Загрузка данных

БУДУЩЕЕ: ДИСКУССИЯ

  • 17 апреля 2021 г.
  • 1809
  • 11

 

Посвящается 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Тем, кто сделал для будущего Всё! 

 

Сретенский клуб им. С.П. Курдюмова
Под редакцией В.В. Летуновского

Мир после 2020 года уже не будет прежним. COVID-19 запустил тектонические процессы в человеческом обществе и фактически инициировал начало того самого Большого антропологического перехода, о котором мы уже давно писали. Человечество начало этот переход, и процесс уже не остановить.

В то же время богатейшие семьи мира, крупнейшие инвестиционные фонды и ТНК решают свои проблемы передела рынков и обнуление своих долговых обязательств теперь уже не за счёт войн и революций, уничтожающих реальные материальные потенциалы государств и народов, а изощрённо, по-новому, за счёт разорения многих развитых стран через их экономическое самоистребление во время остановки жизни в самоизоляции и карантине, скупку их активов, земли и недвижимости за бесценок по окончании кризиса, введение тотальной системы слежки и административно-медицинской диктатуры. Речь идёт о создании цифрового концлагеря, разобщения людей, народов и установлении феодально-олигархической диктатуры.

Для этого достаточно поддерживать страх заражения и перспективы новых эпидемических волн новых вирусов, которые обязательно будут, искусственные или порождённые больной биосферой. Пока наша страна, как и все, следует в мейнстриме этих замыслов и процессов самоуничтожения, но планы манипулирования страхом всё больше разрушаются осознанием национальными элитами интересов своих народов, консолидацией людей вопреки самоизоляции, пробуждением в людях духовных ценностей и состояний перед лицом смертельной угрозы. Всё это открывает нам окно в новый мир грядущего будущего, другого будущего для России и мира, чему и посвящена предлагаемая книга.

Далее мы будем обсуждать возможные образы, цели и идеалы будущего общества, достижение которых может занять месяцы, годы, а в некоторых случаях – десятилетия, но только так проектируется перспектива и самосбывающийся прогноз общественного развития.

За созданием книги стоит авторский коллектив Сретенского клуба им. С.П. Курдюмова:В.В. Летуновский, А.В. Щербаков, Л.А. Колесова, В.Г. Буданов, С.Ю. Малков, А.В. Олескин, А.А. Алтунин, Б.И. Костенко, В.С. Курдюмов, Н.В. Белотелов, В.А. Рыжов, Н.Ю. Лобачёв, П.В. Белоусов.

Авторы выражают искреннюю благодарность коллегам по Сретенскому клубу, принимавшим участие в обсуждении настоящей книги. Особенную признательность за ценные замечания и бескомпромиссное отстаивание своего мнения хочется выразить В.Б. Кешелаве, Д.Е. Золотарёву, Е.Б. Гарину, Е.А. Антипиной, Р.В. Рыжову, Ю.С. Грибанову, И.А. Зимненко, В.Ю. Румянцеву

БУДУЩЕЕ: СИНТЕЗ АНАЛИЗА

Говорить о будущем – дело абсолютно бесполезное, но необходимое. Современники могут воспринять эти строки как нелепость. Особенно эксперты и специалисты, воспевающие дряхлеющие прелести дня сегодняшнего. Однако и шахтёрам в глубоких недрах тьмы видится светлое завтра: яркое солнце и роса на траве. Потомки будут смеяться над наивностью понимания их бытия и жития. Действительность будущего превзойдёт все пророчества и возможные ожидания (рис. 1). Потому готовить следующие поколения к сверхзадачам новой эры человечества следует уже сейчас.

Предлагаемая картина уже близкого, но ещё далёкого грядущего мира является синтезом многих аналитических взглядов. Выводы из представленных суждений имеют целью открыть широкую дискуссию по общему для всех Образу Будущего. В мозаичное полотно такого Образа требуется инсталлировать ещё многие провидческие идеи великих учёных и мыслителей разных эпох и народов. Начинаем, так как спор о вкусе яблока можно вести после высадки древа познаний.

КОНЦЕПЦИЯ МИРА ДЛЯ ВСЕХ И ВСЕ ДЛЯ МИРА

Мир спустя 2000 лет вошёл в смену общественной экономической формации. Вновь возник выбор: откуда и куда идём?

Априорно, как заранее известный немногим ответ, можно представить в виде триптиха. Слева направо: от рыночного капитализма к цифровому социализму и от него к реальному гуманизму планетарного масштаба – планетаризму.

Концепция планетаризма – мир для всех и все для мира. Апостериорные рассуждения, полученные из обобщения мирового опыта, подтверждают этот вывод.

Бесконечная борьба капитализма с социалистической идеей – сначала в советском варианте, а теперь с китайским лицом – как основной источник научно-технического прогресса исчерпала себя. Капитализм, поставив материальное выше духовного, обеспечил создание в отдельных странах благополучного большинства среднего класса. Однако с ростом численности населения постоянно повышать уровень такого благополучия оказалось невозможно. Воплощается прогноз И.М. Валлерстайна (рис. 3): идеология потребления, являющаяся основой промышленности и торговли, приведёт к исчерпанию базовых ресурсов. Потребительская экспансия упёрлась в пределы роста, порождая непрерывные экономические, экологические, биологические и другие глобальные кризисы.

Любые попытки спасения и совершенствования прошлого требуют огромных финансовых вложений с краткосрочным результатом. В этих условиях ничем не ограниченная свобода предпринимательства стала постепенно, прежде всего – в Северной Европе, вытесняться культурой самоограничений и взаимной поддержки. Ещё вчера внешне мощный, но рыхлый внутри финансовый механизм рыночной конкуренции сегодня развернулся в сторону государственного планирования и бесплатной социальной защиты.

Ведущие философы, учёные, аналитики и политики приступили к активному изучению и авторскому изложению принципов социалистического общественного устройства. Да, идея социальной справедливости в многочисленных её формах будет определяющей на ближайший период. В отдельных странах старое мировоззрение уже заменяется новой социальной идеей – национал-популизмом (рис. 4), заселением народов в благоустроенные национальные квартиры.

Однако смена формации требует смены мироустройства. Необходимо основные усилия направить в управление развитием общества переводом его в новое качественное состояние. И всё же большинство иерархов пытаются вписать управление стабильностью, управление текущим состояниям в новый электронный мир. Коммуникативная доступность практически каждого человека неожиданно стала основой индивидуальных рейтингов благонадёжности и влиянием на необходимое поведение людей. Элементы искусственного интеллекта, чипизация населения стали важнейшим элементами тотального контроля за соблюдением запретов. Такой прогноз давал ещё в далёком 1970 году Збигнев Бжезинский. 

Нынче данные технологии активно использовались во время противостояния вирусным и углеводородным пандемиям. Предполагается их широкое применение для нейтрализации последующих более масштабных угроз существования человечеству. В ответ на это появились противники всемирной цифровизации. Началось рассогласование картин внутреннего и внешнего мира людей. Нельзя войти в одну реку дважды, не меняясь. Так каким явится этот мир? Преображённым или архаичным? Сможет ли всеобщая трансформация пойти эволюционным путём, или импульсом будут локальные революции в наиболее бедных странах? (См. рис. 6.)

Индустриальная эпоха сформировала основы единого мирового общества. Интеграционное единство промышленной, финансовой, энергетической, информационной, транспортной, логистической инфраструктур состоялось. Девятый вал третьей волны организации общества, по Элвину Тоффлеру (рис. 7), стремительно сносит всё на своём пути. Всеобщая связанность и взаимообусловленность открывает невиданные возможности, но и несёт неведомые ранее угрозы.

Человечество оказалось на распутье исторических дорог. Можно стать свидетелем мрачного выбора, когда всех сгоняют в цифровой концлагерь с индивидуальным номером во исполнение воли «касты избранных», спасающей свой статус-кво.


Можно, наоборот, быть созидателем духовного, преодолевающего алчность материального, когда свой – ближний почитается, как и чужой – дальний, в круге равных.

Эта развилка ещё не пройдена. Задачи саммита тысячелетия ООН об устранении из мировой экономической системы нищеты и насилия продолжают сохранять свою актуальность (рис. 8). Более того, появились угрозы возврата в прошлое с новым IT-отпечатком. Падение в капиталистическую пропасть финансовых спекуляций может смениться ужасом восстановления цифровых вассальных повинностей, рабовладения.

Конечно, рано или поздно цифровой социализм победит, но он тоже проходящий этап развития мира. Интересно, что будет следовать за ним, какой долгосрочный Образ будущего грядёт?

Формирование этого образа – сверхсложная совместная конструкторская работа. В новом мире цели планетарного развития всего человечества должны иметь приоритет над любыми региональными и государственными, групповыми и личными задачами.

Такая работа должна учитывать опыт выживания в старом мире, с благодарностью ко всем нашим предшественникам, многие из которых ценой жизни остановили мировые войны и эпидемии, техногенные и природные катастрофы, неизменно восстанавливая мирное жизнеустройство. Их главный завет – довольно жить в борьбе, агрессии одних против других, необходимо остановить процессы деградации личности и разобщения социумов. Прислушайтесь к призыву князя П.А. Кропоткина о взаимной помощи, которая всегда более выгодна, чем взаимная борьба (рис. 9).

Потому ключевой тезис сегодня – социальное благосостояние и безопасное процветание всех людей независимо от их расы, национальности, конфессии, пола, возраста и социального положения. Формирование планетарной цивилизации, где каждый необходим и востребован для созидания долгой и счастливой жизни в гармонии с природой и вселенной.

Для этого потребуется Большой антропологический переход в ближайшие 30 лет к новой общественной формации, к реальному планетарному гуманизму, в котором человек живёт максимально долго и счастливо. Впервые горизонтальные связи между людьми, свой ственные пока семейным отношениям, станут важнее вертикальных.

Сетевые сообщества будут преобладать над иерархическими вертикалями. Заботы о социальной справедливости сменятся на хлопоты по формированию человека-творца. Тогда прозвучат аплодисменты от К.Г. Маркса в честь свободной творческой деятельности каждого совместно с другими людьми на общее благо (рис. 10). 

 

ЧЕЛОВЕКОРАЗМЕРНАЯ СТРАТЕГИЯ


Скептик и софист Протагор одним из первых сформулировал человекоразмерный взгляд на мир. По одной из версий, он утверждал, что человек есть мера всех существующих и несуществующих вещей.


Антропологические возможности цифровой цивилизации – личные, физиологические, социальные – позволяют воплотить эту сверхидею. Роботизация несёт освобождение от физического и монотонного труда, автоматизация и платформизация – от офисной занятости.
Огромные ресурсы свободного времени теперь можно перенаправить на формирование человека-творца, которому не страшна технологи ческая сингулярность. Искусственный интеллект и сменяющее его Искусственное сознание, работающее на приращение знаний, всё равно не смогут вторгнуться в духовную природу. Они так и останутся суперсервисом для управленцев.


Спустя почти две с половиной тысячи лет вновь возникли условия для осмысления нового отрезка Осевого времени. Помните, К.Т. Ясперс установил (рис. 11), что смысл человеческого существования был одновременно предметом размышлений в Палестине, Греции, Иране, Индии и Китае. Большинство мыслителей пришло к мнению, что бытие «ветхого человека» определяется пожизненной подготовкой к Спасению.


Теперь, когда человечество выжило, спаслось, пришло время собрать разбросанные историей камни в храм осознанного Преображения себя и мира в синергии с Высшим замыслом предназначения Человечества.


Человечество призвано выйти в космос для его освоения и преображения, как писал русский философ Н.Ф. Фёдоров, обрести новый бессмертный статус бытия – жить нужно не для себя (эгоизм) и не для других (альтруизм), а со всеми и для всех (рис. 12). 

Смысл современных гуманитарных наук, философии, психологии, акмеологии, социологии и других – открыть реальное предназначение каждого человека в целостности всеобщего бытия.

 

ЭКОНОМИКА УНИКАЛЬНЫХ ВЕЩЕЙ


Антропоразмер человека-творца предопределит основы новой экономики.


Она будет обеспечивать материальные потребности созданием индивидуальных или уникальных вещей, отвечающих предпочтениям, вкусам, размерам конкретного человека. Произойдёт ренессанс ремесленничества, направленного на творческое и культурно ориентированное преобразование окружающей действительности, когда имя дороже денег.


Эра массового производства и перепроизводства товаров исчезнет. Информационная обработка материальных потребностей каждого человека позволит выйти на безошибочные прогнозы по необходимому объёму и качеству продукции. Прообраз такой системы с электронным рублём взаиморасчётов разрабатывался академиком В.М. Глушковым почти 60 лет назад (рис. 13).

Валовый внутренний продукт (ВВП), как и другие метрики современной экономики, станет не востребованным. Измерять будем не сколько произведено навалом, а сколько потреблено персонально.


3D- и 4D-проектирование, роботизированная промышленность, самообучаемые сенсорные машины уничтожат понятие производительности труда, потому что смогут выдавать продукцию в заданном количестве и качестве в необходимое время (рис. 14).


Внимание социума будет сосредоточено на развитии качественных и количественных характеристик каждого его члена, свободного от экономических проблем. Впервые можно будет просчитать интеграционный показатель благополучия всех и каждого не как среднюю температуру по больнице, складывая нищего и богатого, получая квазиуспешного середняка как основу общества потребления.


В обществе развития деньги постепенно утратят многие функции. Их накопление станет бессмысленным. Стоимость денег будет определяться не по золотому эквиваленту или по мощи военно-экономического потенциала, человек станет главным номиналом, он мера всего (рис. 15). Инфляция станет невозможной. Волатильность оценок национального богатства по золоту, нефти или газу заменит стабильность роста способностей и возможностей людей. В промежуточный переходный период доходы будут распределяться по остаточному принципу. Сначала затраты на других, потом на себя.

Начнётся гонка не за сверхоружием, а за творчеством, раскрытием индивидуальных талантов. Исчезнет безработица. Каждый будет на счету. Впервые возникнет реальная потребность в человеческом потенциале, чтобы человек жил долго и счастливо. Источник войн, которые уносили и уносят впустую непрожитые жизни, иссякнет. Посмешищем станут те, кто ставит своей целью передел материальных богатств.


Справедливое владение имуществом останется в истории трактатов по хрематистике Аристотеля, политической экономике от её первооткрывателя А.М. де Ваттевиля (рис. 16) и последующих.


Экономика перестанет перегреваться. Закончится эластичный спрос на мультипликаторные теории маржинальности, институционализма, монетаризма. Они займут достойное место на полках всемирных библиотек в разделе «Детство человечества».


Понятие «экономика» вернётся в исходное состояние – разумное хозяйствование.

 

УМНОЕ УПРАВЛЕНИЕ


Разумному хозяйствованию потребуется умное управление.


Действующее стратегическое управление всё чаще подвергается широкой критике из-за отсутствия здравого смысла в тех или иных действиях. Многим кажется принятое решение несправедливым, не отвечающим насущным требованиям, поверхностным, однобоким
и т. п. Реальная алогичность управленческой деятельности является результатом размытого мировоззрения и разорванного сознания. Движение без ориентиров невозможно, оно напоминает путника в снежной буре, идущего по кругу. Ещё более опасным становится путь при денежном урагане. Ошибочно считать, что миром правят деньги. Жажда наживы – такая же болезнь, как чрезмерное потребление алкоголя. Использование финансов для личного накопления развращает окружение. Их перераспределение в те или иные сферы без согласования с социумом всегда имеет печальное окончание (рис. 17).


Между тем технологические достижения создали единую среду всеобщей связанности и мобильности. В недрах уходящей эпохи зреют зёрна новых общественных отношений и встроенных в них систем управления, опирающихся на услуги мегаискусственного интеллекта.

В электронной действительности выбор направлений его применения, как сервиса по выработке, принятию и реализации стратегических решений, становится ключевой проблемой.


Пока в политических иерархиях он служит тотальному контролю за людьми, лишению их возможности действовать самостоятельно. Постепенно эффективность его использования приведёт к массовому внедрению в экономику сверхстран. Далее возникнет парадокс искусственного интеллекта. Он станет первопричиной преобразования общественных отношений из иерархических в сетевые.


Во-первых, его функционирование потребует объективных и достоверных данных.


Во-вторых, их невозможно будет корректировать, тем более – манипулировать ими в создаваемой мировой доверительной среде обмена информацией (типа Блокчейна).


В-третьих, данные, отражающие именно реальную действительность, принесут крах, прежде всего – биржевых и банковских структур, работающих со скрытой или скрываемой информационной сущностью денег.


Эти структуры начнут искать спасения в отчаянной борьбе с продвижением искусственного интеллекта. Они, обладая значительным политическим и экономическим потенциалом, вполне могут стать тормозом мирового развития.


Однако борьба за сохранение прошлого с отрицательным результатом никому не нужна. Объективно открытые сетевые системы возьмут верх над закрытыми иерархическими.


Да, катастроф никто не желает, но приходят к ним, так как любая власть меняется через смену опорных точек в сознании. Революции возникают, когда сознание проживает в комфорте, а комфорт – враг любых, даже эволюционных изменений. Тем более что после искусственного интеллекта наступит время искусственного сознания (рис. 18).


Слабая власть сохраняет своё благополучие в борьбе с изменениями, порождает революции.


Сильная власть, выживая в конкуренции, более склонна к этапным и постепенным преобразованиям. Для неё насущный вопрос – скорость таких изменений и их соответствие возрастающим духовным и материальным потребностям граждан.


Будущая власть должна иметь «родительское начало», то есть обладать мудростью и ответственностью, заботиться о своих подданных, независимо от их социального статуса, реализовать принципы от М.А. Бакунина – свобода без принуждения и равная для всех.

Форма реализация грядущих изменений – сетевая многофункциональная матрица организации и управления жизнедеятельностью общества, каждая клеточка которой заполнена достойным и опытным профессионалом, воплощающим в себе легион знаний, с опорой на искусственный интеллект (рис. 19).


Социальный американский деидеологизатор постиндустриального общественного устройства Дэниел Белл предполагал, что такой формой власти станет власть знаний, меритократия, бьющая наотмашь теперешнюю бюрократию (рис. 20). Однако привилегированность, пусть даже интеллектуалов, – всегда отрыв от народа. Требуется смена парадигмы: от общественного участия в управлении на включённость управления в общество. Голове пора вернутся к телу. Достаточно рассматривать субъект и объект управления как противостоящие друг другу элементы.


Подлинная цель умного управления возвращённого в социум – приумножение народа и сохранение многообразия биологических и природных ресурсов.

 

ПЕРСОНАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА


Умное управление социумом преодолеет столетнюю планку средней продолжительности жизни людей. Это станет результатом создания персонифицированной медицины, работающей в трёх взаимообусловленных плоскостях – прогнозирование, профилактика и партисипативность, активной заинтересованности людей в здоровом образе жизни.


Прогностическая составляющая будет обеспечена геномными исследованиями, позволяющими раскрыть уникальные свойства каждого и моделировать возможность тех или иных заболеваний. Появится конструкция Человек – Big Data, т. е. массив структурированных и неструктурированных данных об организме, состоящем из многих миллионов типов органических молекул, объединённых в клеточные структуры со сложными многоуровневыми механизмами регуляции. Сопоставление искусственным интеллектом этих данных с базой знаний о диагностике и лечении болезней изменит профилактическую работу. Она станет качественно иной, в том числе за счёт необходимой экспрессии генов, отвечающих, например, за иммунную систему. При помощи генетических зондов осуществится встраивание в человеческий геном, что позволит изменить предрасположенность к различным патологиям. На клеточном и субклеточном уровнях будут открыты механизмы долголетия и угасания.


Увеличение продолжительности и темпов жизни может привести к росту и изменениям структуры психических расстройств – к массовым депрессиям, нервозам, психозам. Возникнет реальная угроза психодемии. Тому пример коронавирусная инфекция, сопровождаемая раздуваемой психодемией фобий с синдромом враждебности к «прокажённым странам», загоняемым в один большой карантинный барак.


Техногенное насилие над природой может принести ещё множество эпидемий и пандемий. Человек является не просто частью биосферы и окружающей среды, но и симбионтом с царствами вирусов и бактерий, которые резко мутируют в условиях загрязнения окружающей среды, изменения климата, уничтожения экосистем, редактирования генома растений и животных.


Пандемии новых вирусов, взламывающих межвидовые барьеры, будут перманентными, и никакая вакцинация за ними просто не успеет. Единственная надежда – на естественный иммунитет человека, который давно заменён и ослаблен аллопатическими препаратами, антибиотиками, синтетическими витаминами и вакцинами. На этом фоне становятся очевидны все просчёты здравоохранения и, соответственно, основные направления его развития.


Здравоохранение обязано гарантировать людям достойную защиту их здоровья и укрепление иммунитета, в том числе иммунитета психосоматического, духовно-нравственного, особенно потому, что патологической средой распространения пандемий и эпидемий во все времена были страх, паника, нагнетание уныния и пессимизма. Лекарство от этих состояний упирается в систему здорового образа жизни, здорового питания, включая чистую воду и чистый воздух, здравого осмысленного мышления, творческих занятий. Следует подумать о практике нормального стресса, где главное место занимают не только и не столько сами по себе физические нагрузки, сколько комплексные программы личного и семейного самосовершенствования. В них также входит система аутопоэзиса с самовыстраиванием и самораспознаванием своей глубинной мотивации, с необходимой самомобилизацией для преодоления кризисных факторов.


Все меры должны сочетаться с гуманитарным и нравственным образованием, воспитанием самоотдачи и ответственности, взаимопомощи и милосердия, нравственной чистоты и душевной открытости, честности и искренности.

 

ГУМАНИТАРНЫЙ ЭТОС НАУКИ


Эра нравственной чистоты и честности позволит преодолеть самую затяжную стагнацию в развитии фундаментальных и прикладных знаний.


Наука века двадцатого имела огромные достижения, прежде всего – в военной сфере с последующим их внедрением в гражданский оборот. Гонка вооружений была основным импульсом её развития. Однако были и процессы совместного освоения космоса. Удержать их масштаб не удалось. На новом витке противостояния Запада и Востока, борьбы экономики Китая с англосаксонским экономиксом, большие общие проекты вновь проблематичны. Тем более в условиях утраты наукой своих идеалов – бескорыстное открытие истинных знаний на благо человека.


Прикладная наука всё больше коммерциализируется, работает в угоду корпоративным интересам. XXI век открылся глобальной войной между углеводородной и электрической энергией. Нефтегазовые компании бросили огромные денежные ресурсы на сдерживание массового производства электрической тяги. Компромиссом в этом противостоянии стал вектор движения к водородным двигателям (рис. 22).

Ещё более критическое положение дел сложилось в фундаментальной науке. Физика, химия, биология, математика не могут предложить или признать теорий, противоречащих устоявшим взглядам. Нет системы знаний, поглощающих весь накопленный фундаментальный задел. Пришёл долго ожидаемый ещё Питиримом Сорокиным период нового синтеза всех наук, включая и социологию. Достаточно жить на информационной свалке, наращивать всё новые и новые объёмы информации, несущей всё менее и менее знаний.


Простейший вопрос – что такое электрический ток, которым пользуются все, – до сих пор не имеет фундаментального ответа. Никто так и не предъявил миру фото электрона. Что это – частица, волна или рябь на волне? Наличие гипотетической частицы доказывается вероятностными расчётами. Большой взрыв в большой науке очевиден.


Требуется обнаружить или обновить основы систематизации физических, математических и химических величин, вскрыть закономерности и границы живого.


При нынешних знаниях даже полёт на Марс невозможен, не говоря об его освоении. Реактивная тяга для этих целей не имеет перспективы. Защиты человека от повышенного уровня космической радиации не существует.


Для преодоления кризиса фундаментальных наук следует вернуться к четырём столпам этоса науки по Р.К. Мертону: универсализму, имеющему внеличностный характер научного знания, коллективизму и бескорыстию познания научных истин, и самое главное – к скептическому приятию результатов исследований (рис. 23).


Только на этих принципах можно найти ответ на экзистенциальную проблему смысла жизни человека и исторической миссии Человечества. Для этого необходим совместный диалог естественных наук, наук о человеке и метафизических практик традиционных культур. Come On! (рис. 24), выполним просьбу коллег из Римского клуба. Зальём бетоном совместных гуманистических достижений, религиозных и научных поисков прочный фундамент многоэтажного дома для наивного реализма, грубого материализма и нежного идеализма.


Фокус научного интереса должен перемещаться с изучения и преобразования неживой природы на изучение и преобразование человека и общества. Без такого широкого гуманитарного основания выход во Вселенную будет походить на победоносное открытие Америки с последующим истреблением коренного населения. Мотивация первооткрывателей – обогащение с порождением моральной пустыни после себя – сегодня катастрофична. Галактическое пространство многократно превосходит Землю по всем параметрам, у него больше шансов превратить нас в кровавый Марс или в планету любви без жизни – Венеру.


Н.К. Рерих предупреждал, что и человек прежде всего – житель космический, а затем – житель Земли (рис. 25).


За обществом планетарного гуманизма грядёт воплощение идей русского космизма. Откроется космическая природа человека и потенциал скрытых в нём духовных сил. Начнётся масштабное освоение Вселенной.


В техносфере будет сформирован заказ на мировой проект освоения дальнего и сверхдальнего космоса с решением насущных прикладных и фундаментальных научных проблем.


Для этого потребуется полноценное персонализированное образование, в котором занятие наукой – один из мощнейших способов творческого самовыражения, путь формирования человека для будущего.

 

ЛИЧНОСТНОЕ ПРОСВЕЩЁННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


Просвещённое, гуманитарное и нравственное образование – это формирование творческой личности для воспроизводства качественно иных общественных отношений, при которых социальный статус человека определяется его талантами и служением для блага других.


Сегодня роль массового образования сводится, в первую очередь, к подготовке широкого спектра специалистов для различных видов профессиональной деятельности, получивших необходимый объём отраслевых знаний, навыков и умений.


Изучению общественных норм и ценностей уделяется крайне мало времени. В большую жизнь в лучшем случае входят молодые люди с фрагментарным миропониманием и мировоззрением. Продолжается масштабное тиражирование новых членов потребительского социума, в котором конкурируют многочисленные идеологические структуры. Они целенаправленно стремятся внедрять свои системы ценностей в неокрепшее сознание молодёжи по каналам соблазнительного рекламно-суррогатного искусства, за которым не видно идеалов любви к ближнему и дальнему.


Цель рыночной и военной плутократии – как можно быстрее задействовать и израсходовать массовый человеческий капитал. Свободное от рутинной работы время заполняется просмотром кумиров и звёзд, производимых на сценах, подиумах, стадионах. Элита складывается из профессий, приносящих значительный доход, – банкир, экономист, топ-менеджер, юрист, артист, футболист и т. п. Элитаризм, самоизбранность отдельных людей стали губительными для общества, которое стремительно деградирует.


Возникла потребность в переходе от массового образования к индивидуальному просвещению. Для формирования основ будущего человека-творца необходимы фундаментальные философско-методологические и духовно-нравственные знания. Индивидуальное научно-психологическое сопровождение становления и поэтапного раскрытия креативных способностей ребёнка. Из любого человека посредством целенаправленных внешних воздействий на его ум, характер и физические способности можно сформировать социально ориентированную личность.


Сегодня имеются все условия для реализации гуманистической концепции Вильгельма фон Гумбольдта, утверждавшего абсолютную педагогическую ценность ребёнка, возможность формирования уникальной человеческой индивидуальности, реального признания неповторимости каждого с правом на свободное развитие и проявление способностей (рис. 26).


Только личность может самостоятельно управлять своим поведением, противостоять любому манипулированию сознанием. Поэтому просвещённое образование в течение всей жизни будет направлено на формирование духовного творческого человека, принимающего иерархию культурных ценностей – от семьи до отечества, от человечества до всего живого.

 

КУЛЬТУРА ВСЕЧЕЛОВЕСТВА


Просвещённое человечество качественно изменит запрос на культурные приоритеты взамен экономических. Этому будет способствовать роботизация экономики, предоставляя человеку всё больше и больше свободного для творчества времени.


Даже от архаичного греческого социума, освободившего себя от тяжёлого труда за счёт рабов, остались и используются значимые пласты достижений в архитектуре и литературе, отражающие Пайдейю, культуру души и духа древнегреческого народа.


Культура – буквально культ света, излучающий истоки духовной жизни. Тысячи лет он освящает деятельность человека, его самовоспроизводство, выраженное в практиках и ремёслах, в традициях и обычаях, в сакрализованных обрядах. Любые преобразования мира есть отпечаток уровня культуры той или иной цивилизации.

Культурный человек всегда творец, он распознаёт и создаёт красоту и гармонию в мире, в других людях, в себе самом.


Исторически сложившиеся храмы культуры – музеи, театры, библиотеки – в наше время стремительно пустеют. Виртуальный мир информационно-коммуникационного пространства стал реальной действительностью. Не выходя из жилища, мы используем широкий доступ к любой информации.


Наконец-то решена проблема отчуждения труда и антогонизации человеческих отношений. Рушатся основы получения прибыли за счёт изъятия ресурсов меньшинством у большинства. Безвозмездное размещение авторами в сети Интернет своих произведений и результатов труда сделало их протагонистами, главными героями дня.


Дискуссии о религиозной, научной, светской и другой культуре стали повседневной темой социальных сетей. Движение культуры в виртуальность, в Зазеркалье – это не антропологическая катастрофа. Это путь в массовое и индивидуальное продуцирование специалистами новых гуманитарных и технических артефактов, доступных для населения всех стран. Знаменитая фраза Конфуция «Я передаю, а не создаю», будет звучать иначе: «Я создаю и передаю всем».

Вскоре футурологическим субъектом культуры станет космопланетарное человечество с объединённым ядром высших индивидуальных и коллективных ценностей, определяющих благолепие жизни на планете Земля и продвижение её во вселенский универсум. Гуманистическое измерение потребует геокультурной парадигмы антроцентризма с последующим переходом к планетаризму, учитывающему влияния био- и техноцентризма.


Возникнут новые классические образы идеалов красоты и счастья, замещающих экономические регуляторы общественных отношений. Правда будет не вне тебя, а в тебе, как предвидел Фёдор Михайлович Достоевский. Будущая культура придёт к всеобщей форме преодоления рыночных абсурдов, разлагающих смысл текущего бытия.


Во времени и в пространстве состоится жизнеутверждение Всечеловечества, в котором социум собратьев состоит из множеств Я, человека-творца.

 

МИР-ОРГАНИЗМ

Единая всеобщая культура станет источником духовного возделывания природы. Пока ситуация иная. Н.Х.Д. Бор в одной из своих поздних статей дал определение человека как животного, живущего в языковых сетях. Современные люди, даже разговаривая на разных языках, в основном ориентировались на улучшение своего материального благополучия, «подчиняя себе окружающий мир», создав присваивающую экономику. Они не задумывались об ограниченности среды обитания. За последний век стремление к благосостоянию выродилось в неуёмную жажду денежного богатства и максимизации процента на капитал.


Однако время перемен пришло. Как следует из мегасистемных научных работ В.И. Вернадского, В.Н. Сукачёва, Н.Н. Моисеева и других, наступает ноосферная эпоха мира-организма (рис. 28, 29), единства человечества, природы и космоса. Земля ничтожна по размерности, но значима для всего живого и разумного в галактике и в космосе.


Это не мир-глобализм, где меньшинство правит большинством, являясь бессмысленными владельцами всех природных ресурсов. Распоряжаются человеческим потенциалом, именуя его человеческим капиталом для нужд товарного обмена и извлечения прибыли.


Мир-организм – это синергетическое функциональное единство земного многообразия в его целостности и полноте.

Единство человека и общества, в котором каждый полагает каждого, становление личности есть выполнение миссии поддержки других. Как говорят философы, человек «для себя, но в ином». Приближённая аналогия сказанного: живой организм, в котором 12 базовых функциональных систем, воспроизводя себя, работают на него как на целое. Если иммунная система будет обеспечивать только свою безопасность, а мозг координировать сам себя, то шизоидное угасание жизнедеятельности гарантировано.


Целостность многообразия – форма организации жизни социума. Земля как общий для всех космический корабль, на котором мы экипаж (читайте Р.Б. Фуллера (рис. 30)).


До настоящего времени шло его цивилизационное формирование. Сменялись эпохи, нации, государства, мировоззрения, ценности – и вот человечество выходит на путь взрослого и самодостаточного субъекта.


Полнота многообразия – многофункциональный состав такого экипажа, гармонично охватывающего весь спектр жизни общества. Здесь есть все, кто занимается развитием и безопасностью, управлением и хозяйствованием, природой и космосом, функционально закреплённых в мировом общественном договоре.

Главное свойство мира-организма заключается в наследии всеобщих человеческих ценностей – веры, надежды и любви, оплодотворённых мудростью ушедших культур.


Главное отличие мира-организма от предыдущих времён – теперь ценности не декларируются, а впервые в новейшей истории реализуются.

 

ЭТИКА СОФИЙНОГО ВСЕЕДИНСТВА


Мир-организм преодолеет стратагему дури, безудержного использования всех богатств земли, о которой предупреждали ушедшие в никуда жители острова Пасхи, израсходовав все воспроизводимые природные ресурсы. Они в назидание потомкам оставили вместо себя окаменелые лица.


Основы социального общежития – как всеобщее братство людей и жертвенное служение – являются корневыми для всех конфессий и народов. Сегодня, в период кризисной трансформации, они становятся востребованными перед лицом тотальной неопределённости будущего.


Снятие такой неопределённости – главная проблема современности. Как никогда прежде востребованы поиск, выработка и реализация мировоззрения для всего человечества, которое декомпозируется в цели и задачи для всех стран и народов с учётом их ментальности. Оно, основанное на историческом опыте и ассимиляции различных культур, должно придать импульс новому этапу цивилизационного развития, где каждое государство, каждая нация и народность найдут своё достойное место.


Идейные изыскания – это не схоластический поиск чей-то тени в тёмной комнате. Они должна впитывать в себя все компоненты нового устройства общества, которые уже фрагментарно появились и которые будут созданы в ближайшее время. Именно сейчас наблюдается и постепенно нарастает переход иерархических структур в сетевые. Повсеместно возникли социальные, торговые, транспортные и другие сети. Они рождаются как эффективный способ противостояния глобальным вызовам, использования современных технологий и массовых коммуникаций пирамидальными структурами управления в собственных интересах. Конечно, властная иерархическая вертикаль будет ещё долго сохраняться там, где необходима высокая скорость принятия решения. Однако в условиях неуверенности и страха за дальнейшее существование иерархи вынуждены будут переходить к сетевым способам управления, функционально разделяя на многих персональную моральную и нравственную ответственность.


На повестку дня во весь рост встанет проблема сетевой этики, которая не отторгает предыдущие идеологии, а синтезирует их на основе возвращения лучших образцов духовной жизни.


Для России этот синтез наиболее естественен. Возрождение архетипов общинного строительства жизни по Сергию Радонежскому, соборности, 70-летней реализации социалистического проекта сформировали основу для софийной этики (рис. 31), этики органического единства всех сотворённых идей реального гуманизма.


Российский сетевой матрикс народной мудрости исторически и генетически воплощает в себе индивидуальную пассионарность и всеобщий патриотизм в гармонии со всечеловеческим началом. Мы можем и должны показать возможности личностного и социального преображения для сбережения человека и общества, природы и мира. Мы готовы развернуть знамя социогуманитарного прогресса, предопределяющего цели и задачи научно-технического развития. Знамя, на котором будут начертаны слова о Единстве разнообразия, предполагающего гармоничное развитие каждого человека в любом этносе, каждой народности в любом союзе народов, их содружество и согласие в создании морально-нравственных основ всех сфер всечеловеческого мира.

Источник: «Будущее: дискуссия» под редакцией В.В. Летуновского

Опубликовано: Алексей Сафиоллин


1809

Комментарии 10

9. МИР-ОРГАНИЗМ - это синергетическое функциональное единство земного многообразия в его целостности и полноте.
Единство человека и общества, «для себя, но в ином», живой организм, в котором 12 базовых функциональных систем, воспроизводя себя, работают на него как на целое.

Мир - организм. Материальное и духовное начало и развитие отображено в виде компаса – круга в четырех направлениях, разделенных на 12 направлений. https://strategy24.ru/rf/news/aleksey-safiollin-vizualizatsiya-sistemy-strategicheskogo-planirovaniya

10. ЭТИКА СОФИЙНОГО ВСЕЕДИНСТВА - впитывать в себя все компоненты нового устройства общества, которые уже фрагментарно появились и которые будут созданы в ближайшее время. Именно сейчас наблюдается и постепенно нарастает переход иерархических структур в сетевые. Повсеместно возникли социальные, торговые, транспортные и другие сети. Они рождаются как эффективный способ противостояния глобальным вызовам, использования современных технологий и массовых коммуникаций пирамидальными структурами управления в собственных интересах.

8. КУЛЬТУРА ВСЕЧЕЛОВЕСТВА - возникнут новые классические образы идеалов красоты и счастья, замещающих экономические регуляторы общественных отношений, правда будет не вне тебя, а в тебе.

7. ЛИЧНОСТНОЕ ПРОСВЕЩЁННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - потребность в переходе от массового образования к индивидуальному просвещению для формирования основ будущего человека-творца. Только личность может самостоятельно управлять своим поведением, противостоять любому манипулированию сознанием.


6. ГУМАНИТАРНЫЙ ЭТОС НАУКИ - в техносфере будет сформирован заказ на мировой проект освоения дальнего и сверхдальнего космоса с решением насущных прикладных и фундаментальных научных проблем. Для этого потребуется полноценное персонализированное образование, в котором занятие наукой – один из мощнейших способов творческого самовыражения, путь формирования человека для будущего. Фокус научного интереса должен перемещаться с изучения и преобразования неживой природы на изучение и преобразование человека и общества.


5. ПЕРСОНАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА - умное управление социумом преодолеет столетнюю планку средней продолжительности жизни людей. Это станет результатом создания персонифицированной медицины, работающей в трёх взаимообусловленных плоскостях – прогнозирование, профилактика и партисипативность, активной заинтересованности людей в здоровом образе жизни.


4. УМНОЕ УПРАВЛЕНИЕ - открытые сетевые системы возьмут верх над закрытыми иерархическими, сетевая многофункциональная матрица организации и управления жизнедеятельностью общества, каждая клеточка которой заполнена достойным и опытным профессионалом, воплощающим в себе легион знаний, с опорой на искусственный интеллект.

3. ЭКОНОМИКА УНИКАЛЬНЫХ ВЕЩЕЙ - эра массового производства и перепроизводства товаров исчезнет. Информационная обработка материальных потребностей каждого человека позволит выйти на безошибочные прогнозы по необходимому объёму и качеству продукции.

2. ЧЕЛОВЕКОРАЗМЕРНАЯ СТРАТЕГИЯ - открыть реальное предназначение каждого человека в целостности всеобщего бытия.


1. КОНЦЕПЦИЯ МИРА ДЛЯ ВСЕХ И ВСЕ ДЛЯ МИРА – социальное благосостояние и безопасное процветание всех людей независимо от их расы, национальности, конфессии, пола, возраста и социального положения. Формирование планетарной цивилизации, где каждый необходим и востребован для созидания долгой и счастливой жизни в гармонии с природой и вселенной.