Нефтегазодобывающая отрасль

  • 19 сентября 2021 г.
  • 0

Том 12

Нефтегазодобывающая отрасль

РЕФЕРАТ (презентация)

Отчета о результатах научно-исследовательской работы«Актуализация стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2030 года»

Оценка экологических и социально-экономических последствий деятельности хозяйствующих субъектов нефтегазодобывающей отрасли

Основная доля промышленного производства Ханты-Мансийского автономного округа приходится на топливно-энергетический комплекс, энергетику, деревообработку. В структуре внутреннего регионального продукта доля нефтегазодобывающей отраслисоставляет порядка 72,8%.

Налоговые поступления, зачисляемые в бюджет ХМАО - Югры от нефтегазодобывающей отрасли, обеспечивают возможность улучшения многих значимых сфер, таких как культура, образование, здравоохранение и др.

С началом развития нефтегазодобывающей отрасли улучшилось состояние на рынке труда, а именно увеличилось количество рабочих мест на предприятиях, занимающихся нефтегазодобывающей деятельностью.

Численность постоянного населения автономного округа по данным Федеральной службы государственной статистики на 1.01.2020 года составляла 1 674 676 человек, увеличившись на 0,7% по сравнению с 2019 годом. Численность работников организаций по ОКВЭД «добыча топливно-энергетических полезных ископаемых» - 235,74 тыс. работников, что составляет 21,8% в общей структуре занятых в экономике.

АУ НАЦ РН им. В.И. Шпильмана установлена достаточно высокая корреляция между динамикой проходки поискового и разведочного бурения и динамикой численности работников геологоразведочных экспедиций, а также между динамикой фонда действующих добывающих скважин и численностью работников нефтедобычи.

В ближайшие пять лет с 2021 г. по 2026 г. предполагается последовательное увеличение общего количества работников нефтяных компаний в связи с динамикой прогнозного количества действующих скважин и проходки эксплуатационного бурения. Затем происходит плавное снижение численности до 2035 – 2036 гг., где отмечается некая стабилизация на уровне 226 тыс. человек, занятых в нефтегазодобывающей отрасли. После 2038 года предполагается плавное снижение численности работников и к 2050 году они составят 179 тыс. человек.

Сохранить тенденцию увеличения численности трудовых ресурсов в трудоспособном возрасте по-прежнему предполагается за счёт привлечения трудовых ресурсов из других регионов Российской Федерации с использованием вахтового метода работы, иностранных трудовых мигрантов.

Основными негативными экологическими последствиями нефтегазодобычи в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре являются загрязнение атмосферного воздуха в результате сжигания попутного нефтяного газа, образование отходов бурения, поступление в ландшафты загрязняющих веществ в результате аварийности трубопроводного транспорта, образование нефтезагрязненных земель и их рекультивация.

Одним из направлений развития нефтегазодобывающей отрасли в 2021 – 2030 гг. и на период до 2050 г должно стать снижение негативного воздействия на окружающую среду, улучшение экологической ситуации, и, как следствие, улучшение качества жизни населения автономного округа.

Снижение негативного воздействия недропользования на окружающую среду заключается в уменьшении количества отходов и выбросов, уменьшении класса опасности, сокращении площадей изымаемых земель, объёмов вод, других природных ресурсов. Достигается это за счёт разработки и внедрения новых технологий, повышения экологической грамотности и дисциплины.

В 2021 году губернатор автономного округа поставила перед его жителями амбициозную задачу достижения углеродной нейтральности региона. Это означает, что эмиссия парниковых газов будет равна их поглощению.

Нефтяным компаниям очень важно вносить свой вклад в декарбонизацию, поскольку производители и продавцы углеводородов вынуждены будут платить углеродный налог на свою продукцию, поставляемую в ЕС.

Механизмы решения стратегических задач нефтегазодобывающей отрасли

Для усиления реализации стратегических задач нефтегазодобывающей отрасли следует предусмотреть усовершенствование механизма их решения, которое начинается с качества проектной технологической документации на разработку нефтяных месторождений округа.

Следует предусмотреть ежегодное рассмотрение выполнения проектных показателей месторождений округа. В состав комиссий по согласованию проектных технологических документов должны быть включены представители округа.

В начальный период разработки применялись редкие сетки скважин и сверхпроектная закачка воды, вызвавшая сверхпроектную обводненность продукции, в связи с чем становится оправданной тенденция на сгущение сеток скважин в виде бурения горизонтальных скважин, боковых стволов и на ограничение водопритоков на разрабатываемых месторождений.

Проведению работ на месторождениях должно предшествовать качественное геолого-технологическое моделирование, на базе которого должно определяться распределение текущих остаточных запасов в недрах.

Механизм реализации стратегических задач нефтегазодобывающей отрасли округа должен предусматривать выполнение планируемых показателей разработки, объёмов буровых работ, ГТМ, действующих скважин и внедрение инновационных технологий.

Формирование эффективных механизмов реализации стратегических задач, отвечающих основным вызовам нефтегазодобывающей отрасли, является неотъемлемой частью совершенствования действующей системы недропользования.

В настоящее время основой стратегического управления системой недропользования на территории ХМАО – Югры является Государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2019-2025 годы".

В целях развития научно-технологического потенциала ХМАО – Югры представляется необходимым изменение подхода к регулированию системы недропользования в части формирования организационно - экономических механизмов, стимулирующих воспроизводство минерально-сырьевой базы ХМАО – Югры.

Новые объекты и месторождения характеризуются более сложным строением и ухудшенными фильтрационно-ёмкостными свойствами и относятся к категории «трудноизвлекаемых» запасов, в условиях которых традиционные технологические решения не обеспечивают их эффективную выработку.

Применение технологии полимерного воздействия на пласт предполагает использование дорогостоящих химических составов в большом количестве, а также средств для их приготовления, транспортировки, смешения и закачки.

Существующая система налогового регулирования ориентирована на получение компанией льготы в краткосрочной перспективе, что никак не обуславливает увеличение объёмов запасов углеводородов, вовлекаемых в разработку.

Наличие столь существенных капитальных и текущих затрат приводит к ухудшению финансово-экономических показателей проекта в условиях действующего налогового законодательства. В связи с чем актуальным становится формирование механизма стимулирования внедрения компаниями высокотехнологичных методов увеличения нефтеотдачи.


Применение инновационных технологий (в частности физико-химических методов увеличения нефтеотдачи, далее - ФХМУН) экономически нецелесообразно в случае предоставления льгот только на региональном уровне. Рекомендации по снижению неопределённости при реализации ФХМУН в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре могут быть следующими:

1.Вынесение на федеральном уровне предложений со стороны Правительства ХМАО – Югры по включению участков, рекомендуемых для опытно-промышленных работ по применению технологии ФХМУН, в перечень участков, указанных в пп. 3 п.1 ст. 333.45 НК РФ, с целью законодательного закрепления возможности применения на этих участках специального налогового режима в виде налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.

2.Утверждение Правительством ХМАО – Югры региональных льгот по налогу на прибыль и налогу на имущество организаций для полигонов, на которых осуществляется апробация технологии ФХМУН

3.Апробация технологии на участках ОПР, определение оптимальных критериев для последующего промышленного применения на месторождениях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

4.В случае успешности применения технологии вынесение предложений по внесению изменений в ст. 333.45 НК РФ и включению новых объектов в перечень допустимых для применения налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.

5.Создание региональной инвестиционной программы с целью дополнительного стимулирования предприятий к применению технологии ФХМУН и масшт абирования её на территории ХМАО – Югры. 6.Разработка и формирование методологии по оценке дополнительно добытой нефти при применении ФХМУН, а также механизма налогового стимулирования по их широкомасштабному применению на месторождениях Западной Сибири.

Опубликовано: Алексей Сафиоллин

Прикрепленные документы 2


Комментарии 0