Всегда испытываешь восхищение к людям, которые глубоко увлечены своим делом, и это восхищение удваивается, когда речь идёт о руководителях и волонтерах. Их страсть и преданность своим идеям вдохновляют и мотивируют окружающих. В сегодняшнее сложное для страны время особенно важно освещать их деятельность. Их увлечение – это не просто хобби, а значимая деятельность, имеющая военно-патриотическую направленность.
Для начала хочу обратиться к истории создания ДОСААФ (Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту), образованного 20 августа 1951 года. Партийные лидеры СССР понимали, что, несмотря на окончание Великой Отечественной войны, угроза не только оставалась, но и нарастая модернизировалась. Поэтому оборонно-патриотическая организация, целью которой было содействие укреплению обороноспособности страны и подготовка граждан к защите Отечества, была необходима.
Справка
В прошлом ДОСААФ занималось подготовкой допризывной молодёжи по военным, автомобильным, радиотехническим, авиационным и военно-морским специальностям, а также военной подготовкой военнообязанных запаса. На обучение в учебные организации ДОСААФ шли добровольно или по направлению военных комиссариатов. За призывниками, направленными на краткосрочные учебные курсы (до одного месяца), сохранялось рабочее место и средняя зарплата на всё время обучения, за направленными на долгосрочные учебные курсы (от одного месяца до пяти месяцев) — рабочее место и 50% от средней зарплаты. В 1960 году в ДОСААФ создали учебные авиационные центры (УАЦ). В них будущий лётчик проходил курс молодого бойца, принимал присягу и учился два года, одновременно проходя срочную службу. Курсанты носили военную курсантскую форму, находились на казарменном положении. Периодически лётчики-запасники, подготовленные в УАЦ, призывались на сборы.
Это все кануло в лету под покровом забвения. Те, кому за 45, помнят, что ДОСААФ не просто организация, это была мощная система, готовившая молодежь к службе и защите страны. В советское время это было одно из. ключевых элементов в подготовке к войне и укреплению обороноспособности. ДОСААФ не просто обучало навыкам, оно стало мощной кузницей патриотизма в условиях напряженной холодной войны. Курсы по вождению, авиамоделированию и прыжкам с парашютом привлекали множество ребят, готовых встать на защиту родины в любой момент. После развала Союза началась другая история. Младо-либеральные вожди преступно недооценили важность патриотического воспитания, что привело к продолжительному дефициту финансирования ДОСААФ, поставив когда-то востребованную организацию на грань выживания. Однако необходимость сохранять не только работоспособность, но и значимость организации стала стимулом для поиска новых решений. Благодаря неустанной преданности делу и упорному труду таких людей, как директор ДОСААФ в Сургуте Сергей Вилорьевич Туруев, организация не только продолжила своё существование, но и превратилась в мощный центр патриотического воспитания.
Несмотря на все трудности, благодаря настойчивости и самоотверженности таких лидеров, как Сергей Вилорьевич, удалось не только сохранить, но и расширить количество обучающих курсов и секций ДОСААФ. Его непоколебимая воля и энтузиазм обеспечили продолжение подготовки молодежи к взрослой жизни и службе в армии. Туруев проявил себя как руководитель, не боящийся вызовов, и смог эффективно мобилизовать ресурсы, наладив сотрудничество с образовательными учреждениями и спонсорами. Его действия стали ярким примером того, как целеустремленность и грамотное руководство могут привести к значительным достижениям. Группа увлечённых профессионалов, полностью отдающих себя делу, смогла создать сообщество единомышленников, готовых стоять за свои идеалы, несмотря на все сложности.
Из года в год они, жертвуя своим личным временем и комфортом, вопреки полному безразличию со стороны властей, смогли не просто удержаться на плаву, но развернуть целый арсенал образовательных и практических возможностей. Начиная с создания высокопрофессиональной автошколы и мотошколы, внедрения программ обучения для снегоходов и квадроциклов, до открытия полноценного тира для стрелкового оружия. Они не остановились на достигнутом и активно включились в разработку и реализацию программ подготовки охранников по практической стрельбе, а также обучению операторов беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Эта инициатива стала особенно актуальной и жизненно важной в контексте современной военной подготовки для СВО.
Андрей Разуваев – Меня всегда увлекало небо и новые технологии
Расширяя круг партнеров и небезразличных людей, которые активно участвуют в военно-патриотической деятельности, я встретился с Андреем Александровичем Разуваевым. Вот уже несколько лет он выступает в роли инструктора по БПЛА в ДОСААФ, и является одним из ключевых членов уважаемого коллектива, чей опыт сегодня невероятно востребован. Я пришел, чтобы поговорить с ним, взять интервью и увидеть собственными глазами его профессионализм. С порога в глаза бросилась его армейская выправка и дисциплинированность. Когда Андрей Александрович представился, стало понятно, откуда у него такая подготовка, он окончил лицей имени генерал-майора Хисматулина Василия Ивановича, известный своими строгими традициями и дисциплиной.
Можешь поделиться своей историей? Интересно узнать немного о тебе: чем занимаешься, как зарабатываешь на жизнь и как впервые столкнулся с беспилотными летательными аппаратами? Возможно, это была случайная встреча или момент, изменивший твою карьеру. Будет здорово услышать о твоем пути в ДОСААФ, о том, как ты решил связать свою жизнь с технологией БПЛА?
Все началось с обычной просьбы помощи в организации съемки с дрона. Мои друзья попросили меня разобраться в этом вопросе. Четыре года назад я впервые познакомился с беспилотником Mavic 3 DJI. Это гражданская, автоматизированная машина, которая не требует особых навыков управления, но имеет множество ограничений в своих возможностях. Через год я углубился в изучение FPV-дронов (First Person View, или «вид от первого лица»), которые предоставляют более живой опыт управления.
У меня есть основной высокотехнологичный бизнес, основанный на передовых технологиях и эффективном управлении ресурсами. Однако мое хобби, связанное с дронами, переросло в полноценную деятельность. Раньше я создавал себе беспилотники и летал на них по выходным, но с началом СВО дроны стали важной частью военной тактики. Я заметил, что многие не понимают их возможностей и решил просвещать других, поскольку успел глубоко изучить БПЛА как с экспериментальной, так и с практической стороны.
Меня всегда увлекало небо и новые виды деятельности. Ранее в нашей стране отсутствовала нормативная база для управления БПЛА, однако сегодня она частично сформирована. Теперь для работы с дронами необходимы базовые знания принятых законов, так как незнание их не освобождает от ответственности. Если сравнивать с автомобилями, чтобы получить водительское удостоверение, необходимо пройти обучение. Там все стандартизировано, но для БПЛА такого нет. Существуют удостоверения для малой авиации и сверхлегкой авиации, но не для дронов. Все летательные аппараты весом от 150 грамм до 30 килограммов необходимо регистрировать через систему «Госуслуги» и получать разрешение на полет через приложение «Небосвод». Если вы купили дрон, но не зарегистрировали его и не получили разрешение на полеты, запуская его на улице, вы рискуете получить штраф от 20 до 50 тысяч рублей. Раньше, до начала СВО, можно было летать без регистрации с БПЛА весом до 250 граммов.
Мои личные отношения с Сергеем Вилорьевичем Туруевым, директором ДОСААФ Сургут, и наши беседы о моем увлечении БПЛА были тепло приняты. Он предложил мне заняться военно-патриотическим обучением курсантов, специализирующихся на БПЛА, и вести соответствующий курс. Хотя опыт преподавания или, скорее, инструктажа был для меня новым, я решил попробовать. Сергей Вилорьевич предоставил просторный кабинет и необходимое оборудование и несколько дронов для обучения. Мы совместно разработали учебную программу, и вот уже третий год я провожу курсы как для гражданских, так и для ребят, которые готовятся к участию в СВО.
Какие шаги должен предпринять человек, решивший освоить профессию оператора БПЛА, если он пока сомневается, стоит ли ему присоединяться к СВО? Какие советы и рекомендации можно предложить ему, чтобы помочь принять осознанное решение?
Сейчас появляется множество курсов по работе с беспилотниками. В ДОСААФ Сургут, например, есть платный гражданский курс по обучению работе с дронами, такими как Mavic 3 DJI. Программа для гражданских БПЛА рассчитана на четыре дня: два дня выделено на теоретические занятия по два часа и два дня — на практические занятия по три часа.
Во-первых, мы рекомендуем, какие дроны стоит приобретать, а какие нет, и знакомим с различными модификациями устройств — от малых вертолетных моделей до больших самолетных. Во-вторых, предоставляем юридическую информацию, которая необходима для безопасного и законного использования БПЛА. И, наконец, на практике детально объясняем и демонстрируем весь процесс, что позволяет получить полное понимание техники и уверенность в управлении. После окончания курса выдается диплом, подтверждающий успешное освоение программы. Этот документ свидетельствует о полученных знаниях и навыках в области управления беспилотными летательными аппаратами, а также может быть полезен для дальнейшей карьеры или личных проектов, связанных с БПЛА.
Я также организую второй курс, посвящённый индивидуальному обучению управлению ударными дронами FPV. Этот курс бесплатный и специально разработан для подготовки воинов-контрактников, отправляющихся в зону проведения специальной военной операции. Моя миссия заключается в том, чтобы внести свой значительный вклад в безопасность и эффективность тех, кто выполняет столь важные задачи. Чувствуя личную ответственность, через волонтёрскую деятельность я стремлюсь обучать и поддерживать участников, предоставляя им необходимые знания и навыки. Это мой скромный вклад в нашу общую победу.
В современных условиях ведения боевых действий умение управлять дронами становится всё более востребованным навыком для военных специалистов. Индивидуальное обучение управлению FPV, рассчитано на проведение минимум 40 часов на симуляторе. Это важный этап, позволяющий развить базовые навыки управления, без риска поломки оборудования. На симуляторе пользователь учится привыкать к особенностям управления дроном, что делает переход к реальным условиям более плавным.
Первым шагом в обучении является выбор подходящего пульта с внешним модулем, работающего на определенном протоколе. Это ключевой фактор, так как правильный выбор оборудования значительно облегчает процесс обучения. На курсах детально объясняются важные параметры, на которые стоит обратить внимание при покупке. После выбора оборудования, следующий этап — скачивание и использование необходимых симуляторов. Эти программы позволяют безопасно и эффективно отработать навыки управления, моделируя реальные ситуации и помогая развивать реакцию и понимание управления. Обучение проходит индивидуально, и скорость освоения навыков может варьироваться. Некоторые молодые ребята понимают основы всего за два-три занятия, тогда как другим кто постарше может понадобиться несколько недель интенсивных тренировок. Управление дронами FPV включает координацию по четырем осям, что создаёт определённые трудности для новичков. После приобретения пульта и настройки его на вашем компьютере, обучение продолжается удалённо. Пользователь получает задания, которые можно выполнять в удобное время, что способствует постепенному и комфортному освоению материала.
Основная цель курса — развитие физико-моторных нейронных связей, необходимых для интуитивного управления дроном. Этот процесс похож на обучение езде на велосипеде: однажды овладев навыком, управление становится естественным и лёгким. Дроны, используемые на курсе, легко собираются вручную, и обучение включает сборку и настройку устройства. Мы учим, как собрать, паять модули и прошивать программное обеспечение. Таким образом, курс предоставляет всестороннее обучение навыкам управления дронами FPV, начиная с выбора оборудования и заканчивая практическим применением в реальных условиях.
Ты поддерживаешь связь с ребятами, которых обучил для участия в СВО? Что они рассказывают о ситуации? Насколько я в курсе, наличие и постоянная модернизация средств радиоэлектронной борьбы у противника требуют новых технических подходов. Внедряешь ли ты эти навыки в своё обучение?
Конечно, я поддерживаю связь с многими ребятами, которых обучил для участия в СВО. Мы регулярно обмениваемся информацией и опытом. Они делятся своими находками и практическими решениями, которые разрабатывают непосредственно на линии боевого соприкосновения. Это сотрудничество позволяет нам быть в курсе последних изменений и требований на поле боя. Также я информирую их о новых разработках и технологиях, которые мы внедряем в обучающие программы. Это двустороннее общение помогает оперативно адаптировать наши подходы в обучении к реальным условиям в зоне СВО.
Основой нашего обучения является практический подход. Мы убеждены, что прежде всего нужно самостоятельно собрать и настроить свой дрон, адаптировать его для управления через собственный пульт. Этот процесс не только укрепляет технические навыки, но и способствует глубокому пониманию работы системы в целом, что крайне важно в условиях, где необходимо быстро адаптироваться к постоянно меняющимся электронным угрозам и применять инновационные решения на практике. Сейчас происходит значительная эволюция в использовании дронов. За очень короткое время прошла деформация: сначала это были просто гражданские дроны, в основном для развлечения. Затем произошла сегрегация на гражданские и военные ударные дроны. Ударные дроны начали разделять на операторов и технорей, которые умеют паять и настраивать. Раньше всё это выполнял один человек.
В этом контексте мы консолидируем знания и передаем накопленный опыт тем, кто проходит через наше обучение. Многие ребята возвращаются с войны, и если кто-то получает ранения или не может дальше служить в качестве штурмовика, он проходит курс операторов FPV и возвращается на службу в качестве оператора БПЛА или технического специалиста. За последний период, через меня прошло обучение более 100 человек, которые затем ушли служить. Мы также здесь на базе собираем FPV дроны и отправляем их на СВО. Недавно отправили несколько партий нашим югорским парням. Этот процесс обеспечивает наших бойцов качественным оборудованием и поддержкой, учитывая их различные нужды и оперативные задачи.
Я подробно рассказывал тебе о движении «Зарница». Как ты считаешь, актуально ли оно в сегодняшних условиях?
В наше непростое время, когда перед страной стоят серьёзные испытания и вызовы, роль патриотического воспитания не может быть недооценена. Каждому из нас необходимо вносить свой вклад в укрепление общества и приближение победы. Военно-патриотическая игра «Зарница 5/5», материалы которой я тщательно изучил, демонстрирует высокий уровень продуманности и организации. Меня поразило, насколько детализированы документы и стратегии этой инициативы, таких примеров редко встречаешь. Стоит признать, что подобные активности следовало развивать ещё десять лет назад или даже раньше. Сегодня мы осознаем важность военно-патриотического воспитания и укрепления духовно-нравственных основ молодёжи. Это не просто аспект образовательной политики, это основа для формирования будущих поколений, способных защищать и развивать нашу страну.
Если мы сейчас упустим этот момент и не займёмся патриотическим воспитанием молодёжи, мы столкнёмся с серьёзными последствиями в будущем. Необходимо активно вовлекать молодых людей в такие программы, стимулировать их интерес к истории и культуре Родины, обучать важным навыкам и воспитывать чувство национальной гордости, а главное, ответственности. Поэтому участие в подобных инициативах не только актуально, но и необходимо. Это один из эффективных способов создать активное, осознанное и сплочённое молодое поколение, готовое взять на себя ответственность за судьбу своей страны. Мы обязаны заложить в молодёжь стойкость и готовность выступить в защиту своей Родины. Жизнь не предоставляет второго шанса, и государственная судьба требует от нас активных, а не показных действий. Это долгая, сложная, но абсолютно необходимая работа, и мы должны начать её сейчас во благо будущих поколений. Сейчас как никогда время проявить решимость — не завтра, а сегодня. Каждое промедление недопустимо. Каждый из нас обязан, без исключения, внести свою лепту в формирование сильного и единого общества, ради нашей победы.
Эдуард Васильевич Шмонин
Комментарии 0