Нефтегазоперерабатывающая и нефтегазохимическая отрасль

  • 19 сентября 2021 г.
  • 0

Том 13

Нефтегазоперерабатывающая и нефтегазохимическая отрасль

РЕФЕРАТ (презенация)

Отчета о результатах научно-исследовательской работы «Актуализация стратегии социально-экономического развитияХанты-Мансийского автономного округа – Югры до 2030 года»

Основной проблемой газопереработки в автономном округе является недостаточная эффективность использования ресурсов попутного нефтяного газа на всех этапах производственной цепочки от его добычи, транспортировки, осушки до нефтехимической переработки содержащихся в нем углеводородных фракций.

В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре до сих пор продолжается сжигание попутного нефтяного газа, хотя и в существенно меньших объемах, чем в предшествующие два десятилетия. Учет добычи и, как следствие, использования попутного нефтяного газа заметно улучшился после принятия нормативных актов об ограничении его сжигания, однако вызывает вопросы. Вместо сжигания ПНГ значительная часть его добычи используется без осушки в качестве топлива для промысловых электростанций, эффективность работы которых сомнительна, а заявленные нормы расхода ПНГ малодостоверны и сильно различаются между отдельными недропользователями. При этом до принятия нормативных актов об ограничении сжигания попутного газа, энергетические нужды промыслов удовлетворялись без объектов «малой энергетики», что ставит по сомнение какой-либо экономический смысл ее функционирования кроме избегания штрафов.

Перспективные разработки, связанные с мобильной газопереработкой, накоплением и последующим транспортом фракции С3-С6 и использованием осушенного газа для производства метанола до сих пор в промышленном масштабе не реализованы. Главной причиной этого является слабый коммерческий интерес недропользователей к эффективному использованию попутного нефтяного газа.

К числу проблем газопереработки относится и сформировавшаяся в 2010-е годы структура выпуска товарной продукции ГПЗ. Шестая часть всех жидких углеводородов, которые отгружают газоперерабатывающие предприятия Югры, представляет собой не ШФЛУ для дальнейшего разделения на индивидуальные углеводороды, а пропан-бутановые смеси и газовый бензин. Последние могут использоваться как моторное топливо или сырье для пиролиза, однако без газофракционирования из них невозможно выделить компоненты, которые необходимы для индустрии синтетического каучука и производства топливных присадок.

Низкие закупочные цены лишают нефтяные компании заинтересованности в увеличении поставок попутного газа на ГПЗ. На переработку в Югре поступает только две трети от объемов ресурсов попутного нефтяного газа и эта ситуация не меняется на протяжении последних пяти лет. Низкие закупочные цены являются следствием технологической негибкости и естественной олигополии отрасли – газотранспортная и газоперерабатывающая инфраструктура не позволяют свободный доступ к ней любых заинтересованных компаний. Поэтому эта сфера экономики нуждается в более активном государственном регулировании, которое должно вести к максимальному использованию ограниченного ресурсного потенциала страны и справедливому распределению добавленной стоимости между участниками технологической цепочки.

Главные проблемы нефтепереработки в Югре это малоэффективные и технологически устаревшие мощности, введенные в эксплуатацию в 1980-90-е годы, отсутствие существенного превышения собственного выпуска дизельного топлива и авиакеросина над объемами текущего потребления, очень высокие розничные цены на моторные топлива, исключительно высокий расход нефтяного сырья для производства одной тонны светлых нефтепродуктов.

Основное ограничение развития отрасли в Югре – конфликтная институциональная среда, отсутствие кооперативного поведения участников отрасли, выбор рентоориентированной модели бизнеса (при этом нефтяные компании придерживаются ее в нефтепереработке, однако в газопереработке являются ее жертвами), что требует гораздо более активного вмешательства властей субъекта федерации в деятельность нефтегазопереработки.

Объективным обстоятельством, которое тормозит прогресс нефтегазопереработки в Югре, является специфика региона как части зоны Севера. Она проявляется в существенном удорожании капитальных затрат из-за сложных природно-климатических условий (холодные зимы, очень большие колебания температуры между сезонами, заболоченность, промерзание грунтов). На работе отрасли сказывается редкая сеть населенных пунктов, фрагментация регионального рынка на отдельные территориальные участки с монопольным ценообразованием, отсутствие в Югре выраженного единого экономического центра. На реализации инвестиционных проектов отражается и низкая плотность транспортной и инженерной инфраструктуры, прежде всего, железнодорожной сети. Для преодоления негативных тенденций могут быть предложены следующие меры:

1.Передача региональным властям большего объема полномочий над утилизацией попутного нефтяного газа с обязательным введением НДПИ на этот вид сырья, часть которого должна зачисляться в бюджет субъекта федерации.

2.Тиражирование успешного опыта строительства мини-ГПЗ.

3.Создание при поддержке региональных властей инновационных модульных газоп ерерабатывающих предприятий.

4.Переход к формульному ценообразованию исходя из стоимости получаемой из сырья продукции, причем для ШФЛУ такой продукцией должны быть не сжиженные углеводородные газы, а полимеры и каучуки, что позволит увеличить закупочные цены на попутные нефтяной газ и сделать привлекательным его максимально эффективное использование.

5.Усиление борьбы с трансфертным ценообразованием путем обязательной регистрации газоперерабатываюищх предприятий на территории Югры и контроля над уплатой налогов с фактически созданной в границах субъекта федерации добавленной стоимости, что может быть реализовано в том числе путем создания единой газоперерабатывающей компании в регионе.

6.Наделение региональных властей правом устанавливать налоговые льготы в частиуплаты НДПИ на попутный нефтяной газ в зависимости от направления его использования, при котором приоритетом признается переработка ПНГ на газоперерабатывающих предприятиях, а не его сжигание в факеле или на объектах «малой энергетики».

Наиболее действенным способом преодоления проблем нефтепереработки в Югре является создание в автономном округе нового крупного НПЗ полного цикла переработки нефти в Нижневартовске, а также реализация антимонопольных мер для снижения розничных цен на моторные топлива и повышения их доступности для населения региона.

Целевые показатели развития нефтегазопереработки в Югре на период до 2050 года, представленные ранее в разделе 7, кратко повторены ниже.

Три главные задачи развития в Югре нефтепереработки это увеличение выпуска товарных светлых нефтепродуктов в регионе, увеличение ценовой доступности моторных топлив для населения и рост эффективности нефтепереработки с уменьшением удельного расхода сырья для выпуска товарной продукции.

При реализации предложенного проекта по строительству в Нижневартовске нового НПЗ баланс производства и потребления нефтепродуктов в регионе станет профицитным.

Предполагается, что целевым ориентиром доступности моторных топлив для жителей Югры должно быть наивысшее в России соотношение среднедушевых доходов населения и розничных цен на нефтепродукты. К 2030 году это соотношение должно вырасти до 6000 (в пересчете на 1 литр топлива, причем как дизельного топлива, так и для автомобильного бензина), а к 2035 году увеличиться до 7000.

После реализации инвестиционного проекта по строительству в Нижневартовске нового нефтеперерабатывающего производства взамен большей части существующих эффективность переработки нефтяного сырья в Югре значительно вырастет. Если в настоящее время шесть НПЗ, действующих в автономном округе, расходуют в среднем 6 тонн нефти на выпуск 1 тонны товарных светлых нефтепродуктов (автобензин, дизельное топливо, авиакеросин), то новый завод будет использовать только 1,7 тонны, то есть в 3,5 раза меньше.

Главные задачи газоперерабатывающей отрасли в Югре: отказ от практики сжигания попутного нефтяного газа, максимальное увеличение доли поступающего на переработку попутного нефтяного газа, увеличение глубины переработки с извлечением всех индивидуальных компонентов фракции С3-С6.

Целевой показатель полезного применения попутного нефтяного газа, который был установлен высшим руководством страны и допускал сжигание не более 5% добытого газа, уже достигнут в Югре. Благодаря использованию перспективных технологий малотоннажной переработки попутного нефтяного газа непосредственно на месторождениях и ужесточения контроля над добываемыми ресурсами возможно к 2030 году снизить долю сжигаемого на факеле ПНГ до 1%, а к 2040 году добиться полного прекращения подобной практики всеми недропользователями автономного округа.

Важной задачей является и рост доли поступающего на переработку попутного нефтяного газа. Следует отказываться от использования на объектах «малой энергетики» попутного нефтяного газа вместо осушенного, а также переходить к использованию сетевой электроэнергии вместо вырабатываемой на этих объектах. В настоящее время на переработку поступает только 70% добытого в округе попутного нефтяного газа, к 2030 году эта доля должна вырасти до 80%, к 2040 году должна достигнуть 85%, а в 2050 году составить не менее 90%.

Структура производства фракции С3-С6должна измениться. Сейчас только 83% производимых ГПЗ сжиженных газов выпускаются в виде ШФЛУ для дальнейшего разделения на индивидуальные предельные углеводороды, а остальные объемыпредставляют собой пропан-бутан и газовый бензин, из которых выделять ценное нефтехимическое сырье не предполагается. Необходимо принять как целевые индикаторы глубины переработки газа долю ШФЛУ в продукции не ниже 85% к 2030 году, 90% к 2040 году и 95% к 2050 году.

Опубликовано: Алексей Сафиоллин


Комментарии 0