Проведение стратегической сессии по Закону о креативных индустриях

  • 21 августа 2020 г.
  • 10007
  • 5

Инициатива (действие, мероприятие): Предложения предпринимательского сообщества по формированию подзаконных нормативно-правовых актов в рамках закона о креативных индустриях.

Описание проблемы: Формирование Дизайн-мышления, создание креативного кластера ХМАО-Югра, проработка мехнизмов практической реализации закона

Желаемый результат: Эффективная практическая реализация всех механизмов исполнения закона о креативных индустриях

Срок (год): 2020

Вид документа: Закон

Уважаемая Наталья Владимировна!

   Внимательно изучив проект Закона, а теперь уже и принятый Закон «О креативных индустриях в ХМАО-Югре», от имени Общественное Движение Предпринимателей ХМАО БизнесЮгра, участниками которого являются представители различных отраслей, в том числе выделенных в данном законе, а также от себя лично, как от непосредственного представителя одного из видов креативных индустрий, предлагаем организовать стратегическую сессию, в ходе которой, мы хотели бы обсудить некоторые, на наш общий взгляд, конструктивные предложения по содержанию. 

   1. В настоящее время любой продукт или услуга становятся востребованными на рынке только в случае, если они полностью или в большей степени направлены на понимание и удовлетворение потребностей конечного пользователя (потребителя), а не на слепое соответствие неким нормам, стандартам или сложившимся технологическим/социальным устоям, таким образом в основе всех успешных продуктов лежит так называемое «Дизайн-мышление». Ярким примером применения дизайн-мышления является компания «Apple», первая применившая пальце-ориентированный интерфейс для смартфонов или компания «Toyota», давшая жизнь и обеспечившая популярность новому классу автомобилей - кроссовер.

    Идею и определение «Дизайн-мышления» впервые сформулировал Герберт Саймон в 1969 году в книге «Науки об искусственном» (The Sciences of the Artificial). Позднее идею развили ученые Стэнфордского университета, в последствие основав Стэнфордский институт дизайна, который продвигает идею дизайн-мышления, определяя его как: «методику, с помощью которой мы стремимся понять пользователя, опровергнуть предположения и переосмыслить проблему, чтобы найти неочевидные альтернативные решения». В нашей стране концепция дизайн-мышления активно продвигается Бизнес-школой «Сколково» и многими другими уважаемыми учебными заведениями. Стоит отдельно отметить, что применение дизайн-мышления способно не только создать новый продукт, но и усовершенствовать или полностью изменить технологию производства уже существующих продуктов, сделав их более доступными и экономически эффективными. Таким образом, общепризнанное в технологически развитых странах определение “Дизайн-мышление” крайне важно внести в основу любой креативной индустрии. В силу вышесказанного, предлагаем п.1 ст.2 законопроекта изложить в следующей редакции:

 Креативная деятельность - любая не запрещенная законодательством Российской Федерации деятельность, в основе которой лежит дизайн-мышление, творческий процесс, идеи, знания, навыки, талант и уникальные качества (свойства).

    2. К сожалению, на сегодняшний день большая часть творческих отраслей функционирует в сером или даже черном сегменте экономики, это, как правило либо специалисты-фрилансеры, либо микропредприятия, не имеющие установленного юридического статуса, т.е. ведущие незаконную предпринимательскую деятельность. Объем теневого рынка творческих услуг ХМАО по самым скромным подсчетам может составлять 800 миллионов рублей в год. Индивидуальным предпринимателям и предприятиям, ведущим свою творческую деятельность легально, очень сложно конкурировать ценой на услуги с коллегами из теневого сектора, т.к. у последних отсутствуют практически любые издержки связанные с течением бизнес-процессов снижающих себестоимость их услуг, такие как:

 ·         уплата налогов (на прибыль от ведения бизнеса, на имущество и т.д.);

·         повышенные тарифы на ЖКУ для бизнеса в сравнении с физлицами;

·         более высокие расценки на ресурсы для юридических лиц и предпринимателей;

·         затраты на приобретение легального программного обеспечения;

·         затраты на содержание штата сотрудников (отпускные, страховые взносы,  больничные);

·         затраты на приобретение и обслуживание контрольно-кассовой техники;

·         ведение бухгалтерского учета;

    В данной ситуации, легальный бизнес, обеспечивая необходимый уровень качества услуг и сервиса для клиентов, создавая рабочие места и уплачивая налоги в государственную казну, вынужден работать с низкой маржинальностью и испытывать постоянную мотивацию уйти частично или полностью в теневой сегмент. Таким образом, крайне важно создать условия, при которых легальная коммерческая творческая деятельность была бы более привлекательной, чем теневая. Вместе с тем, в целях повышения профессионализма специалистов занятых в креативных индустриях очень важно разработать стандарты профессии, что в свою очередь приведет к росту престижа каждой отдельной отрасли. По этим причинам предлагаем дополнить ст. 5 законопроекта двумя ключевыми перспективными задачами:

 - Создание привлекательных и комфортных условий для легализации творческой профессиональной деятельности;

- Формирование отраслевых профессиональных стандартов в креативных индустриях в целях повышения их общего статуса как на Российском, так и на международном уровне.

    3. Так же на наш взгляд необходимо откорректировать классификацию направлений креативных индустрий, изложенную в ст.8:

 - графический дизайн отнести к изобразительным искусствам (по своей сути это рисунок, выполненный с использованием возможностей компьютерной техники или оцифрованный рисунок, выполненный от руки);

- декоративное искусство, декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы выделить в отдельное направление и дополнить его оформительским искусством в силу их исторического родства и близости понятий;

- определить критерии различия понятия музыки в отдельных видах креативных индустрий;

- приобщить дизайн архитектурной среды (интерьер и экстерьер) к архитектуре и урбанистике, потому как данные понятия во многом пересекаются и неразрывно дополняют друг – друга;

- выделить в отдельное самостоятельное направление Промышленный дизайн, который включает в себя дизайн транспортных средств, бытовой техники, мебели, приборов освещения, посуды, инструментов различного профиля, сантехники и прочих предметов, окружающих человека в повседневной жизни. Исключить понятие инженерный дизайн, т.к. оно является видом промышленного дизайна;

- добавить к направлению индустрия моды пересекающиеся дизайн-составляющие из индустрии красоты в части создания персонального образа и индивидуального стиля;

    В силу вышеописанного, изложить классификацию следующим образом:

 1)        изобразительные искусства (живопись, скульптура, графика, фотография, графический дизайн); 

2)        исполнительское искусство (исполняемая вживую с использованием музыкальных инструментов или возможностей человеческого организма музыка, театр, опера, балет, танцевальное и цирковое дело, перформанс); 

3)        аудиовизуальное искусство (производство кинофильмов и видеофильмов, анимация, мультипликация, звукозапись, саунд-дизайн, созданная посредством цифрового синтеза музыка);

4)        телевизионные, радиовещательные, интернет-вещательные, издательские проекты (создание, производство); 

5)        продюсерская деятельность, связанная с созданием, производством и продвижением кино-, видео-, музыкальной продукции и проектов, а также проектов в сфере изобразительного, исполнительского, аудиовизуального искусства;

6)        образовательные проекты (программы, тренинги, курсы и иные виды образовательных инструментов), которые реализуются и (или) планируются к реализации с использованием новаторских, эксклюзивных, прогрессивных, сберегающих методик (технологий, алгоритмов, подходов, направлений); 

7)        создание и (или) продвижение товарных знаков, маркетинг, включая рекламную деятельность, с использованием авторского, патентного права, объектов интеллектуальной собственности (имя, логотип, рисунок, графика, персонаж или комбинации из нескольких указанных элементов) при реализации проекта;

8)        информационные, коммуникационные и цифровые технологии в производственных и непроизводственных сферах (создание программного обеспечения и (или) технологий, программных алгоритмов, архитектуры, нейросетевые разработки, исследования, тестирования, внедрения, дизайн и программирование);

9)        архитектурная, инженерная, конструкторская деятельность, дизайн архитектурной среды (интерьер, ландшафт), урбанистика;

10)      промышленный дизайн;

11)      индустрия моды (создание, производство и продвижение одежды, аксессуаров, новых нестандартных форм и образов персоны посредством работы с телом (роспись, эстетика, тату-арт), лицом и волосом модели);

12)      деятельность в сферах туризма, спорта, отдыха, которая осуществляется и (или) планируется к осуществлению с использованием новаторских, эксклюзивных, технологичных, ресурсосберегающих, энергосберегающих, рекреационных, оздоровительных, образовательных методик или комбинаций из нескольких указанных методик;

13)      научные исследования и разработки;

14)      декоративное, декоративно-прикладное и оформительское искусство, народные промыслы.

    Хочется особо отметить, что появление Закона «О креативных индустриях в ХМАО-Югре» является безусловным огромным шагом вперед на пути развития экономики региона в целом и постепенного выхода из его тотальной зависимости от нефтегазодобывающей отрасли. Принятие данного закона и эффективная практическая реализация механизмов его исполнения способны в перспективе дать огромный импульс развитию творческого и промышленного потенциала, естественному притоку молодежи и образованию перспективного креативно-технологического инновационного центра нашей страны.

   В силу вышесказанного, участники Общественного Движения Предпринимателей ХМАО “Бизнес Югра” выражают готовность дальнейшего участия в практической реализации закона о креативных индустриях, как на предварительном, так и на основном этапах. В частности, в данный момент свои ресурсы готовы предоставить:

 1. "Дизайн-студия “А-Квадрат”, Интерьерный салон “Арт-рум” (интерьерные и экстерьерные дизайн-решения Александра Галюта) http://www.akvadrat.net/

Теоретическое/практическое обучение и стажировка дизайнеров интерьера, подготовка  и проведение семинаров, мастер-классов, стратегических сессий, мозговых штурмов и презентаций, организационное участие в практическом формировании креативного кластера в г.Сургут и на территории округа, участие в разработке отраслевого профессионального стандарта. В настоящее время уже ведется активная работа по формированию комиссии по архитектуре и дизайну в г.Сургут под эгидой Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства “Опора России” и Сибирской Ассоциации Дизайнеров и Архитекторов, деятельность которых отлично вписывается в концепцию закона о креативных индустриях.

2. В направлении развития креативных индустрий статья 8 - информационные, коммуникационные и цифровые технологии в производственных и непроизводственных сферах (создание программного обеспечения и (или) технологий, программных алгоритмов, архитектуры, нейросетевые разработки, исследования, тестирования, внедрения), прошу рассмотреть использование организованного открытого пространства в Проектно-ресурсном офисе 760 квадратных метров «ВершинаОблака» находящегося в ТРЦ «Вершина» на 6-м этаже г. Сургут для проведения массовых мероприятий (до 70-ти человек).

«Точка влияния» - это развивающее креативное пространство, работающее в новом стандарте «Полный Контакт», удобное для коллективной работы над проектами будущего, формирования креативной среды цифровой трансформации, инициативами и «живого диалога» предпринимателей, общественных активистов в тесном взаимодействии с органами власти.

Проектно-ресурсный офис «ВершинаОблака» многофункциональный офис, включающий в себя: коворкинг для программистов с предоставлением рабочих мест; лекториум (конференц-зал) для проведения тренингов и любого вида обучающих мероприятий для представителей бизнес-сообществ, закрытая переговорная зона. Площадь помещения позволяет проводить крупные массовые мероприятия.
У нас имеются информационные ресурсы: портал Стратегия 24 (https://strategy24.ru), страницы в социальных сетях (Инстаграмм, фэйсбук), наша команда готова оказать информационное сопровождение любого мероприятия с включением в работу информационного агентства «ЮСИ». Свидетельство о регистрации средства массовой информации ИА № ФС 77 – 67507.
Подробнее: https://strategy24.ru/86/management/projects/tochka-vliyaniya

 

 

С Уважением,                                                                                                  

Директор ООО «Дизайн-студия «А-Квадрат»

Заместитель директора ООО «Арт-рум»

Директор ООО «Ре.Форма»                                                                                           Галюта А.В.

 

Инициатор: Галюта Александр Витальевич

Ответственный исполнитель: Правительство ХМАО-Югры


3
10007

Комментарии 3

Поддерживаю.
Предлагаю дополнить письмо в части предоставления ресурсов пунктом 2:

В направлении развития креативных индустрий статья 8 - информационные, коммуникационные и цифровые технологии в производственных и непроизводственных сферах (создание программного обеспечения и (или) технологий, программных алгоритмов, архитектуры, нейросетевые разработки, исследования, тестирования, внедрения), прошу рассмотреть использование организованного открытого пространства в Проектно-ресурсном офисе 760 квадратных метров «ВершинаОблака» находящегося в ТРЦ «Вершина» на 6-м этаже г. Сургут для проведения массовых мероприятий (до 70-ти человек).

«Точка влияния» - это развивающее креативное пространство, работающее в новом стандарте «Полный Контакт», удобное для коллективной работы над проектами будущего, формирования креативной среды цифровой трансформации, инициативами и «живого диалога» предпринимателей, общественных активистов в тесном взаимодействии с органами власти.

Проектно-ресурсный офис «ВершинаОблака» многофункциональный офис, включающий в себя: коворкинг для программистов с предоставлением рабочих мест; лекториум (конференц-зал) для проведения тренингов и любого вида обучающих мероприятий для представителей бизнес-сообществ, закрытая переговорная зона. Площадь помещения позволяет проводить крупные массовые мероприятия.
У нас имеются информационные ресурсы: портал Стратегия 24 (https://strategy24.ru), страницы в социальных сетях (Инстаграмм, фэйсбук), наша команда готова оказать информационное сопровождение любого мероприятия с включением в работу информационного агентства «ЮСИ». Свидетельство о регистрации средства массовой информации ИА № ФС 77 – 67507.
Подробнее: https://strategy24.ru/86/management/projects/tochka-vliyaniya

Поддерживаем

Поддерживаю !

Поддерживаю Александра полностью по пункту 2.
Мне, как практикующему архитектору-дизайнеру и руководителю студии Л_зодчий https://www.lzodchiy.com/ , хотелось бы добавить о слабой подготовке молодых специалистов в округе в области дизайна интерьера, архитектуры и урбанистики, и как следствие - проблемы с возможностью найма квалифицированных и действительно креативных сотрудников проживающих в Сургуте. Приходится находить специалистов за пределами ХМАО, и даже, в соседних странах. В начале этого года в нашей студии проходили производственную практику студенты «Сургутского института экономики, управления и права» по специальности с очень неконкретной формулировкой "Дизайн (по отраслям)". По каким отраслям, дизайну чего их учат, мне ни студенты, ни, даже, куратор курса объяснить не смогли. Зав. кафедры ссылается на "Приказ Минобрнауки России от 27.10.2014 N 1391" с очень размытыми формулировками и большим перечнем характеристик профессиональной деятельности в различных областях дизайна. Таким образом, преподавательский состав пытается составить программу обучения по графическому, промышленному дизайну, дизайну среды, арт-дизайну, что является разными областями дизайна, а студенты не понимают какую специальность они получают после окончания учебного заведения. Еще одной причиной слабого образования в области дизайна в ХМАО, является дефицит квалифицированных преподавателей и преподавателей с практическим опытом, в силу очень "символической" оплаты труда их деятельности.

поддерживаю