Вашему вниманию предлагается выпускная квалификационная работа на тему:«Модель управления практико-ориентированным обучением в высших учебных заведениях».
Полный текст выпускной работы (48 страниц)
Цель исследования: разработка модели, способной соответствовать современным требованиям рынка труда и обеспечивать высокий уровень подготовки студентов экономического направления к вызовам современной реальности.
В рамках работы сформулированы задачи:
- Изучить существующие модели практико-ориентированного обучения в высших учебных заведениях в России и мире;
- Выявить особенности и проблемы моделей практико-ориентированного обучения;
- Разработать основные принципы и методы новой модели обучения и управления ей;
- Предложить инновационные информационные технологии для использования в практико-ориентированной модели.
Объект исследования: Практико-ориентированное обучение в высших учебных заведениях.
Предмет исследования: Модель управления практико-ориентированным обучением, с целью обеспечения эффективного взаимодействия между образовательным процессом и потребностями рынка труда.
Структура работы:
- Были изучены статьи описывающие применяемые методы обучения в высших учебных заведениях России и мира.
- Проведен анализ учебной программы Экономического факультета и определен запрос со стороны студентов по отношению к стажировкам в образовательном процессе.
- Была составлена модель практико-ориентированного обучения и ее управление.
Исследование системы высшего образования и предлагаемых моделей имеет особую актуальность в современных реалиях. Рост требований рынка труда к высококвалифицированным специалистам, вынуждает пересмотреть применяемые методы обучения в пользу более гибких и практико-ориентированных подходов.
Системный подход заключается в том, что четырехлетняя программа обучения бакалавров на факультете экономики по специальности менеджмент состоящая из общей программы обучения и ежегодных учебных планов, утвержденных университетом, определяется возможностью корректировки по теоретическому обучению и практическим навыкам, бучение экономическим дисциплинам и способностям управлять.
В истории российского и советского образования начиная с предложений Ломоносова, Менделеева, великих советских преподавателей, практика и теория были неразрывно связаны и акцент делался на постоянные практические занятья на протяжении всего обучения, что отражено в исследовательской части работы.
В работе был выявлен ряд особенностей практики в Российских вузах:
Исследование направления Менеджмент Экономического факультета МГУ позволяет сделать вывод о количестве практических часов.
На долю практического обучения приходится 13,9% с учетом академических часов отведенных на самостоятельную работу студентов, чего недостаточно для получения соответствующих навыков.
В официальном учебном плане практику выделяют как учебную, производственную и преддипломную. В него не входят проектная деятельность и деловые игры, которые приравниваются к практической деятельности. Из-за чего отсутствует возможность объективно оценить отведенное время на практическую составляющую. Также такие данные могли бы быть полезны для контроля отведенного времени.
Европейские вузы, в отличие, от российских активно применяют стажировки в ходе обучения студентов, что позволяет организовать процесс адаптации с самого старта образования.
При этом запрос на стажировки со стороны студентов растет. За период с 2018 по 23 год, согласно данным яндекс вордстат и google trends количество поисковых запросов на тему стажировок возросло почти в 2 раза.
Образовательным организациям стоит учитывать потребности студентов в процессе создания учебных программ, с учетом освобождения времени под стажировки, или введение их в учебный процесс.
Для соответствия новым требованиям необходимо разработать модель обучения, состоящую из принципов, методов и инструментов.
В ходе были выделены 4 ключевых принципа, на которые стоит ориентироваться:
- Принцип регулярности - практика должна проходить на всех курсах обучения, начиная с первого. То есть постепенно вводить студентов в организационную структуру предприятий.
- Принцип реальности – практика направлена на решение рабочих задач, студент приобретает и совершенствует новые навыки в условиях реального производства в процессе постоянных изменений внешней среды.
- Принцип детерминизма (системное мышление) обеспечивает взаимодействие между различными дисциплинами для выполнения поставленных задач и понимания стратегических целей предприятия, что способствует развитию у студента гибкого мышления.
- Принцип управления обеспечивает взаимодействие между меняющейся внешней средой и образованием при помощи изменения учебных процессов, регулирования количества часов на практическую деятельность.
Из данных принципов может быть определен подход к практико-ориентированному обучению на основе четырех методов, которые требуют разработки дополнительной методологии по каждому.
- Метод дуального обучения способствует устойчивому сотрудничеству образовательного учреждения с работодателями;
- Междисциплинарный метод является методом взаимодействия студентов, преподавателей и практиков различных направлений для достижения совместных результатов и объединения знаний. Студенты разных специальностей совместно выполняют различные виды деятельности.
- Метод критического мышления предоставляет способность оценивать любые действия, процессы и явления с точки зрения болей, проблем и несоответствий.
- Дискурсивно-оценочныӗ метод способствует корректировке образовательной деятельности в процессе текущей оценки взаимодействия процессов обучения теории и практики. Создаёт условие для качественного применения методологий практико-ориентированного обучения с помощью постоянного дискурса и оценки любых процессов, действий или явлений.
Инструментом для обеспечения эффективной работы обозначенных методов могут быть существующие онлайн платформы. Их стоит применять для сбора информации о выпускниках своих вузов и от работодателей, к которым они приходят. Опрос должен включать в себя вопросы о трудностях, возникающих на новых рабочих местах. Для ведения дальнейшего дискурса по совершенствованию программы.
В модели управления учитываются пять субъектов влияния.
Так как само управление осуществляется университетом, то он стоит в центре модели и взаимодействует с остальными субъектами.
При включении в образовательную программу стажировок как обязательную составляющую, высшие учебные заведения обращаются к организациям для получения свободных мест.
Университет проводит исследования для выяснения, какие компании активно ищут квалифицированных специалистов в соответствующей области. Далее университет производит корректировку учебной программы совместно с преподавателями.
Второй субъект предприятия. Они формируют потребности рынка труда и требуют наличие определенных квалификаций от студентов.
В качестве способа организации работы компании внедряют своих сотрудников в образовательный процесс. Тем самым они получают рабочую силу, а студенты опыт.
Согласно модели, предприятия, взаимодействуют с университетами при помощи обмена информации о проблемных местах студентов и выпускников, пришедших к ним на стажировку или по окончании обучения. Эти данные способствуют корректировке учебной программы и обновлению базы данных университета о состоянии рынка труда и эффективности обучения учреждений.
Третий субъект государство. Оно формирует государственный заказ на основе своих потребностей и нужд бизнес-сектора. Финансирует сферу образования в целом, от чего зависит способность вузов реализовать программы, нанимать преподавателей и проводить
для ник практики повышения квалификаций, в соответствии с текущими требованиями со стороны предприятий.
Четвертый субъект преподаватели. Они участвуют в процессе формирования программы обучения. На них ложится важная часть образовательного процесса, такая как мотивация студентов. Им требуется организовывать учебный процесс таким образом, чтобы повысить заинтересованность студентов в получении знаний и применения их в свободное от учебы время, на стажировках. Именно они способны реализовать ранее описанные методы в процессе обучения.
Пятый субъект студенты, они занимаются поиском стажировок и передачей обратной связи преподавателям.
Такая модель позволяет с помощью дискурсивно-оценочного метода наработать навыки управления и руководства проектами, группами людей и коллективами. Студенты обучаются ставить задачи и решать проблемы с учетом пользы и эффективности не только личной, но и коллективной.
Управление практико-ориентированной моделью, разработанной на основании изложенных принципов, методов и инструментов обеспечивает динамическое изменение относительно новых вызовов меняющейся внешней среды. Соответственно, функции управления модели обеспечивает постоянный контроль и анализ результатов ее работы.
Предлагаемая авторская модель управления на основании изложенных принципов, методов и инструментов способна к изменению относительно новых вызовов и меняющейся внешней среды, следовательно, модель функционально управляемая. Управление моделью возможно за счет постоянного контроля, мониторинга анализа результатов работы научно-экспертным сообществом.
Инновационность модели определяется отсутствием в настоящее время четко сформулированной модели в системе высшего образования и адаптацией зарубежных методов в ней.
Также стоит продолжить исследование для определения эффективности новой модели при применении ее в образовательных учреждениях.
Благодарю за внимание!
Комментарии 0