Том 4
Гражданское общество
РЕФЕРАТ (презентация)
Отчета о результатах научно-исследовательской работы«Актуализация стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2030 года»
Предложения по развитию гражданского общества в Ханты-Мансийском автономном округе -Югре
Предложения по внедрению механизмов, направленных на расширение участия экспертного сообщества, гражданских активистов, референтных групп в краудсорсинговых проектах, экспертных советах, форм эффективной организации информационного обмена между некоммерческими организациями, институтами гражданского общества, гражданскими активистами и органами государственной власти
С целью расширения участия экспертного сообщества, гражданских активистов, референтных групп в краудсорсинговых проектах, экспертных советах необходимо:
- расширить практику участия экспертов в заседании Правительства автономного округа и Думы автономного округа;
- создать систему мотиваций при привлечении экспертов и активных граждан к краудсорсинговым проектам, а также членов общественной палаты и общественных советов путем введения специальных номинаций и премий, бонусных подарков, а также почетных знаков или медалей автономного округа. Например, «За благодеяние»;
- создать систему стимулирования активных граждан по участию в процессах инициативного бюджетирования на муниципальном уровне, включая доски почета, муниципальные премии и т.д.
- применять практики включения активных граждан в кадровые резервы для замещения должностей государственной и муниципальной службы, а также возможность получения дополнительного и специального образования за счет средств соответствующего бюджета.
С целью повышения эффективности экономических форм воздействия институтов гражданского общества на органы местного самоуправления, мы предлагаем следующие решения:
Во-первых, законодательно не определены возможности общественного контроля за порядком расходования органами местного самоуправления дотаций, субсидий и субвенций, предоставляемых Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации. Для решения данной проблемы необходимо дополнить статью 62 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» «иные средства финансовой помощи местным бюджетам из бюджетов других уровней» пунктом 5 следующего содержания: «Население муниципального образования, а также общественная палата (совет) муниципального образования, общественные наблюдательные комиссии, общественные инспекции, группы общественного контроля и иные организационные структуры общественного контроля муниципального образования вправе осуществлять общественный контроль за расходованием вышеуказанных средств финансовой помощи местным бюджетам».
В-вторых, в федеральном законодательстве целесообразно предусмотреть возможность проведения общественной финансовой экспертизы, причем это не должна быть общественная экспертиза, уравненная с аудитом. Так как предметом данной экспертизы должно стать бюджетное планирование, процедура закупки товаров, работ, услуг для муниципальных нужд, необходимо предусмотреть возможность привлечения незави симых аудиторских организаций в процессе проведения данной экспертизы. Также на уровне муниципалитетов отсутствует общественный контроль за приемкой, постановкой и снятием с бухгалтерского учета органами местного самоуправления недвижимого имущества, а также движимого имущества, стоимость которого превышает 500 тысяч рублей. Необходимо принимать муниципальные правовые акты по данному предмету.
В правовом регулировании социальных форм воздействия гражданского общества на органы местного самоуправления имеются законодательные пробелы, требующие закрепления, а именно:
Во-первых, в настоящее время ни в федеральном, ни в муниципальном законодательстве не имеется процедур, при которых в случае, если с правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, численность которой превышает установленную абз. 2 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 06.10.2003 No 131-ФЗ, подлежит первоочередному рассмотрению органом местного самоуправления, кроме того, в данном случае принятие муниципального правового акта может быть произведено в упрощенном порядке. Для этого нами предлагается статью 26 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» «правотворческая инициатива граждан» дополнить пунктом 4: «Если с правотворческой инициативой выступает инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, численность которой превышает установленную абз. 2 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 06.10.2003 No 131-ФЗ, данная инициатива подлежит первоочередному рассмотрению представительным органом муниципального образования». Также с целью закрепления общественного участия в процессах правотворчества на муниципальном уровне абз. 1 ч. 1 ст. 26 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» необходимо изложить в следующей редакции: «С правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, общественная палата (совет) муниципального образования, общественные наблюдательные комиссии, общественные инспекции, группы общественного контроля и иные организационные структуры общественного контроля муниципального образования в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования».
Во-вторых, на муниципальном уровне законодательно не закреплен институт общественной аккредитации, хотя в последнее время данный институт может быть востребован, особенно в сфере деятельности муниципальных образовательных учреждений, продажи некоторых видов товаров, а также оказания услуг населению. Так, во всех школах города Перми созданы управляющие, наблюдательные или попечительские советы, в состав которых входят родители учащихся, педагоги, представители общественных организаций. Такие советы имеют право контролировать финансовую и хозяйственную деятельность школы, принимать решения относительно инновационных методик и программ, содержания образования.
Необходимо отметить, что формы воздействия гражданского общества на органы местного самоуправления необходимо классифицировать на политические, экономические, социальные формы.
В целях расширения перечня объектов общественного контроля целесообразно определить в федеральном законодательстве возможность общественного контроля за порядком расходования органами местного самоуправления дотаций, субсидий и субвенций, предоставляемых Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, предусмотреть возможность проведения общественной финансовой экспертизы, а также закрепить возможность первоочередного рассмотрения органом местного самоуправления правотворческой инициативы группы граждан, численность которой превышает установленную абз. 2 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 06.10.2003 No 131-ФЗ. В федеральном законодательстве о местном самоуправлении закреплена только одна форма ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления – отзыв депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Этого недостаточно для полноценного диалога органов местн ого самоуправления и институтов гражданского общества. В этих целях муниципальным образованиям Российской Федерации необходимо расширять перечень оснований для отзыва вышеуказанных лиц, также необходимо восстановить в Федеральном 3законе No 131-ФЗ формулировку «утрата доверия населения». С целью разграничения ответственности органов местного самоуправления, депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением и государством необходимо ввести в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» статью 24.1, предусматривающую возможность выражения общественного недоверия должностному лицу или органу местного самоуправления.
Основные направления и мероприятия по реализации Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, в том числе способствующих стабилизации общественно-политической ситуации в Югре, повышению уровня общественной безопасности, укреплению межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений, развитию духовного и гражданского единства многонационального народа Российской Федерации
В Югре проживают представители 124 национальностей.В автономном округе сформирована система управления государственной национальной политикой и профилактикой экстремизма на национальной и религиозной почве, характеризующаяся необходимым единообразием целей, подходов и инструментов как на региональном, так и на муниципальном уровнях.
Стратегия реализации государственной национальной политики Российской Федерации в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на период до 2025 года и Комплексный план мероприятий по ее реализации обеспечивают выполнение в Югре основных задач государственной национальной политики Российской Федерации.
В целях выработки управленческих решений, организации взаимодействия органов власти автономного округа, местного самоуправления и институтов гражданского общества по вопросам обеспечения межнационального согласия, профилактики и противодействия экстремизму на региональном и муниципальном уровнях функционируют межведомственные комиссии по противодействию экстремисткой деятельности и координационные советы по делам национально-культурных объединений и взаим одействию с религиозными организациями.
Основным инструментом реализации государственной политики, направленной на противодействие экстремизму, предупреждение религиозной и национальной нетерпимости, и ее финансовым инструментом является система государственных программ автономного округа, обеспечивающих решение задач в сфере гармонизации межнациональных отношений, социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера, образования и молодежной политики, культуры и других.
Основной блок мероприятий закреплен в государственной программе автономного округа «О государственной политике в сфере обеспечения межнационального согласия, гражданского единства, отдельных прав и законных интересов граждан, а также в вопросах обеспечения общественного порядка и профилактики экстремизма, незаконного оборота и потребления наркотических средств и психотропных веществ в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в 2018-2025 годах и на период до 2030 года» .
Во всех 22 муниципальных районах и городских округах автономного округа отраслевые программы и комплексные планы мероприятий по реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации, Стратегии противодействия экстремисткой деятельности также обеспечены финансированием.
Посредством программных мероприятий обеспечивается решение основных задач по сохранению и развитию культур и языков народов Российской Федерации, проживающих в автономном округе, укреплению их духовной общности, обеспечению межнационального мира и согласия, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений, содействию этнокультурному развитию народов Российской Федерации в автономном округе, развитию системы образования, гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения, созданию условий для социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов, совершенствованию взаимодействия исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа с общественными объединениями и религиозными организациями.
Одним из актуальных и приоритетных вопросов в сфере реализации государственной национальной политики, требующих особого внимания, является вовлечение национальных общественных объединений в деятельность по обеспечению межнационального мира и согласия.
В автономном округе выстроена система координации деятельности исполнительных органов государственной власти автономного округа, органов местного самоуправления и представителей общественных организаций по реализации задач, определенных федеральным законодательством и законодательством автономного округа в сфере организации деятельности по социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов, профилактике межнациональных (межэтнических) конфликтов.
Одним из механизмов вовлечения представителей национально-культурных автономий и некоммерческих организаций в процесс социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов является оказание финансовой поддержки в форме грантов. В целях обеспечения единых подходов при формировании системы мер по реал изации государственной национальной политики и профилактики экстремизма на региональном и муниципальном уровнях, учета ключевых направлений, целей и задач, обозначенных отраслевыми документами стратегического характера, с учётом социо-этнокультурной специфики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры разработана и на заседании Межведомственной комиссии Ханты-Мансийского автономного округа –Югры по противодействию экстремистской деятельности утверждена модельная муниципальная программа «Укрепление межнационального и межконфессионального согласия, профилактика экстремизма» на 2019 – 2025 годы и период до 2030 года». Действующие муниципальные программы в сфере гармонизации этноконфессиональных отношений, профилактики экстремизма синхронизированы с основными положениями утвержденной модельной программы.
В целях выработки управленческих решений, организации взаимодействия органов местного самоуправления по вопросам обеспечения межнационального согласия, профилактики и противодействия экстремизму во всех 22 муниципальных образованиях автономного округа созданы межведомственные комиссии по профилактике экстремистской деятельности, координационные советы по делам национально-культурных автономий, религиозных организаций.
В Югре выполнен полный комплекс мероприятий по внедрению и настройке регионального сегмента федеральной системы мониторинга состояния межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций под специфику деятельности исполнительных органов государственной власти автономного округа в сфере национальной политики. Система мониторинга развивается и совершенствуется.
Стратегия реализации государственной национальной политики Российской Федерации в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на период до 2025 года и Комплексный план мероприятий по ее реализации обеспечивают выполнение основных задач государственной национальной политики Российской Федерации.
Основным инструментом реализации государственной политики, направленной на противодействие экстремизму, предупреждение религиозной и национальной нетерпимости, и ее финансовым инструментом является система государственных программ автономного округа, обеспечивающих решение задач в сфере гармонизации межнациональных отношений, социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера, образования и молодежной политики, культуры и других.
Основной блок мероприятий закреплен в государственной программе автономного округа «Реализация государственной национальной политики и профилактика экстремизма».
Во всех 22 муниципальных районах и городских округах автономного округа отраслевые программы и комплексные планы мероприятий по реализации Стратегиигосударственной национальной политики Российской Федерации, Стратегии противодействия экстремисткой деятельности также обеспечены финансированием.
Бюджетам городских округов и муниципальных районов автономного округа ежегодно на условиях софинансирования предоставляются субсидии из бюджета автономного округа на реализацию мероприятий муниципальных программ (подпрограмм) в сфере укрепления межнационального и межконфессионального согласия, профилактики экстремизма.
Субсидия предоставляется в целях:
повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов автономного округа (далее – муниципальные образования) при реализации мероприятий муниципальных программ в сфере укрепления межнационального и межконфессионального согласия, обеспечения социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактики экстремизма;
поощрения за достижение наилучших результатов в указанной сфере.
В автономном округе выстроена система координации деятельности исполнительных органов государственной власти автономного округа, органов местного самоуправления и представителей общественных организаций по реализации задач, определенных федеральным законодательством и законодательством автономного округа в сфере организации деятельности по социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов, профилактике межнациональных (межэтнических) конфликтов.
Одним из механизмов вовлечения представителей национально-культурных автономий и некоммерческих организаций в процесс социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов является оказание финансовой поддержки в форме грантов. Так, гранты Губернатора автономного округа предоставляются по 10 направлениям, в том числе «Межнациональное и межконфессиональное согласие, поддержка коренных малочисленных народов Севера».
Совместно с Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре разработан механизм вовлечения социально ориентированных некоммерческих организаций в совместную деятельность по профилактике и противодействию экстремистской деятельности.
В целях эффективного взаимодействия субъектов реализации государственной национальной политики, обеспечения единых подходов при формировании системы мер по реализации государственной национальной политики и профилактики экстремизма на региональном и муниципальном уровнях, рассмотрен и согласован на заседании Межведомственной комиссии Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по противодействию экстремистской деятельности
Региональный стандарт, которым закреплены требования к организации работы по обесп ечению оптимальной структуры управления на региональном и муниципальном уровнях, единой системы коллегиальных органов и тактических программных документов в сфере государственной национальной политики, с учетом всех целей, задач, обозначенных федеральными и региональными документами стратегического характера.
С целью совершенствования данного направления предлагаем введение специального конкурса для поощрения ресурсных центров по вопросам межнациональной политики в муниципальных образованиях.
Основными показателями эффективности реализуемых мероприятий являются:
- доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений в автономном округе, в общем количестве граждан, %;
- количество участников мероприятий, направленных на укрепление общероссийского гражданского единства, проживающих в автономном округе, тыс. человек.
Соответственно, достижение плановых показателей мероприятий программ отражают текущее состояние межнациональных отношений, количество участников мероприятий, направленных на профилактику экстремизма на национальной и религиозной почве , но не дает возможность анализировать эффективность принимаемых мер по снижению количества межнациональных и межконфессиональных конфликтов.
Комментарии 0