Загрузка данных

Один из шести. Что дал экономике России первый год реализации нацпроектов

  • 25 декабря 2019 г.
  • 1148
  • 0

По мнению экспертов, нацпроекты не оказывают значительного влияния на рост российской экономики, однако создают задел на будущее
 
Уже год Россия живет в парадигме национальных проектов - именно на них делают акцент как в федеральном центре, так и в регионах. Пока, как утверждают эксперты, нацпроекты не оказывают значительного влияния на рост российской экономики, однако создают задел на будущее. Теперь, когда цели поставлены и известны, на первый план у правительства выходит задача обеспечить эффективность реализации всех необходимых мер.

Портал "Будущее России. Национальные проекты", оператором которого является ТАСС, выяснил у экспертов, насколько уже сейчас эффективны нацпроекты и какие у них перспективы до 2024 года.

Как проходил первый год 
На протяжении всего года Счетная палата и ее руководитель Алексей Кудрин указывали на медленное расходование средств на национальные проекты: за первые три квартала власти смогли освоить чуть больше половины денег. Ситуация стала исправляться только под конец года, однако по итогам 11 месяцев было израсходовано лишь 70% от запланированного на год объема. Отчасти это связано с тем, что с момента запуска нацпроектов в начале 2019 года потребовалось еще примерно полгода для уточнения и окончательной формулировки некоторых их параметров, пояснял Кудрин. При этом глава Счетной палаты подчеркивал, что важно не освоить средства, а добиться результатов.

Причины низких темпов исполнения расходов называл и премьер-министр Дмитрий Медведев в интервью российским телеканалам в начале декабря: "Это неудивительно, что эти деньги тратятся медленней, чем предполагалось. Именно потому, что это первый год работы".


Этим объясняется и пока незначительное влияние нацпроектов на российскую экономику. "Все направления национальных проектов находятся в зачаточной стадии, поэтому их влияние на экономику остается минимальным. Вероятно, в 2020 году эффект будет несколько больше, так как правительство планирует увеличить затраты", - говорит ведущий аналитик "Открытие Брокер" Андрей Кочетков.

Вклад национальных проектов в рост ВВП в этом году составит всего 0,1-0,3 процентного пункта, дает свою оценку главный аналитик "БКС Премьер" Антон Покатович. В целом рост экономики в этом году составит 1-1,3%, но в следующем году есть надежды на ускорение динамики до 1,5-2%, добавил он.

Нацпроекты могут влиять на экономику в нескольких направлениях, отметил заместитель директора группы суверенных рейтингов и прогнозирования АКРА Дмитрий Куликов. Первое связано с повышением эффективности государственного управления. "Нацпроекты - это некая новая реинкарнация идеи связать расходы государства с измеримыми целями, проектный подход к отчасти уже происходившим расходам, организационная инновация. Более эффективное государство дает лучшую обеспеченность населения общественными благами, а значит, и более высокий уровень жизни. Тут эффекты в целом могут и не проявиться - зависит от практики, но направление движения правильное", - пояснил он.

Во-вторых, нацпроекты меняют приоритеты бюджетных расходов - ставка делается прежде всего на инфраструктуру. В-третьих, нацпроекты в принципе повышают бюджетные расходы.

Ставка на инфраструктуру
Одним из ключевых приоритетов на ближайшие годы правительство обозначило развитие инфраструктуры - из запланированных на реализацию национальных целей 26 трлн рублей около 60% придется на инфраструктурные проекты. Ставка государства на инфраструктуру не случайна: ее развитие создает базу для экономического роста за счет увеличения инвестиционных расходов.

За годы реализации нацпроектов инвестиции в инфраструктуру вырастут в 1,5 раза, подсчитал Дмитрий Куликов. "Это явно одно из приоритетных направлений расходов - и, скорее всего, с самым существенным влиянием на благосостояние в долгосрочном периоде. Транспортные издержки - один из главных вызовов внешней конкурентоспособности компаний в нашей немаленькой стране", - пояснил он.

И ожидаемые инвестиции в долгосрочной перспективе снижают эти издержки, указал Куликов. "Условно не каждая отдельная компания потратится на подвеску и бензин для своих перевозок в тот момент, когда будет везти товар. А общество в целом прямо сейчас вложится в снижение будущих издержек. Основной эффект возникнет здесь, когда проекты будут закончены. Его величина, мягко говоря, не определена. Сомневаюсь, что даже мировой опыт тут релевантен", - добавил он.

Антон Покатович подчеркнул, что тревогу вызывает освоение средств на Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (КПМИ). "В сентябре транспортная часть данного направления была профинансирована менее чем на 40%, а надеждам на выполнение планов по привлечению частных инвестиций также, вероятно, не суждено сбыться в этом году. В числе проблем КПМИ помимо зависания бюджетных денег - весьма сложный и бюрократизированный процесс утверждения перечня проектов, подпадающих под действие данного плана: многие конкретные претенденты на участие в КПМИ все еще находятся в списках "на рассмотрении". Тем временем именно эффект от мегастроек мог бы привести к ускорению инвестиционной активизации в РФ", - указал эксперт.

Методика отбора проектов в Комплексный план разработана Аналитическим центром при правительстве РФ. В этом году было проанализировано около 400 заявок на 6,5 трлн рублей. В итоге в КПМИ вошло лишь три портовых проекта без федерального софинансирования и проект реконструкции Волго-Донского судоходного канала в Волгоградской области. Остальные поставлены в лист ожидания. По словам вице-премьера Максима Акимова, курирующего этот нацпроект, данный список является заделом для дальнейшей работы. Реализовать эти проекты возможно будет только в случае появления дополнительных источников финансирования.

Но и реализация тех проектов, которые уже были включены в КПМИ, в 2019 году буксовала. Часть масштабных инициатив была пересмотрена на высшем политическом уровне. Так, в апреле 2019 года президент РФ Владимир Путин поддержал идею проектирования высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва - Санкт-Петербург, в результате чего внесенный в комплексный план проект строительства ВСМ Москва - Казань подвис. Чиновники стали пересматривать проект: звучали предложения начать с участка Санкт-Петербург - Москва, потом построить участок Москва - Нижний Новгород, и когда-нибудь - Нижний Новгород - Казань. В итоге в ноябре глава государства констатировал, что итогового решения по вопросу, нужно ли России в принципе высокоскоростное движение, пока нет.

Более удачной в 2019 году оказалась судьба проекта строительства скоростной автодороги Москва - Казань. Поначалу Минэкономразвития России предложило вместо новой автодороги ограничиться реконструкцией дорог М-5 "Урал" и М-7 "Волга". Но транспортный и финансово-экономический блоки правительства все же пришли к компромиссу, в результате которого строительство новой автодороги одобрили, но разбили на четыре этапа, и только два из них включили в план до 2024 года.

Другим проектам повезло меньше - сроки их реализации пришлось переносить, в частности строительства Багаевского (с 2020 на 2023 год) и Нижегородского (с 2021 на 2024 год) гидроузлов, а также ввода ряда аэропортовых объектов.

Сделать труд эффективным
На большой пресс-конференции 19 декабря президент Владимир Путин вновь назвал повышение производительности труда главным способом повышения уровня жизни в России. "Действительно, в последние годы мы наблюдали снижение реальных доходов граждан. И это очень плохо, это одна из наших проблем, которую мы, безусловно, должны решать. Но решать это мы должны на основе роста производительности труда и роста ВВП. Это совершенно очевидно", - сказал президент.
 
Повышение производительности труда считается важнейшим инструментом и роста доходов населения, и ускорения экономического роста. Профильный нацпроект в перспективе должен сократить отставание России от развитых стран по этому показателю и тем самым поднять благосостояние населения. Так, к 2024 году рост производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики (промышленность, сельское хозяйство, транспортировка и хранение, строительство и ЖКХ) должен быть не ниже 5% в год. Для этого планируется внедрять бережливые технологии производства и цифровые инструменты, а также заниматься переподготовкой работников.

Эффект от реализации нацпроекта пока оценить сложно - показатель производительности труда в несырьевом секторе будет рассчитан только в середине 2020 года, когда будет представлена вся финансовая отчетность компаний.

При этом можно сказать, что в течение года нацпроект реализовывался довольно успешно. Его участниками вместо запланированных 29 стали 36 регионов. Также удалось привлечь большее количество предприятий, чем планировалось, - 1025 вместо 958.

Ожидалось, что 60% предприятий удастся достичь целевых показателей роста производительности труда (10% в первый год, 15% - во второй, 30% - в третий). Точные подсчеты можно будет провести в 2020 году, но, как отмечают в Минэкономразвития, в связи с недостаточно благоприятной макроэкономической ситуацией показать такие результаты сможет лишь 50% предприятий.

Не удалось в этом году достичь запланированных результатов по количеству обученных по программам "Лидеры производительности" и "Акселератор экспортного роста". Это произошло из-за позднего запуска программ. В последующие годы обучение будет проводиться более активно.

«Цифровая экономика»
Нацпроект "Цифровая экономика" формировался как основа для успешной реализации других национальных программ. В ближайшие годы именно цифровизация может обеспечить значительный рост производительности труда. Тем не менее именно этот нацпроект показывает худший результат по бюджетному исполнению: согласно данным Счетной палаты, по итогам января - ноября 2019 года средства освоены только на 23,8%. Правда, глава Минкомсвязи Константин Носков уверяет, что к концу года нацпроект будет исполнен на 85%.

Пока в его реализации не хватает понимания конкретных действий, указал Антон Покатович. "Идеи высказаны, задачи поставлены, но пока нет представления о непосредственных результатах и способах их достижения. Поэтому буксует и такой вполне понятный компонент, как цифровизация экономики. Инициативы, которые уже реализованы, работают со сбоями. Между тем ряд служб, которые используют цифровые технологии, добились весомых результатов без участия в нацпроектах", - сказал эксперт.

По просьбе портала "Будущее России. Национальные проекты" в Минкомсвязи подвели итоги работы по "Цифровой экономике" за этот год. Один из масштабных проектов, реализуемых в рамках цифрового нацпроекта, - подключение всех социально значимых объектов (к ним относятся школы, фельдшерско-акушерские пункты, органы госвласти и местного самоуправления, избирательные комиссии и т.д.) к высокоскоростному интернету. За 2019 год интернет провели в 18 тыс. таких объектов.

"Впервые в истории столь крупный инфраструктурный проект реализуется не единственным исполнителем, а с помощью аукционов. За счет конкуренции на торгах бюджет сэкономит более 92 млрд рублей, в реализации проекта участвует не один оператор связи, а 16, в том числе небольшие региональные компании. Кроме того, все объекты будут подключены уже до конца 2021 года, а не 2024-го, как планировалось изначально", - отметил пресс-секретарь Минкомсвязи Евгений Новиков.

Также в этом году министерство представило суперсервисы - новый формат государственных электронных услуг, который должен сделать их получение максимально простым и комфортным для граждан. Всего планируется запустить 25 суперсервисов для различных жизненных ситуаций (рождение ребенка, оформление в вуз, получение и оформление льгот, пенсий и т.п.). Первый суперсервис - "Европротокол онлайн" в виде мобильного приложения "Помощник ОСАГО" - заработал 1 ноября в пяти российских регионах.

Одна из основных задач "Цифровой экономики" - развитие сетей связи пятого поколения. В этом году были разработаны концепция создания и развития сетей 5G в России и план ее реализации: определены основные характеристики сетей пятого поколения, услуги и сервисы, предоставляемые в таких сетях, а также требования к построению сетевой инфраструктуры. Однако до сих пор не решен вопрос с приоритетным диапазоном для развития 5G - 3,4-3,8 ГГц, который в России практически полностью занят силовыми ведомствами и спецсвязью. И расчищать диапазон для гражданской отрасли не планируется. В Минкомсвязи подчеркивали, что без выделения диапазона 3,4-3,8 ГГц, принятого в мире, отставание России в развитии 5G неминуемо и наверстать его, скорее всего, будет невозможно. Для других предлагаемых диапазонов (например, 4,4-4,99 ГГц) нет оборудования, а отечественное может появиться только через несколько лет.

Опубликовано: Светлана Львова

Источник: tass.ru

1148

Комментарии 0