Формирование основ пространственного развития (Стратегия пространственного развития Югры)

  • 18 сентября 2021 г.
  • 0

Том 20

Формирование основ пространственного развития( Стратегия пространственного развития Югры)

РЕФЕРАТ (презентация)

Отчета о результатах научно-исследовательской работы «Актуализация стратегии социально-экономического развитияХанты-Мансийского автономного округа – Югры до 2030 года» 

Представленные положения Стратегии пространственного развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры основываются на текущем социально-экономическом положении региона и отдельных отраслях хозяйства и сферы услуг в его пределах.

В рамках первых разделов представленной работы были рассмотрены ключевые показатели социально-экономического развития округа, а также в рамках SWOT-анализа были выявлены ключевые возможности и угрозы дальнейшего развития региона:

Возможности

•Диверсификация экономики региона через проведение политики по созданию кластеров

•Укрепление межрегиональной связности по оси «Север–Юг». Концентрация функций «форпоста» для дальнейшего освоения «фронтирных» территорий

•Формирование коридора развития в Приобье, состоящего из формирующихся в авт ономном округе агломераций.

•Взаимодействие ключевых научно-исследовательских организаций автономного округа с внешними структурами и развитие научной специализации региона, базирующегося на существующих достижениях в области добывающей промышленности

•Дальнейшее развитие третичного сектора, повышение разнообразия предлагаемых услуг в пределах крупнейших населённых пунктов региона.

Угрозы

•Зависимость от макроэкономических факторов и конъюнктуры сырьевых рынков, оказывающих влияние на состояние нефтегазовых компаний и, как следствие, на связанные с ними населённые пункты.

•Отсутствие приоритетности развития автономного округа на федеральном уровне ввиду приоритизации развития геостратегических приграничных территорий.

•Ухудшение экологической обстановки в пределах автономного округа.

•Опережающее развитие городских территорий основной зоны расселения в стране, неконкурентоспособность населённых пунктов Югры в отношении реализации потенциала человеческого капитала.

•Замедление прироста ресурсной базы, увеличение издержек на добычу полезных ископаемых. Тенденция к сокращению нефтедобычи в мире и снижение цен на углеводородные энергоносители могут привести к структурному кризису экономики региона.

•Снижение инвестиционной привлекательности Югры вследствие развития тенденции централизации налоговых сборов в России.

По результатам анализа ключевых возможностей и угроз социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа, а также на основании текущего социально-экономического положения региона, были сформулированы ключевые драйверы развития в будущем, а также предложения в рамках модели пространственного развития региона.

ДРАЙВЕРЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

Предложения по формированию драйверов социально-экон омического развития Ханты-Мансийского автономного округа основываются на сложившемся социально-экономическом положении в пределах региона и располагаемых возможностях, а также на релевантном опыте схожих территорий за пределами РФ.

Драйверы социально-экономического развития региона формируются в рамках двух ключевых направлений: переосмысление нефтедобывающей отрасли и связанных с ней отраслей промышленности (с одновременным развитием прочих отраслей хозяйства и в целом диверсификации экономики), а также преодоление проблем, связанных с периферийным характером географического положения региона. Исчерпание ресурсного потенциала региона и, как следствие, утрата экономической специализации могут привести обострению вызовов социально-экономическому развитию.

Одними из ключевых драйверов в ХМАО могут стать отрасли промышленности и третичного сектора, отличные от нефтедобычи и нефтепереработки, а также развитие на базе существующей инфраструктуры нефтяной отрасли образовательного и научно-исследовательского направления, включая обучение кадровых ресурсов в этой области.

В отношении развития прочих отраслей промышленного сектора можно выделить агропромышленный сектор, завязанный на особые климатические условия, а также характер хозяйственного освоения территории.

В рамках развития сельскохозяйственной отрасли драйверами можно считать сбор и обработку дикоросов (грибы, ягоды и проч.), а также деятельность, связанную с оленеводством (заготовка и обработка шкур, мяса и проч.). Сегодня потенциал реализации обеих отраслей в пределах округа реализуется в незначительной степени (около 1% от максимально возможной выручки по различным оценкам, см. выше). Расширение деятельности в этих отраслях, а также разработка регуляторных механизмов и цепочек добавленной стоимости, позволит диверсифицировать экономику округа и способствовать развитию периферийных муниципальных образований в его пределах.

Среди отраслей промышленности, не связанных с добычей полезных ископаемых, нефтепереработкой, а также транспортировкой и хранением сопутствующих продуктов, драйверами социально-экономического развития Югры можно считать деревообработку. Наличие в пределах округа средне- и низкобонитетных представителей северной тайги (хвойные породы) и южной тайги (сочетание хвойных и мелколиственных пород деревьев), а также практически непродуктивных пород в пределах болотных территорий создаёт конкурентное преимущество для производителей округа в занятии ниши производства изделий из дерева в низком ценовом сегменте (мебель, элементы окон, дверей, пиломатериалы, пеллеты, плиты и проч.).

Ориентация на рынок сбыта и конечного потребителя — важный критерий развития отрасли стройматериалов, и эта отрасль также может стать драйвером развития ряда муниципальных образований округа. Разработка локальных и небольших по объёму месторождений песка, гравия и щебня позволит удовлетворить внутреннюю потребность в строительных материалах, и вследствие этого снизить издержки на их ввоз из-за пределов Югры.

Нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая отрасли, несмотря на негативные тенденции в конъюнктуре рынка, складывающиеся сегодня и впоследствии существенно влияющие на отрасль в целом, также могут опосредованно стать драйверами развития округа.

Существующая и во многом уникальная инфраструктура этих отраслей может стать базой для появления конкурентоспособных не только в масштабе РФ, но и в мировом масштабе научно-исследовательских и образовательных учреждений. Взаимодействие с реальным производством и представителями профессий, создание совместных с предприятиями и организациями отрасли образовательных программ, способствуют получению квалификации мирового уровня с наличием практических навыков уже на стадии выхода из образовательного учреждения.

РЕФОРМА АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ДЕЛЕНИЯ

В рамках реализации стратегии пространственного развития Югры, а также для более эффективного процесса управления пространственным развитием предлагается осуществить изменение административно-территориального деления через реорганизацию и разукрупнение ряда муниципальных образований округа.

Реорганизация:

Преобразование сельских поселений Алябьевское (Советский район) и Солнечное (Сургутский район) в городские поселения в связи с высокой численностью населения и не занятостью его в сельском хозяйстве.
Советский муниципальный район после преобразования Алябьевского сельского поселения в городское не будет иметь в своем составе сельских поселений, в связи с чем может быть преобразован в муниципальный округ. Белоярский муниципальный район имеет в своем составе единственный город (город окружного подчинения) Белоярский, в котором проживает 68% населения района, в связи с чем он так же может быть преобразован в муниципальный округ.

Разукрупнение:

Единственный крупный город (42 тыс. чел.) Ханты-Мансийского АО, не являющийся городом окружного подчинения — Лянтор, входящий в состав крупнейшего по населению Сургутского района может быть выделен из его состава и стать городом окружного подчинения. Это улучшит качество социальных услуг в городе, а также сделает сетку муниципального АТД округа более равномерной (по численности населения муниципалитетов). Также возможна передача сельского поселения Аган из состава Нижневартовского района в Сургутский, поскольку единственная дорога, соединяющая поселок с остальной Россией, присоединяется к Северному широтному ходу ближе к Сургуту чем к Нижневартовску.

ОПОРНЫЙ КАРКАС РАССЕЛЕНИЯ

Опорный каркас расселения (ОКР) ХМАО характеризуется линейно-узловой структурой, где в роли главных узлов выступают крупные городские агломерации Сургута (с Нефтеюганском), Ханты-Мансийска и Нижневартовска. К узлам более низкого уровня можно отнести города Советский, Пыть-Ях и Лангепас. ОКР ХМАО не сбалансирован: среднее Приобье концентрирует в себе большую часть населения, в то время как большая часть площади региона заселена разреженно посредством небольших сельских населенных пунк тов, в т.ч. коренных народов, временных вахтовых поселков работников месторождений или не освоена вовсе. В ситуации, когда ключевым становится вопрос сохранения каркаса расселения в текущей линейно-узловой конфигурации, необходим поиск новых точек роста как пространственных, так и структурных в его пределах. Развитие городских агломераций позволяет выделить эти точки: текущая концепция пространственного развития региона подразумевает организацию 8 основных городских агломераций (рисунок 1).

Несмотря на предполагаемое повышение эффективности управления территорией, дисбаланс в размещении населения не устранится. Более того, агломерации в западной части ХМАО ограничены в своем развитии ввиду отсутствия или недостаточного развития транспортной инфраструктуры (агломерации Березово – Игрим, Урай – Междуреченск, Нягань –Приобье). Построение сети городских агломераций в регионе, исходя даже из определения данного явления, предполагает налаженное транспортное сообщение между их частями. Поэтому помимо устранения экономико-демографического дисбаланса между западной и восточной частями региона, особый акцент должен быть сделан на обеспечение транспортной связанности в регионе – и в особенности в пределах запланированных агломераций.

РАЗВИТИЕ ЧЕРЕЗ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЗОНЫ

В рамках модели пространственного развития автономного округа предполагается создание трёх функциональных зон, в пределах которых индивидуально будет реализовываться совокупность проектов и мероприятий. Границы выделенных функциональных зон мобильны и регулируются внутрирегиональными транспортными потоками: ареал «социального ускорения» напрямую связан с зоной транспортной доступности крупнейших городов региона.

Темпы ввода жилья и его пространственное распределение задают вектор преобразования границ зоны «социального ускорения». Границы «экологического резерва» и «бума экономического роста» взаимозависимы: дальнейшее распространение второй зоны накладывается на конфигурацию первой. Напротив, за «бумом экономического роста» следует включение территории в зону «социального ускорения» по мере интеграции данной территории в опорный каркас расселения. Выделенные функциональные зоны предполагают внедрение собственного режима использования территории для каждой из них.

Согласно концепции поляризованного ландшафта, интенсивное хозяйственное освоение территории с последующим процессом расселения, требует создания связанной сети ООПТ, в ином случае – выделения особой функциональной зоны, соответствующей «экологическому резерву». Необходимо расширение сети ООПТ и размежевание экологического резерва на территории, перспективные в хозяйственном освоении, и природоохранные, формирующие экологический каркас территории.

Зона «социального ускорения» в перспективе должна представлять собой плотно заселенную территорию с развитыми межпоселенными связями, сложной структурой экономики, эффективно функционирующей социальной инфраструктурой. Перечисленные задачи требуют соответствующих институтов управления, как правило, концентрирующихся в муниципальных администрациях.

Однако критерий межпоселенных связей, благодаря которым изолированные населенные пункты образуют каркас расселения, подразумевает наличие органов управления более высокого уровня. Концепция городских агломераций, разрабатываемая на территории автономного округа, позволяет координировать взаимодействие муниципалитетов в области принятия решений. Зона «бума экономического роста» по своей конфигурации наиболее мобильна ввиду перманентного пространственного градиента от зоны «социального ускорения» к экологическому резерву.

Стремительный рост нефтедобычи и сопровождающий его демографический бум формируют высокие экологические и социальные риски для территории. В связи с этим обязательной представляется соответствующая нормативная база, в рамках которой должен осуществляться регулярный мониторинг экологического воздействия на территорию, изучение социальной нагрузки в быстрорастущих «фронтирных» населенных пунктах.

Для снижения рисков дисбаланса социально-экономического развития между зонами в структуре административного округа могут применяться сценарии «выравнивания» и «сглаживания». Первый подразумевает в первую очередь реализацию проектов экономического развития территории.

Второй сценарий уделяет приоритетное внимание повышению связность территории внутри автономного округа и с окружающими его субъектами. Наиболее целесообразным для первичной реализации выглядит сценарий «сглаживания», то есть улучшение транспортной доступности и инфраструктурной обеспеченности. Затем, при наличии инфраструктуры возможно развитие экономической деятельности, в том числе в потенциальных районах передового освоения, и подтягивание к ним качественной социальной сферы.

РАЗВИТИЕ КЛАСТЕРОВ НА ТЕРРИТОРИИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

Формирование отраслевых кластеров в Ханты-Мансийском автономном округе обеспечит снижение пространственных диспропорций между различными территориями региона и будет способствовать диверсификации экономики и сокращению рисков, связанных с сырьевой специализацией. Перспективами реализации кластерной политики в регионе являются: наличие альтернативных нефти природных ресурсов, возможности реализации транзитного и потребительского потенциала, потенциал выстраивания интегрированных цепочек в топливно-энергетическом комплексе (в том числе в рамкахкорпоративных структур).

В частности, реализация природно-ресурсного потенциала Ханты-Мансийского автономного округа возможна в отраслях, не связанных с нефтегазовым сектором. На основе собственных запасов нерудных полезных ископаемых имеются перспективы развития промышленности строительных материалов, ориентированной на внутренний рынок. Несмотря на невысокое качество лесных ресурсов с применением современных методов глубокой переработки возможно формирование лесоперерабатывающего комплекса. Разработка месторождений руд черных и цветных металлов может стать альтернативным вектором развития некоторых территорий при обеспечении их транспортной доступности.

Определенным потенциалом для формирования кластеров обладает также агропромышленный комплекс. Помимо создания производств, ориентированных на внутрирегиональные рынки, перспективными направлениями являются развитие речного рыболовства, оленеводства, сбор грибов и ягод. Также для некоторых территорий драйвером развития может стать реализация рекреационного потенциала. Так, перспективы создания туристских направлений имеются на территориях национальных парков.Исходя из сложившихся условий и потенциала развития различных территорий, можно выделить несколько направлений реализации отраслевой кластерной политики в Ханты-Мансийском автономном округе:•Формирование лесного кластера в западных районах региона.

Помимо, производства пиломатериалов, фанеры и древесных плит перспективы развития в округе имеет углубление переработки древесины: в рамках единого комплекса с «традиционной» деревообработкой может сочетаться производство пеллет, топливных брикетов, лесохимия, функционирующие в том числе на отходах предыдущих звеньев производственных цепочек.

Формирование лесного кластера полного цикла в западной части округа (Советский, Белоярский и др.) позволит не только стимулировать развитие уже сложившегося деревообрабатывающего комплекса, но и создать альтернативный полюс социально-экономического развития на территориях вне зоны фронтирного освоения нефтяных месторождений•На основе негорючих полезных ископаемых возможно создание горнопромышленного кластера. На базе месторождений черных и цветных руд в Березовском районе целесообразно размещение обогатительных и обрабатывающих производств, которые трансформируют специализацию территорий Приполярного Урала. Местные запасы нерудных полезных ископаемых могут стать ядрами развития промышленности строительных материалов, ориентированных на внутренний спрос и рынки соседних регионов.

•В агропромышленном комплексеимеются перспективы выстраивания интегрированных производственных цепочек в нескольких ключевых для региона секторах . Значительная ресурсная база и возможности развития аквакультуры делают перспективным формированиерыбоперерабатывающего кластер а, специализирующегося на ценных видах рыб. Выстраивание кооперационных связей в традиционных для коренных народов оленеводстве, сборе дикоросов обеспечат достаточную занятость в наиболее удаленных сельских поселениях и позволят занять региону нишу на российском рынке продовольствия. Перспективный агропромышленный кластер вне основных зон нефтедобычи сможет выполнять поддерживающие функции и стать драйвером развития периферийных территорий.

•Развитие рекреационных функций в рамках природных комплексов (в пределах национальных парков и заказников) и в зонах вблизи ядер агломераций может стать драйвером развития на локальном уровне и сформировать в масштабах отдельных сельских поселений внутрирайонные центры притяжения.

•Форпостные городана периферии нефтедобывающих агломераций способны стать центрами обслуживания на локальном уровне. На основе значительного платежеспособного спроса со стороны населения ближайших вахтовых поселков возможно развитие низового сектора услуг (торговля, общественное питание, бытовое обслуживание и др.), которое создаст альтернативу нефтедобывающей специализации и будет способствовать развитию малого предпринимательства

•Ядра главных агломераций округа могут, в свою очередь, стать центрами обслуживания на межрегиональном уровне. Имеютс я перспективы формирования кластеров медицинских услуг, создания образовательных центров, ориентированных не только на зоны тяготения крупнейших городов, но и на территории соседних регионов (в частности, Сургут способен обслуживать транзитные потоки из ЯНАО, а г. Стрежевой в Томской области – войти в сервисную зону Нижневартовска). Кроме того, концентрация крупного бизнеса в Ханты-Мансийске, Сургуте и Нижневартовске расширяет потенциал развития сегмента корпоративных услуг.

•«Новые» города, являющиеся форпостами освоения новых участков месторождений, в будущем столкнутся с дальнейшим сдвигом основных зон нефтедобычи. Для предотвращения связанных с этим социальных проблем уже на текущем этапе необходимо стимулирование диверсификации экономики. Одним из ее направлений может стать формирование машиностроительных кластеров, специализирующихся производстве оборудования на добывающей
промышленности.

Помимо предприятий, ориентирующихся на обслуживание существующих месторождений и разработки новых, существуют возможности создания высокотехнологичных производств, занимающихся созданием оборудования для интенсификации нефтедобычи и освоения трудноизвлекаемых запасов.

Опубликовано: Алексей Сафиоллин


Комментарии 0