Загрузка данных

Установление обязательности для городских округов утверждения проектов межевания застроенных территорий в границах населённых пунктов

  • 26 мая 2019 г.
  • 626
  • 1

Мероприятие: Внесение изменений в Градостроительный кодекс в целях установления обязательности для городских округов утверждения проектов межевания застроенных территорий в границах населённых пунктов. 

Проблема: Проблема актуальна, в настоящее время в городах учтено примерно 55% земельных участков. В основном к неоформленным участкам относятся неразграниченные государственные земли, то есть те территории, распоряжение которыми находится в ведении муниципального образования. Эти  территории обладают огромными скрытыми резервами, для того чтобы эти резервы вскрыть, их нужно сосчитать и оценить. То есть разделить на земельные участки, в том числе, сформировать продукты для продажи. Сформированные земельные участки с установленными видами разрешённого использования – это уже не пустырь, а товар, который принесёт доход в бюджет и даст возможность развить бизнес предпринимателю.

В настоящее время, когда так развиты технологии, комплексный проект межевания не такая затратная вещь, как принято считать. Стоимость разработки за последние 10 лет снизилась, минимум в 5 раз! А если выполнять работы по подготовке комплексных проектов межевания застроенных территорий одновременно с генеральным планом, затраты сократятся ещё в 2 раза. И будет получен синергетический эффект!

Конечно, можно сказать, что возможности сегодня у муниципалитетов есть. Кодекс позволяет устанавливать красные линии посредством подготовки проекта межевания застроенной территории. И если муниципалитеты этого не делают, значит им не нужно. Но, если вспомнить ранее существовавшую ситуацию, то, пока не стало обязательным действием утверждение генплана и ПЗЗ, их тоже почти нигде не было!

Документ: Федеральный закон

Показатель результативности: Создание благоприятного инвестиционного климата для субъектов малого предпринимательства, так как муниципалитет сможет беспрепятственно предоставлять в аренду земельные участки муниципальной собственности для создания объектов городского сервиса, выдавать разрешения на использование муниципальных земель для нестационарной торговли, проведения различных мероприятий и т д.

Выявленные свободные участки будут реализованы через аукционы и получат своих собственников-предпринимателей.

Муниципалитет сформирует реестры муниципальной собственности общего пользования и организует системную работу по формированию комфортной городской среды.

Организация проведения комплексных кадастровых работ обеспечит выполнение целевого показателя по учёту в ЕГРН земельных участков (100% к 2022 году).

Инициатор: Общество с ограниченной ответственностью «Институт территориального планирования «Град»

Ответственный исполнитель: Минэкономразвития России, Минстрой России

Срок: октябрь 2019 г. - внесение проекта федерального закона в Правительство Российской Федерации

январь 2020 г. - внесение проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации

июнь-июль 2020 г. - сопровождение рассмотрения федерального закона Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Комментарии 3

Позиция Экспертной группы: Береговских Анна Николаевна, Руководитель ИТП «Град», советник РААСН, профессор МААМ, Председатель Совета НП «Национальная Гильдия Градостроителей»:

Мероприятие содержит предложение об обязательной разработке и утверждении проектов межевания ЗАСТРОЕННЫХ территорий в границах населенных пунктов, не застрагивая территории лесного фонда и земель сельскохозяйственного назначения, расположенных за границами населенных пунктов.
Действующее законодательство содержит требование об образовании земельных участков в соответствии с проектом межевания при наличии утвержденного проекта межевания. При отсутствии утвержденного проекта межевания территории допускается образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории. Таким образом, в настоящее время никак не ограничено определение границ отдельных земельных участков без учета развития прилегающих территорий (за исключением тех случаев, когда проект межевания является обязательным для образования земельных участков в соответствии с п. 3 ст. 11.3 ЗК РФ).
Наличие утвержденных проектов межевания застроенных территорий будет способствовать упорядочиванию земельно-имущественных отношений, инвентаризации земель, создаст условия для реализации следующих мероприятий, предусмотренных планом «Трансформация делового климата», утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 17.01.2019 № 20-р:
 вовлечение в хозяйственный оборот бесхозяйных объектов, за счет выявления в ходе работ бесхозяйных сетей инженерно-технического обеспечения;
 налоговое стимулирование целевого использования земельных участков, предоставленных для жилищного строительства, за счет оценки эффективности использования земельных участков для жилищного строительства (выявление незастроенных участков, предназначенных для жилищного строительства; незавершенных строительством объектов жилищного фонда);
 передача в собственность публично-правового образования объектов инженерной инфраструктуры, а также земельных участков, предназначенных для общего пользования, в границах которых размещены такие объекты, за счет выявления таких объектов и земельных участков;
 передача в собственность сетевых организаций объектов инженерной инфраструктуры, за счет выявления таких объектов;
 увеличение доли земельных участков в Едином государственном реестре с границами, установленными согласно требованиям законодательства, за счет установления границ образуемых и изменяемых земельных участков и выполнения на основе проектов межевания кадастровых работ;
 исправление реестровых ошибок в местоположении границ земельных участков, за счет выявления таких ошибок в ходе работ и выбора вариантов по их устранению, выполнения на основе проектов межевания кадастровых работ, направленных на устранение реестровых ошибок.
Кроме того, работы по подготовке и утверждению проектов межевания застроенных территорий позволят выявить территории и определить местоположение границ земельных участков, необходимых для размещения объектов социальной инфраструктуры, создание которых необходимо в целях реализации Национальных целей и стратегических задач развития Российской Федерации, утвержденных указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204, в части создания условий для размещения объектов, предусмотренных национальными проектами.
Также проектом межевания застроенной территории будет утверждён план красных линий всего города (другого населённого пункта), будет проведена оценка качества всех принятых и часто противоречащих друг другу проектов планировки и т д.
Проект межевания застроенной территории позволит в автоматизированном режиме редактировать карту градостроительного зонирования (ПЗЗ) не допуская пересечений границ территориальных зон с земельными участками.
Таким образом, комплексный проект межевания застроенной территории может дать кумулятивный эффект, то есть одновременно и значительно повлияет на решение многих вопросов социально-экономического развития муниципального образования.
Считаю необходимым поддержать данное мероприятие.

Пользователь удалил свой комментарий.

Пользователь удалил свой комментарий.