В Югре принята стратегия цифровой трансформации

  • 5 июля 2021 г.
  • 1927
  • 0

Стратегию цифровой трансформации Югры приняли 2 июля, члены окружного правительства в ходе очередного заседания, состоявшегося под председательством губернатора Натальи Комаровой.

- Решение принято во исполнение пункта 2 перечня поручений президента Российской Федерации по итогам конференции «Путешествие в мир искусственного интеллекта» от 4 декабря 2020 года
 

, – подчеркнула глава региона.

Стратегическими целями цифровой трансформации отраслей экономики и социальной сферы региона являются повышение качества жизни югорчан, улучшение условий для ведения экономической деятельности, обеспечение эффективности системы государственного и муниципального управления на основе широкомасштабного использования цифровых технологий.

Цифровая трансформация коснется таких сфер, как государственной управление, здравоохранение, образование, транспорт, создание «умных» городов.

Ожидается, что к 2030 году в автономном округе будут сформирована правовая среда для эффективной цифровой трансформации ключевых сфер жизнедеятельности, модернизированы инструменты финансовой, организационной, информационной и консультационной поддержки предприятий, работающих в сфере создания цифровых технологий, осуществлено широкополосное подключение к интернету социально значимых объектов, объекты транспортной инфраструктуры, удаленные населенные пункты, территории традиционного природопользования будут обеспечены беспроводным доступом к сети.

Кроме того, в ходе реализации стратегии будет создана цифровая платформа Югры, обеспечивающая обмен данными между различными информационными системами. Для государственного и муниципального управления будет сформировано новое поколение цифровых лидеров, проведена модернизация с использованием цифровых инструментов, обеспечено цифровое взаимодействие между государственными и муниципальными служащими, югорчанами и предприятиями.

Жители автономного округа смогут получать государственные и муниципальные услуги без личного посещения органов власти и организаций.

В медицинских организациях в ходе реализации стратегии будет внедрена электронная медицинская карта, предусматривающая в том числе выдачу рецептов в электронном виде. Для взаимодействия медицинских работников в Югре разработают и внедрять виртуальную сеть.

В регионе также будет сформирована высокоэффективная цифровая образовательная среда, направленная на повышение качества и доступности образования; внедрены инструменты разработки и реализации цифровых проектов «умного» города; созданы цифровые инструменты управления инженерной инфраструктурой и жилищно-коммунальным хозяйством; инструменты управления уличным и общественным пространством; механизмы единой цифровой среды обеспечения безопасности; инструменты цифровизации транспортных потоков и пользования городским транспортом.

Директор департамента развития сервисов и клиентского опыта министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России Алексей Горобцов подчеркнул, что стратегия разработана с учетом все рекомендаций и трендов в сфере цифровизации.

«Принятие данного документа в Ханты-Мансийском автономном округе – очень правильный шаг, двигающий регион вперед. Югра движется в общих трендах и даже опережает некоторые из них: на федеральном уровне еще не принята соответствующая нормативно-правовая база, а в вашем регионе такая работа уже проведена», – констатировал Алексей Горобцов.

 

Стратегия цифровой трансформации Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Стратегия)

 

1. Общие положения

 

Стратегия разработана во исполнение пункта 2 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам конференции «Путешествие в мир искусственного интеллекта» от 31 декабря 2020 года № Пр-2242, с учетом основных положений Федерального закона от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», а также основных документов стратегического планирования Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – автономный округ, регион), в том числе Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», приказа Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 18 ноября 2020 года № 600 «Об утверждении методик расчета целевых показателей национальной цели развития Российской Федерации «Цифровая трансформация», Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года № 203, государственной программы Российской Федерации «Информационное общество», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 313, национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденной президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 года № 16), и входящих в нее федеральных проектов, утвержденных протоколом заседания президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 28 мая 2019 года № 9, Стратегии социально-экономического развития автономного округа до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства автономного округа

от 22 марта 2013 года № 101-рп, государственной программы автономного округа «Цифровое развитие Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 5 октября 2018 года № 353-п (далее – государственная программа «Цифровое развитие»).

Для целей Стратегии используются следующие основные понятия:

цифровая трансформация – глубокая реорганизация бизнес-процессов с широким применением цифровых инструментов для их исполнения, которая приводит к существенному (в разы) улучшению их характеристик (сокращению времени выполнения, исчезновению целых групп подпроцессов, сокращению ресурсов, затрачиваемых на выполнение процессов) и/или появлению принципиально новых их качеств и свойств;

цифровизация – процесс организации выполнения в цифровой среде функций и деятельности (бизнес-процессов), ранее выполнявшихся людьми и организациями без использования цифровых продуктов, предполагает внедрение в каждый отдельный аспект деятельности информационных технологий;

цифровые технологии – понятие используется в 3 основных категориях:

постепенно внедряемые (цифровое образование, цифровые платформы, маркетинговая интеграция, умные помощники (чат-боты), мобильные платежи);

прорывные («Интернет вещей», искусственный интеллект, виртуальная реальность, беспроводная связь, дополненная реальность);

технологии ближайшего будущего (офисные роботы, квантовые вычисления, директивная аналитика, криптовалюта);

искусственный интеллект – комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека (включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма) и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые, как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека;

комплекс технологических решений включает в себя информационно-коммуникационную инфраструктуру, программное обеспечение (в том числе в котором используются методы машинного обучения), процессы и сервисы по обработке данных и поиску решений;

технологии искусственного интеллекта – технологии, основанные на использовании искусственного интеллекта, включая компьютерное зрение, обработку естественного языка, распознавание и синтез речи, интеллектуальную поддержку принятия решений и перспективные методы искусственного интеллекта;

нейронная сеть – технология искусственного интеллекта;

дополненная реальность – эффект восприятия, возникающий при взаимодействии человека с устройством в реальном времени, дополняющий физический мир цифровыми данными;

сквозные цифровые технологии – ключевые научно-технические направления, которые оказывают наиболее существенное влияние на развитие рынков, к сквозным, которым относятся технологии, одновременно охватывающие несколько трендов или отраслей;

информационная безопасность – состояние защищенности информации (обеспечены ее (их) конфиденциальность, доступность и целостность) и поддерживающей инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, которые могут нанести неприемлемый ущерб субъектам информационных отношений, в том числе владельцам и пользователям информации и поддерживающей инфраструктуры;

интероперабельность – способность двух или более информационных систем, или компонентов к обмену информацией и использованию информации, полученной в результате обмена;

программно-аппаратный комплекс – набор технических и программных средств, работающих совместно для выполнения одной или нескольких сходных задач.

 

2. Цели и задачи цифровой трансформации автономного округа

 

Стратегической целью цифровой трансформации отраслей экономики и социальной сферы является повышение качества жизни населения, улучшение условий для ведения экономической деятельности организаций и обеспечение эффективности системы государственного и муниципального управления на основе широкомасштабного использования цифровых технологий.

К долгосрочным целям цифровой трансформации отраслей экономики и социальной сферы относятся:

развитие регионального законодательства;

развитие человеческого капитала;

развитие благоприятной бизнес-среды для цифровой трансформации;

развитие и использование информационных систем;

развитие цифровой инфраструктуры;

обеспечение доверия и безопасности в цифровой экономике.

Достижение поставленных целей цифровой трансформации может быть измерено интегральным показателем1.

Для успешного достижения целей цифровой трансформации должны быть решены следующие задачи:

создание условий для подготовки специалистов цифровой экономики, развитие системы образования, способной динамично отвечать на новые технологические вызовы, создание системы мотивации

специалистов по освоению необходимых компетенций и участию в развитии цифровой экономики региона, а также привлечение и удержание талантов в автономном округе;

совершенствование системы финансовой и организационной поддержки инновационной деятельности организаций, осуществляющих деятельность в сфере создания, развития и использования цифровых технологий в автономном округе;

повышение активности и роли малого и среднего предпринимательства в процессах цифровой трансформации, в частности, развитие цифрового предпринимательства;

развитие безопасной информационной инфраструктуры для обеспечения цифровой трансформации отраслей экономики и социальной сферы;

создание и развитие цифровых платформ по отраслям экономики;

создание и развитие экосистемы обмена данными для развития технологий искусственного интеллекта;

трансформация государственного управления, в том числе при предоставлении государственных и муниципальных услуг с использованием возможностей новых цифровых технологий;

формирование у населения необходимых цифровых навыков в условиях трансформации для жизни в цифровом мире;

создание регионального рынка цифровых сервисов с последующим выходом на международный уровень.

 

3. Формирование и развитие условий для цифровой трансформации автономного округа

 

3.1. Развитие человеческого капитала

 

Необходимо оценить реальные потребности в цифровых компетенциях (совместно с университетами, ассоциациями, работодателями) и уточнить целевые показатели путем проведения анализа потребностей кадров по информационно-коммуникационным технологиям (далее – ИКТ). Данная инициатива позволит формировать программы развития образования в соответствии с существующими потребностями и потенциальным спросом на цифровые компетенции в регионе, в том числе для уточнения показателей регионального проекта «Кадры для цифровой экономики».

Органам государственной власти автономного округа следует рассмотреть возможности привлечения инвестиций в высшее образование, связанное с цифровыми технологиями, с использованием инструментов государственно-частного партнерства (далее – ГЧП), возможности кооперации с существующими образовательными платформами и IT-компаниями для привлечения преподавательского состава, открытия

базовых кафедр, а также применять новые технологии в образовании: дополненную реальность, искусственный интеллект, виртуальные школы.

Необходимо продолжить стимулировать подготовку учеников по математике и информатике в школах, подготовку учителей по данным предметам. Инструментами поддержки данной инициативы станут региональные конкурсы, гранты на обучение, участие в федеральных конкурсах и олимпиадах.

Необходимо продолжать цифровое обучение граждан, включая основы цифровой безопасности, а также проводить мероприятия по популяризации цифровой трансформации. Примером такой платформы является платформа «Цифровой гражданин», которая направлена на подготовку человека к жизни и работе в условиях цифровой трансформации и повышение его конкурентоспособности на рынке труда.

 

3.2. Развитие благоприятной бизнес-среды для цифровой трансформации

 

С целью обеспечения комплексного подхода к вопросам развития цифровых технологий органам государственной власти автономного округа необходимо проработать вопрос создания IT-кластера, который будет объединять в себе все доступные для высокотехнологичных компаний, осуществляющих деятельность на территории региона, сервисы и преференции.

Необходимо создать такую модель поддержки бизнес-среды, которая бы обеспечивала синергию от:

нормативного регулирования;

обеспечивающей инфраструктуры;

образовательной инфраструктуры;

инфраструктуры развития и поддержки креативных индустрий;

инфраструктуры продвижения и развития.

Для предоставления «легкого старта» начинающим IT-предпринимателям и высокотехнологичным компаниям предлагается органам государственной власти автономного округа предусмотреть:

предоставление жилых помещений для сотрудников компаний, зарегистрированных в IT-кластере, на льготных условиях аренды;

предоставление вычислительных мощностей (стандартных и на базе графических ускорителей) как для проверки гипотез, так и под размещение коммерческих проектов и сервисов на инфраструктуре центра обработки данных (далее – ЦОД);

предоставление удобного доступа к надлежащим образом подготовленным (в том числе обезличенным) наборам данных, находящимся в распоряжении органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, для создания цифровых сервисов.

Инфраструктура продвижения и развития должна быть адаптирована как для начинающего бизнеса, так и для уже готового к тиражированию (созданию франшизы). Принимая во внимание сырьевое ориентирование экономики региона органам государственной власти автономного округа необходимо привлекать крупные нефтегазовые, нефтесервисные и энергогенерирующие компании для участия в IT-кластере как в качестве заказчиков, так и в качестве экспертов-оценщиков проектов, развиваемых внутри инфраструктуры кластера. Рынок, создаваемый этими компаниями, должен быть доступен для участников IT-кластера.

С целью обеспечения минимальной зависимости IT-кластера от бюджетного финансирования основной задачей и ключевых показателей эффективности развития IT-кластера (управляющей компании) должны быть установлены показатели по прибыли компаний-участников, по созданию на территории региона высокопроизводительных рабочих мест.

 

3.3. Обеспечение доверия и безопасности в цифровой экономике

 

С развитием и внедрением цифровых технологий приобретает большую значимость обеспечение безопасности цифрового пространства и доверия граждан к цифровой среде, так как риски растут и угрозы защиты информации, кражи, утечки персональных данных граждан, охраняемой информации.

Главными задачами должны стать обеспечение и развитие информационной безопасности, снижение рисков и смягчение последствий реализации угроз безопасности информации, повышение уровня защищенности информации в важнейших отраслях, расширение информированности населения об угрозах информационной безопасности и их данных в цифровом мире, защите от угроз, обеспечение эффективного реагирования на инциденты информационной безопасности.

Для достижения поставленных задач в автономном округе Департаменту информационных технологий и цифрового развития автономного округа следует создать региональный центр мониторинга событий информационной безопасности, который должен отслеживать и анализировать активность в сетях, на серверах, конечных точках, в базах данных, приложениях и других системах, выявляя аномальные действия, которые могут являться инцидентами информационной безопасности.

В регионе необходимо провести комплекс мероприятий по повышению информированности о вопросах защиты информации среди организаций и населения. В связи с этим следует популяризировать стратегию «кибергигиены», согласно которой необходимо проводить регулярные мероприятия по информированию граждан о правилах информационной безопасности в цифровом пространстве.

Для обеспечения информационной безопасности детей в сети Интернет необходимо проводить конференции по этой теме с участием

органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, педагогов, родителей, детей, киберволонтеров и представителей общественных организаций, организовывать просветительские мероприятия: акции, тематические часы и мастер-классы, а также распространять учебные пособия и брошюры, продолжить внедрение программных продуктов, обеспечивающих безопасность детей.

 

3.4. Развитие цифровой инфраструктуры

 

Развитая цифровая инфраструктура любого субъекта Российской Федерации сегодня является необходимым условием успешного развития цифровой экономики, так как преобразует способы ведения бизнеса, находит и распределяет новые возможности, оптимизирует и автоматизирует все необходимые процессы.

Основу цифровой инфраструктуры составляют фиксированные сети передачи данных, сети подвижной сотовой связи и ЦОД.

Развитием цифровой инфраструктуры в рамках Стратегии должно стать удовлетворение существующих и перспективных потребностей региона, бизнеса и общества в высокотехнологичных продуктах и услугах.

Для дальнейшего развития цифровой инфраструктуры необходимо сконцентрироваться на мероприятиях, которые были бы направлены на дальнейшее проникновение фиксированного широкополосного доступа в сеть Интернет (далее – ШПД), содействие покрытию мобильной и беспроводной связи, расширение возможностей органов государственной власти автономного округа, органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, бизнеса и гражданского общества в работе с данными на площадке ЦОД.

Необходимо и в дальнейшем на основе соглашений о защите и поощрении капиталовложений предоставлять субсидии инвесторам и операторам связи на строительство магистральных и распределительных линий связи в труднодоступных и удаленных населенных пунктах, где строительство экономически не выгодно. Также необходимо продолжить реализацию проекта «IT-стойбище», в рамках которого доступ к ШПД получат жители традиционных мест природопользования.

Также необходимо решить задачи внедрения беспроводной связи для социально значимых объектов, выработать механизмы финансовой поддержки предприятий, оказывающих услуги доступа к беспроводной связи в удаленных населенных пунктах региона и территорий традиционного природопользования, сформировать план покрытия объектов транспортной инфраструктуры беспроводными сетями передачи данных и обеспечить развитие узкополосных беспроводных сетей связи «Интернета вещей» на территории автономного округа.

 

3.5. Развитие и использование информационных систем

 

Дальнейшее проникновение платформенных решений в государственный и бизнес-сектор, гражданское общество, научно-образовательное сообщество создаст условия для максимизации социальных и экономических эффектов от использования информационных систем.

В соответствии с этим рекомендуется создание региональной цифровой платформы Югры (далее – Цифровая платформа Югры), при которой региональные информационные системы следуют единым требованиям интероперабельности, позволяют собирать, хранить и использовать данные между платформами, включенными в единую экосистему. Цифровая платформа Югры позволит обеспечить доступ к данным из платформ различных типов в режиме реального времени, что будет способствовать принятию оперативных и эффективных экономических и стратегических решений как для государственного сектора, так и для бизнеса.

Фундаментальной задачей должно стать определение требований к системе функциональной совместимости (интероперабельности – архитектурной, технической, организационной, информационной безопасности и пр.) государственных, коммерческих, отраслевых платформ, информационных порталов и систем.

Необходимо сформировать условия с учетом требований в законодательстве Российской Федерации по защите персональных данных и иной защищаемой информации, направленные на укрепление доверия между участниками информационных систем, обеспечение безопасных транзакций и обмена данными между различными системами. Необходимо стремиться к увеличению количества уникальных пользователей, количества целевых визитов, глубины просмотра и взаимодействия пользователей государственных информационных систем.

По мере развития и расширения Цифровой платформы Югры будут накапливаться массивы данных, для анализа которых потребуются существенные вычислительные мощности. Алгоритмы машинного обучения на основе анализа массивов данных будут формировать решения, направленные на выполнение задач социально-экономического развития региона.

В целях решения задач консолидации, оперативного обновления и аналитической обработки управленческих данных на территории региона необходимо создание единой платформы поддержки принятия управленческих решений (бизнес-аналитики), в которой будут агрегироваться управленческие данные, содержащиеся в региональных государственных информационных системах.

В целях выявления, пресечения и предупреждения нарушений в финансово-бюджетной сфере и сфере закупок бизнес-процессы, связанные

с расходованием бюджетных средств, должны осуществляться в информационных системах, учитывающих системный контроль. Системный контроль обеспечит оперативный контроль в финансово-бюджетной сфере и сфере закупок, посредством автоматизированной проверки действий пользователя информационной системы.

 

3.6. Развитие Центра управления регионом

 

Сложившаяся практика государственного управления в целом и принятые подходы к решению проблем в области социальных и социально-экономических отношений сегодня не могут претендовать на высокую оценку их эффективности. Это объясняется тем, что объективная сложность объектов управления превышает управленческие возможности по выработке и реализации решений, направленных на их совершенствование и развитие. Развитие Центра управления регионом (далее – ЦУР) имеют в качестве одной из частных целей преодоление чрезмерной сложности управления социальными отношениями за счет использования в работе ЦУР современных передовых информационных и организационных технологий.

В первую очередь ЦУР должен способствовать решению вопросов, связанных с обеспечением обратной связи с гражданами. Реализация с помощью ЦУР эффективной коммуникации между властью и населением должна привести к росту уровня доверия к действиям региональной и местной власти во всех сферах.

Оперативное реагирование на проблемы, выявляемые в ходе налаженного диалога с населением, должно улучшить и объективные социально-экономические показатели качества жизни в автономном округе. На следующем этапе своего развития ЦУР должен устранить несогласованность действий различных органов государственной власти автономного округа при решении комплексных мультисферных проблем.

Возросший поток первичных разрозненных данных не может быть использован непосредственно без должной аналитической обработки в процессах государственного управления. Как следствие, большая часть первичных данных либо игнорируется при выработке важных решений, либо на их принятие расходуется недопустимо много времени. Решение проблемы видится в широком применении современных информационных технологий и искусственного интеллекта.

 

4. Приоритетные направления цифровой трансформации государственного сектора автономного округа

 

4.1. Цифровая трансформация государственного управлени

Исходя из глобальных тенденций цифровой трансформации государственного управления, а также на основании федеральных положений и требований к ключевым задачам необходимо отнести:

4.1.1. Создание и развитие нового поколения цифровых лидеров, способных стать «двигателем» цифровой трансформации государственного управления.

Органы государственной власти автономного округа должны обеспечить необходимые условия для развития лидерства в цифровой трансформации. Цифровые лидеры должны нести ответственность за реализацию мероприятий, предусмотренных Стратегией и планом мероприятий по ее реализации, а также отвечать за координацию отраслевых IT-проектов.

Необходимо минимизировать использование физической подписи и печати, представление документов на бумажных носителях. Электронные каналы должны стать приоритетным каналом связи по моделям государство-государство (G2G), государство-бизнес (G2B) и государство-граждане (G2C).

Следует искать дополнительные источники финансирования, такие как ГЧП, с целью расширения масштабов трансформации государственного управления.

Для решения проблемы привлечения и удержания квалифицированного персонала в области ИКТ в государственном управлении рекомендуется определять нефинансовые льготы, привлекательные для профессионалов.

Следует проводить специальную подготовку государственных служащих для реализации инициатив по цифровой трансформации, а также организовывать информационные кампании для информирования о новых цифровых услугах и их преимуществах для привлечения населения, предприятий и организаций к разработке, внедрению и использованию этих услуг.

4.1.2. Модернизацию государственного управления с использованием цифровых инструментов.

При обеспечении совместимости информационных систем и оптимизации использования IT-ресурсов следует определить способы упрощения взаимодействия на основе единой технологической платформы.

В рамках выполнения поставленной задачи требуется скоординированный и последовательный подход к планированию, концептуализации, управлению развитием ИКТ.

Необходимо провести дебюрократизацию и «дематериализацию» государственного управления. Высокопроизводительное государственное управление подразумевает дебюрократизацию бизнес-процессов, сокращение бумажной отчетности, упрощение каналов общения, ускорение и делегирование процессов принятия решений посредством

реинжиниринга бизнес-процессов с использованием современных цифровых инструментов совместной работы.

Дальнейшие усилия должны быть направлены на интеграцию большего количества источников данных, использование технологии «Интернета вещей» для автоматизации сбора данных вместо ручного ввода данных, использование аналитики данных для принятия управленческих решений на региональном и муниципальном уровнях, в том числе с использованием Территориальной информационной системы автономного округа (ТИС Югры).

Помимо этого, региональные усилия должны быть направлены на внедрение сквозных платформенных решений и их совместное использование для упрощения процессов, повышения эффективности и оптимизации затрат. Следует разработать и внедрить собственную облачную инфраструктуру, которая позволит консолидировать ИКТ региона, повысить безопасность размещаемых информационных ресурсов. Следует уделить внимание внедрению решений по форме «Программное обеспечение как услуга» (SaaS), включая цифровые решения для муниципальных образований, что позволит увеличить темпы цифрового преобразования в регионе, одновременно способствуя стандартизации процессов и сокращению эксплуатационных расходов.

Принимая во внимание региональную специфику в части коренных народов автономного округа, необходимо продолжить развивать программный комплекс (автоматизированную систему) по специализированному учету традиционного хозяйствования, территорий традиционного природопользования, мер государственной поддержки коренных малочисленных народов Севера в части наполнения информацией и ее обменом между исполнительными органами государственной власти автономного округа и органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа для принятия оперативных и стратегических решений в целях развития хозяйственной деятельности, культуры и образа жизни коренных народов автономного округа.

Существующая государственная информационная система управления кадрами автономного округа должна стать полноценным платформенным решением, включать дополнительные модули, такие как: управление эффективностью, портал самообслуживания, процедуры найма и увольнения.

Также следует отметить, что создание ЦУР должно решить задачу консолидации, оперативного обновления управленческих данных на территории региона, предоставления их для использования органами государственной власти автономного округа и органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, научными организациями, хозяйствующими субъектами и гражданами для решения различных вопросов жизнедеятельности.

На базе ЦУР исполнительные органы государственной власти автономного округа и муниципальные органы смогут инициировать и координировать трансформацию (оптимизацию) процессов обработки сообщений, что позволит эффективнее взаимодействовать с гражданами.

Основное назначение деятельности ЦУР можно определить как цифровизация и технологизация укрупненных функциональных блоков:

сквозной разноуровневый мониторинг реализации национальных проектов и достижения национальных целей развития по утвержденным методикам расчета показателей;

оценка ключевых показателей эффективности деятельности высшего должностного лица региона и глав муниципальных образований автономного округа;

разноуровневый мониторинг общественно-политической ситуации в регионе;

система обеспечения обратной связи с гражданами.

4.1.3. Содействие цифровому взаимодействию между государственными служащими, гражданами и предприятиями для предоставления высококачественных государственных и муниципальных услуг, отвечающих актуальным потребностям населения автономного округа.

Приоритеты должны быть основаны на упрощении предоставления государственных и муниципальных услуг (без необходимости личного посещения государственных органов и иных организаций, с применением реестровой модели, проактивно, многоканально).

Необходимо обеспечить внедрение принципа однократности предоставления данных, направленного на снижение административного бремени для физических лиц и предприятий путем реорганизации бизнес- процессов предоставления государственных и муниципальных услуг.

Следует сконцентрироваться на развитии проактивных услуг следующего поколения. Проактивные услуги должны выходить за рамки простых уведомлений пользователей о возможности воспользоваться государственными и муниципальными услугами. Вместо этого услуга должна быть предоставлена даже без предварительного заявления, например, при выходе на пенсию, при предоставлении социальных пособий.

Необходимо отметить, что важным этапом цифровой трансформации станет организация доступа к «Цифровому профилю», что позволит государственным органам, бизнесу и гражданам более эффективно обмениваться данными для ускорения и направления в нужное русло бизнес-процессов и улучшения предоставляемых государством услуг.

Следует внедрять элементы технологии искусственного интеллекта в процессы предоставления государственных и муниципальных услуг в целях оптимизации временных и человеческих ресурсов. Это должно произойти, в первую очередь, за счет автоматизации принятия решений о

предоставлении либо отказе в предоставлении услуги информационными системами, без участия чиновника.

Внедрение суперсервисов – комплексных услуг, позволит гражданам при возникновении определенной жизненной ситуации получить взаимосвязанные государственные и муниципальные услуги, а также сопутствующие им услуги негосударственных организаций, заполнив только одну форму заявления.

Необходимо также развивать обратную связь с потребителями цифровых государственных и муниципальных услуг за счет применения принципов многоканальности.

 

4.2. Цифровая трансформация здравоохранения

 

В соответствии с задачами национального проекта «Здравоохранение» основные направления цифровой трансформации здравоохранения автономного округа должны строиться на обеспечении доступности и качества медицинской помощи для граждан.

Согласно федеральному проекту в обязанности региональных органов власти входит обеспечение сервисов электронной записи на прием, сбор медицинской информации из электронных карт пациентов, формирование регистров медицинских организаций, врачей и пациентов, реестра лекарственных средств. Для обеспечения информационной поддержки принятия врачебных решений региональные медицинские информационные системы должны снабжаться инструментами планирования и прогнозирования.

Исходя из положений федерального проекта, к ключевым задачам цифровой трансформации здравоохранения относятся внедрение электронных сервисов для пациентов и врачей, а также оптимизация работы медицинских организаций.

Для решения поставленных задач цифровой трансформации здравоохранения в автономном округе необходимо:

создать благоприятные условия для организации хранения, анализа и обмена медицинскими данными пациентов в электронном виде. В этой связи использование электронных медицинских карт (далее – ЭМК) улучшит качество медицинской помощи и будет способствовать повышению эффективности работы врачей. Усилия региона должны быть направлены на обеспечение массового внедрения ЭМК, вплоть до 100 % пациентов. ЭМК должны использовать как врачи из государственных, так и из частных организаций;

повысить уровень автоматизации процессов передачи результатов диагностических исследований; необходимо максимизировать подключение медицинского диагностического оборудования к медицинским информационным системам;

повысить качество коммуникации с пациентами медицинских организаций; необходимо обеспечить массовое использование портала «Мое здоровье», единого окна цифровой обратной связи федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», а также включение всех медицинских организаций и врачей региона в единую коммуникационную платформу; необходимо способствовать достижению 100 % количества заявок на прием к врачу в электронном виде.

Таким образом, прежде чем приступить к оптимизации медицинской организации, следует предпринять согласованные усилия для инвентаризации, анализа и оптимизации существующих процедур, что позволит сократить объем бумажных документов и извлечь выгоду из существования цифровых данных.

Помимо этого, большое значение должно быть уделено интеграционным проектам между всеми участниками электронного здравоохранения – Министерством здравоохранения Российской Федерации, Федеральным казенным учреждением «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре», Министерством труда Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, Фондом социального страхования Российской Федерации, как на федеральном, так и на региональном уровне.

 

4.3. Цифровая трансформация образования

 

В условиях стремительного развития цифровых технологий и их повсеместного использования во всех отраслях национальной экономики способность обеспечить наличие у трудоспособного населения необходимых навыков имеет решающее значение для долгосрочного развития автономного округа.

Основные направления цифровой трансформации системы образования автономного округа должны соответствовать национальному проекту «Образование». Таким образом, основные задачи цифровой трансформации образования должны быть, прежде всего, направлены на:

создание высокоэффективной цифровой образовательной среды;

внедрение новых методов обучения для получения навыков, необходимых для развития цифровой экономики региона, повышения мотивации и заинтересованности в обучении.

Для решения поставленных задач необходимо провести цифровую трансформацию образовательных учреждений.

Мероприятие должно:

включать в себя оценку и упрощение существующих процессов, снижение требований к отчетности учителей, дебюрократизацию и дематериализацию процессов управления учреждением с использованием

цифровых технологий, в том числе посредством развития коммуникационных цифровых платформ;

обеспечить развитие навыков учителей за счет создания системы непрерывного профессионального образования для них, станет мерой поддержки как с методологической, так и с точки зрения освоения новых цифровых решений в образовательных процессах;

обеспечить внедрение коммуникационной платформы для учителей, родителей, учащихся с соответствующими государственными органами для обеспечения доступа к информации в режиме реального времени и предоставления механизмов мониторинга успеваемости учащихся, персонализации образовательного процесса, консультирования;

обеспечить внедрение индивидуальных треков обучения с возможностью интеграции традиционных форм получения образования и ресурсов образовательных онлайн платформ за счет дальнейшего развития государственной информационной системы «Образование Югры», в том числе создания подсистемы цифрового управления образовательными учреждениями;

разработать инструменты внедрения новых образовательных технологий EdTech и виртуальной образовательной среды (использование технологий виртуальной и дополненной реальности), позволяющие быстро и без риска вовлечь учащихся в различные виды деятельности, например, в автомобильной, медицинской отраслях.

Следует обеспечить равный и недискриминационный доступ к ИКТ. Необходимо сосредоточить усилия на консолидации инфраструктуры образовательных учреждений всех уровней и обеспечить их надлежащее оснащение для поддержки современных образовательных процессов и инструментов.

 

4.4. Цифровая трансформация городов («умные» города») автономного округа

 

В условиях формирования цифровой экономики для «умных» городов автономного округа сценарий цифровой трансформации становится, прежде всего, способом перестройки системы городского управления и его интеллектуализации за счет таких преобразований как:

изменение бизнес-модели и способа создания ценностей в секторах городского хозяйства;

обеспечение новых инструментов для повышения эффективности активов (в том числе городских ресурсов);

привлечение новых игроков и новых источников финансирования (в том числе переход жителей в роль активных субъектов развития города);

технологическое совершенствование.

С точки зрения принципов цифровой трансформации городов автономного округа, целевая модель – это город, движимый данными

(data-driven city, или DDC) на основе повсеместного ШПД, эффективной цифровизации отраслей экономической деятельности и интенсивной цифровизации общества.

Города автономного округа в зависимости от индивидуальных особенностей могут выбирать различные подходы реализации цифровой трансформации. При этом для применения цифровой трансформации (помимо выстраивания политики городского развития) необходимо осуществить следующие базовые направления развития:

ввести принципы приоритетности городского развития в программные документы отраслевых департаментов и их подведомственных учреждений;

разработать подробную типологию городов автономного округа по уровню их готовности к цифровой трансформации (цифровой зрелости) в сочетании с объемом требуемых ресурсов;

внедрить сквозные технологические решения, без которых невозможно построить технологическую архитектуру «умного» города (прежде всего это системы управления данными, облачные и распределенные хранилища, промышленный «Интернет вещей»);

выбрать принципы работы с данными.

Наиболее продуктивная реализация принципа максимальной открытости первичных муниципальных данных для различных игроков, возможностей доступа к ним через специализированные интерфейсы (открытого типа) и предоставления бизнесу возможности проектирования и оказания услуг с добавленной ценностью конечным потребителям.

Так, для прямого взаимодействия жителей с исполнительными органами государственной власти автономного округа и органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа необходимо функционирование платформы вовлечения граждан в решение вопросов городского развития (далее – Платформа).

Платформа должна обладать возможностями приема, обработки, публикации сообщений граждан автономного округа и ответов на них, а также проведения органами власти опросов общественного мнения, голосований и общественных обсуждений.

Для развития территории, планирования размещения объектов необходимо создание «цифрового двойника» города, который обеспечит формирование единого информационного пространства, содержащего сведения о территории, порядке ее существующего и планируемого использования.

Для возможности быстрой и эффективной реконструкции жилищно-коммунального хозяйства (далее – ЖКХ) необходимо внедрение систем комплексного учета ресурсов, вывод технических и технологических решений в отрасли на уровень решения практических задач по эффективности.

Системы комплексного учета ресурсов должны обеспечивать прием в диспетчерскую службу ресурсоснабжающей организации данных в режиме онлайн о потреблении коммунальных ресурсов (теплоснабжение, водоснабжение, электроснабжение) с автоматизированных систем учета потребления коммунальных ресурсов, установленных у потребителей таких ресурсов, а также обеспечивать возможность выявления фактов аварийных ситуаций и сроков их устранения с последующим контролем исполнения.

В целях управления процессами цифровой трансформации городов автономного округа необходимо предусмотреть:

формирование регионального центра компетенций по направлению «умных» городов;

обучение команд муниципальных образований автономного округа и исполнительных органов государственной власти автономного округа;

проведение оценки хода и эффективности цифровой трансформации городского хозяйства в городах автономного округа на основе действующей методики Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (методика IQ-городов)2;

проведение тестирования перспективных технологий и решений;

внедрение тиражируемых технологий и решений, в том числе с использованием «Банка решений умного города».

Региональный центр компетенций по направлению «умных» городов должен осуществлять методическое и аналитическое сопровождение процессов цифровой трансформации городов автономного округа.

 

4.5. Цифровая трансформация транспорта

 

«Умный» транспорт – один из важнейших элементов по созданию «умных» городов в автономном округе и залог повышения качества жизни населения автономного округа.

Так, для создания «умного» транспорта в автономном округе требуется:

функционирование региональной навигационно-информационной системы автономного округа, направленной на обеспечение безопасности перевозок, повышения и обеспечения контроля качества транспортных услуг, автоматизации процессов планирования, мониторинга, диспетчеризации и управления транспортом различного функционального назначения;

внедрение интеллектуальной транспортной системы, предусматривающей автоматизацию процессов управления дорожным движением, направленной на повышение пропускной способности улично-

дорожной сети, безопасности дорожного движения, комфортности передвижения, в том числе на общественном транспорте.

 

5. Механизмы реализации Стратегии

 

Основным механизмом реализации Стратегии является иерархическая система взаимоувязанных документов стратегического планирования, в которую входят скорректированные или вновь разработанные документы: региональный портфель проектов «Цифровая экономика», государственная программа «Цифровое развитие», а также другие региональные проекты, «дорожные карты» по цифровизации городского хозяйства муниципальных образований («умные» города).

Для скоординированной реализации положений Стратегии и документов стратегического планирования, сформированных на ее основе, должна быть выстроена система управления цифровой трансформацией автономного округа, включающая Комиссию при Губернаторе автономного округа по цифровому развитию, Общественный совет при Департаменте информационных технологий и цифрового развития автономного округа, рабочие группы по направлениям развития цифровой экономики.

Для эффективной реализации Стратегии необходимо выполнение целого ряда мероприятий информационно-аналитического сопровождения. Важным фактором обеспечения инклюзивности процессов цифровой трансформации является проведение просветительских кампаний о возможностях цифровых технологий для трансформации и развития основных сфер деятельности и повседневной жизни, а также о целях, задачах, мероприятиях и результатах Стратегии. Аналитическая и методическая поддержка реализации Стратегии обеспечивается проведением общественных слушаний по ключевым проектам цифровой трансформации автономного округа, созданием центров компетенции по основным направлениям цифровой трансформации автономного округа, разработкой методических материалов.

 

6. Механизмы финансирования цифровой трансформации

 

Для реализации Стратегии используются следующие механизмы и источники финансирования:

заключение государственных контрактов (договоров) на приобретение товаров (оказание услуг, выполнение работ) для государственных нужд в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в пределах средств, предусмотренных на реализацию государственных программ автономного округа;

привлечение средств из внебюджетных источников в форме:

инвестиционные проекты;

ГЧП и других форм совместного финансирования проектов цифровой трансформации;

спонсорской поддержки социально значимых проектов бизнесом, общественными организациями, фондами и частными лицами;

привлечение средств федерального бюджета, в том числе на условиях софинансирования, в установленном законодательством Российской Федерации порядке в рамках реализации федеральных проектов, проведения федеральных конкурсов;

грантовая поддержка юридических и физических лиц, включая поддержку цифровых инициатив предпринимателей, образовательных учреждений, образовательных проектов и обучающихся, учреждений социальной сферы, волонтерских организаций;

денежные призы победителям различных региональных конкурсов для поддержки лучших практик и лучших участников (юридических и физических лиц) процессов цифровой трансформации автономного округа, в том числе отраслей экономики и социальной сферы, органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, предприятий и организаций;

налоговые льготы, налоговые вычеты, субсидирование процентной ставки и другие формы косвенного финансирования и стимулирования развития, и использования цифровых технологий предприятиями, организациями и частными лицами.

Для реализации этих механизмов финансового обеспечения цифровой трансформации должна быть проведена модернизация действующей организационной инфраструктуры финансирования (фонды и другие институты развития, конкурсные комиссии, технопарки, акселераторы) и создание новых ее элементов на базе существующих организаций, в том числе за счет укрупнения (слияния, присоединения), ориентации на проблематику цифровой экономики.

 

7. Ожидаемые результаты цифровой трансформации в автономном округе

 

К 2030 году по итогам реализации Стратегии ожидается получение следующих результатов:

утверждены нормативные и правовые акты, сформировавшие правовую среду для эффективной цифровой трансформации ключевых сфер жизнедеятельности автономного округа;

модернизированы и успешно функционируют инструменты финансовой, организационной, информационной и консультационной поддержки предприятий автономного округа, осуществляющих деятельность в сфере создания, производства и использования цифровых технологий;

разработана технологическая база и кадровый потенциал для функционирования Регионального центра мониторинга информационной

безопасности (далее – Центр) в целях качественного обнаружения и противодействия компьютерным атакам в автономном округе; персонал Центра обеспечивает проведение анализа инцидентов информационной безопасности, а также устранение угроз, связанных с компьютерными атаками;

разработаны курсы (в том числе дистанционные) и проведено обучение государственных служащих, подрядчиков и широкой общественности в отношении концепций информационной безопасности и «кибергигиены»;

осуществлено широкополосное подключение к сети Интернет (за счет федерального бюджета) социально значимых объектов, в том числе: фельдшерско-акушерских пунктов, государственных и муниципальных образовательных организаций, пожарных частей (постов), участковых пунктов полиции, территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, избирательных участков, исполнительных органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа;

совместно с операторами связи осуществлено покрытие объектов транспортной инфраструктуры (включая автомобильные дороги регионального значения) беспроводными сетями передачи данных;

осуществлено подключение к сети Интернет удаленных населенных пунктов автономного округа и территорий традиционного природопользования (IT-стойбища), в том числе с использованием механизмов универсального обслуживания (реализация положений Федерального закона от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи»);

создана, функционирует и развивается Цифровая платформа Югры, происходит обмен данными между различными информационными системами;

для государственного и муниципального управления автономного округа сформировано новое поколение цифровых лидеров, проведена модернизация государственного и муниципального управления с использованием цифровых инструментов и обеспечено цифровое взаимодействие между государственными и муниципальными служащими, гражданами и предприятиями автономного округа; обеспечена совместимость информационных систем и повторное использование информационных ресурсов, созданы условия для предоставления государственных и муниципальных услуг без необходимости личного посещения государственных органов и иных организаций;

обеспечено внедрение ЭМК, внедрение электронных рецептов на основе использования данных ЭМК; проведена цифровая трансформация административных процессов медицинских учреждений, создана виртуальная сеть медицинских работников; внедрены электронные

сервисы для пациентов и врачей и обеспечена оптимизация работы медицинских учреждений автономного округа;

сформирована высокоэффективная цифровая образовательная среда, направленная на повышение качества и доступности образования;

внедрены инструменты разработки и реализации цифровых проектов «умного» города; созданы и функционируют цифровые инструменты управления инженерной инфраструктурой и жилищно-коммунальным хозяйством, а также цифровые сервисы, обеспечивающие влияние жителей на решения, принимаемые органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа; внедрены инструменты управления уличным и общественным пространством; механизмы единой цифровой среды обеспечения безопасности; инструменты цифровизации транспортных потоков и пользования городским транспортом.

 

Опубликовано: Светлана Львова

Прикрепленные документы 2


Комментарии 0