Горнопромышленный комплекс

  • 19 сентября 2021 г.
  • 1061
  • 0

Том 3

Горнопромышленный комплекс

РЕФЕРАТ (презентация)

Отчета о результатах научно-исследовательской работы «Актуализация стратегии социально-экономического развитияХанты-Мансийского автономного округа – Югры до 2030 года»

Факторы развития горнопромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, сложности, риски и перспективы, связанные с его развитием. Обеспеченность горнопромышленного комплекса материальными, техническими, технологическими, энергетическими и кадровыми ресурсами

В настоящее время автономный округ лишь частично обладает материальными, техническими, технологическими и кадровыми ресурсами для выполнения малообъемных эксплуатационных работ открытым способом на месторождениях кварцевого сырья уральской части автономного округа: ОАО «Полярный кварц» с их мощностями, которые нуждаются в серьезной модернизации.

При этом для широкомасштабного горнопромышленного освоения объектов в уральской части автономного округа полностью отсутствуют энергетические ресурсы, весьма ограничены транспортные возможности: круглогодичные автомобильные дороги отсутствуют, грузоперевозки по р. Ляпин ограничены быстрым сходом паводковых вод и составляют в период навигации не более двух месяцев.

Горная промышленность, как известно, относится к весьма трудоемким отраслям. Весь персонал в зависимости от участия в производственном процессе по выпуску продукции подразделяется на две группы: промышленно-производственный и непромышленный. В условиях автономного округа необходимо привлечение кадров промышленно-производственного персонала из других регионов. Непромышленный персонал составит местное население территорий, на которых планируется развитие горной промышленности.

Задействовать в горнопромышленном комплексе промышленно-производственный персоналнефтегазового комплекса, на наш взгляд, не представляется возможным в виду резкого различия в специфике выполняемых работ и операций.

Для успешного вовлечения в эксплуатацию месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также титан-циркониевых россыпей Умытьинской площади, расположенной в непосредственной близости от действующей автодороги с твердым покрытием Ханты-Мансийск – Советский, высоковольтной линии электропередач и железнодорожной станции (Верхнекондинская), автономного округ располагает необходимыми производственными и кадровыми ресурсами (за исключением инженерно-технического персонала).

Ключевые внутренние и внешние факторы развития и ограничения развития горнопромышленного комплекса

К основным факторам, стимулирующим развитие горнопромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры следует отнести:

1. Восполнение создавшегося дефицита минерального сырья на предприятиях промышленного Урала и обеспечение экономической безопасности России на территории автономного округа.

2. Уменьшение традиционных для автономного округа запасов углеводородного сырья вплоть до прогнозируемого полного их истощения к 2045 г. и стремление к освоению альтернативной минерально-сырьевой базы.

К факторам, ограничивающим развитие горнопромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, на наш взгляд, относятся:

1. Весьма неравномерная локализация минеральных ресурсов, что определяется как особенностями геологического строения, так и различной степенью изученности региона.

2. Отсутствие на территории развитых транспортных и энергетических коммуникаций.

3. Большинство территорий, на которых расположены разведанные запасы полезных ископаемых, а также располагающие высокими перспективами их обнаружения, являются родовыми угодьями традиционного природопользования малочисленных коренных народов Севера.

4. Речная система Березовского района автономного округа относится к водоемам высшей категории. Здесь происходит нагул, нерест и зимовка ценных полупроходных и туводных.

5. Большинство промышленных предприятий Урала и теплоэлектростанции проектировались и работают на углях Экибастузского (Казахстан) месторождения и месторождений Кузбасса. Адекватная замена его на бурый уголь невозможна. Эта проблема требует отдельного изучения.

6. На территории автономного округа отсутствует кадровый потенциал (как инженерно-технических, так и рабочих специальностей). Отсутствует и подготовка кадров, необходимых для освоения твердых полезных ископаемых.

7. Важным фактором для выполнения геологоразведочных работ на твердые полезные ископаемые является современная геологическая карта района работ и легенда, составленная с учетом новейших достижений в области геотектоники и геодинамики. Попытка создания такой геологической основы масштаба 1:200000 была предпринята: составленная В.А. Душиным карта создает иллюзию высоких перспектив восточного склона Приполярного Урала, в частности, на медно-цинковые руды: без какого-либо обоснования от северной границы Свердловской области и до бассейна р. Лонгла протянута полоса вулканитов рудоносной шемурской свиты, что и привело к получению ресурсов категории Р3 цинка и меди более 3 млрд т каждого металла, которые Институтом экономики УрО РАН овеществлены в условные запасы.

8. Отсутствие нормативно-правовой базы, позволяющей осуществлять в контуре лицензионных участков нефтяных компаний недропользование сторонними организациями (в том числе предприятиями малого и среднего бизнеса) на общераспространенные полезные ископаемые, добыча которых не предназначена для собственных нужд владельца лицензией.

9. Предпочтение организациями, осуществляющими строительную деятельность на территории автономного округа, закупать необходимое сырье в иных регионах Российской Федерации.

10. На региональном уровне большее внимание уделяется энергетическим ресурсам, а управление горнопромышленным комплексом не развито.

Разработка мер направленных на привлечение инвестиций для развития горнопромышленного комплекса, включая повышение геологической изученности Горного Урала

Инвестиции в добычу полезных ископаемых отрасли обладают высоким народно-хозяйственным (мультипликативным) эффектом, т.е. стимулируют экономический рост в сопряженных отраслях (по производству оборудования, предоставлению услуг и т.д.). Привлечение инвестиций для развития горнопромышленного комплекса невозможно без комплексного законодательного обеспечения интересов инвестора, как второй стороны в процессе недропользования.

Сегодня горное законодательство России не рассматривает ресурсы недр в качестве товара и опирается не на экономические, а на геологические и технологические критерии. Вместе с тем оно должно быть либо тесно переплетено с «экономическими» разделами российского законодательства (Гражданский и Налоговый кодексы, блок законов об инвестициях и др.), рассматривающими ресурсы недр в качестве товара (одного из видов производственных ресурсов), либо включать в себя соответствующий раздел.

Наиболее эффективной техникой финансирования инвестиционных проектов в Российском недропользовании является техника «проектного финансирования». Поэтому необходимость обеспечить «финансируемость» российского горного законодательства предполагает в первую очередь закрепление в нем правовых норм, необходимых и достаточных для практического применения «проектного финансирования» в этих отраслях экономики России. Значительно повысить инвестиционную привлекательность недропользования может формирование полномасштабного рынка прав пользования недрами.

Для привлечения инвестиций в горнопромышленный комплекс необходимо обеспечить:

1. доступность и достоверность информации о недрах;

2. достоверная информация о недропользователе, нуждающемся в инвестициях;

3. объем капитальных затрат, требуемых для разработки месторождения;

4. гарантии возврата инвестиций;

5. скорость возврата инвестиций;

6. отдача на вложенный капитал.

7. иные эффекты, возникающие для инвестора, при реализации проекта.

Таким образом, теоретически возможно привлечение инвестиций в горнопромышленный комплекс. Для этого необходима корректировка федерального законодательства, формирование рынка прав пользования недрами, применение принципов «проектного управления» и обеспечение прозрачности горнопромышленного комплекса для потенциальных инвесторов.

В России сделано немало для улучшения прозрачности государственного регулирования рынков, прозрачности бизнеспроцессов, для сокращения оттока капитала и создания благоприятных условий инвесторам. Принимаются меры к деоффшоризации экономики. Но для привлечения долгосрочных прямых инвестиций в горнодобывающую промышленность необходима стройная система юридически значимых документов государственного стратегического планирования, которые должны содержать ясные стратегические цели и обязательства государства. Подчеркну, не только и не столько в отношении сырьевых секторов, сколько в отношении секторов промышленных и потребительских. Если обеспечить высокие темпы роста в этих секторах экономики, то не будет стагнации спроса на сырьевые ресурсы, не будет недостатка в прямых инвестициях[Язев, 2014].

Инвестиционные проекты в сфере горнопромышленного комплекса являются весьмарискованными. Помимо финансирования собственно горного производства, для целого комплекса полезных ископаемых необходимо инвестирование сопутствующих геологоразведочных работ, вложения в развитие локальной транспортной и энергетической инфраструктур.

 

Опубликовано: Алексей Сафиоллин

Прикрепленные документы 2


1061

Комментарии 0