОВ РАО, 2006 – 114 с.
Данная работа является научным результатом фундаментального исследования ИОВ РАО по теме: «Нравственное развитие взрослого человека в процессе непрерывного образования» (2006 года). Терминологический словарь направлен на систематизацию знаний о нравственном развитии взрослого человека и использовании определений в разработке законодательных и нормативных актов, направленных на укрепление и сохранение традиционных духовно-нравственных ценностей России и других государств-участников СНГ.
В работе представлены основные понятия, характеризующие нравственное развитие человека.
Работа предназначена для законодателей, работников образования, просвещения, науки и культуры, а также экспертов, осуществляющих семантический и лингвистический анализ текстов.
Нравственность – это общее выражение свойств человека, которые выполняют функцию этического регулирования отношений между членами общества. Особый настрой мышления и поведения, позволяющий не причинять вред себе, окружающим,
102
среде обитания. Формируется с помощью других граждан и организаций, постоянно корректирующих поведение и самооценку человека.
2. Юнацкевич П.И. Методические рекомендации по проведению внеурочного занятия на тему «Нравственность» в образовательных учреждениях общего среднего образования. – Санкт-Петербург: Институт нравственности, 2014. – 12 с.
Правовые основания по организации и проведению внеурочного занятия для 1-11 классов в рамках внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС на тему: «Нравственность»:
Пункт 2.5 Плана мероприятий по реализации Концепции развития образования взрослых в государствах-участниках СНГ, утвержденного решением Совета глав правительств государств- участников СНГ 22 мая 2009 года;
Проект Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. No 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при внедрении ФГОС общего образования».
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации предусматривает приоритетную задачу в сфере воспитания детей, направленна на развитие высоконравственной личности.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации предусматривает решение задачи по созданию условий для консолидации усилий социальных институтов по воспитанию подрастающего поколения, обновление воспитательного процесса системы общего образования, формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, создание нравственной позиции личности по отношению к окружающей социальной действительности.
Для формирования нравственной позиции детей к явлениям социальной действительности разработано внеурочное занятие для 1-11 классов в рамках внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС на тему: «Нравственность».
Методические рекомендации для учителя по проведению внеурочного занятия для 1-11 классов в рамках внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС на тему:
«Нравственность» можно просмотреть, перейдя по ссылке:
Сайт Института нравственности, раздел «Урок нравственности», также содержит электронную версию данных методических рекомендаций: www.in.ast.social
Нравственность – это когда человек не вредит себе, другим, стране, в которой живет.
Нравственное правило на каждый день: не вреди себе, соседям, среде ни мыслью, ни словом, ни делом; созидай для себя, соседей, среды мыслью, словом и делом.
Не вреди себе (С1), соседям, другим людям (С2), стране, окружающей природе (С3) ни мыслью (М), ни словом (С), ни действием, делом (Д):
C1 + С2 + С3
____________
М+С+Д
Социальная деструктивность,
бездушность, асоциальность, эгоизм,
агрессивность, бесчестность, жестокость, подлость не являются первичными проявлениями личности, они обусловлены общественно-опасным заболеванием - социопатия.
Социопатия (диссоциальное расстройство личности) обозначает стойкое нарушение характера человека, затрудняющее его социальную адаптацию, сопровождается пренебрежением нравственными устоями и правовыми нормами. В буквальном смысле можно перевести как «социо» — общество, «патия» — болезнь. Дословно социопатия – это заболевание, опасное для общества. Болезнь проявляется в утрате нравственного чувства, совести, сопереживания. Это ведет к образованию вредного для окружающих поведения социопата.
По F60.2 (МКБ 10) диссоциальное расстройство личности характеризуется следующим образом. Это расстройство личности, характеризующееся пренебрежением к социальным обязанностям и непоколебимым устойчивым равнодушием к окружающим. Наблюдается значительное несоответствие между поведением
недружественность, бесчеловечность,
социопата и основными социальными нормами. Поведение с трудом поддается изменению на основе опыта. Применение наказания в случае социопатии неэффективно, так как больной этого типа не исправляется в ходе наказания, а концентрируется на дальнейшей мести и продолжении своего произвола и причинения вреда людям.
Социопаты неспособны следовать господствующим международным и национальным нормам права и морали, жить в согласии мире с соседними государствами. Это любители сильных ощущений, импульсивные, лишенные чувства ответственности, несмотря на многочисленные ошибки, они не способны извлечь уроки из негативного опыта. Именно такие лица генерируют конфликты и угрозы человечеству, поджигают локальные и мировые войны, создают угрозу применения ядерного оружия, ведут человечество к гибели.
От диагностики и лечения социопаты не только уклоняются и проявляют агрессию в отношении лиц, указавших на конкретные признаки психического заболевания. Сводят с ними счеты, добиваются снятия с должности, вплоть до физического устранения за постановку диагноза.
Объект угроз – население всего мира.
Средство реализации угроз – десубъективация граждан, лишение их способности к критическому мышлению и социальной активности, способности и готовности защищать свои права и свободы.
Способ реализации угроз - захват и злоупотребление органами международной и национальной государственной власти, используя при этом намеренную психопатизацию населения и его оглупление, чтобы обман социопатов граждане мира принимали за правду.
Технология реализации угроз – монетаризм, идеология денег, построенная на всеобщей вере в деньги как в универсальную силу. Эта вера замещает основную ценность (человек) на манипулятивную (деньги) в целеполагании и смысле жизни каждого гражданина. Проявляется в виде подмены ценностей, идеалов, цели жизни человека (человек, его права и свободы являются высшей ценностью, что закреплено во всех законах и конституциях капиталистических стран) на иную универсальную ценность, идеал, цель жизни - получать как можно больше денег.
Деньги как идеология – это идея, ценность, смысл жизни в накоплении все больших и больших денежных сумм.
Деньги как религия – это вера в деньги как в универсальное средство решения любого вопроса жизнедеятельности субъекта – дал денег и решил любой вопрос. На каждый нерешаемый вопрос выделяется еще большая сумма денег. У кого нет денег, у того нет власти, влияния и самой жизни. Без денег человек впадает в депрессию. Его мучают несостоявшиеся мечты о личном обогащении. Функцию молитвы выполняет личный регулярный пересчет своих денег.
Деньги как технология – это пометка (социальное рейтингование) каждого человека доступной ему суммой денег. Социопаты захватили контроль над производством и распределением денег. По своему произволу решают, кого назначить богатым, а кого бедным, предоставляя взамен за определенное ими поведение ту или иную денежную сумму.
Асоциальная логика социопатов такова: чтобы стать хозяевами мира, нужно деньги сделать для каждого управляемого субъекта смыслом жизни. А потом отнять у него этот смысл жизни, лишив его денег, рабочего места, вогнать в депрессию и таким образом ускорить его физическую смерть. Социальная смерть наступает от лишения доступа к деньгам (нет возможности платить за покупку доходной должности), а физическая смерть начинается от депрессии, которая начинает прогрессировать по причине отсутствия денег.
Социопатия
Социопатия (социопатическое расстройство) – психическое заболевание, характеризующееся нарушением мышления и поведения человека, ведущее к систематическому нарушению социальных норм.
Эта патология психики характеризуется утратой совести, нравственности и сопереживания (эмпатии) другим людям. Социопаты не уважают прав и чувств окружающих, манипулируют ими ради своей выгоды, не испытывают чувства вины и ответственности за совершенные поступки. Заболевание приводит к серьезным проблемам в личных, профессиональных и общественных отношениях людей, организаций, государств и народов, с которыми взаимодействуют социопаты. Социопаты постоянно нарушают законы, так как испытывают дискомфорт при любой попытке других ограничить их произвол. Обладают хорошей социальной маскировкой, используют умственную скромность и социальную трусость граждан для своего доминирования в регулировании распределения ресурсов и благ.
Диагностические критерии состояния социопатов, объясняемые утратой совести, нравственности и эмпатии к окружающим:
а) дефект коммуникационной сферы: аффективность, возбудимость, утрата контроля над стремлением к потреблению, развлечениям и доминированию;
б) хронический характер безнравственного стиля поведения, проявляемый в стремлении причинить вред другим людям для сохранения своего произвола, доминирования, безудержного потребления, развлечений, социального паразитизма;
в) безнравственный стиль поведения, маскируемый от окружающих, проявляется в форме интриг, сговоров по причинению вреда и нарушению законов и нравственности общества, разжиганию взаимной ненависти и противопоставления людей друг другу в социальных ситуациях;
г) вышеупомянутые проявления всегда возникают в детстве или подростковом возрасте как наведённые состояния, вызванные подражанием конкретным социопатам в семье, образовательной и профессиональной средах;
д) социопатическое расстройство приводит к значительному вреду для всех лиц и организаций, сталкивающихся с социопатами;
е) расстройство сопровождается существенным ухудшением духовного и материального состояния лиц, вступивших в отношения с социопатом, депрофессионализацией, оглуплением специалистов; выражается в имитации профессиональной деятельности, утрате чувства долга и личной ответственности перед обществом и государством.
Для постановки диагноза необходимо, чтобы были определены как минимум три критерия:
G1. Указание на то, что характерные и постоянные типы внутренних переживаний и поведения индивидуума в целом существенно отклоняются от нравственной нормы, заданной нравственным правилом III-C: индивид причиняет вред другим (- С2) и среде обитания (-С3). Такое отклонение должно проявляться более чем в одной из следующих сфер:
1) в когнитивной сфере наблюдается негативный образ мыслей об окружающих людях и среде обитания, ненависть к другим людям и боязнь их, компенсация этого страха манипуляциями, захватом власти, ресурсов, денег, ― с целью лишить других возможности сопротивляться произволу социопатов;
2) в различных ситуациях (тайных сговорах, интригах) проявляются отрицательные эмоции социопатов: злоба, ненависть, зависть, раздраженность, угрызения жадности по отношению к другим;
3) отсутствует контроль над влечениями и удовлетворениями основных потребностей в питании, потреблении, развлечениях, доминировании; имеют место попытки перехватить власть в личной и публичной сферах;
4) отношения с другими и манера решения интерперсональных ситуаций носит характер эксплуатации, унижения, ограбления и прочих форм причинения общественного вреда.
G2. Отклонения такого рода выглядят тем симптоматичнее, если носят изощренный характер и замаскированы под общественно-важные цели и популярные лозунги, не сводимые к отдельно взятым ситуациям.
G3. Они оказывают неблагоприятное воздействие на социальное окружение.
Личностное расстройство обращает на себя внимание грубым несоответствием между поведением и господствующими социальными нормами. При этом оно характеризуется наличием общих диагностических критериев расстройства личности по ряду пунктов:
а) утрата совести, бессердечное равнодушие к чувствам других;
б) грубая и стойкая позиция безответственности и пренебрежения социальными правилами и обязанностями;
в) неспособность поддерживать взаимоотношения при отсутствии затруднений в их становлении, несоблюдение любых договоренностей с людьми, организациями, обществом и государством;
г) крайне низкая способность выдерживать фрустрацию (
), а также низкий порог разряда агрессии, включая
насилие;
д) неспособность испытывать чувство вины и извлекать пользу
из жизненного опыта, включая такую его форму, как наказание;
е) склонность во всем и везде обвинять окружающих и выдвигать благовидные объяснения своему деструктивному поведению, приводящему к конфликту с обществом, с государством, с законами («меня все предали», «обманули»,
«подставили» и прочие тому подобные оправдания);
ж) наличие постоянной раздражительности, озлобления,
конфликтности;
з) расстройство в детском и подростковом возрасте
поведенческих норм, дальнейшие затруднения в обучении и поверхностность знаний, отсутствие профессиональных умений, компенсируемое многословием с употреблением необычных слов и терминов, отражающих дилетантство;
и) игнорирование социопатом этических норм и правил, объясняемое обычно тем, что общество и государство причинило ему якобы вред и теперь он, таким образом, свободен в выборе любых способов и методов достижения своих целей. При этом выбор способов и методов носит криминальный, безнравственный характер.
психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении
потребностей
Технология профилактики социопатии
Для профилактики социопатии используется технология формирования коллективов на всех уровнях государственного управления и общественного самоуправления. В коллективе осуществляется минимизация социопатических проявлений.
Коллектив – социальная группа, в которой сформирована нравственная атмосфера, характеризующаяся следующими признаками:
внутренним единством идей, целей, задач;
совместным способом деятельности;
взаимовыручкой и поддержкой друг друга по принципу «один за всех и все за одного»;
самоуправлением, где каждый член коллектива играет роль
исполнителя при решении одной задачи, и руководителя при решении другой задачи;
возможностью каждому члену коллектива завоевать авторитет в форме общего признания социального и профессионального соответствия занимаемой должности или роли;
дружбой, спокойствием и уверенностью в будущем каждого члена коллектива;
конструктивным поведением членов коллектива, обеспечивающим им сохранность психического и соматического здоровья;
чувством гордости за принадлежность к коллективу;
совместным обсуждением и принятием управленческих решений.
Коллективы (учебные, трудовые, служебные, профессиональные, управленческие, деловые и другие) формируются руководителями органов государственной власти и общественного самоуправления во всех сферах жизнедеятельности общества и государства.
Регулирование коллективных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности, равенства прав и обязанностей, разрешения внутриколлективных вопросов путем общего обсуждения и оценки, совместного принятия решений, по взаимному согласию. Соблюдается приоритет нравственного воспитания и самовоспитания членов коллектива, забота об их благосостоянии и профессиональном развитии, обеспечение приоритетной защиты прав и интересов молодых и опытных членов коллектива, ветеранов труда и службы.
Коллектив вправе обсуждать, оценивать и совершенствовать решения, направленные на выполнение поставленных перед ним задач. Права граждан в коллективе могут быть ограничены на основании решения руководителя организации, сформировавшего коллектив, только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других коллективов и иных граждан.
В коллективах осуществляется профилактика и пресечение распространения деструктивной идеологии.
Признаки деструктивной идеологии:
корыстные мотивы и устремления;
приоритет материального над духовным;
гедонизм, паразитизм и безответственность.
В учебных, профессиональных и управленческих коллективах
осуществляются мероприятия по формированию у учащихся, сотрудников и руководителей необходимых социально-важных качеств для успешной социализации и профессиональной деятельности.
Социально-важные качества личности, за формирование которых несут равную ответственность руководители организаций с их коллективами и органами самоуправления коллективов:
нравственное мышление – особый настрой мышления и поведения, позволяющий не причинять вред себе, окружающим, среде обитания; формируется с помощью других граждан и организаций, постоянно корректирующих поведение и самооценку человека;
чувство долга и личной ответственности за порученное дело;
семейственность – чувство принадлежности к крепкой семье (устойчивому союзу мужчины и женщины), гордости за свою семью и предков, которое проявляется в способности не вредить своим членам семьи и созидать для них, сохранять историческую память и преемственность поколений;
приоритет духовного над материальным, выражаемый в преобладании нравственных идей в регулировании поведения человека над материальным стимулированием этого поведения;
совесть – способность человека критически оценивать свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие должному поведению;
справедливость – чувство человека, возникающее в ответ на нравственное поведение других людей, при котором поступки, мысли и слова едины, соответствуют представлениям людей о должном и нравственном поведении;
созидательный труд – деятельность человека, в ходе которой создаются материальные и нематериальные блага для других людей. Даёт положительные обратные связи при потреблении создаваемых благ;
честь – обладание человеком ряда морально-психологических качеств, которые другими людьми оцениваются как качества, заслуживающие уважения, образующие репутацию такого человека; бесчестие – утрата таких качеств, разрушение репутации человека в результате его безнравственных действий;
здоровый образ жизни, выполнение трёх положений нравственного правила трёх С:
не вредить себе мыслью, словом, делом и созидать для себя мыслью, словом, делом;
не вредить другим людям мыслью, словом, делом и созидать для других людей мыслью, словом, делом;
не вредить среде обитания мыслью, словом, делом и созидать для среды мыслью, словом, делом.
Лица, занимающие руководящие должности в системе органов публичной власти, должны иметь следующие знания и умения для управления коллективом:
личный пример нравственного поведения и ответственного отношения к порученному делу, приоритет духовного над материальным в поведении руководителя;
руководитель лично соблюдает нравственное правило трёх С: не вреди себе (С1), соседям (С2), среде обитания (С3) ни мыслью, ни словом, ни делом; созидай для себя, соседей, среды мыслью, словом, делом;
в управлении подчиненными использует дискурсивно- оценочный метод: способ регулирования социальных отношений, основанный на групповой экспертной и массовой оценке при обсуждении социально-значимых решений;
в коллектив подбирает сторонников идеи нравственного пути, чтобы быть едиными и непобедимыми;
все решения выносятся на общее обсуждение и оценку;
все члены коллектива участвуют в обсуждении, оценке, совместном принятии, исполнении и контроле исполнения принятого решения;
в коллективе регулярно подводятся итоги исполнения принятых решений;
дается общая оценка каждому члену коллектива и руководства, принимавшего участие в исполнении принятого ранее решения;
ставятся новые задачи, поддерживаемые всеми членами коллектива;
Подготовка кадров и их воспитание, а также профессиональное использование осуществляются в коллективе и через коллектив.
Технология формирования и обеспечения деятельности коллектива:
постановка, обсуждение и общая оценка членами коллектива идей, целей и задач совместной деятельности (учебной, профессиональной, управленческой);
принятие всеми идей, целей и задач совместной деятельности;
обучение совместному (коллективному) действию по достижению намеченных целей и решению поставленных задач;
практика взаимовыручки и поддержки друг друга по принципу «один за всех и все за одного»;
самоуправление: каждому члену коллектива поручается несколько ролей руководителя и исполнителя разных задач;
регулярная общая (коллективная) оценка каждого члена на предмет его социального и профессионального соответствия занимаемой социальной или профессиональной позиции;
проведение мероприятий, направленных на возникновение дружественных связей между членами коллектива;
забота о каждом члене коллектива, чтобы была уверенность в нравственном настоящем и будущем;
конструктивным поведением членов коллектива, обеспечивающим им сохранность психического и соматического здоровья;
награждения и поощрения членов коллектива для формирования чувства гордости за принадлежность к данному коллективу;
совместное обсуждение, оценка, принятие и исполнение учебных, профессиональных, управленческих решений.
Способ измерения социопатических проявлений
Контент-анализ вербального поведения (КВП-64) создан для выявления социопатических проявлений.
Контент-анализ вербального поведения (от англ. contents — содержание, содержимое) или анализ содержания речи обследуемого — метод исследования в педагогике и психологии, предметом анализа которого является содержание вербального поведения, к которому относится речевая активность, производство текстов и комментариев в формальной и неформальной обстановке, в социальных сетях, в ходе диагностической беседы или внешнего наблюдения эксперта.
Наша научная школа (В.А. Чигирев, П.И. Юнацкевич) контент-анализ речи определяет как качественный анализ вербального поведения, текстов и высказываний обследуемого с целью последующей содержательной интерпретации.
Разработчики методики:
Юнацкевич Петр Иванович, доктор педагогических наук Бурыкина Янна Юрьевна, научный сотрудник Института психологии и информальной юстиции.
Анализ ответов на вопросы эксперта позволяет с вероятностью P=0,6 диагностировать социопатические проявления. Уровень социопатических проявлений замеряется путем использования двухбалльной оценочной шкалы:
Положительное значение – «согласен с утверждением теста, мне свойственно такое понимание действительности»;
Отрицательное значение - «не согласен с утверждением теста, мне не свойственно такое понимание действительности».

Комментарии 0