Устойчивое экологическое развитие

  • 19 сентября 2021 г.
  • 0

Том 21
Устойчивое экологическое развитие

РЕФЕРАТ (презенация)

Отчета о результатах научно-исследовательской работы «Актуализация стратегии социально-экономического развитияХанты-Мансийского автономного округа – Югры до 2030 года»

Предлагаемые целевые индикаторы реализации экологической стратегии округа до 2020-2030 годов:

1.Снижение нагрузки на атмосферный воздух от стационарных источников за счет: достижения нормативного уровня утилизации ПНГ (95%1); увеличения уровня очистки от загрязняющих веществ до среднероссийских показателей в разрезе отраслевой экономики; выявление основных промышленных источников загрязнения и уменьшения токсичности их выбросов.

2.Доведение уровня нормативной очистки загрязненных сточных вод на объектах ЖКХ до 90%; использование замкнутых систем водоснабжения производства, обеспечивающих экономию воды на уровне не ниже 93%; повышение обеспеченности водозащитными сооружениями водных объектов до уровня 40%.

3.Рекультивация всех нефтезагрязненных земель за счет увеличения темпов их восстановления и применения наиболее эффективных методов рекультивации.

4.Увеличение доли обезвреженных и использованных отходов бурения в общем объеме их образования до 95% за счет использования их в качестве вторсырья; снижение уровня образования древесных отходов за счет расширения мощностей и углубления переработки древесины до уровня в 900 м3/год; ликвидация несанкционированных свалок ТБО, организация новых технологий их переработки.


Для преодоления рисков ухудшения экологической и экономической ситуации в Ханты-Мансийском автономном округе необходимо разработать инструмент, стимулирующий добывающие и перерабатывающие компании Югры переходить на более высокие стандарты экологичности производства, а также ликвидации накопленного экологического ущерба. В условиях ограниченных возможностей влияния властей Ханты-Мансийского автономного округа на поведение крупных добывающих компаний в части снижения техногенной нагрузки наиболее перспективным видится метод рейтинговой оценки, проводимой региональными органами власти при участии аккредитованных международных рейтинговых или аудиторских компаний. Участие сертифицированных, признанных за рубежом компаний является необходимым условием для того, чтобы рейтинговая оценка имела вес для компаний и мотивировала их улучшать экологические показатели своей деятельности. Региону необходима программа сотрудничества с международными рейтинговыми агентствами, оценки которых имеют значимость для инвесторов (известными консалтинговыми компаниями, некоммерческими природоохранными компаниями, рейтинговыми агентствами). Участие агента, имеющего вес на международной арене (в том числе в части привлечения инвестиций), будет выступать рычагом воздействия на добывающие компании и повышать значимость регионального экологического рейтинга для компаний. При формировании рейтинга необходимо применение экосистемного подхода оценки результатов деятельности хозяйствующих субъектов Ханты-Мансийского автономного округа, в том числе в части устранения накопленного экологического ущерба. Предлагаемый рейтинг состоит из двух частей: системы показателей, оцениваемых качественно, а также системы показателей, имеющих количественную оценку, которая затем переводится в балльную систему. Итоговый балл рейтинга определяется по сумме балов, набранных по каждому показателю. Оценка производится рабочей группой, включающей экспертов и представителей органов власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, а также представителей компаний независимых рейтинговых/аудиторских компаний.

Перечень предложений в план мероприятий по реализации Стратегии

1. Создание Совета по устойчивому экологическому развитию Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с представительством основных социальных групп (обязательно коренного населения, представителей школ, ВУЗов). Выявление местных примеров устойчивого развития, способов устойчивого природопользования, обмен практическим опытом в области устойчивого экологического развития. Особый акцент на проведении научно-исследовательских работ в части оценки перспектив декарбонизации региональной промышленности, транспорта, сельского, лесного, рыбного, коммунального хозяйства, создании «углеродных» полигонов, оценке применимости энергоэффективных решений с учетом особенностей региональной экономики и природных условиях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, а также методах адаптации региональной экономики в глобальным климатическим изменениям и глобальному экономическому переходу.

2. Законодательное обеспечение реализации стратегии устойчивого развития (совершенствование правового регулирования в сфере взаимодействия общества и природы, в первую очередь с точки зрения применения экологического права, экономического стимулирования). Чем больше ставка экологического налога, тем больше стимулов для инноваций. При отсутствии платы или небольшом размере платы за загрязнение, внедрение инновационных технологий, не приносит никаких выгод разработчику и производителю.

3. Создание регионального реестра предприятий природоохранной деятельности (в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД) нет раздела «Экологическое предпринимательство» (кроме учета государственной статистикой предприятий по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов).

4. Формирование прецедентных банков данных, включающих формализованные описания об имевших место авариях и катастрофах с тяжелыми экологическими последствиями (для выполнения риск-анализа (прецедентного анализа) опасных событий на стадии проектирования конкретных предприятий, проведении процедур страхования предприятий – источников повышенной опасности). Формирование позволяет также формализовать различные опасные ситуации и события в виде математических моделей конкретных сценариев, раскрывающих механизмы реализации процессов воздействия опасного объекта на окружающую среду и здоровье населения.

5. Создание укрупненных, учитывающих специфику территории, методов и методик оценки ущерба окружающей среде (по конкретным средам, ландшафтам), оценки вреда, причиняемого здоровью человека в результате загрязнения атмосферного воздуха, природных вод, земель и почв, установления экологически зависимых заболеваний, обусловленных загрязнением окружающей среды. Интенсификация внедрение современных систем мониторинга (включая методы дистанционного зондирования Земли) и моделирования (включая использования «больших» гопространственных данных (bigdata)).

6. Проведение региональных и международных сопоставлений (с ближним и дальним зарубежьем) для сравнения реальных масштабов природоохранной деятельности.

7. О рганизация экологической страницы на информационном сайте каждого города (района) , где на постоянной основе информировать жителей о состоянии окружающей природной среды, запланированных природоохранных мероприятиях и др., а также организация обратной online-связи с населением. Интенсификация с региональными и федеральными некоммерческими (в том числе волонтерскими) организациями и движениями, ориентированными на ведение природоохранной и экопросветительской, внедрению рациональных природопользовательских практик (включая раздельный сбор отходов, уборка территорий, проведение «зеленых» образовательных мероприятий).

8. Учреждение региональной инновационной премии (наподобие премии «Русские инновации») за лучшие инновационные продукты.

9. Организация процедуры определения предприятий – инновационных лидеров и формирование механизмов их поддержки (вплоть до федерального уровня).

10. Создание полноценных территориальных инновационных кластеров на базе предприятий – инновационных лидеров.

11. Проведение (по отраслям) анализа зарубежных природоохранных технологий (с определением тенденций их развития), техники, материалов, электронной компонентной базе, составным частям, модулям и блокам для формирования и экспертизе предложений по импортозамещению.

12. Разработка региональных автоматизированных поисковых систем “вторичные ресурсы”, базирующихся на данных, полученных в результате паспортизации и сертификации отходов, установление и пересмотр перечней отходов, относительно которых с учетом региональных интересов должен устанавливаться специальный режим стимулирования их утилизации, сбора, заготовки.1

3. Долгосрочная стратегия управления отходами, связанная с реализацией No 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", в редакции, актуальной с 1 января 2016 г.

14. Освоение технологий разработки нетрадиционных источников ископаемых, трудноизвлекаемых залежей и техногенных источников сырья

Опубликовано: Алексей Сафиоллин

Прикрепленные документы 2


Комментарии 0