Как преобразится Югра через 10-20 лет, на каких отраслях будет обеспечиваться диверсификация экономики региона, в чем суть реализации проекта «коридора опережающего развития», когда разработчики из СурГУ приступят к созданию инжинирингового центра на базе Технопарка высоких технологий, какоы отличия новой модели по улучшению качества жизни югорчан до 2030 года. Эти и другие вопросы стали главной темой беседы директора Департамента экономического развития – заместителя Губернатора автономного округа Николая Милькиса с журналистом портала Стратегия 24.
- Николай Александрович, в ноябре 2019 года Губернатор Югры Наталья Комарова обозначила необходимость обновления стратегии развития региона, предложив перенести горизонт планирования с 2030 на 2050 год. Какие цели и задачи по преобразованию региона планируется достичь через 10 и 20 лет? Какая роль отводится в этом выпускникам образовательной программы "Сколково"?
- В соответствии с поручением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Натальи Владимировны Комаровой принято решение о корректировке Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2030 года с переносом горизонта прогнозирования с 2030 года до 2050 года.
Предусматривается выполнение научно-исследовательской работы «Корректировка Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2030 года».
Целевое назначение работы – проведение системного анализа социально-экономического развития автономного округа с учетом изменившихся внутренних и внешних факторов.
Стратегическая цель развития Югры – это повышение качества жизни населения автономного округа в результате формирования новой модели экономики, глобально конкурентоспособной и основанной на инновациях.
В состав Межведомственной рабочей группы по корректировке Стратегии – 2030 включены, в том числе, и выпускники образовательной программы «Подготовка региональной команды реализации проектов развития Ханты – Мансийского автономного округа».
Привлечение выпускников планируется на всех этапах выполнения работы, согласования и утверждения обновленной Стратегии – 2030 для
участия: в общественных слушаниях, выездных заседаниях, стратегических и форсайт-сессиях, заседаниях общественных советов, других общественных дискуссионных площадках.
- По словам главы региона, диверсификацию экономики необходимо обеспечить «на отраслях, альтернативных по стоимости нефтяной отрасли». Какие, по Вашему мнению, это отрасли? Предусматривает ли Департамент экономического развития привлечь для развития этих отраслей крупные компании, а также средний и малый бизнес?
- Добыча углеводородов является основным видом экономической деятельности автономного округа, обеспечивающего роль локомотива российской экономики, передового в экономическом отношении региона страны.
Основным целеполагающим документом Югры, Стратегией – 2030, определено формирование территориально-отраслевых кластеров: нефтегазодобывающего, нефтегазоперерабатывающего, лесопромышленного, горнопромышленного, научно-инновационного, туристско-рекреационного, медицинского, агропромышленного.
Часть кластеров, как в среднесрочном, так и в долгосрочном периоде может быть интегрирована в более крупные.
Кроме того, планируется продолжить развитие генерирующего сектора электроэнергетики – покрытие растущих потребностей в электрической энергии и мощности объектов нефтегазового комплекса населенных пунктов автономного округа, что напрямую связано с обозначившейся тенденцией: снижение роли энергетики нефтегазового сектора и рост роли собственной энергетики Югры, способной реализовать задачи по диверсификации экономики и осуществлять продажи электрической энергии за пределы автономного округа.
Стратегией – 2030 также предусмотрено и развитие информационно-коммуникационного сектора как самостоятельной, а не обеспечивающей отрасли – его превращение в локомотив модернизации и диверсификации экономики, повышение качества жизни населения автономного округа на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий и развития инфраструктуры широкополосного доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.
В долгосрочном периоде в случае формирования транспортной и энергетической инфраструктуры вдоль Восточного склона Приполярного и Полярного Урала могут получить развитие отрасли, связанные с добычей и переработкой твердых полезных ископаемых.
На реализацию заявленной в Стратегии – 2030 кластерной политики работают механизмы Инвестиционной стратегии Югры в направлении привлечения в автономный округ, в том числе, и для развития обозначенных выше отраслей (кластеров), крупных (системообразующих) организаций, субъектов малого и среднего предпринимательства в качестве инвесторов.
Планируется, что создаваемые Правительством автономного округа условия для привлечения внебюджетных инвестиций в развитие новых видов деятельности, формирование новых отраслей (кластеров) обеспечат диверсификацию экономики автономного округа, будут в дальнейшем эффективно работать на формирование макроэкономической устойчивости экономики Югры.
- В чем заключается суть реализации проекта «коридора опережающего развития» с размещением в нем, например, Ханты-Мансийска – Сургута – Нижневартовска с прилегающими городами, о котором говорила Губернатор Югры Наталья Комарова? С помощью каких механизмов планируется устранить дисбаланс в развитии между востоком, центром и западом региона?
- В силу уникальной (специфической) пространственно-территориальной и социально-экономической организации Югры, включая и высокий уровень урбанизации, как и других северных добывающих регионов, в Югре естественным образом сформировались агломерации, что отражено в Стратегии – 2030.
Вместе с тем, указанная специфика региона за период освоения нефтегазовых месторождений способствовала неравномерному распределению ключевых (ведущих) промышленных мощностей (нефтегазодобывающего комплекса). В том числе с акцентом на восточную и центральную его части, где преимущественно и формировались новые компетенции в научно-инновационной и образовательной сферах, как закономерный результат первой стадии фронтирного цикла пространственного развития Югры.
Стратегией – 2030 предусмотрено, что инструменты и формы пространственного развития, выработанные для плотно заселенных территорий, обеспечат наибольшую отдачу в зонах максимальной концентрации населенных пунктов в Югорском Приобье по линии город Сургут – город Нижневартовск. Это сложившиеся городские агломерации второй, староосвоенной зоны.
Кроме того, город Ханты-Мансийск и Ханты-Мансийский район, условно отнесенные к зоне нового фронтира (первой зоне), как и части других районов автономного округа, охваченные пиковой и пионерной стадиями пространственно-временного цикла фронтирного освоения нефтегазовых ресурсов, где в направлении «умная» экономика при поддержании объемов нефтедобычи, основное внимание планируется уделить инновационным «зеленым» технологиям бурения, нефтегазодобычи, транспортировки нефти и газа, а также оптимизации процессов регулирования интересов разных землепользователей, институционального оформления особо охраняемых природных территорий и территорий размещения туристических объектов.
Поэтому именно по линии «коридора опережающего развития» городов Ханты-Мансийска – Сургута – Нижневартовска предусмотрено сосредоточение усилий, в том числе по стимулированию развития компетенции в научно-инновационной и образовательной сферах, реализации кластерной политики, регулированию агломерационных процессов, с целью получения максимальных социально-экономических и бюджетных эффектов.
Для некоторых городов Югры, расположенных на периферии агломераций (Нефтеюганск, Мегион, Лангепас), базовый сценарий развития будет включать приоритеты по созданию привлекательной, комфортной городской среды, размещение социально-культурных объектов.
Соответственно, усилия по содействию развитию агломерационных процессов в сложившихся агломерациях будут сконцентрированы в направлении межмуниципального взаимодействия, в том числе по использованию социокультурных объектов, усиления транспортной и информационно-коммуникационной связности внутри территорий агломераций, включая формирование единого транспортного каркаса Югры.
Единый транспортный каркас обеспечит возможность экономической интеграции, как сложившихся городских агломераций, так и городов и других населенных пунктов формирующихся агломераций и вне агломерационного пространства.
Устранение указанного выше дисбаланса в развитии между востоком, центром и западом региона, в том числе вне границ сложившихся агломераций, планируется осуществить за счет развития приоритетных направлений, как по усилению транспортной и информационно-коммуникационной связности, так и по реализации кластерной политики и развитию новых видов деятельности маркетинг-ориентированных отраслей, а также повышению уровня качества жизни населения, доступности и качества оказания услуг социальной сферы: здравоохранения, образования, культуры, физкультуры и спорта, социальной защиты населения.
В процессе обновления в 2020-2021 годах Стратегии – 2030 планируется создание модели пространственного развития на базе построения опорного каркаса пространственного развития автономного округа, что позволит точечно (локально) определить и закрепить меры по развитию отдельных муниципальных образований и населенных пунктов (включая схожие агломерационные или внеагломерационные сценарии их развития), в том числе нивелирующие имеющиеся диспропорции социально-экономического и пространственно-территориального развития муниципальных образований и населенных пунктов Югры.
- На защите проектов в «Сколково» Вы предложили разработчикам из СурГУ материалов для освоения Арктики, в том числе морозостойких полимеров и композитов, приступить к созданию инжинирингового центра на базе Технопарка высоких технологий. Реализация этого проекта позволит к 2026 году привлечь в регион 1,2 млрд рублей инвестиций, наладить производство материалов для освоения Арктики. Может ли Сургутский государственный университет стать опорной площадкой в этой работе не только в Югре, но и в России?
- Правительством автономного округа в августе 2019 года осуществлялась корректировка Концепции Научно-технологического центра в городе Сургуте.
Научно-технологический центр планируется создать, в том числе на базе Сургутского государственного университета.
Стратегическая цель Концепции состоит в создании центра поддержки и обеспечения инновационного экономического развития региона посредством концентрации в нем интеллектуального потенциала и современной научно-образовательной инфраструктуры и их приближения к бизнесу.
Основные задачи Научно-технологического центра заключаются в становлении его в перспективе как:
- поставщика крайне важных навыков для регионального социально-экономического развития;
- точки доступа к лучшим образовательным программам на отдельных направлениях, отличающихся высокой глобальной конкурентоспособностью и актуальностью на местном уровне;
- центра совместных исследований по приоритетным направлениям;
- центра совместных исследований и разработок на других приоритетных направлениях (в области экологии и медицины);
- ценного объекта образования, здравоохранения и спорта для населения.
В Стратегии – 2030 особое значение отводится «нересурсному» инвестированию «городских» общественных благ в виде университетских кампусов (тоже что и «научно-технологический центр»), технопарков.
Такие инфраструктурные инвестиции от нефтегазовых доходов призваны стать платформой для последующих частных инвестиций в производственные проекты и проекты сектора услуг.
При выполнении НИР по корректировке Стратегии – 2030 техническим заданием предусматривается, в том числе задача по комплексному изучению:
- ресурсных возможностей и подготовке предложений по механизмам создания и развития (в долгосрочной перспективе) «центра генерации знаний», конкурентоспособного аналогичным центрам регионов Российской Федерации, в том числе сопоставимого по объемам и возможностям проведения прорывных фундаментальных и прикладных исследований,
- по масштабам внедрения инновационных технологий и уровню концентрации научного и кадрового потенциала;
- факторов становления экономики знаний, включая перспективы формирования образовательного кластера в автономном округе (на базе научно-технологического центра в городе Сургуте), с учетом необходимости создания «центра генерации знаний» и возможностей проводить по актуальным для мировой экономики и науки и приоритетным для России и Югры направлениям прорывные фундаментальные и прикладные исследования, востребованные и российскими, и международными компаниями, формирование единого научного, инновационного, образовательного пространства, стимулирование междисциплинарной и межотраслевой кооперации.
- Какие условия необходимо создать для разработчиков: материально-техническая база, оборудование, для возможного перевода нефти в новые товарные группы, еще не представленные сегодня на рынке?
- На сегодняшний день одной из важнейших отраслей промышленности
Российской Федерации является нефтехимическая промышленность.
Нефтехимическая промышленность прогрессивно развивается и играет важнейшую роль в экономическом развитии государства, благодаря ее развитию другие отрасли промышленности обеспечиваются необходимым сырьем.
На рынке имеется практически вся линейка продуктов нефтехимии, но производство их недостаточно, наиболее востребованы на российском рынке полимеры.
Развитию данного вида промышленности мешает ряд факторов, одним из которых является наличие устаревшего оборудования на производстве.
Так как основная часть оборудования находится в эксплуатации более двух десятков лет, что для такой сферы деятельности недопустимо, большинство оборудования требует обновления и модернизации.
Устаревшее оборудование не позволяет полноценно развивать отрасль и препятствует росту конкурентоспособности российской продукции на мировом рынке.
Исходя из зарубежного опыта, максимальный срок службы установленного на нефтехимических предприятиях оборудования не превышает шести-десяти лет.
Учитывая вышеизложенное, основным вектором возможного перевода нефти в новые товарные группы является обновление и модернизация существующего оборудования нефтехимической промышленности.
- Стратегией социально-экономического развития региона предусмотрено улучшение качества жизни югорчан до 2030 года за счет создания инновационной модели. В чем отличие этой модели от прежней и на каком ресурсе с ней можно ознакомиться?
- При корректировке Стратегии – 2030 разработчики руководствовались принципом, что этот стратегический документ – документ общественного согласия. В связи с чем работа по корректировке проводилась с участием региональных и муниципальных органов исполнительной власти, широкого круга экспертов из представителей крупных предприятий, малого и среднего бизнеса, вузов, целевых групп общественности.
В результате проведенной работы стратегическая цель развития Югры, установленная в Стратегии в 2013 году, не подверглась сомнению – повышение качества жизни населения в результате формирования новой модели экономики, основанной на инновациях и глобально конкурентоспособной.
Был сделан вывод о неизменности миссии – Ханты-Мансийский автономный округ – Югра – это лучшее место для жизни людей, центр развития для соседних территорий, обеспечивающий инновационное развитие национальной экономики и энергетическую безопасность страны.
При корректировке Стратегии – 2030 были сделаны акценты на внедрении новых механизмов, влияющих на скорость достижения целевых ориентиров. Предложены новые механизмы для реализации обновленной Стратегии – 2030:
- проектное управление;
- внедрение технологий бережливого производства;
- привлечение к решению вопросов социально-экономического развития гражданского общества;
- территориальный маркетинг;
- новая промышленная политика, реализация национальной предпринимательской и технологической инициатив.
В этом состоит отличие скорректированной Стратегия – 2030 от Стратегии – 2030, утвержденной в 2013 году.
Современные риски, связанные с экономическими санкциями, наложенными Западом на Россию в 2014 году: финансовые, технологические, экономические, со всей определенностью продемонстрировали, что страна находится на новом переломе социально-экономического развития.
В значительной степени исчерпаны возможности прежней модели роста экономики, опиравшейся на быстрое расширение внутреннего спроса. Новая модель требует более эффективного использования всех ресурсов и резервов производительности труда.
Направления, способные ответить на эти вызовы не являются для Югры новыми, на протяжении трех прошедших лет с момента принятия Стратегии – 2030, они остались неизменными:
- первое – это модернизация ТЭКа;
- второе – это диверсификация экономики.
Более 60% в валовом региональном продукте Югры занимает ТЭК. Приоритетами развития нефтегазового сектора в долгосрочной перспективе является разработка и внедрение инновационных технологий, обеспечивающих повышение уровня нефтеотдачи и вовлечения в оборот трудноизвлекаемых запасов.
Нефтегазовый сектор Югры неразрывно связан с остальной экономикой и в долгосрочном периоде является опорой политики диверсификации.
Автор текста:
Анастасия Морычева
Игорь Свинков
Комментарии 0