Толерантность — терпимость или угроза?
Такой провокационный вопрос поставила в своём докладе на очередном заседании Сретенского клуба в Югре доктор исторических наук, профессор кафедры государственного, муниципального управления и управления персоналом СурГУ Оксана Владимировна Ищенко.
Раскроем карты сразу: короткое и ёмкое понятие, модное в 1990-2000 годы, дискредитировало себя, породив вседозволенность. Слово «толерантность» исчезло из всех федеральных документов, но ещё фигурирует в провинции и — по инерции — проникает в локальные документы некоторых учреждений образования и культуры.
Вместе с тем изначальное значение слова, пришедшее из фармакологии — способность организма переносить воздействие определенного лекарственного вещества или яда без развития соответствующего терапевтического или токсического эффекта — кануло в лету. Первой токсический эффект, который стало оказывать само это понятие, обозначила церковь:
Толерантность (от лат. tolerantia – терпимость) – многозначное понятие ... Между тем, довольно часто под толерантностью подразумевается терпимость к таким реалиям, которые с точки зрения представителей определенных верований и культур оцениваются как зло. Например, многие европейцы толерантно относятся к пропаганде ЛГБТ-движений, к практике сексуального «воспитания» детей в раннем возрасте, к пропаганде идей о нормальности и естественности смены пола несовершеннолетними детьми, к распространению практики однополых «браков» и пр. Ясно, что с позиции христианина такая форма толерантности может быть осмыслена как терпимость к проявлению зла.
В открытом письме ко всем согражданам, руководителям учреждений образования и культуры, руководителям губернской и областной администрации епископ Пермский и Соликамский Иринарх обозначил глобальные проблемы явления: «Толерантность — это когда тебя выживают из твоего дома, а ты не сопротивляешься». Скорее всего он имел в виду, что вместе с навязываемыми заморскими принципами толерантности в сознание российского общества пытаются внедрить готовность беспрекословно признавать и принимать противоречащие христианским принципам убеждения и взгляды, которые отличаются от наших собственных и никогда нами не разделялись и не одобрялись.
На сегодняшний день, согласно исследованию, проведённому Оксаной Владимировной, об этом понятии нет ни одного упоминания в стратегических документах Российской Федерации. Лектор указывает на то, что необходимо внимательно перепроверить все локальные документы образовательных учреждений, а также убедиться, что «уроков толерантности» не осталось и в реальной проводимой воспитательной работе.
Сегодня гражданское воспитание включает:
· создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества;
· развитие культуры межнационального общения;
· формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
· воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям.
Необходимо отметить, что традиционные ценности, на которые опирается эта стратегия воспитания, — это фундаментальные, не сиюминутные, но передаваемые от поколения к поколению ориентиры. Они лежат в основе нашей этнической и гражданской самоидентификации и единого культурного пространства, являясь уникальным, самобытным явлением.
И сегодня перед страной не стоит задача эгоцентрического обсуждения, хочет ли мальчик быть девочкой или наоборот, и будут ли с ним из-за этого дружить другие подростки. Сегодня мы решаем задачу дружбы целых народов. И от успешности решения этих задач, вероятно, зависит будущее всего человечества.
Комментарии 0