Загрузка данных

Пакет поправок в закон о госзакупках оптимизирует закупочный процесс

  • 21 июня 2021 г.
  • 0

17 июня депутаты Госдумы приняли третий оптимизационный пакет поправок в закон о госзакупках 44-ФЗ. Объемный документ насчитывает 307 страниц. По мнению экспертов, контрактную систему ждет очередной этап совершенствования.

Отметим, что законопроект № 1100997-7 принят в третьем окончательном чтении, а поправки ко второму чтению появились за несколько минут до решающего голосования депутатов Госдумы 16 июня.

Как сообщает портал Единой информационной системы (ЕИС) в сфере закупок, законопроект вносит значительное количество изменений в Закон 44-ФЗ, направленных на оптимизацию и автоматизацию закупочного процесса.

В частности, предусматривается совершенствование порядка определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и введение электронного документооборота на всём жизненном цикле закупки, в том числе электронное актирование.

Описание 307-страничного законопроекта зачитал председатель профильного комитета Госдумы Сергей Жигарев. На это у него ушло всего пару минут. Депутаты единодушно согласились с мнением председателя профильного комитета, который описал пакет поправок, как «очень нужный, своевременный и современный».

Как отмечают аналитики, большинство принятых поправок носит технический, уточняющий или корректирующий характер. Впрочем, ряд поправок вносит значимые изменения.

Большая часть внесенных изменений заработает уже с 1 января 2022 года. Перечислим основные изменения по данным портала «Гражданский контроль государственных закупок»:

1. Вводится универсальная предварительная квалификация по конкурентным процедурам закупки.

Участники должны будут подтвердить опыт исполнения минимум одного контракта (44-ФЗ) или договора (223-ФЗ) за последние 3 года, если НМЦК составит 20 млн. руб. и более.

Цена исполненной сделки должна будет составлять не менее 20% НМЦК, можно представлять договоры с учетом правопреемства. Минфин согласился с бизнесом и разрешил использовать в подтверждение опыта договоры, в которых были неустойки, но погашенные поставщиками. Требование не будет распространяться на закупки, где и так применяется постановление № 99.

2. Сокращается количество открытых конкурентных закупок.

Заказчики будут применять только открытый электронный конкурс, аукцион и котировки. Отменяется документация по аукционам и конкурсам, вместо которой будет только извещение.

3. Электронное актирование:

  • с 1 июля 2023 года - соглашение о расторжении, изменении контракта нужно будет составлять в Единой информационной системе (ЕИС);
  • с 1 июля 2022 года - претензионная работа в ЕИС по неустойкам;
  • с 1 апреля 2022 года документы о приемке по закрытым закупкам не размещаются в ЕИС;
  • с 1 апреля 2023 года - допускается заключение и исполнение контрактов с единственным поставщиком в электронной форме в ЕИС (п. 2, 6, 17 ч. 1 ст. 93);
  • приемка в электронной форме может осуществляться заказчиками по новым правилам с использованием ЕИС по закупкам, извещения по которым будут опубликованы до 1 января 2022 года;
  • до 1 июля 2022 года - решения об отказе от контракта, их отмене не осуществляются с использованием ЕИС.

4. Вводится указание, что оплата заказчиком осуществляется поставщику.

Так Министерство финансов будет бороться с факторингом в новых письмах.

5. Отменяются типовые контракты.

Типовые контракты и условия, утвержденные до 1 января 2022 года, будут применяться только в части, не противоречащей новой редакции Закона № 44-ФЗ. После утверждения правительством типовых условий применение типовых контрактов не будет допускаться.

Свою позицию по вопросу о возможности изменения цены и срока исполнения государственного контракта в совместном письме изложили Минфин, Минстрой и ФАС России. Письмо подписано заместителем министра финансов А. М. Лавровым, первым заместителем министра строительства и ЖКХ А. Н. Ломакиным и заместителем руководителя Федеральной антимонопольной службы П. В. Ивановым.

В связи с поступающими вопросами о возможности изменения цены госконтракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия при его исполнении в случае существенного роста цен на строительные ресурсы, приведшего к увеличению общей стоимости строительства и невозможности исполнения контракта, Минфин, Минстрой и ФАС России дают ряд разъяснений.

1. В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрена возможность по соглашению сторон изменения существенных условий контракта в случае, если при исполнении заключенного на срок не менее одного года контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, цена которого составляет или превышает предельный размер цены, установленной Правительством РФ, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию.

2. Предусмотренное указанным пунктом изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд соответственно и при условии, что такое изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на 30 %.

При этом в указанный срок не включается срок получения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности положительного заключения экспертизы проектной документации в случае необходимости внесения в нее изменений.

3. Предельный размер цены контракта, при котором или при превышении которого допускается внесение изменений, предусмотренных пунктом 8 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ установлен постановлением Правительства РФ от 19 декабря 2013 г. № 1186 и составляет 100 млн рублей.

Таким образом, при соблюдении совокупности условий, предусмотренных указанными выше нормами Закона № 44-ФЗ и Постановления № 1186, существенные условия контракта (одновременное цена и срок исполнения контракта, или только срок, или только цена) могут быть изменены по соглашению сторон.

4. Указанные в пункте 8 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ «независящие от сторон контракта обстоятельства» предполагают открытый перечень обстоятельств, в том числе изменение стоимости позиций ценообразующих строительных ресурсов, если указанное изменение возникло по независящим от сторон контракта обстоятельствам.

Таким образом, в случае, если существенное изменение стоимости строительных ресурсов привело к увеличению общей стоимости строительства и невозможности исполнения контракта на выполнение работ по строительству, заключенного на срок не менее одного года и цена которого составляет не менее 100 млн рублей, заказчики вправе по соглашению сторон изменить существенные условия контракта на основании пункта 8 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ.

Напомним, что законопроект был внесен в Госдуму 26 января 2021 года. В этот же день состоялось предварительное рассмотрение законопроекта. Профильный комитет принял решение о предоставлении документа в Совет Госдумы.

8 февраля законопроект был рассмотрен Советом Государственной Думы, который назначил ответственным комитет Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, комитетами-соисполнителями: комитет по безопасности и противодействию коррупции, комитет по культуре и комитет по охране здоровья.

10 марта законопроект был рассмотрен Госдумой в первом чтении, 16 июня – во втором и 17 июня – в третьем чтении.

Оптимизационный пакет поправок предусматривает сокращение числа видов закупочных процедур, сроков их проведения, электронизацию и автоматизацию различных этапов проведения госзакупок, поэтому бизнес-сообщество ждет этих поправок с большой надеждой.

Автор публикации: корреспондент Информационного агентства "ЮСИ" Игорь Свинков.

Фото - violet-board.ru

Опубликовано: Администратор 5

Комментарии 0