Загрузка данных

Рабочая группа «Устойчивое развитие» от партии власти и Губернатор Цивилёв решили создать новый формат экономики Кузбасса

  • 5 ноября 2019 г.
  • 0

В Кемеровской области крупные агропромышленные холдинги вытесняют с земли крестьян.

30 октября в Кемеровской области в городе Салаире Гурьевского района по поручению губернатора региона Сергея Цивилёва прошло областное совещание, посвящённое развитию сельских территорий. В городском дворце культуры собрались более 300 представителей сельхозпредприятий, районных управлений сельского хозяйства и глав поселений. В совещании также приняли участие заместитель губернатора Алексей Харитонов, начальник департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности области Андрей Ариткулов, глава Гурьевского района Станислав Черданцев и председатель общественного движения «Федеральный сельсовет», ответственный от Высшего совета партии «Единая Россия» за нацпроект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» Василий Мельниченко.

Алексей Харитонов рассказал о перспективах развития сельского хозяйства в Кузбассе, в том числе о реализации проекта по цифровизации. В настоящее время Кузбасс является лидером по оцифровке земель сельскохозяйственного назначения. Разработка цифровой платформы уже завершается, и в начале 2020 года начнёт свою работу. После этого все сельхозтоваропроизводители смогут создать в системе свой «личный кабинет», что позволит, в числе прочего, подавать документы на получение субсидий и грантов онлайн.

Станислав Черданцев в своём выступлении сделал акцент на том, что для обеспечения высокого уровня жизни людей важным фактором выступает экономическое развитие территории. Сегодня в Гурьевском районе функционируют два предприятия перерабатывающей промышленности – ОАО «Гурьевский пищекомбинат» и ОАО «Гурьевский хлебокомбинат», а также 28 фермерских хозяйств. Для реализации комплексного подхода по развитию агропромышленного комплекса при главе района создан совет, идёт разработка районного агроинвестиционного гида. Это маркетинговое исследование района с определением наиболее перспективных экономических ниш, имеющих конкретные инвестиционные предложения. Такую работу в СФО пока не проводил ещё ни один муниципалитет. По словам Черданцева, главная ставка сделана на местных предпринимателей: «Уверен, накопленный мною опыт работы в предпринимательстве позволит помочь предприятиям в решении многих задач, в том числе в поиске новых каналов сбыта».

Большой интерес у участников совещания вызвало выступление Василия Мельниченко. Он напомнил, что главная задача государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий» –демография: «Нам необходимо остановить сокращение сельского населения и падение рождаемости. Однако, давайте проедем по сёлам и деревням, там в большинстве случаев – лишь пенсионеры. Как-то неправильно будет заставлять их поднимать рождаемость. А молодые люди уехали в города. Так мы демографию не поднимем».

Как оставить молодёжь на селе? Не секрет, что самое бедное население в России – сельское. Значит, нужно поднять уровень жизни, отметил Василий Мельниченко: «Такую задачу и ставит президент. Тем не менее, уже многие, в том числе вице-премьеры, заявили, что эта задача практически неисполнима. Но, если на селе не будет нормальных зарплат, то никто своим детям не пожелает здесь жить. Все будут пытаться вытолкнуть своего ребёнка хоть куда-нибудь».

Мельниченко считает, что цели, поставленные национальным проектом, вполне достижимы: «У страны, кроме нефти, газа, угля есть и огромный сельскохозяйственный экспортный потенциал. В прошлом году на экспорт было продано продовольственной продукции на 25 миллиардов рублей. Но при этом большинство жителей сёл и деревень даже не поняли, получили они что-то из этих 25 миллиардов или нет. Есть им польза с этого или нет».

Глава Гурьевского района в своём выступлении отметил, что ему не интересно запускать на территорию крупный агрохолдинг, который всё вспашет, скосит и увезёт. Мельниченко с этим согласен: «Какое отношение к этому будут иметь сельские жители? Понятно, никакого. И никакого развития территория не получит. Крупным холдингам не интересно развитие сельских территорий». Мельниченко привёл пример двух крупных агрохолдингов. Первый – это «ЭкоНивы» Штефана Дюрра, который, «правда, является не российским, а стопроцентно немецким предприятием»: «Мы сейчас говорили, что Кемеровская область – очень сильный регион с более чем триллионом рублей регионального валового продукта, но вы смогли наскрести лишь 1,5 миллиардов всех субсидий и дотаций на село. А одна «ЭкоНива», только вдумайтесь, только одна фирма получила 9 миллиардов госдотаций. У холдинга «Мираторг» убытков 14 миллиардов рублей, а дотаций – 13 миллиардов. Это неправильный подход, не должно быть такого в экономике. На эти деньги можно было поддержать десятки тысяч крестьянско-фермерских хозяйств, которые произвели бы миллион тонн молока и зерна».

Мельниченко также сравнил сопоставимые и по площади, и по климату Ленинградскую область и Ирландию. Ленинградская область, передовая в России по яйцу, молоку, племенному стаду. Однако,Ирландия производит в 12 раз больше продукции,чем Ленинградская область. В Ирландии 7 млн КРС, а у нас на всю РФ – 18 млн. При этом в Ирландии нет ни одного агрохолдинга, но есть 150 тысяч фермерских хозяйств. Потому Мельниченко убеждён, что ставку нужно делать на развитие малых форм предпринимательства и собственную переработку произведенного сырья за счёт развития сельской кооперации: «В настоящий момент Высший политсовет партии «Единая Россия» поставил перед министерством сельского хозяйства РФ задачу немедленно приступить к разработке типового крестьянско-фермерского хозяйства. КФХ должны быть в каждом селе. У Кузбасса здесь огромный потенциал. В течение 3-4 лет в регионе можно было бы открыть не менее 20-25 тыс. таких хозяйств. Главное – всесторонняя поддержка со стороны государства. И чтобы не было такого, что человек получил грант начинающего фермера, а через два года попал под «милицейский каток». Может, я фантазирую, как мне многие говорят, но мы ставим вопрос так:минимальная зарплата на селе должна быть 50 тыс. рублей. Это реально. Каждая семья, имеющая КФХ, 50-100 голов, получает 3-7 млн рублей чистой прибыли. В каждом селе должен быть не один богач, а десятки».

Василий Мельниченко не зря оговорился про «милицейский каток». Это, действительно,проблема. По его словам, факты неправомерного возбуждения органами административно-уголовных дел против фермеров, руководителей хозяйств отмечены в Ленинградской, Липецкой, Тульской, Свердловской, Омской областях, а также в Алтайском крае: «Эти дела нередко приводят даже к условным срокам. Это страшно. Таким образом, детям этого человека практически перекрывается карьера в полиции, прокуратуре. В Ленинградской области мы вообще столкнулись с вопиющими случаями, когда после объявления итогов конкурса по выделению грантов сельхозпроизводителям местное  управление МВД тут же забирает весь список, считая победителей своими будущими клиентами. Тем самым, идея развития фермерства в стране убивается на корню».

В Кемеровскую область Мельниченко приехал, в том числе и по заявлениям – жалобам местных сельхозпредпринимателей. Некоторые из них тут же на совещании и рассказали свои истории.

Иван Воронько, директор ООО «Совхоз Тяжинский», п. Листвянка сообщил, что в 2011 году предприятие получило субсидии на установку молокопровода и строительство молокоперерабатывающего цеха. В 2015 году к Воронько пришли сотрудники ФСБ. И после следствия и суда он получил уголовный срок и предписание вернуть субсидии в бюджет.

У председателя «Союза крестьянских (фермерских) хозяйств Кузбасса» Александра Лебедикова два доведённых до приговора уголовных дела. Как он горько пошутил: «Я уже практически рецидивист».

Бывают и такие случаи, когда прессинг со стороны правоохранителей, налоговиков совпадает с переделом земли. В своё время, при прежнем губернаторе Амане Тулееве тысячи гектаров были отданы холдингам «СДС» и «КДВ». Но просто бесхозных земель холдингам было мало, и они начали вытеснять с земли соседей-фермеров. Так в Яшкинском районе после прихода налоговой в ООО «Северная» предприятие было доведено до банкротства. Его земли отошли «КВД». И, как отметил директор хозяйства Евгений Зубков, земли отобрали не только у него, но и у других фермеров. И этот процесс продолжается.

Тоже самое произошло в Тисульском районе. На совещании о Тисуле не говорилось, но «МК в Новосибирске» недавно об этом писал. В этом районе земли отбирались в пользу «СДС». Так, как и в случае с Иваном Воронько, ФСБ инициировало уголовное дело против индивидуального предпринимателя, главы КФХ Татьяны Тарасовой. Когда она получала государственные субсидии на покупку техники, всё было законно. ФСБ же решило, самостоятельно или по просьбе «СДС», трудно сказать, что не законно, и теперь Тарасовой инкриминируется кража бюджетных средств.

Чтобы выявлять вопиющие факты беззакония в отношении фермеров в будущем, Мельниченко предложил создать в каждом регионе специальные рабочие группы. В них могли бы войти заинтересованные лица от власти и общественности. Такие группы могли бы гасить все конфликты, подобные тем, о которых говорилось из зала, на месте: «Это важно, чтобы не рубить инициативу. Чтобы у сельхозпроизводителя после получения гранта или субсидии не было рисков попасть под уголовное дело. Если мы хотим сохранить село, в сельскохозяйственное производство должно приходить как можно больше людей. Ещё раз повторю, жить наши сельчане должны не хуже, а лучше горожан. Тогда мы увидим вереницу людей, которые едут на село работать. А не наоборот, как сейчас. И не надо будет больше никаких программ».

Автор: Татьяна Ельникова 

Опубликовано: Татьяна Ельникова

Комментарии 0