Публикация

Сибиряки просят субсидировать производство стройматериалов и ипотеку на вторичном рынке

  • 19 июля 2016 г.
  • 0

Какие меры поддержки строительства и стройиндустрии предлагает рассмотреть на Президиуме Госсовета по строительству Минстрой Новосибирской области? На вопросы журнала «Строительство» отвечает заместитель министра строительства Новосибирской области Иван Шмидт.  

— Иван Иванович, Новосибирская область — один из общероссийских лидеров в сфере строительства. В прошлом году регион поднялся на 6-е место по вводу жилья и замкнул тройку лидеров по динамике строительства жилья, уступив только Ленинградской области и г. Москве. И все-таки в преддверии Госсовета по строительству хотелось бы узнать у сибирских строителей, какие главные проблемы, по их мнению, сегодня мешают поступательному развитию строительной отрасли.

— Замедление темпов развития строительной отрасли обусловлено снижением платежеспособного спроса со стороны потенциальных потребителей жилья на фоне падения реальных доходов населения.

Вследствие этого застройщики замедляют темпы строительства объектов в целях оптимизации затрат, а предприятия строительной отрасли, ввиду снижения спроса и увеличения объема нереализованной продукции, снижают производство стройматериалов.

Наиболее острыми проблемами, сдерживающими развитие жилищного строительства, с нашей точки зрения, являются:

  • снижение доступности банковских кредитов для организаций;
  • недостаточное предложение земельных участков под жилищное строительство, обеспеченных инженерно-коммунальной инфраструктурой;
  • снижение платежеспособного спроса населения на жилье;
  • сокращение рынка ипотечного кредитования. 

— Обозначьте самые узкие, с Вашей точки зрения, места и предложите пути их решения.

— По данным Центрального Банка Российской Федерации, по состоянию на 1 января 2016 года в Новосибирской области выдано 16 315 ипотечных кредитов на общую сумму 26 127,0 млн. руб. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество выданных ипотечных кредитов сократилось на 43,5%, а их объем снизился на 39,2 %.

По данным ЦБ РФ по состоянию на 1 марта 2016 года в Новосибирской области выдано 2 836 ипотечных кредитов (рост на 29,5% к аналогичному периоду 2015 года) на общую сумму 4 556,0 млн. руб. (рост на 50,6% к аналогичному периоду 2015 года) по средневзвешенной ставке кредитования 12,14%, что на 1,85 процентных пункта ниже по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (средневзвешенная ставка кредитования в аналогичном периоде прошлого года составляла 13,99%).

Таким образом, для стабилизации ситуации в строительной отрасли в первую очередь необходимо предпринять меры, направленные на стимулирование спроса на рынке жилищного строительства, а именно:

  • Продолжить государственную программу поддержки ипотеки через льготирование ставок ипотечных кредитов для физических лиц в уполномоченных кредитных учреждениях и у региональных операторов АО «Агентство ипотечного жилищного кредитования» (АО «АИЖК»).
  • Предусмотреть меры государственной поддержки по субсидированию ставок ипотечных кредитов для физических лиц при приобретении жилья на вторичном рынке, в случае если продавец использует данный капитал как источник средств приобретения квартиры у застройщика.
  • Включить в федеральную программу поддержки застройщиков «Стимул» не только застройщиков по программе «Жилье для российской семьи» и «Арендное жилье», но и тех, кто осуществляет строительство доступного жилья.
  • Продолжить реализацию программы «Арендное жилье» путем обеспечения мер государственной поддержки в виде субсидирования процентной ставки по ипотечному кредитному продукту «Арендное жилье» для организаций, заинтересованных в создании арендного жилищного фонда.
  • Предусмотреть поддержку с федерального уровня реализации жилищных программ субъектов РФ посредством выпуска ипотечных ценных бумаг.
  • Разработать меры государственной поддержки индивидуальных застройщиков на сельской территории для создания условий по закреплению кадров в сельских районах, через возмещение из федерального бюджета части затрат на строительство индивидуального жилого дома в случае сокращения сроков строительства до двух лет.
  • Сохранить институт региональных операторов АО «АИЖК» как компаний, реализующих инновационные программы, направленные на улучшение жилищных условий для социально-значимых категорий граждан.
  • Периодически индексировать стоимость 1 кв. м по программе «Жилье для российской семьи».

Все эти меры поддержки нашли свое отражение в предложениях Правительства Новосибирской области, направленных руководителю рабочей группы Государственного совета Российской Федерации Виктору Толоконскому, по вопросу «О развитии строительного комплекса и совершенствовании градостроительной деятельности в Российской Федерации» для подготовки проекта доклада рабочей группы на заседании Президиума Госсовета. 

— Как следует скорректировать государственную политику в области регулирования строительной сферы, чтобы в наибольшей степени сгладить последствия экономического кризиса для российских строительных организаций и производителей стройматериалов?

— Одним из ключевых блоков предложений, направленных на рассмотрение заседания Президиума Госсовета, стали предложения по совершенствованию государственного регулирования и саморегулирования строительной отрасли, которые призваны смягчить последствия экономического кризиса для российских строительных организаций и производителей стройматериалов.

Предложения включили в себя следующие меры государственной поддержки:

  • Увеличить объем прямых федеральных субсидий в инфраструктуру комплексных площадок (социальную, инженерную, дорожную инфраструктуру).
  • Законодательно разрешить субъектам РФ утверждать инвестиционную составляющую в составе тарифа сетевых организаций поверх предельного тарифа.
  • Наделить субъекты РФ полномочиями по регулированию инвестиционных программ коммунальных предприятий в пределах инвестиционной составляющей к тарифу.
  • При реализации федерального закона №214-ФЗ исключить финансирование строительства через кредитные учреждения, сохранив самостоятельность застройщиков по привлечению денежных средств населения и усилив контроль субъекта РФ за их привлечением (исключительно долевое строительство).
  • Расширить перечень страховых организаций.
  • Создать региональные Общества взаимного страхования, наделив их правом самим достраивать те объекты, по которым застройщик не справился со своими обязательствами.
  • Разработать меры прямой государственной поддержки обманутых дольщиков через прямое субсидирование, предусмотрев квотирование поддержки пропорционально объемам ввода жилья на территории субъекта РФ.
  • Внести изменения в №214-ФЗ в части урегулирования расчета страховой суммы по договору страхования застройщика — участника программы «Жилье для российской семьи».
  • Включить в расходную часть федерального бюджета Российской Федерации средства на оказание поддержки отдельных категорий граждан — участников программы «Жилье для российской семьи» и индивидуальных застройщиков в сельской местности.
  • Ввести в Градостроительный кодекс РФ понятие «агломерации». Внести изменения в федеральное законодательство с определением принципов построения и управления агломерациями. Принять нормативные правовые акты на уровне Правительства РФ, определяющие порядок ведения реестра агломераций, утверждающие федеральные программы развития агломераций, устанавливающие требования к целевым показателям территорий агломераций.
  • Обеспечить стабильность законодательства в области градостроительства, земельного законодательства;
  • Рассмотреть возможность упрощения прохождения экспертизы проектной документации: рассматривать только решения по прочности и устойчивости зданий, из инженерных разделов только те, что обеспечивают безопасность людей (пожаротушение), эвакуацию.
  • Предусмотреть широкий комплекс мер по реструктуризации налоговых платежей (в том числе в федеральный бюджет и местные бюджеты) в части арендной платы и земельного налога, а также возможность реструктуризации платежей коммунальным предприятиям в пределах платы за подключение.
  • Законодательно закрепить обязанность разработки и принятия Национальными объединениями саморегулируемых организаций стандартов, обязательных для исполнения строительными организациями.

Кроме того, предлагаем предусмотреть меры по повышению эффективности отрасли строительных материалов, машин и механизмов:

  • При кредитовании инвестиционных проектов производства строительных материалов предусмотреть субсидирование процентной ставки и возмещение до 30% прямых затрат.
  • Снизить ставки таможенных пошлин на оборудование для предприятий строительной индустрии.
Источник: rcmm.ru

Опубликовано: Марина Буторина

Комментарии 0