Загрузка данных

АБСТРАКТНОЕ — КОНКРЕТНОЕ

  • 9 февраля 2022 г.
  • 0

АБСТРАКТНОЕ — КОНКРЕТНОЕ — категории, фиксирующие полюса Дуальной оппозиции, характеризующие меру и направленность осмысления воспроизводственной деятельности в целом. Эти процессы всегда протекают между Модальностями, полюсами ранее сформулированных оппозиций, например: «добро — зло», «социализм — капитализм», «истина — заблуждение» и т. д.
1. Это движение может быть направлено от абстрактного к абстрактному, т. е. оно переходит через Инверсию от осмысления явления, понятого, например, как абсолютное добро, к осмысле нию его как абсолютного Зла. Раскол создает основу для абсо лютного противопоставления полюсов оппозиции как двух абст ракций, подменяя в процессе осмысления поиск меры конкре тизации сменой одного полюса другим.

2. Движение мысли может быть направлено от конкретного к абстрактному, т. е. происходит преобразование нового знания, опыта, смысла в новую дуальную оппозицию, связанную с новы ми пластами культуры.

3. Это движение может быть направлено от абстрактного к конкретному, т. е. происходит поиск меры между полюсами оп позиции через Медиацию. Такое движение мысли происходит в связи с изменением содержания конкретного, например, с появ лением нового, подлежащего осмыслению явления, с постоянно меняющимся содержанием абстрактного, с новым содержанием накопленного богатства культуры.
В мышлении, Культуре, деятельности, рассмотренных в масштабе всемирно-исторического развития, преобладает движение от А. к К., т. е. постоянно формируются результаты и предпосылки все более глубоких и широких обобщений, смыслов, знаний. Тем самым создается всеобщее основание конкретной деятельности, движения мысли, Творчества, Рефлексии, и человек реализует свою исторически сложившуюся возможность воспроизводить себя, общество в их все более сложном, динамичном, сущностном единстве.
Новые явления поначалу осваиваются абстрактно, в значительной степени вне и независимо от исторически сложившегося культурного богатства, вне ранее освоенного сущностного единства, антиномичного по отношению к новому. Для конкретизации абстрактного нужно время. Поэтому каждый акт развития есть поиск меры А. и К., путей их взаимопроникновения. Эта мера меняется во времени и пространстве, она различна на разных уровнях общества, в разных типах воспроизводства.
Под абстрактным, следовательно, можно понимать: а) обязательное культурное методологическое основание движения к конкретному любого акта осмысления, решения, действия; это движение всегда начинается с абстрактного противопоставления исторически сложившейся культуры (абстрактного богатства) и некоторого подлежащего осмыслению, Интерпретации явления; б) культурное основание деятельности, значимо отстающее от сложности мира, с которым имеет дело субъект, т. е. движение, недостаточно «втянувшее» в себя конкретное. Это создает условия для неэффективных абстрактных решений.
Такое понимание абстрактного несет в себе негативную оценку. Недостаточная по отношению к сложности возникающих проблем способность людей искать меру приводит к дезорганизации процесса осмысления и принятия решений, к утопизму, манихейскому разведению нераздельного, к Биению.
Практически все Нравственные идеалы России, за исключением Утилитаризма, страдают в этом смысле абстрактностью, т. е. не дают достаточных культурных оснований для доведения абстрактного Идеала до конкретной меры, соответствующей сложности общества и стоящих перед ним проблем. Это одно из важных свидетельств отставания культуры от реального Усложнения проблем.
Сегодня особенно опасна абстрактность в либерализме. Исходя из оправдавшего себя прошлого опыта, связанного с иными историческими условиями, с иной Самобытностью, игнорируя мощь массового традиционализма, либерализм может предложить в качестве Решений абстракции, которые не открывают обществу достаточно ясного пути для эффективных решений, для следования Социокультурному закону для превращения абстрактного в реальные Социальные отношения, не выявляют меры, соответствующей сложности общества. Абстрактное отношение к реальности проявляется в использовании неадекватных, сложившихся в иной социальной ситуации художественных и научных методов. Например, использование традиционного русского реализма для описания ситуации после 1917 года приводило к господству в литературе абстрактной идеи над реальностью. Экстраполяция западной политической экономии на доэкономическое общество, в котором господствует Псевдоэкономика, западной политической науки на синкретическое Государство, на Личность, для которых характерен вечевой Менталитет, и т. д. не дает возможности ориентироваться в реальности, прогнозировать ее и лишь создает крайне недоброкачественную иллюзорную основу как для понимания и объяснения общества, так и для управления им. В качестве абстрактного можно рассматривать, например, решения, которые получены в результате использования элементов, некритически вырванных из контекста культуры других эпох и других народов. Абстрактные, неэффективные решения возникают в результате попыток решать общественные проблемы на основе аналогии с машиной, ограниченных догм, Фетишизма.
Всякое устойчивое абстрактное (отставшее от сложности решаемых проблем) основание Воспроизводства неизбежно стимулирует столь же абстрактное воспроизводство Социальных отношений, отличающихся относительно низкой Эффективностью, не отвечающих реальной сложности общества, глубине назревших противоречий, масштабам энтропийных процессов, дезорганизации, реальному Вызову истории.
Неспособность или нежелание конкретизировать осмысление воспроизводства имеет важные социальные последствия, а именно — формирование абстрактной основы для реальной воспроизводственной деятельности. Следствием абстрактности массовой деятельности является существование Бюрократии как результата массовой неспособности личности осознать свое место в реальном Большом обществе в конкретное время и действовать соответствующим образом, т. е. в качестве конкретного субъекта конкретного целого. Абстрактность такого рода требует формирования слоя профессионалов, способных замещать это неумение своими функциями. Они в состоянии лишь частично возместить дефицит конкретности, так как их способность пропускать потоки информации ограничена по сравнению с реальной сложностью проблем. Поэтому они действуют в той или иной степени абстрактно. Например, в сфере хозяйства бюрократия неизбежно принимает ограниченную совокупность показателей, минимальным образом, эклектично обеспечивающую хозяйственную интеграцию. Абстрактные показатели — компромисс между возрастающим усложнением хозяйственной жизни и ограниченной пропускной способностью каналов информации системы управления. В России, с ее низким уровнем государственного сознания и замещающей этот дефицит бюрократией, пропускная способность каналов управления растет значительно медленнее структуры общества. В этом случае абстрактность управления увеличивается. Это приводит к усилению Социокультурных противоречий, к снижению эффективности управления. Неспособность в достаточной степени конкретизировать знание реальности порождает мучительное противоречие между абст- рактностью культуры и сложностью проблем, а это может породить попытки их упростить, что разрушает и высокую культуру, и социальные отношения и т. д., а также может вызвать массовое возмущение, приводящее к катастрофической дезинтеграции.
Стремление к максимальной конкретности столь же опасно для общества, как и стремление к максимальной абстрактности. Например, для общества может оказаться разрушительной тенденция подменять абстракцию денег конкретно-вещным натуральным обменом. Каждое общество требует определенной меры А. и К., выступающей как развитая денежная система, грамотность, меры массовой способности общаться абстрактными символами определенных типов, например, через абстракцию законности и т. п.
Слабость движения от А. к К. обусловливает в обществе ситуацию раскола, когда в обществе фантастическим образом переплетаются разные меры А. и К. Недостаточный уровень конкретности (например, фундаментальное незнание общественной реальности, неспособность принимать достаточно проработанные, продуманные решения, отсутствие адекватных запросам общества институтов) может сочетаться с недостаточным уровнем абстрактности (с отсутствием рынка как абстрактной предпосылки циркуляции ресурсов сложного общества). В результате возникает Дезорганизация, формируются патологические социальные явления типа Псевдо, нацеленные на Интеграцию общества ценой упрощения, т. е. подавления рефлексии, профессионализма, творчества, свободы. Такая «интеграция» в конечном счете приводит общество к гигантским жертвам, к деградации. В таком обществе при решении сложных проблем преобладают Хромающие решения, постоянно себя отрицающие. Расколотые части общества выступают по отношению друг к другу как абстрактные, т. е. не поддающиеся конкретной проработке на основе культурного богатства противоположной стороны. Выход заключается в постоянном поиске на массовом уровне меры А. и К. В связи с каждой инновацией, социальными и культурными изменениями необходима коррекция меры соотношения общества и личности, А. и К., что требует развития Диалога во всех его формах. А. и К. не являются абсолютными предметными характеристиками явления, но всегда определяются в связи уровнем сложности проблемы его осмысления. 

Опубликовано: Алексей Сафиоллин

Комментарии 0