Цифровизация государственного управления

  • 6 мая 2020 г.
  • 315
  • 0

Источник финансирования: Смешанный

Год начала: 2020

Год окончания: 2024

Статус проекта: Запланирован

В целях качественного и наглядного мониторинга показателей муниципалитетов, субъектов, входящих в состав федерального округа РФ, предлагаем Вам ресурсами платформы «Стратегия24» (strategy24.ru) реализовать проект «Цифровизация государственного управления».

В ходе реализации проекта решаются задачи сбора и отображения достоверных открытых, а в случае необходимости и закрытых данных по субъектам в разрезе муниципальных образований всех уровней относительно:

-        реализации национальных проектов;

-        достижении стратегических целей, заявленных в стратегиях и программах развития субъектов;

-        состояния экономики субъектов и муниципальных образований;

-        показателей деятельности крупных предприятий;

-        социально значимых показателей: уровне бедности, заработных платах, уровне благосостояния граждан, в том числе социально незащищенных слоев;

-        потенциальных и проявляющихся гражданских, межэтнических и межрелигиозных конфликтов в субъектах РФ.

Отображение информации будет организовано в виде графиков, ключевых показателей и коротких таблиц. (пример)

Ожидаемые результаты проекта:

1. Постоянно обновляемая визуальная информация (экономика, социальная сфера, достижение стратегических целей, показатели национальных проектов, состояние гражданского общества и др.), представленная в удобном для принятия решений виде.

2. Удобная для восприятия визуализация информации больших данных поможет своевременно реагировать на первые проявления негативных тенденций, выявлять отклонения от планов и управлять по отклонениям.

3. Возможность рассчитывать рейтинги субъектов и муниципалитетов по наиболее значимым показателям.

4. Своевременно инициировать правильные и эффективные решения.

5. Мониторить и прогнозировать последствия принятых решений.

Визуализация больших данных является современным управленческим инструментом, которым смогут пользоваться государственные служащие, работающие в вашем аппарате, члены правительств субъектов и другие должностные лица. Таким образом, создается общая информационная среда для коммуникации и взаимопонимания и межрегионального взаимодействия.

Почему проект цифровизации государственного и муниципального управления и построения Дашбордов (умная панель) важно начать делать именно сейчас?

1.      Разработанные ранее планы мероприятий, стратегии развития во многом требуют пересмотра. Сделанный и зафиксированный в них анализ ситуаций, целевые показатели, объекты сравнения (бенчмарки), анализы рисков, "дорожные карты" и т.п. имеют очень косвенное отношение к настоящему и к тому, чтобы правильно организовать послекризисное развитие.

2.      Сегодняшние действия и решения нужно основывать на оперативном, сегодняшнем понимании ситуации во всех регионах РФ, необходим ежедневный оперативный прогноз. Пока сохраняется высокая степень неопределенности, ситуация быстро меняется и возможные последствия не до конца ясны, следует основываться на данных текущего момента. Дашборды, которые будут разработаны в ходе проекта, позволят видеть фактическую ситуацию и прогнозы в реальном времени, что создаст надежную основу для принятия тактических и стратегических решений.

3.      Важно различать способы анализа и решения проблем, которые будут рабочими для муниципальных образований, субъектов РФ. Ситуация по-разному развивается в столице РФ, в городах-миллионниках, в областных и районных центрах, в моногородах и в селах, деревнях (это всё "разные России", разные реальности).  Иными словами, информация, поступающая с принципиально разных территориальных единиц, не должна смешиваться, ее следует обрабатывать и интерпретировать раздельно.

4.      Для более точного понимания складывающейся ситуации на территории федерального округа важно смотреть, что происходило в последние недели в Москве, в крупных городах РФ, и буквально в режиме онлайн корректировать нежелательные тренды в субъектах и муниципальных образованиях.

5. Универсальных моделей, которые можно копировать без изменений и адаптации из других регионов РФ и стран мира, в сегодняшней ситуации нет. Поэтому важно иметь визуально представленную и качественно обработанную информацию, которая послужит картой для принятия важных решений вместе с губернаторами, главами муниципалитетов и экспертами.

6. В сегодняшней ситуации выбор решения - это часто выбор между решениями с плохими и очень плохими последствиями. Но решения всё равно нужно принимать и реализовывать. Крайне важно честно доносить логику принятия решений всем заинтересованным сторонам. Хуже всего неопределенность и бездействие или действие по старым шаблонам. Столь желанная всеми определённость вырастает из решений и действий власти. Государственная и муниципальная власть - единственный источник неопределенности в сегодняшней хаотической ситуации.

7.      Крайне важна максимальная информационная открытость и обоснование даже непопулярных решений с чётким обозначением субъектов (групп), к которым они относятся. Важно публично заявлять, что все мы “в одной лодке”. Каждый человек должен понимать смысл и логику принимаемых решений и действий власти. Должна прослеживаться четкая логическая связность всех принимаемых решений: почему они принимались именно такие, именно в такой последовательности именно в этот момент. Без постоянного воспроизводства этой связной смысловой цепочки не сформируется доверие к власти, возникнут растерянность и паника.

8.      Доступный временной горизонт планирования сегодня крайне сузился, но при этом сильно расширились горизонтальные социальные взаимосвязи, возросла их значимость, а потому важно учитывать весь спектр позиций, мнений и интересов всех заинтересованных сторон при построении ежедневных прогнозов. Нужно помнить, что помимо экономики есть ещё много других, не менее важных контекстов, которые должны быть увязаны в прогнозе в многообразное целое. Составляемая в ходе настоящего проекта информационная карта реальности сегодня оказывается в каком-то смысле даже важнее хаотичной и непредсказуемой реальности, поскольку карта выделяет и сообщает все, что важно, благодаря ей смысл происходящего можно охватить одним взглядом и принимать решения на основе определенности, которая привнесена в ситуацию именно фактом существования карты реальности.

9.      Нужна постоянная рефлексия (анализ принятых решений и их последствий). Многие решения принимаются впервые и потому эффект от их внедрения не до конца ясен. Дашборды, построенные в реальном времени и оснащенные алгоритмами прогноза, позволят быстро откорректировать неверно принятые или неправильно реализованные решения. Пример: очереди в первый день введения пропусков в московском метро и моментальное решение мэра Москвы о введении цифрового контроля вместо человеческого.

10.     Дашборды позволяют лицам, принимающим решения и экспертам принимать решения на основе единого информационного поля, что ускорит выработку правильных решений, позволит осуществить их быстрый критический анализ, придать им нужные приоритеты и наполнить актуальными смыслами. Дашборд станет основой для эффективной деловой коммуникации государственных управленцев и профильных экспертов.

В целях скорейшего восстановления экономики управляемой Вами территории, а также с целью внедрения цифровых технологий государственного управления, предлагаем Вам реализовать следующие проекты:

Этап 1

Разработка дэшборда (приборной умной панели) муниципалитета, субъекта, федерального округа


Дэшборд представляет собой доступный избранному кругу должностных лиц интернет-ресурс, на котором представлены в виде графиков и коротких таблиц данные 

о реализации национальных проектов на территории муниципалитета,
о реализации государственных программ и достижении целевых показателей,
о выполнении муниципалитетом принятого бюджета,
о структуре расходов и доходов муниципалитета,
о демографии, 
об уровне доходов населения, 
об уровне бедности, 
об уровне обеспеченности жильем,
о трудовой миграции, 
о работе учреждений образования и здравоохранения, 
о результатах деятельности различных отраслей экономики, а также крупных, средних и мелких предприятий, 
об объемах оптовой и розничной торговли,
о втекающих и вытекающих финансовых потоках, 
об инвестиционных проектах, реализуемых на территории муниципалитета, субъекта, федерального округа,
о создании новых рабочих мест,
о состоянии инфраструктуры (дорог, мостов, трубопроводов, линий электропередач и т.п.),
о грузопотоках и пассажиропотоках, 
об уровне обеспеченности населения основными продовольственными и непродовольственными товарами,
об уровне потребительских цен,
уровне удовлетворенности населения деятельностью муниципалитета.

Перечень информационных рубрик дэшборда может быть сколь угодно широким, поскольку дэшборд может быть многостраничным. Часть страниц можно сделать открытой для общего доступа, часть - только для узкого круга ответственных лиц.

Информация в дэшборде будет регулярно обновляться, что позволит своевременно реагировать на нежелательные тенденции и принимать обоснованные и эффективные решения, управляя муниципалитетом, субъектом, федеральным округом.

Дэшборд является важной вехой в процессе цифровизации государственного и муниципального управления, формирует видение единой общей картины для ответственных лиц, что обеспечивает высокий уровень муниципального и межрегионального взаимопонимания и согласованности действий различных ветвей власти.

Дэшборд будет размещен на платформе “Стратегия24” (домен strategy24.ru).

Дэшборд требует постоянного обновления информации. Чтобы это происходило, должен работать хорошо отлаженный процесс подготовки данных специалистами  муниципалитета, их отправки специалистам платформы “Стратегия24”, которые на основе этих данных обновляют информацию, строят графики и таблицы и размещают их на интернет-ресурсе. По желанию заказчика дизайн дэшборда может регулярно обновляться, могут появляться новые страницы дэшборда, новые диаграммы, графики и таблицы. Также в абонентскую плату входит изменени уровней доступа к информации, оплата серверов, работы дизайнеров, программистов, специалистов по пользовательским интерфейсам.

Этап 2

Разработка социально-экономической модели муниципалитета, субъекта, федерального округа

Экономика является основой, своеобразным фундаментом любого общества. Чем она успешнее развивается, чем быстрее восстанавливается после кризисов и потрясений, тем выше уровень доходов населения, выше уровень удовлетворенности людей и выше авторитет власти.

Предлагаем Вам разработать социально-экономическую модель муниципалитета, субъекта, федерального округа которая позволит не только отображать уже достигнутые результаты (как это делает дэшборд), но и строить прогнозы экономического развития по трем сценариям: оптимистичному, среднему и пессимистичному.

Экономическая модель позволит наглядно видеть, насколько прогнозируемые результаты социально-экономического развития позволяют достичь целей, зафиксированных в разработанных программных и стратегических документах.

Еще одна возможность, которую открывает модель, состоит в анализе возможных социально-экономических последствий принимаемых инициатив и решений. Например, появится возможность наглядно рассчитать социально-экономические последствия реализации тех или иных инвестиционных проектов, социальных программ и т.д.

Экономическая модель позволит уверенно прогнозировать доходы муниципального бюджета и позволит обнаружить пути их увеличения.

Чтобы социально-экономическая модель была более полной и точной, ее необходимо постоянно наполнять новыми данными. С этой целью поиск и подготовка новых данных будет постоянно осуществляться специалистами администрации муниципалитета или субъекта которые будут работать в тесной коммуникации с аналитиками платформы “Стратегия24”. Математический аппарат модели социально-экономического развития постоянно развивается и уточняется, эконометрические закономерности и уравнения регрессии будут постоянно видоизменяться под влиянием новых данных и событий, влияющих на состояние Российской экономики и экономики прилегающих регионов. Также в работу входит прогнозирование социально-экономических последствий принимаемых в муниципалитете и субъекте решений, новых проектов, инициатив. В течение месяца заказчик имеет право ставить задачи, связанные с прогнозированием социально-экономических последствий готовящихся решений и инициатив. Необходимо отметить, что прогнозирование социально-экономических последствий управленческих решений не включает в себя разработку аналитиками оптимальных решений и действий, но может позволить своевременно увидеть слабые стороны готовящихся решений.

Этап 3

Разработка стратегии социально-экономического развития муниципалитета, субъекта 

Разработка дэшборда и социально-экономической модели делает актуальными следующие вопросы:

1. Как увеличить эффективность государственного управления муниципалитетом, субъектом РФ?

2. Как достичь социально-экономических результатов, описанных в оптимистичном сценарии прогноза?

3. Какие решения и действия необходимо принять для того, чтобы достичь максимально возможных социально-экономических результатов?

4. Какие решения и действия могут ухудшить социально-экономическое положение предприятий и населения?

5. Какие риски и угрозы могут сломать оптимистичный сценарий развития и как минимизировать их?

Все эти вопросы требуют активной коммуникации с ключевыми фигурами, определяющими сегодня пути развития муниципалитета, субъекта. Они должны быть вовлечены в разработку стратегии социально-экономического развития.

Последовательность разработки стратегии:

1. Онлайн-интервью с ключевыми фигурами, влияющими на пути развития муниципалитета (список мы составим вместе с Вами). Интервью будут проходить в течение 30-ти рабочих дней.

2. Формирование 12-ти групп из числа ключевых фигур, каждая группа сформирует видение развития по следующим направлениям стратегии: 

- развитие гражданского общества и местного самоуправления;
- развитие административных и социальных услуг для граждан (в том числе онлайн);
- расширение экономического и культурного сотрудничества на межрегиональном и международном уровне;
- экономическое развитие, ориентированное на высокий уровень занятости, повышение конкурентоспособности продукции и услуг и уровня доходов граждан;
- формирование благоприятного бизнес-климата;
- развитие разноплановых институтов поддержки малого и среднего бизнеса;
- повышение квалификации кадров, формирование муниципальных институтов повышения квалификации и обучения востребованным профессиям;
- привлечение частных инвестиций;
- расширение государственно-частного партнерства в реализации инвестиционных проектов;
- продление существующих и создание новых технологических цепочек переработки сырья в конечный продукт, расширение ассортимента выпускаемой на территории муниципалитета или субъекта продукции.

А так же будут найдены ответы на следующие вопросы:

Социальная ответственность бизнеса, участие крупного, среднего и малого бизнеса в благоустройстве населенных пунктов, в благотворительной деятельности, в проектах социальной помощи.
Экологические программы, развитие парковых зон, озеленение населенных пунктов, развитие энергоэффективности производств, переработка отходов и т.д.
Повышение качества коммунальных услуг.
Развитие общественного транспорта, повышение качества транспортных услуг.
Развитие логистики.
Развитие инфраструктуры (дороги, мосты, ЛЭП, пешеходные и велосипедные дорожки и т.д.)
Социальная и культурная жизнь.
Населенные пункты, безопасные для детей.
Возможности для молодых специалистов и молодых семей.
Развитие культурных проектов и инициатив, поддержка разнообразных культурных мероприятий.
Развитие спортивных учреждений, спортивных площадок, секций, спортивных клубов различного направления.
Организация спортивных соревнований.
Забота о малоимущих, одиноких и инвалидах, социальная помощь, благотворительность.
Забота о бездомных животных (приюты, ветеринарная помощь, поиск новых хозяев).
Создание комфортной среды обитания в населенных пунктах.
Образование и наука.
Медицина.
Качественное и доступное жилье.
Муниципалитет как объект управления местным самоуправлением.

3. Проведение стратегической сессии с участием всех ключевых фигур, которые принимали участие в работе описанных выше групп. Длительность сессии 4 дня.

Программа стратегической сессии

Цель сессии:  разработать ключевые идеи стратегии социально-экономического развития  на 3 года:

определить среднесрочные – до 9 лет, и долгосрочные – до 15 лет стратегические цели развития;
определить целевые показатели развития по годам на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу развития, установить зоны персональной ответственности за результаты, критерии достижения целей.

Тема 1. Управленческая команда и ключевые фигуры муниципалитета, субъекта, федерального округа. 

Команда государственных и муниципальных менеджеров как субъект управления.
Разделение сфер ответственности.
Процессы и стандарты взаимодействия внутри управленческой команды.

Тема 2. Планирование, мониторинг, тайм-менеджмент.

Как корректно сформулировать оперативные цели на основе стратегических.
Мониторинг достижения целей и дэшборд.
Прогнозирование и расчет последствий принятых решений и инициатив с помощью модели социально-экономического развития муниципалитета, субъекта, федерального округа.
Стратегические приоритеты, планирование и коррекция планов
Роль команды в планировании и в коррекции планов.
Тайм-менеджмент.

Тема 3. Стратегическое целеполагание

Анализ текущей ситуации (на основе дэшборда)
PESTEL и SWOT анализ
Миссия муниципалитета, субъекта и ключевых фигур в развитии территорий.
Визия развития по направлениям (доклады описанных выше групп о результатах стратегического целеполагания, которым они занимались в процессе подготовки к сессии). Целевые показатели развития по каждому стратегическому направлению по годам.
Визия территориальной единицы, как субъекта управления (как должен быть организован муниципалитет, субъект какой должна быть структура департаментов и управлений, какие стратегические приоритеты должны быть закреплены за каким из подразделений и каким образом муниципалитет, субъект через ключевые фигуры может влиять на ситуацию и управлять ею).
Моделирование долгосрочного развития муниципалитета, субъекта с помощью модели социально-экономического развития (доклад аналитиков). Описание сценариев развития и требований к качеству государственного и муниципального управления, которые обеспечивают оптимистический сценарий.

Тема 4. Как прийти к целевому состоянию муниципального образования или субъекта?

Дорожная карта развития субъекта управления.
Управленческая технология достижения целей.
Декомпозирование стратегических планов в тактические и оперативные.
Распределение ответственности между руководителями муниципалитета или субъекта.
Существующие и необходимые (но еще не сформированные) проекты развития.
Распределение функций и полномочий между сотрудниками муниципалитета или субъекта РФ.
План мониторинга и контроля достижения стратегических целей.
План обучения и аттестации сотрудников.
Этапы внедрения разработанной системы государственного или муниципального менеджмента. Точки контроля.

4. Подведение итогов стратегической сессии, написание текста Стратегии социально-экономического развития, дизайн и вёрстка документа, передача стратегии и презентации заказчику.  

В течение определенного и согласованного срока документ “Стратегия социально-экономического развития” будет подготовлен, сверстан и напечатан оговоренным с заказчиком тиражом. В течение этого периода времени коммуникация аналитиков с управленцами и сотрудниками муниципалитета или субъекта, а также с ключевыми фигурами будет активной, в редактировании и вычитке документа примут участие заинтересованные активисты. Вовлечение активных людей в стратегическое планирование является главной целью этого этапа сотрудничества, поскольку чем больше людей примут разработанную стратегию как свою собственную, в которой они не просто исполнители, а соавторы, тем более полно и успешно реализуются все намеченные стратегические планы.

Разработанная стратегия может ежегодно корректироваться с учетом меняющихся условий. Корректировку можно осуществлять в форме более коротких стратегических сессий длительностью 1-2 дня.

Результаты разработки стратегии социально-экономического развития муниципалитета, субъекта РФ.

С вовлечением активных людей и всех государственных и муниципальных управленцев разработана стратегия социально-экономического развития муниципального образования или субъекта РФ.
Разработана система распределения ответственности, полномочий и функций в администрации, которая позволит уверенно реализовать стратегию.
Описаны обсужденные на стратегической сессии процессы мониторинга и контроля достижения стратегических целей.
Разработана и всесторонне обсуждена на стратегической сессии дорожная карта реализации стратегии социально-экономического развития. Согласованы и синхронизированы мероприятия и показатели развития муниципалитета или субъекта с государственной политикой Российской Федерации в части достижения национальных целей и реализации стратегических задач.

 



Комментарии 0

Наверх
Вниз