Загрузка данных
Публикация

Алексей Сафиоллин. Интервью

  • 28 августа 2016 г.
  • 1961
  • 0

А.Сафиоллин о жилье и мигрантах

 
 
А.Сафиоллин о жилье и мигрантах
28-06-2013
Когда губернатор Югры Наталья Комарова не так давно возмутилась резким ростом цен на жилье в Сургуте за последний год, горожане замерли в ожидании "бури": что-то это возмущение да принесет. И, естественно, главные ожидания были связаны как раз с ценами – а вдруг после губернаторского "фи" те возьмут, да и просядут. Тем более, что тут и о проверке Федеральной антимонопольной службой заговорили, и о фактическом выводе из системы льготного ипотечного кредитования крупнейшего городского застройщика, продажи которого были во многом "завязаны" именно на льготной ипотеке. Однако прошло немного времени, и радужные надежды на коррекцию рынка жилья не оправдались. Наоборот! – цены, по крайней мере, на новостройки, продолжают расти, а плюс к этому СМИ распространили информацию, согласно которой тот самый крупный сургутский застройщик не исключает снижения объемов ввода жилья уже в этом году, что еще больше может подогреть рынок. Замглавы администрации Сургута и президент Ассоциации строительных организаций Сургута и Сургутского района (АСО) Алексей Сафиоллин в короткой беседе с нами подчеркнул: вмешиваться в работу рынка нужно только рыночными же средствами, по-другому делу тут не поможешь.
 
- В начале 2013 года сургутские застройщики заявляли о готовности ввести до 275 тысяч квадратных метров жилья. Теперь, в связи со 171-м окружным постановлением, часть из строящегося в Сургуте жилья выпадает из системы льготного ипотечного кредитования, и, как следствие, фактические объемы ввода могут быть ниже плановых – зачем строить квартиры, которые не будут покупаться. По вашему мнению, как президента АСО, насколько рынок жилья пострадает от изменений в льготном ипотечном кредитовании?
 
- Чтобы правильно ответить на этот вопрос, надо для начала четко понять, что сегодня происходит на жилищном рынке Сургута. Можно сказать, что рынок разделился на два основных
по типу спроса сегмента.
 
Первый связан с улучшением жилищных условий как необходимостью. Это и самостоятельное приобретение гражданами квартир большей площади и лучшего качества. Это и переселение из балков и аварийного жилья, в чем ключевую роль играет окружная власть, которая через реализацию соответствующих программ и с помощью бюджетных средств помогает людям решить свой жилищный вопрос, а застройщиков обеспечивает гарантированным спросом.
 
Второй сегмент спроса связан с инвестированием, когда приобретается квартира не для собственного проживания, а для либо просто сохранения накоплений, либо – для последующей сдачи в аренду или перепродажи, то есть спекуляций. Так вот 171-е окружное постановление как раз и задумывалось для борьбы со спекулянтами, которые "перегревают" рынок и которых на рынке жилья Сургута достаточно много.
 
Если же говорить о структуре жилищных инвестиций, то основная их масса приходится на квартиры-студии, о которых я бы сказал так: это некий, довольно успешный, продукт, который решает две задачи. С одной стороны, людям, имеющим свободные деньги, он дает возможность заработать, а с другой – это место проживания основной массы приезжих, поскольку квартиры-студии сдаются в первую очередь как раз мигрантам.
 
- …которые живут без регистрации по 10-15 человек в крохотной квартирке "на благо" теневого рынка арендного жилья.
 
- Это очень серьезная тема и чуть позже я скажу, что с этим делать. Пока же – маленькая жилищная ретроспектива. 50 лет назад сургутян расселяли в вагон-городки, затем – в бараки и двухэтажные домики из фанеры с фенольными добавками, после этого появились хрущевки, болгарские общежития, а 20 лет назад в моде были трехлистники с общими коридорами и не очень комфортными условиями для жизни.
 
Все эти "новшества" позволяли быстро дать крышу над головой тысячам и тысячам приезжавшим в город на заработки. То же самое сегодня происходит и с квартирами-студиями.
 
Только если раньше основным игроком на этом рынке жилья было государство, теперь его место занял бизнес, который с успехом манипулирует существующими сегодня потребностями. Поэтому однозначно сегодня сказать, что Сургуту не нужны дома из таких студий, нельзя. К слову, в прошлом году порядка 4200 человек приезжих зарегистрировались в городе. И к этому надо прибавить еще работающих и, значит, проживающих в Сургуте мигрантов-иностранцев, число которых составляет, в год, порядка 15 тысяч. При этом в прошлом году рынок жилья в городе получил всего порядка пяти тысяч квартир – из этого следует, что квартир по-прежнему не хватает.
 
- Далеко не все сургутяне в принципе довольны потоком приезжих в город.
 
- Большинство аналитиков, специализирующихся на изучении территорий, говорят о том, что борьба за человеческий ресурс является сегодня ключевой для стран, регионов, городов. И только те территории, которые окажутся успешными в этой борьбе, будут иметь и успешное будущее. Поэтому недовольство приезжими со стороны местных жителей не нужно рассматривать как прямую инструкцию к запрету на въездную миграцию как таковую. Другое дело, что миграция может повышать градус социального напряжения за счет, скажем, криминала. И вот с этим действительно необходимо бороться.
 
- Каким образом?
 
- Каждый человек из тех, кто приезжают в Сургут на заработки, должен понимать, что если он прибыл сюда, в город с высоким уровнем жизни, должен соблюдать не только законы
 
Российской Федерации, но и традиции, культуру, обычаи, имеющие место и сложившиеся непосредственно в сургутском социуме. С законами страны всё совсем просто – не соблюдаешь, ответишь перед федеральными надзорными и силовыми структурами. С культурой и обычаями территории чуть сложнее. Но если хочешь остаться в этом социуме, будь добр относиться и к этому со всей ответственностью.
 
Со своей стороны городская администрация с федеральными органами власти тоже участвует в регулировании потока мигрантов, для чего проводится большая работа, следствием которой и станет усиление порядка в вопросах въездной миграции. Скажем, если работодатель заявляется на следующий год с квотой на любое количество мигрантов, то к нему будут вопросы, главные из которых – где станут жить и что делать эти люди. Если заявляющийся на мигрантов предприниматель платит реальную зарплату – естественно, "в белую", налоги с которой попадают в городскую казну, решает вопросы с расселением в арендуемое жилье, то квоты он получит. А если это непонятная фирмешка, которая пригласит сюда людей и ничем толком их не обеспечит, то в разрешении на привлечение иностранной рабочей силы ей будет отказано. 
 
Мы не можем допустить, чтобы в городе на конечных автобусных остановках собирались толпы людей, имеющих разрешение на работу, но на самом деле официально работой не обеспеченных, живущих на наличные подачки. А значит, не имеющих официального дохода и не уплачивающих с него налогов. К тому же, непонятно, где такие люди живут.
 
Добавлю также, что та политика, которую сегодня проводит в отношении мигрантов администрация Сургута, полностью согласована с правительством автономного округа. И мы в дальнейшем будем придерживаться жестких правил игры.
 
- В таком случае больше мигрантов просто будут работать нелегально, разве нет?
 
- При такой логике можно даже не пытаться наводить порядок, например, на рынке алкогольной продукции – а зачем, мол, меньше же пить не станут. Иностранная рабочая сила сегодня компаниям нужна. Тем более, в Сургуте, который продолжает интенсивное социально-экономическое развитие. Поэтому мы говорим компаниям лишь о том, что если хотите работать с приезжими – пожалуйста, работайте. Только так, чтобы жители города от этого не страдали и получали соответствующие доходы в бюджет. А не можешь этого обеспечить и собираешься привлекать нелегалов, устраивая тем самым проблемы для города, будь сам готов к проблемам. Такие города, как Сургут, с высоким уровнем жизни, с живым и емким рынком труда, всегда привлекали и будут привлекать потоки приезжих. Но эти потоки должны быть контролируемыми и обеспеченными в том числе жильем. Таким образом, возвращаясь к квартирам-студиям, должен заметить, что городу такое жилье по факту сегодня необходимо. Но только так, чтобы не было хаоса, чтобы, как вы заметили, в одной крохотной квартирке не жили по 10-15 человек, за которых весь дом бы платил за потребленные ЖКУ. Кстати, помочь навести порядок здесь могли бы территориальные органы самоуправления и опорные пункты полиции. И пусть лучше мигранты живут в этих многоэтажках, чем в непригодном жилье и сдающимся им в аренду балкам и баракам, на базах или складах предприятий.
 
- Одним из минусов квартир-студий называются цены на них.
 
- Действительно, квадратный метр в таких квартирах стоит сегодня, по факту, как в элитных домах, а в целом по Сургуту за последний год стоимость жилья в новостройках выросла существенно, о чем говорила губернатор Наталья Комарова. Естественно, с этим надо было что-то делать. Вот и появилось это нашумевшее 171-е постановление, эти слова о проверке компании-застройщика со стороны ФАС. Но здесь надо понимать, что вмешиваться в рынок можно только рыночными же средствами. И учитывать, что рынок – он ведь разный. Скажем, квадратный метр в трех-четырехкомнатных квартирах сегодня держится на уровне 65 тысяч рублей, что намного дешевле, чем стоит метр в студии. Поэтому, принимая на уровне власти какое-то решение, очень важно понимать проблему в комплексе. Чтобы в конечном счете не пострадал ни потребитель товаров или услуг, ни производитель, особенно если последний работает в правовом поле. И воздействовать, повторюсь, только рыночными методами. Кстати, губернатор сегодня очень жестко контролирует объемы строительства жилья в округе и ежемесячно проводит видеоконференции с главами муниципальных образований, направленные на увеличение строительства жилья в автономном округе.
 
- Что мешает строителям строить больше?
 
- Сургут сегодня – безусловный лидер в России по безбарьерности строительной среды. Например, есть в стране города, где от выделения земли до получения разрешения на строительство проходит в три раза больше времени, чем в Сургуте. Замечу, что президент страны снова не так давно говорил о том, что Сургут по этому показателю – лидер среди российских городов. И именно вследствие такой политики Сургут успешно реализует главную задачу нацпроекта "Доступное и комфортное жилье", ведь мы вышли на годовой объем строительства в объеме по одному квадратному метру на человека: за 2011 и 2012 годы в городе было введено более 600 тысяч квадратных метров жилья. При этом самое главное в том, что застройщики готовы ежегодно и в дальнейшем вводить не меньшее количество жилья. Это говорит о том, что строительная индустрия и строительный комплекс Сургута способен выполнять поставленные задачи. А муниципальная и окружная власти будут при этом создавать необходимые условия, выделять земельные участки, обеспечивая их инженерной и социальной инфраструктурой. 
 
- У строительных компаний есть еще и проблемы с кадрами.
 
- Эта проблема, в общем, решаема как раз в большой степени за счет мигрантов, и городская администрация уж лучше больше выделит квот строителям, чем непонятным коммерсантам, ничего не производящим, зато этими квотами потом торгующим. Так вот, говоря о влиянии на строительный рынок и сложившихся ценах на жилье, замечу такую вещь. Та же квартира-студия сегодня продается застройщиком по цене в 1,960 миллиона рублей. И эта студия через некоторое время выставляется от частного лица за 2,7 миллиона – можете зайти на сайт объявлений, чтобы убедиться. А это и есть, по моему мнению, спекулятивный спрос, который и подогревает рынок.
 
- Если перекупщики дают такие объявления, значит, находятся покупатели?
 
- Такие объявления свидетельствуют о том, что рынок предложения в Сургуте все еще отстает от спроса. И значит, единственный выход из сложившейся ситуации, единственная возможность выправить цены – строить больше. Тогда, если квартир на рынке станет больше, уже сложнее придется перекупщикам, поскольку желающие приобрести квартиры смогут это сделать через застройщиков. Ну и, конечно, совсем не справедливо, если застройщики-производители, вкладывая деньги в свои производства, будут выпускать на рынок жилье, а перекупщики - спекулировать, зарабатывая на этом большие деньги.
 
- Подытоживая, можно ли сказать, что вы против "полицейских" мер в отношении бизнеса?
 
- Я как президент Ассоциации строителей всегда буду защищать интересы предприятий, которые своей историей доказали значимость для города и района, те предприятия, которые участвовали в строительстве наших территорий. И тут, конечно, очень важно, чтобы руководители государственных структур, которые непосредственно отвечают за строительный комплекс и готовят информацию для губернатора, внимательно анализировали ситуацию и устанавливали верные причинно-следственные связи относительно того, что происходит на рынке жилья. А этот рынок – достаточно сложный механизм. И с тем клубком проблем, который накапливался здесь годами и десятилетиями, просто невозможно справиться одним ударом "топора". Считаю, что и бизнес, конечно же, должен иметь социальную ответственность, участвуя в реализации жилищной политики и продавая квартиры по фиксированным ценам, а власть – помогать, но ни в коем случае не мешать, вести бизнесу дела. Тогда все будет в порядке. Если жилья в Сургуте стало строиться больше, чем раньше, но этого все равно не хватает для удовлетворения спроса, значит, надо строить еще больше. Ведь мы не запретим перекупщикам скупать те же студии, чтобы выставлять их потом с наценкой в 700-800 тысяч, до миллиона. Так что, повторюсь, единственный рецепт от роста цен на жилье, прост: надо насыщать рынок предложением.

Опубликовано: Алексей Сафиоллин

1961

Комментарии 0