Том 8
Инновационная Стратегия Югры (презентация)
Определение цели, задач и долгосрочных приоритетов (перспектив) инновационного развития
Миссия Стратегии – в построении инновационной системы Ханты-Мансийского автономного округа, способной ответить на «большие вызовы» современности.
Долгосрочные приоритеты и основные направления ориентированы на митигацию глобальных рисков и соответствуют в целом обозначенным в Стратегии научнотехнологического развития России до 2035 г.
Цель Стратегии – повышение роли и диверсификация высокотехнологичного сектора экономики с учетом северной специфики на основе создания и внедрения новых технологий, увеличения и коммерциализации имеющегося человеческого капитала, развития предпринимательской экосистемы.
Задачи стратегии направлены на достижение цели Стратегии и адаптации к глобальным изменениям
1. Кардинальная трансформация системы образования, переход к STEAM
Цифровая трансформация экономики, сопровождаемая автоматизацией производств и сервисов, распространением безлюдных технологий, значительно усилившаяся в результате пандемии новой коронавирусной инфекции, может привести к росту безработицы, неравенства и социального исключения. Необходима адаптация рынков труда. Одним из инструментов является непрерывное образование – постоянное увеличение доли населения, повышающего свою квалификацию за счет бесплатных курсов по цифровой грамотности, расширения программ центров переподготовки.
Другим инструментом является воспроизводство и привлечение человеческого капитала в те сферы, которые в наименьшей степени подвержены указанным рискам. В условиях технологической революции потребуется сущностная трансформация системы образования, направленная на подготовку творчески мыслящих, быстро адаптирующихся, предприимчивых работников. Необходима более усиленная подготовка специалистов STEAM – наука, технологии, инжиниринг, искусство и математика.
Предполагается реализация следующих мер:
1. Комплексная модернизация системы профессионального образования:
разработка и внедрение инновационных программ на стыке инженерии и творческих направлений с использованием современных ИКТ-технологий. Нужна новая образовательная концепция, которая бы учитывала междисциплинарный научный подход, приоритет развития STEAM-направлений подготовки кадров, как в рамках программ ВПО, так и в рамках программ СПО. Запрос на это уже сформирован со стороны многих профильных министерств.
2. Создание высших инженерных школ и зеркальных лабораторий. Цель их создания – возрождение интереса к инженерным наукам и к рабочим специальностям; вовлечение талантливой молодежи в промышленность посредством обучения и переобучения технически сложным рабочим специальностям.
3. Формирование образовательной инфраструктуры и проведение всевозможных технологических конкурсов и олимпиад для школьников (с привлечением бизнеса в эту сферу). Наиболее перспективными направлениями являются: расширение сети Кванториумов (детских технопарков) и ЦМИТ, создание STEAM-центров в рамках технопарков и индустриальных парков, а также распространение лучших практик создания Лабораторий Фаблаб (идеологии мейкерства, при которой формируется «творческий человек»), создание креативных пространств для молодежи с выставками и образовательными семинарами.
4. Разработка новых образовательных программ по подготовке лидеров цифровой трансформации, введение новой специальности «Управление рисками и управление цифровой трансформацией на предприятиях».
Ключевая задача образовательного подхода нового времени – создать необходимую творческую среду на местах, научить молодежь решать технически сложные задачи и коммуницировать, улавливать мировые тенденции и видеть собственные перспективы в сфере предпринмательства.
2. Наращивание научно-исследовательской инфраструктуры и повышение привлекательности науки.
Ханты-Мансийский автономный округ в перспективе до 2050 г. за счет наращивания ресурсных возможностей (в том числе за счет роста федеральных бюджетных средств), привлечения соответствующего человеческого капитала мог бы сформировать новый всероссийский «центр генерации знаний» конкурентоспособного аналогичным центрам регионов Российской Федерации, в том числе сопоставимого по объемам и возможностям проведения прорывных фундаментальных и прикладных исследований, по масштабам внедрения инновационных технологий и уровню концентрации научного и кадрового потенциала. Для этого потребуется реорганизация системы управления НИОКР, поддержка технологического предпринимательства, расширение подсистемы трансферта технологий, создание стимулов для корпоративной науки, ориентация системы ключевых показателей не на статьи и патенты, а на реальные результаты для экономики – рост объемов высокотехнологичной продукции и экспорта.
Для формирования единой инфраструктуры, концентрации усилий важнейшим проектом является создание Научно-технологического центра (НТЦ) Uniti Park в Сургуте стоимостью 52 млрд рублей вблизи СурГУ, поддерживаемый Фондом научно - технологического развития Югры. В нем будут площадки для вузов и ссузов, бизнесинкубатор, площади для стартапов и удобная городская среда. Проект реализуется в соответствии с идеями, заложенными в Инновационной Стратегии округа 2016 г. Несколько основных направления: рациональное природопользование, умная городская среда, биомедицина, экология, IT-кластер. Сомнение вызывает высокая специализация исследований на нефтяном секторе, то есть проект неполностью работает на диверсификацию экономики. Центр биомедицинских технологий на базе ФГБУ «Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт» Центра геномных исследований будет решать задачи ускоренного развития генетических технологий, в том числе, технологий генетического редактирования и создание научно-технологических заделов для медицины, сельского хозяйства и промышленности, а также
совершенствование мер предупреждения чрезвычайных ситуаций биологического характера и контроля в этой области.
Важное значение играет сотрудничество организаций округа с более сильнымипартнёрами. Ряд организаций округа входят в состав Западно-Сибирскогомежрегионального научно-образовательного центра (НОЦ) мирового уровня,специализирующегося на цифровой трансформации нефтегазовой отрасли, биологической безопасности, арктических исследованиях. НОЦ финансируются в рамках федеральной программы и направлены на выстраивание связей между образованием, наукой и производственным сектором. Организации округа, входящие в НОЦ: Югорский НИИ информационных технологий, НАЦ рационального недропользования им. В.И. Шпилькина, Сургутский, Нижневартовский, Югорский государственные университеты.
Ранее было завялено о создании совместно с МГУ им. М.В.Ломоносова научнообразовательного консорциума «Вернадский – Западная Сибирь», специализирующегося на вопросах рационального природопользования. Это позволит существенно повысить уровень научных исследований в регионе.
В последнее время в регионах-лидерах вводятся новые инструменты поддержки инноваций (так называемые data-центры, proof-of-concept центры, центры трансляционных исследований и технологий), «сквозные» цифровые решения (технологические платформы), а также новые форматы кооперации государства и инновационных компаний, включая консорциумы, центры НТИ, исследовательские центры, инновационные научнотехнологические центры (ИНТЦ, технологические долины), а также новые формы поддержки образования, не напрямую, но способствующие развитию высокотехнологичного бизнеса (кванториумы, мобильные технопарки, STEAM-центры, центры цифрового образования, центры профессионального мастерства и пр.). Следует обратить внимание на эти инструменты.
Для привлечения специалистов из других регионов, необходимо развитие рынка арендного жилья и предоставление беспроцентной ипотеки для ученых и молодых технологических предпринимателей (опыт Татарстана, Белгородской области).
3. Совершенствовании форм поддержки инновационной предпринимательской
деятельности.
В рамках новой федеральной инициативы «Платформа университетского технологического предпринимательства» предполагается создание организационных и финансовых условий для зарождения и развития стартапов при университетах. Среди мер назывались: построение системы выявления студентов, способных к технологическому предпринимательству, массовая предпринимательская подготовка студентов; создание 100 стартап-студий и акселераторов с механизмом привлечения частных инвестиций в стартапы; предоставление права бакалаврам и специалистам любого курса взять академический отпуск на создание стартапа. Этот проект в определённой степени может быть связан с проектов «ПРИОРИТЕТ2030». Так или иначе, необходима подготовка конкурсной документации и участие в обоих проектах вузов Югры.
Впоследствии потребуются:
- Грантовая поддержка предпринимательских университетов в регионах в рамках новой программы стратегического академического лидерства - с целью расширения программ обучения предпринимательству студентов, а также формирования инфраструктуры поддержки стартапов. С учетом опыта пандемии, в первую очередь поддержку должны получить инициативы по созданию платформенных решений и приложений (как база для возникновения стартапов, предлагающих формы коммерциализации таких разработок), а также по развитию услуг в области дистанционной диагностики, ухода за больными и пожилыми.
- Вовлечение технологических компаний во взаимодействие с университетами посредством предоставления им налоговых льгот и иных дополнительных условий (напр., передача по символической цене имеющихся и простаивающих производственных площадей и прочей инфраструктуры) при организации базовых кафедр, инжиниринговых центров и центров прототипирования в региональных университетах.
- Формирование коллабораций ведущих российских университетов с вузами
региона: создание в регионах «зеркальных лабораторий», система стажировок молодых ученых в ведущих предпринимательских университетах Москвы и Санкт-Петербурга с целью постепенного накопления человеческого капитала и развития инициатив по его коммерческому приложению в регионах. Содействие на этой основе формированию университетской экосистемы предпринимательства путем стимулирования передачи соответствующего опыта от ведущих столичных вузов (МФТИ, МИСИС, НИУ ВШЭ, ИНЖЭКОН и др.) - например, за счет финансовых вливаний в их бюджеты, обеспеченных путем выпуска автономным округом соответствующих ценных бумаг, где поручителями выступали бы заинтересованные региональные администрации, а андеррайтерами – институты развития (ВЭБ).
- Приоритетом в развитии цифровой среды должно стать создание и расширение инфраструктуры ИКТ (включая широкополосный Интернет, 5G), что само по себе создаст условия для формирования новых индустрий в рамках развития гигэкономики: 3D-печать, технологии дополненной и виртуальной реальности, телемедицина и т.д. Возможно использование как инструментов государственно-частного партнерства, так и выпуск «длинных» долговых инструментов для финансирования соответствующих проектов в регионах.
4. Стимулирование развития инновационных технологий во всей цепочке производственного процесса и привлечение частных инвестиций
Северные регионы многих стран Европы и Америки принимают активное участие в инновационной деятельности. Более того, северные регионы в среднем более инновационно активны, чем южные из-за необходимости постоянной конкуренции с более выгодно рассоложенными территориями. Географическое положение определяет
специфику их инновационной деятельности, а существующие инфраструктурные и экологические ограничения становятся существенным стимулом к ускоренному внедрению нововведений. В соответствии со сложившимся контекстом социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры предлагается сосредоточить внимание на следующих направлениях инновационной деятельности.
Инновации в сфере транспорта
В силу особенностей экономической специализации и внутренней пространственной структуры Югры внедрение нововведений в рамках транспортного сектора представляется крайне важным для будущего экономического развития региона. В числе перспективных инициатив стоит отметить:
Разработка транспорта для местностей с тяжелыми условиями передвижения.
На данный момент в регионе уже ведет деятельность несколько небольших компаний, занимающихся созданием транспортных средств повышенной проходимости. В частности, это касается техники, предназначенной для перемещения по болотистой местности (вездеходы и болотоходы) и снегу (снегоходы различных типов). Подобные проекты реализуются в Финляндии.
Реализация инициатив в данной сфере в развитых странах требовала реализации следующих мероприятий:
- Поддержка системы льготного кредитования предприятий, ведущих
деятельность по разработке и / или производству подобных транспортных средств. Особое внимание стоит уделить поддержке финансового обеспечения закупок нового
оборудования подобными фирмами.
- Поддержка привлечения данными компаниями квалифицированных кадров и / или продолжения обучения сотрудников.
- Поддержка выхода данных компаний на внешние рынки и организации экспортных поставок своей продукции.
Потенциальным механизмом поддержки подобных фирм также может стать организация государственных закупок производимой ими техники для региональных и муниципальных нужд.
Важной компетенцией региона также может стать разработка механизмов снижения экологического вреда от транспорта повышенной проходимости (зачастую, многие подобные транспортные средства наносят вред уязвимым северотаежным, лесотундровым и тундровым экосистемам). Также большое значение могут приобрести компетенции в сфере утепления транспортных средств, повышения их энергоэффективности и разработки иных нововведений для транспорта, функционирующего в условиях холодного климата.
Разработка автоматизированного транспорта. Автоматизация деятельности транспортных средств (в особенности, в целях перемещения грузов) может стать важным фактором в повышении безопасности перевозок и снижении экономических издержек на преодоление расстояний.
Ключевыми направлениями поддержки в данной сфере могут стать исходя из зарубежного опыта:
- Создание совместной лаборатории на базе какого-либо из образовательных или научных центров Югры с российскими компаниями, обладающими компетенциями в данной сфере («Яндекс», «КамАЗ») в целях адаптации их разработок к условиям севера. Активно исследования ведет «Вольво» в Швеции.
- Организация в автономном округе «регуляторной песочницы» по апробации механизмов регулирования беспилотного автотранспорта.
В более отдаленной перспективе перспективным может стать накопление
компетенций в сфере разработки и имплементации грузовых дронов, что может в будущем существенно сократить логистические издержки освоения и ведения деятельности месторождениями.
Инновации в сфере IT и искусственного интеллекта Сфера IT и, в особенности, технологии, связанные с искусственным интеллектом, могут в перспективе принести значительный позитивный эффект для экономики региона.
В качестве потенциальных примеров наиболее перспективных разработок можно привести следующие:
Автоматизация деятельности месторождений. Подобного рода проекты распространены в Австралии, Канаде на малонаселенных территориях. Автоматизация деятельности сопутствующей инфраструктуры нефтегазового комплекса. В качестве примера подобных инициатив может стать разработка, апробация и внедрение специальных дронов по мониторингу состояния трубопроводной инфраструктуры. Внедрены на Аляске в США.
Внедрение технологий повышения качества жизни населения (таких как «умный дом», «умный город» и др.). В частности, подобные инициативы могут поспособствовать привлечению на территорию Югры высококвалифицированных специалистов, а также адаптировать регион к происходящим природным и климатическим изменениям.
Инновации в сфере экологии и климатическая политика
Еще одним потенциальным направлением будущей инновационной специализации Югры может стать разработка комплексных решений по адаптации территорий к климатическим изменениям. Среди них можно особо выделить следующие инициативы: Разработка программ по борьбе с «волнами жары». Неблагоприятные явления подобного типа все чаще наблюдаются в России, и особое влияние оказывают на северные регионы.
Проекты есть в Германии, Скандинавии.
Разработка программ по борьбе с отдельными неблагоприятных природными явлениями и их последствиями. В связи с продолжающимся по всему миру повышением средних температур ключевыми компетенциями могут стать создание механизмов по борьбе с затоплением территорий (в т.ч. в силу увеличения уровня Мирового океана) (опыт Скандинавии) и создание механизмов по борьбе с негативными последствиями таяния многолетнемерзлых грунтов (опыт Канады).
Накопление компетенций по комплексной эколого-климатической экспертизе и мониторинга микроклимата городов. Подобные компетенции на данный момент реализуются в отдельных северных странах (Швеция), и в перспективе потребность в подобных услугах и разработках геоинформационных систем для оказания подобных услуг будет возрастать.
К важными элементам потенциальной поддержки приведенных инициатив стоит отнести:
- Создание лаборатории по разработке программ, направленных на борьбу с неблагоприятными природными явлениями.
- Создание совместной кафедры с компаниями, специализирующимися на разработке геоинформационных систем на основе спутниковых данных.
- Создание «зеркальной» лаборатории, специализирующейся на разработке геоинформационных систем в целях оценки экологических и климатических изменений на базе какого-либо из вузов Югры и крупных внешних научных структур (к примеру, Географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, Факультета географии и геоинформационных технологий НИУ ВШЭ или МИИГАиК).
- Содействие экспорту услуг по эколого-климатической экспертизе в другие регионы России и зарубежные страны. Югра готова стать пилотным регионом по оценке поглощающей способности природных экосистем (Международная полевая станция Мухрино). Необходимо расширять устойчивое землепользование и стратегии адаптации к изменениям климата.
Центр космических услуг Югорского научно-исследовательского института информационных технологий изучает влияние на климат термокарстовых озёр, выделяющих метан.
На территории автономного округа уменьшение зоны многолетнемерзлых пород приведет к увеличению заболоченных площадей до 60% (в настоящее время 38.5%). Это также требует соответствующих исследований.
Инновации в сфере строительства
Во многих зарубежных северных странах (в т.ч. Канаде, странах Северной Европы) уделяется внимание повышению энергоэффективности зданий и сооружений (в особенности – снижению тепловых потерь). Инициативы в рамках данного направления можно разбить на две части.
Повышение энергетической эффективности существующих зданий, организация энергоэффективного капитального ремонта. Во многом он реализуется за счет технологической имплементации новых отделочных материалов и конструкционных решений (в частности, внедрение новых типов сэндвич-панелей). Также может оказаться полезным опыт Эстонии, где получила широкое распространение программа энергоэффективного капитального ремонта типовых зданий советского периода индустриального домостроения, широко распространенных на территории России.
Разработка и имплементация технологий нового энергоэффективного строительства. Она представляет большое значение, прежде всего, для создания обслуживающей инфраструктуры месторождений. Большое количество новых технологий в данной сфере было создано в Канаде, где их использование позволяет удешевить строительство вахтовых поселков. Представляется возможным частичное заимствование технологий и других регионов – в частности, в Республике Якутия в последнее время имплементируется технология «Алтайский дом». Особое внимание необходимо уделить технологиям энергоэффективного строительства на многолетнемерзлых грунтах.
Поддержка данного направления может потребовать реализации следующих мероприятий:
- Укрепление взаимодействия Югрыс Фондом содействия реформированию ЖКХ, реализующим программу поддержки энергоэффективного капитального ремонта на федеральном уровне.
- Содействие деятельности компаний, занимающихся оценкой уровня энергетической эффективности зданий и сооружений.
- Создание специализированной рабочей группы по вопросам повышения энергетической эффективности зданий и поддержке накопления компетенций в данной
сфере.
Инновации в АПК и сопредельных отраслях экономики
Агропромышленный сектор также может в некоторой степени повысить свою значимость в региональной экономике по мере изменения климата и нарастания продовольственных проблем в мире. Предлагается сосредоточить внимание на следующих направлениях:
Углубление переработки дикоросов,. Данное направление уже реализуется в рамках нескольких проектов Технопарка Югры, и представляется логичным его расширение и углубление. В частности, хорошей будущей инициативой может стать развитие ряда направлений производств косметики на основе веществ, получаемых из собранных дикоросов. Хороший опыт есть у Швеции и Финляндии.
Реализация подобной инициативы потребует следующих нововведений:
- Создание либо содействие созданию компании-агрегатора дикоросов.
Подобная фирма, вне зависимости от того, будет ли она создана на государственной или частной основе, будет испытывать необходимость в закупке оборудования. Это потребует обеспечения доступа данного предприятия к дешевому кредитному финансированию.
- Создание системы сбора дикоросов. Фирме-агрегатору дикоросов может потребоваться поддержка в организации системы по сбору дикоросов либо взаимодействию с населением, занимающимся их сбором.
- Содействие проведению совместных НИОКР. Разработка косметических компонентов на базе дикоросов может потребовать проведения дополнительных НИОКР на базе расположенных в Югре вузов и внешних научных организаций. Формат т.н. «совместных НИОКР» может стать оптимальным вариантом их коммуникации. Внедрение инноваций в сфере городского сельского хозяйства. В наши дни городское сельское хозяйство представляется одним из значимых направлений работы в сфере продовольственной безопасности и апробации нововведений в АПК. Например, могут стать перспективными следующие инициативы:
- Развитие направлений ведения сельскохозяйственной деятельности внутри и в окрестностях жилых массивов городов (к примеру – посредством концепции «вертикальных теплиц»). Опыт скандинавских стран.
- Создание полигона для апробации инициатив в тепличном растениеводстве и
мелиорировании заболоченных земель. Развитие городского сельского хозяйства в автономном округе может быть также поддержано посредством выдачи грантов компаниям, ведущим деятельность в данной сфере, и созданию специализированной рабочей группы. Заметим, что вузы региона не готовят специалистов по сельскому хозяйству.
4. Определение на долгосрочный период 2022-2036 годы целевых показателей эффективности и результативности инновационного развития
Основным целевым индикатором выполнения Инновационной Стратегии выбран доля высокотехнологичного сектора в ВРП, %, так как это наиболее репрезентативный показатель диверсификации экономики, ее ориентации на использовании человеческого капитала и научно-технологического потенциала (таблица ниже).
В Стратегии рассматриваются три основных сценария исходя из реализации глобальных рисков и адаптации к ним региона. При всех сценариях предполагается сохранение текущего уровня ВРП в постоянных ценах.
Сценарий ускоренной диверсификации предполагает развитие новейших отраслей при масштабном привлечении федеральных и частных средств, максимальном развитии инновационной инфраструктуры и новых технологических компаний. Предполагается снижение цен на углеводороды и сокращение добычи, но увеличение глубины переработки.
Сценарий инерционный предполагает рост доли высокотехнологичного сектора с учетом имеющихся трендов. Диверсификация будет во многом вызвана снижением цен на углеводороды и сокращением добычи нефти, хотя сам высокотехнологичный сектор будет развиваться за счет уже намеченных к реализации проектов.
Сценарий деиндустриализации предполагает сокращение сырьевого сектора при соответствующем сокращении части высокотехнологичного сектора, связанного с ним. Сценарий реализуется при резком падении добычи нефти.
Каждой задаче соответствует свое целевое значение для нескольких индикаторов:
3.1. Число студентов вузов, тыс. чел.
3.2. Отношение затрат на НИОКР к значению 2020 г. в постоянных ценах, %
3.3. Число новых частных высокотехнологичных фирм с ненулевой выручкой, ед.
3.4. Доля высокотехнологичного сектора в ВРП, %
Значения дополнительных индикаторов рассчитаны на основе взаимосвязей между параметрами высокотехнологичного сектора экономики.
Заключение
Развитие Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2050 года обусловлено нарастающим влиянием «больших вызовов» - глобальных рисков. Для ответа на эти вызовы потребуется мобилизация усилий всех субъектов инновационного развития для диверсификации и адаптации региональной экономики.
В этом заключается миссия Стратегии. Среди наиболее значимых вызовов для автономного округа: новая технологическая и промышленная революция, радикальная перестройка энергетических систем и переход к низкоуглеводной экономике, проблемы изменения климата, глобальный продовольственный кризис, демографические и эпидемиологические вызовы.
Фактически регион должен стать полигоном для отработки новых технологий
постнефтяного развития всей страны, а также полигоном для отработки технологий
освоения Севера и Арктики, что важно для всего человечества, так как постепенно южные территории становятся менее пригодны для жизни, на них растет плотность населения и конфликтность. В этом заключается глобальная миссия Сибири и Югры.
Таблица 6 – Ответ на «Большие вызовы»
Комментарии 0