Загрузка данных

Внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"

  • 26 октября 2023 г.
  • 0

Инициатива (действие, мероприятие): Внесение изменений

Описание проблемы: Низко квалифицированные кадры

Желаемый результат: Кадровая мобилизация

Срок (год): 2023

Вид документа: Закон

 

Проект

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

«О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в связи созданием открытых университетов (институтов) как нового вида высших учебных заведений»

Статья 1.

Внести в Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» (Собрание законодательства Российской Федерации, № 3, 15.01.1996 г. ст.150) следующие изменения:

1) пункт 5 статьи 7 после слова «здоровья» дополнить словами «а также в региональных отраслевых центрах инженерного образования открытых или сетевых университетов, академий, институтов,»;

2)  пункт 9 статьи 9 после слова «переподготовки» дополнить словами «а также особенности ее реализации в открытом или сетевом университете, академии, институте,»;

3) статья 10:

 абзац 2 пункта 1 изложить в следующей редакции:

«…Допускается сочетание различных форм получения образования,  в том числе высшее профессиональное образование в региональных отраслевых центрах инженерного образования открытого или сетевого  университета, академии, института.»;

пункт 3 после слов «в форме экстерната» дополнить словами «либо в региональных отраслевых центрах инженерного образования открытого или сетевого университета, академии, института»; 

4) абзац 3 пункта 4 статьи 15 после слов «с ограниченными возможностями здоровья, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования» дополнить словами «либо освоивших высшее профессиональное образование на базе региональных отраслевых центров инженерного образования открытых или сетевых университетов, академий, институтов.»;

5) пункт 1 статьи 20 дополнить предложением в следующей редакции: «…Высшие учебные заведения, действующие как открытые или сетевые  университеты, академии, институты, вправе реализовывать указанные образовательные программы соответствующего уровня через региональные отраслевые центры инженерного образования, созданные на предприятиях и в учреждениях.».

6) пункт 2 статьи 24 после слов «(высших учебных заведениях)» дополнить словами «в том числе на базе региональных отраслевых центров инженерного образования открытых  или сетевых университетов, академий, институтов»;

7) пункт 2 статьи 26 дополнить подпунктом четвертым следующей редакции «…в региональных отраслевых центров инженерного образования открытых или сетевых университетов, академий, институтов.»;

8) подпункт 8 пункта 2 статьи 28 после слов «государственных образовательных учреждений» дополнить словами «в том числе открытых или сетевых университетов, академий, институтов».

 

Статья 2

 

Внести в Федеральный закон от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 35, ст. 4135; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 1, ст. 10; 2007, № 17, ст. 1932; № 49, ст. 6070; 2008, № 9, ст. 813; № 52 (ч.1), ст. 6236) следующие изменения:

1) в пункте 8 статьи 6 предложение «Допускается сочетание различных форм получения высшего профессионального образования» после слова «образования» дополнить словами «в том числе в региональном отраслевом центре инженерного образования открытого или сетевого университета, академии, института»;

2) подпункт 1 пункта 2 статьи 8 после слова «образования» дополнить словами «в том числе на базе регионального отраслевого центра инженерного образования открытого или сетевого университета, академии, института»;

3) абзац 3 пункта 3 статьи 8  дополнить предложением в следующей редакции:

«…Региональные отраслевые центры инженерного образования открытых или сетевых университетов, академий, институтов, созданные на предприятиях, реализуют образовательные программы начального профессионального, среднего профессионального образования и высшего профессионального образования, осуществляют нравственное воспитание инженерных кадров, формируют у них нравственное мировоззрение, обеспечивают приоритет духовного над материальным в мышлении и поведении специалистов.».

4) пункт 1 статьи 9 после слова «институт,» дополнить словами «открытый или сетевой университет, академия, институт.».

5) статью 9 дополнить пунктом 4.1 в следующей редакции:

«…4.1. Открытый или сетевой университет, академия, институт - высшее учебное заведение, которое: 

осуществляет научно-исследовательскую деятельность в сфере подготовки и профессионального использования специалистов;

реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений подготовки (специальностей), в том числе через организацию обучения граждан непосредственно на предприятиях и в учреждениях;

осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников, в том числе непосредственно на предприятиях и в учреждениях;

выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук;

является ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности.»;

6) пункт 9 статьи 11 дополнить абзацем 2 в следующей редакции:

«…Учебная и производственная практика студентов открытых или сетевых университетов, академий, институтов, проходящих обучение  на базе региональных отраслевых центров инженерного образования, может быть организована непосредственно на предприятиях где они работают, при условии, что профиль их подготовки в высшем учебном заведении соответствует профилю предприятия.»;

7) пункт 3 статьи 24 дополнить пунктами 26-28 в следующей редакции:

«…26) разработка и утверждение типового положения об учебно-консультационном пункте открытого или сетевого университета, академии, института, а также порядок организации указанных учебно-консультационных пунктов;

27) разработка и утверждение федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, реализуемого в открытом или сетевом университете, академии, институте;

28) разработка  и реализация открытым или сетевым университетом, академией, институтом открытых программ обучения и нравственного воспитания инженерных кадров.

Президент

Российской Федерации

 

ПЕРЕЧЕНЬ

актов федерального законодательства, подлежащих в связи с вступлением в силу федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в связи созданием открытых университетов (институтов) как нового вида высших учебных заведений», признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию

 

Принятие проекта федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в связи созданием открытых университетов (институтов) как нового вида высших учебных заведений» потребует внесения следующих изменений в Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 года № 71:

Открытый или сетевой Университет,  как высшее учебное заведение или сетевая структура, осуществляющая дистанционное обучение и нравственное воспитание:

осуществляет нравственное воспитание и обеспечивает приоритет духовного над материальным у инженерных кадров;

осуществляет совершенствование квалификации рабочих, служащих, специалистов предприятий, учреждений, содействует их адаптации к меняющимся социально-экономическим условиям;

организует подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов с высшим профессиональным образованием непосредственно на предприятии, учреждении (совместно с предприятием, учреждением); 

реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру специальностей, востребованных в реальном секторе экономики страны;

осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников из числа высококвалифицированных работников предприятий и учреждений реального сектора экономики;

выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования, направленные на научно-методическое обеспечение развития реального сектора экономики страны, решение широкого спектра социально-экономических проблем;

является ведущим межрегиональным многоотраслевым центром инженерного образования.

Открытая или сетевая Академия, как высшее учебное заведение или сетевая структура, осуществляющая дистанционное обучение и нравственное воспитание:

осуществляет нравственное воспитание и обеспечивает приоритет духовного над материальным у инженерных кадров;

осуществляет совершенствование квалификации рабочих, служащих, специалистов предприятий, учреждений, содействует их адаптации к меняющимся социально-экономическим условиям;

организует подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов с высшим профессиональным образованием непосредственно на предприятии, учреждении (совместно с предприятием, учреждением); 

реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по определенному спектру специальностей, востребованных в реальном секторе экономики страны, субъекта федерации, региона;

осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников из числа высококвалифицированных работников предприятий и учреждений реального сектора экономики;

выполняет прикладные научные исследования, направленные на научно-методическое обеспечение развития реального сектора экономики страны, решение отраслевого спектра социально-экономических проблем;

является ведущим межрегиональным отраслевым центром образования взрослых.

Открытый или сетевой Институт, как высшее учебное заведение или сетевая структура, осуществляющая дистанционное обучение и нравственное воспитание:

организует переподготовку и повышение квалификации специалистов   непосредственно на предприятии, учреждении (совместно с предприятием, учреждением); 

реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по определенному спектру специальностей, востребованных в реальном секторе экономики  региона;

осуществляет научно-методическое обеспечение предприятий и учреждений отрасли региона;

организует образовательную поддержку структуры квалификации рабочей силы региональных отраслевых предприятий и учреждений;

осуществляет отраслевую просветительскую деятельность;

формирует кадровый резерв для региональных отраслевых предприятий и учреждений;

содействует обеспечению занятости местных жителей трудоспособного возраста в реальном секторе экономики.

 

Правительству Российской Федерации также будет необходимо разработать и принять Типовое положение об открытом университете, академии, институте, в котором  оговариваются следующие особенности организации образовательного процесса в открытом университете (институте):

Основной особенностью организации образовательного процесса в открытом университете, академии, институте выступает безотрывная подготовка, переподготовка и повышение квалификации рабочих, служащих, специалистов предприятия реального сектора экономики, занятых на данном производстве.

Основной особенностью организации дистанционного обучения и нравственного воспитания в сетевом университете, академии, институте  выступает дистанционная безотрывная подготовка, переподготовка,  повышение квалификации рабочих, служащих, специалистов предприятия реального сектора экономики, занятых на данном производстве, нравственное воспитание, обеспечение приоритета духовного над материальным в поведении и мышлении инженерных кадров.

 

В связи с принятием предлагаемого проекта федерального закона Министерству науки и высшего образования Российской Федерации необходимо будет внести следующие изменения в федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в части уточнения особенностей его реализации в открытом университете, академии, институте:

Реализация государственного образовательного стандарта высшего  профессионального образования в открытом университете, академии, институте  осуществляется в виде безотрывной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих, служащих и специалистов, занятых работой на предприятиях и учреждениях реального сектора экономики, входящих в состав открытого университета (института), реализующего государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.    

Сетевой Университет, академия, институт осуществляют дистанционное обучение и нравственное воспитание инженерных кадров по программам, разработанным в результате научных исследований  и апробированным в реальном секторе экономики.

 

Кроме того, Министерству науки и высшего образования Российской Федерации необходимо разработать следующие специальные, либо дополнительные требования к содержанию и качеству подготовки выпускников открытого университета, академии, института, к реализуемым им образовательным программам, а также к показателям деятельности образовательного учреждения, необходимым для определения его вида или категории (используемые при государственной аккредитации):

Дополнительные требования к содержанию образовательных программ подготовки, реализуемых открытыми университетами, академиями, институтами   заключаются в формировании такого содержания подготовки кадров отрасли,  адекватного нуждам развития предприятий реального сектора экономики, адекватно запросам развития страны.

Качество подготовки выпускников открытого университета, академии, института определяется  ростом объема их заработной платы в течении первого года после завершения обучения по программам, реализуемым открытым университетом, академией, институтом.

Показателям деятельности образовательного учреждения, необходимым для определения его вида или категории (используемые при государственной аккредитации) является участие на договорной основе в деятельности образовательного учреждения предприятия реального сектора экономики, выступающего научно-образовательной базой и региональным отраслевым центом инженерного образования, предоставляющего своих рабочих, служащих и специалистов для безотрывной подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

Вышеуказанные требования  применены  для филиалов и региональных отраслевых центров инженерного образования  открытого университета, академии, института.

Сетевые университеты, академии, институты самостоятельно определяют направления исследований, разрабатывают и реализуют программы дистанционного обучения и нравственного воспитания инженерных кадров, отвечающих требованиям Указа Президента № 809 от 09 ноября 2022 года.

 

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

к проекту федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в связи созданием открытых университетов (институтов) как нового вида высших учебных заведений»

 

Принятие и реализация проекта федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в связи созданием открытых университетов, академий, институтов, сетевых университетов, академий, институтов как нового вида высших учебных заведений и образовательных организаций дистанционного обучения и нравственного воспитания» не повлечет затраты дополнительных финансовых средств.

Инициаторы:

1. Кондратьев Александр Андреевич 

Заслуженный деятель науки РФ

Почетный работник высшего образования РФ

Доктор технических наук

Профессор

 

2. Юнацкевич Петр Иванович

Доктор педагогических наук, профессор

 

3. Сафиоллин Алексей Маулитжанович

Директор Института нравственной культуры

Член-корреспондент Академии экосоциальных технологий

Почетный строитель РФ

Действительный муниципальный советник 1 класса.

 

Всероссийский образовательный форум «Кадры решают всё»

06 октября 2023 года, Санкт-Петербург
Резолюция секция
«Подготовка инженерных кадров»
 

ОБОСНОВАНИЕ:

Объективная потребность разработки и реализации новой государственной политики подготовки инженерных кадров направлена на повышение практической результативности действующих механизмов формирования и использования кадрового потенциала промышленности и производства.

С позиций государственного регулирования экономики кадровый потенциал рассматривается как особый вид стратегического ресурса, качество которого определяется тремя основными факторами (составляющими):

профессиональным и социальным соответствием занимаемой должности в инженерно-технической отрасли;

морально-психологическим и материальным состоянием инженерно-технического и профессорско-преподавательского состава;

демографической обстановкой, отраслевой сбалансированностью и качественными квалификационными характеристиками трудоспособного населения;

качеством государственного управления процессом профессиональной подготовки молодых людей еще не имеющих квалификации (функция восполнения кадрового потенциала);

качеством государственного управления процессом наращивания  уровня квалификации работников для обеспечения соответствия их профессиональных навыков и умений текущим и перспективным требованиям экономики (функция развития кадрового потенциала).

Фактор отражает демографическую динамику и результирующий уровень кадрового потенциала, складывающийся с учетом действия второго и третьего факторов, которые, в свою очередь влияют на согласование спроса и предложения на рынке труда, как регулируемый государством динамический процесс.

Потребности экономики в повышении практической результативности этого регулирования послужили объективной причиной  развертывания национального проекта «Образование». Но традиционная инертность в применении традиционных образовательных технологий и распределении зон ответственности образовательных учреждений различных видов послужили причиной недостаточно детализированного подхода к разработке мер по улучшению использования третьего фактора. Этот факт нашел свое подтверждение в Концепции развития образования взрослых в государствах-участниках СНГ и Плане мероприятий по ее реализации.

В настоящее время законом установлено, что на территории Российской Федерации вправе функционировать только: федеральный университет, университет, академия, институт. 

Кроме того, в отношении университетов, находящихся в ведении Российской Федерации, в равной степени эффективно реализующих образовательные программы высшего профессионального и послевузовского профессионального образования и выполняющих фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук, может устанавливаться категория "национальный исследовательский университет". Категория "национальный исследовательский университет" устанавливается Правительством Российской Федерации на 10 лет по результатам конкурсного отбора программ развития университетов, направленных на кадровое обеспечение приоритетных направлений развития науки, технологий, техники, отраслей экономики, социальной сферы, развитие и внедрение в производство высоких технологий.

На вышеуказанные высшие учебные заведения законом возложены практически четко определенные функции, определенные Законом Российской Федерации «Об образовании» и Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Как видно из перечисленных в этих документах функций для существующих видов  высших учебных заведений рассматриваются как вторичные, сопутствующие основным, следующие функции:

образования граждан в безотрывных формах, направленного на совершенствование и повышение качества кадрового потенциала предприятий реального сектора экономики, содействие адаптации работающих людей к меняющимся социально-экономическим условиям и развитие качеств нравственного субъекта деятельности;

организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов с высшим профессиональным образованием непосредственно на предприятии (совместно с предприятием).

Вместе с тем, опыт развитых стран свидетельствует, что результативное для экономики страны выполнение этих функций должно базироваться на системном применении образовательным учреждением современных педагогических технологий, создаваемых по социальной формуле:

 

ДОМ + III-C = Благосостояние,

 

где:

Д – публичное обсуждение социально-значимого решения;

О – оценка с позиции не причиняет ли это решение вред участникам обсуждения;

М – массовый характер обсуждения и оценки принятия и исполнения социально-значимых решений во всех сферах жизнедеятельности государства и общества;

III-C - нравственное правило: не вредить себе (С1), соседям (С2), среде (С3) ни мыслью (М), ни словом (С), ни делом (Д); созидать для себя, соседей, среды мыслью, словом, делом;

Благосостояние – духовное и материальное благосостояние всех и каждого.

 

Практика реализации образовательных программ СНГ однозначно показывает, что в сфере высшего профессионального образования возникла потребность в создании новых видов высших учебных заведений, которые на основе широкого применения специализированных современных инновационных образовательных технологий были бы способны осуществлять системную подготовку инженерных кадров  непосредственно на предприятии без отрыва работника от производственной деятельности.

Такая мера позволит принципиально улучшить условия решения основной задачи образования инженеров как одной из основных составляющих формирования и развития кадрового потенциала реального сектора экономики: непрерывной и безотрывной от производства подготовки и переподготовки, повышения квалификации, содействия социальной адаптации, поддержания трудоспособности и стимулирования социально-экономической активности работающих людей. 

С каждым годом граждане все больше и больше стремятся поступать в высшие учебные заведения не по очной форме обучения, а по очно-заочной и заочной формам. Так, если в 1990 году по очной форме обучения в вузах обучалось 62% от поступивших, то уже в 2022 году на очную форму обучения поступило только 46% граждан.

Другой особенностью подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием является то, что все больше специалистов готовится по экономико-гуманитарному профилю и, наоборот, все меньше по инженерно-техническому профилю. Такая тенденция вызвана прежде всего тем, что при подготовке специалистов по экономико-гуманитарному профилю не требуется обязательное наличие дорогостоящей и нуждающейся в постоянном обновлении учебно-лабораторной базы. Граждане часто осваивают такие специальности самостоятельно.

Подготовка же специалистов по инженерно-техническому профилю невозможна без прохождения практики непосредственно на производстве. Как правило, специальность по инженерно-техническому профилю стремятся получить люди уже работающие на производстве либо непосредственно с ним связанные. При этом, работающие граждане стремятся к тому, чтобы их отрыв от работы был как можно меньше, а прикладные вопросы обучения в максимальной степени соответствовали основной работе. 

Предприятия также заинтересованы в том, чтобы его работники повышали свою квалификацию, прежде всего в интересах производства, обеспечивая тем самым возможность его инновационного развития.               

Анализ профессионального роста специалистов, продолжающих работу по профилю полученного высшего образования показал также, что наибольшего карьерного роста достигли граждане, которые начали работать до окончания высшего учебного заведения (46%) и, наоборот, меньших успехов достигают лица, которые начали работать в год окончания вуза (32%). Еще меньших успехов достигают лица, приступившие к работе по полученной в вузе специальности через несколько лет после окончания высшего учебного заведения (18%). 

Опрос молодых специалистов в сфере реальной экономики показал, что наиболее значимую для деловой карьеры профессиональную подготовку они получили, совмещая учебу в высшем учебном заведении с работой на производстве или в организации (59%). 

Решению выше указанных проблем и в наибольшей степени могут способствовать внесение  изменений в Федеральный закон от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». 

В этом случае появится возможность  эффективно осуществлять свою деятельность новому виду высших учебных заведений – университетам (академиям, институтам) безотрывного обучения, разновидностью которых в настоящее время являются, так называемые, заочные высшие учебные заведения.

Необходимость введения университетов (академий, институтов) безотрывного обучения вызвана следующими причинами:

- специализированные современные инновационные образовательные технологии безотрывного обучения используются в системе образования преимущественно на поле вторичных функций образовательных учреждений дневной формы обучения;

- учебно-производственная база образовательных учреждений в рыночных условиях сокращается, использование учебно-производственных площадей перенацеливается под коммерческое применение, учебный процесс активно переводится на дистанционное обучение, содержание которого все более отрывается от нужд и запросов реального сектора экономики;

- действующие законодательные и нормативные правовые акты не позволяют высшим учебным заведениям осуществлять обучение работников непосредственно на производстве;

- единые для всех образовательных учреждений высшего профессионального образования аккредитационные  показатели не позволяют результативно для реального сектора экономики стимулировать повышение качества безотрывного обучения взрослых. 

Законодательство определило, что образовательные учреждения вправе осуществлять обучение граждан исключительно либо непосредственно по месту нахождения вуза либо в филиалах, т.е. в классах, аудиториях, оторванных от предприятий реального сектора.

При этом часто высшие учебные заведения, в которых заинтересован гражданин, находятся вдали от предприятий и ведут подготовку кадров по морально устаревшим программам силами педагогических кадров, не связанных с практикой деятельности реальных производств. 

В условиях рынка образовательных услуг, высшему учебному заведению не выгодно создавать филиалы на тех или иных предприятиях, так как там, как правило, обучается небольшое число студентов.

Нормы статьи 6 Федерального закона от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ и  пункта 33 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2008 № 71, установившие, что образовательные программы разных уровней осваиваются в высшем учебном заведении в различных формах, отличающихся объемом обязательных занятий педагогического работника с обучающимся (очной, очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната), не позволяют решить проблему безотрывной подготовки инженерно-технических и инженерно-управленческих кадров для национальной экономики. 

Вопреки выше указанным положениям, этот же закон и Типовое положение одновременно ограничивают возможность в полной мере использовать очно-заочную (вечернюю), заочную формы обучения, а также обучение в форме экстерната, поскольку перечень направлений подготовки (специальностей), по которым получение образования соответствующего уровня в очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения или в форме экстерната не допускается, устанавливает Правительство Российской Федерации. 

Этот же перечень включает в себя значительное количество специальностей, в которых заинтересованы ведущие предприятия России.

То есть, нормы Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) в настоящее время противоречат друг другу. 

Поэтому внесение изменений в федеральный закон предлагается разрешить университетам (академиям, институтам) безотрывного обучения осуществлять образование инженерных кадров в форме безотрывной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, занятых работой на  предприятиях реального сектора экономики с учетом внесения предлагаемых дополнений в Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования. 

Например, предлагается разрешить университетам (академиям, институтам) безотрывного обучения осуществлять образовательный процесс через региональные ресурсные центры инженерного образования, создаваемые непосредственно на предприятиях (как это было до начала 90-х годов прошлого века).

После принятия предлагаемых изменений федерального закона необходимо  разработать и принять Типовое положение об университете (академии, институте) безотрывного обучения, в котором детально оговорить особенности организации образовательного процесса в данном виде высшего учебного заведения: 

Например:

Университет безотрывного обучения, как высшее учебное заведение:

представляет образовательные услуги преимущественно в очно-заочной и заочной формах (безотрывных) на основе использования специализированных образовательных технологий;

осуществляет совершенствование и непрерывное по содержанию и дискретное по времени (модульное) наращивание квалификации рабочих, служащих, специалистов предприятий, организаций, содействует их адаптации к меняющимся социально-экономическим условиям;

организует подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов с высшим профессиональным образованием непосредственно на предприятии, организации (совместно с предприятием, организацией); 

реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру специальностей, востребованных в реальном секторе экономики страны;

осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников из числа высококвалифицированных работников предприятий и организаций реального сектора экономики;

выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования, направленные на научно-методическое обеспечение развития реального сектора экономики страны, решение широкого спектра социально-экономических проблем;

является ведущим межрегиональным многоотраслевым центром инженерного образования и формирования нравственного мировоззрения инженерных кадров. 

 

Региональный ресурсный центр инженерного безотрывного обучения и нравственного воспитания Университета (академии, института) как подразделение высшего учебного заведения:

организует переподготовку и повышение квалификации специалистов   непосредственно на предприятии, организации (совместно с предприятием, организацией); 

реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по определенному спектру специальностей, востребованных в реальном секторе экономики  региона;

осуществляет научно-методическое обеспечение учебного процесса в интересах предприятий и организаций отрасли региона;

организует образовательную поддержку совершенствованию структуры квалификации рабочей силы региональных отраслевых предприятий и организаций;

осуществляет отраслевую просветительскую деятельность;

участвует в формировании кадрового резерва для региональных отраслевых предприятий и организаций; 

содействует обеспечению занятости местных жителей трудоспособного возраста в реальном секторе экономики;

осуществляет нравственное воспитание кадров, обеспечивает формирование приоритета духовного над материальным у инженеров.

 

Предлагается внести изменения в федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в части уточнения особенностей его реализации в университете (академии, институте) безотрывного обучения:

Реализация государственного образовательного стандарта высшего  профессионального образования в университете (академии, институте) безотрывного обучения осуществляется в виде безотрывной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих, служащих и специалистов, занятых на предприятиях и в организациях реального сектора экономики на основе использования специализированных образовательных технологий и региональных ресурсных центров обучения и нравственного воспитания, входящих в состав университета (академии, института) безотрывного обучения в качестве структурных подразделений. 

 

Федеральные органы управления образование в  Российской Федерации получат возможность  разработать специальные или дополнительные требования к содержанию и качеству подготовки выпускников университета (академии, института) безотрывного обучения, к реализуемым им образовательным программам, а также к показателям деятельности образовательного учреждения, необходимым для определения его вида или категории (используемые при государственной аккредитации). Например:

Дополнительные требования к содержанию образовательных программ подготовки, реализуемых университетами (академиями, институтами) безотрывного обучения заключаются в формировании содержания подготовки кадров отрасли, адекватного потребностям развития конкретных предприятий реального сектора экономики, и вместе с тем соответствующего требованиям отраслевой инновационной политики.

Качество подготовки выпускников университета (академии, института) безотрывного обучения определяется  результативностью решения ими задач инновационного развития производства по месту работы и оценивается по отзывам руководства в ходе обучения и в течение последующих трех лет работы.

Показателями деятельности образовательного учреждения, необходимыми для определения его вида или категории (используемыми при государственной аккредитации) являются относительные показатели численности студентов, обучающихся по безотрывным формам и непосредственное участие на договорной основе в деятельности образовательного учреждения предприятий реального сектора экономики, выступающих равноправными партнерами регионального ресурсного центра инженерного образования и предоставляющих своих рабочих, служащих и специалистов для безотрывной подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

 

Эти же требования могут быть применены для филиалов и региональных ресурсных центров инженерного образования университета (академии, института) безотрывного обучения.

 

Необходимость решения проблемы улучшения законодательного регулирования безотрывного обучения граждан, работающих на предприятиях реального сектора экономики, посредством создания системы университетов (академий, институтов) безотрывного обучения диктуется стихийной деятельностью так называемых открытых университетов (институтов). При широком использовании дистанционных технологий многие открытые университеты (институты) осуществляют «весьма ускоренную» подготовку студентов, организуя свою работу без должного учета реальных интересов предприятий реального сектора экономики. Явно не соответствует потребностям практики в качественных образовательных услугах «открытых» университетов, специализирующиеся на профессиональной подготовке инженерно-технических кадров, крайне необходимых развивающейся российской экономике.

Анализ существующей сети открытых университетов (институтов) показал следующее:

- действует фактически без должного контроля со стороны соответствующих органов власти, так как отсутствуют реальные законодательные рычаги влияния на их деятельность; 

- выступает субъектами рыночных отношений в сфере платных образовательных услуг,  с ориентацией на рыночную конъюнктуру с недостаточным учетом интересов промышленных предприятий реального сектора экономики.

При таком состоянии дел указанные образовательные учреждения решают важную задачу. Но их влияние на повышение качества трудовых ресурсов предприятий реального сектора экономики не является системообразующим. Предприятия испытывают дефицит, прежде всего, в высококвалифицированных и социально-адаптированных кадрах инженерного профиля. Недостаточные возможности образовательного обеспечения инженерно-технической карьеры в безотрывной форме является одной из причин того, что перспективные кадры стремятся перейти из реального сектора экономики в нереальный – в сферу финансовых спекуляций, рынок недвижимости и посреднической деятельности.  

Законодательное обеспечение становления безотрывной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих, служащих и специалистов предприятий реального сектора экономики на базе специализированных образовательных учреждений выступает важным условием кадрового обеспечения развития Российской Федерации, а также преодоления негативных последствий для России от санкций.

Источник: Институт нравственной культуры 

Инициатор: Институт нравственной культуры

Ответственный исполнитель: Правительство РФ

Прикрепленные документы 1


0

Комментарии 0