Качественно продуманный план развития муниципалитета призван быть не только «дорожной картой» для принятия согласованных решений внутри города, но и хорошим инструментом для отстаивания его интересов избранными от Сургута депутатами окружной, областной и Государственной Дум.
Как разрабатывалась Стратегия-2030, и как она работает в городе Сургуте рассказал сопредседатель Общероссийской общественной организации «Инвестиционная Россия», руководитель рабочей группы по реализации ФЗ-172, куратор разработки Стратегии-2030 города Сургута, действующий заместитель председателя Совета при Главе города по организации стратегического управления Алексей Сафиоллин:
- 12 сентября 2014 года жителям города Сургута представили первый рабочий вариант комплексного социально-экономического развития муниципалитета, а в феврале, мае и октябре 2015 года было утверждено на Думе города её содержание. Как складывалась в этот период социально-экономическая ситуация в городе Сургуте?
- Работать мы начинали не с чистого листа. У нас была неплохая в городе Стратегия до 2020 года, утверждённая Главой города Александром Леонидовичем Сидоровым в 2009 году. Основным тезисом этого документа было то, что город Сургут является центром Ханты-Мансийского автономного округа – финансовым, промышленным, топливно-энергетическим комплексом, транспортным, а также логистическим узлом, который имеет значимую роль и оказывает серьёзное влияние на развитие Югры. Но в той Стратегии был заложен сценарий, согласно которому количество жителей города не будет значительно увеличиваться. Это как раз был период в 2009 году, когда в Сургуте за предыдущие последние 20 лет прибавилось всего 50 тысяч человек населения, в среднем по 2,5 тысячи в год. А после 2010 года, как это было в 1970-1980 годах, в городе начали происходить активные демографические процессы. Численность населения стремительно увеличивалась, Сургут прирастал на более чем 7-8 тысяч жителей в год (зарегистрированных по месту жительства). Происходило это за счёт высокой рождаемости и миграции, так как к этому времени Сургут уже стал центром логистики и торговли Ханты-Мансийского автономного округа.
Агломерация в районе 200 километров вокруг города создала условия, когда почти один миллион человек, проживающих на территории Югры, имеют какие-то отношения с Сургутом. В это время начали активно развиваться торговые сети, требующие новых рабочих мест, и, соответственно, комфортных условий для жизни трудоустроенных в них людей, в том числе приезжих с других территорий Российской Федерации.
Параллельно с этим с 2005 по 2015 годы стал развиваться в городе автомобильный кластер, и Сургут стал определённым магнитом. Сюда массово стали приезжать из других регионов с целью приобретения и обслуживания автомобилей. Соответственно, потребителями этих услуг были не только жители Ханты-Мансийского автономного округа, но Ямала и Томской области.
Также в этот период стала активно расширяться сфера услуг населению. И тогда с развитием федеральных брендов Сургут стали посещать не только заинтересованные в сотрудничестве в сфере топливно-энергетического комплекса, но и желающие предоставлять свои услуги на торговых площадках.
В 2010-2015 годах явно заметен большой рывок города в строительстве. В основном возводили жилые дома и коммерческие площади, которые почти сразу заполнялись бизнесом. В это же время был сделан значительный рывок с точки зрения обеспечения сургутян детскими садами и общеобразовательными школами, которые, в свою очередь, потребовали привлечения дополнительных специалистов из других регионов страны и создания для них комфортных условий проживания в городе.
За 5 лет Сургут значительно изменился, что отражается в показателях социально-экономического развития города. Сумма налоговых поступлений в муниципальный бюджет от предприятий малого и среднего бизнеса, начиная с 2010 года, увеличилась на треть и составила в городскую казну порядка 1 миллиарда 300 миллионов рублей. Если сравнивать эти цифры с суммой поступлений в городской бюджет от ОАО «Сургутнефтегаз» по НДФЛ, то это более трети. И говорить сегодня, что Сургут – это моногород и зависит только от одного градообразующего предприятия, наверное, неправильно, потому что муниципалитет уже стал коммерческим центром, центром бизнеса, финансовым центром, - об этом говорит и развитие филиальной сети банков. Конечно, сегодня город во многом зависит от предприятий топливно-энергетического комплекса, но также зависит и от транспортных предприятий, когда большой пассажиропоток, осуществляемый с западных и восточных территорий страны, проходит именно через Сургут.
- Когда возникла необходимость в доработке утверждённого главного для города стратегического документа, и каковы были предпосылки для этого? Какой актуализации требовала Стратегия социально-экономического развития Сургута до 2020 года?
- Действительно, необходимость в актуализации Стратегии Сургута возникла. В обновлённом документе нужно было на основе тенденций и явлений, которые происходили в городе, сформулировать более конкретный и понятный бизнесу и обществу план развития муниципалитета на ближнесрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды. Этот план необходимо было выразить не только в тезисах, каким должен быть Сургут, но и в чётко поставленных задачах и мероприятиях для достижения целей и зафиксированных изменениях, которые должны будут происходить в городе. Мы, соответственно, взялись за четыре основных документа по корректировке Стратегии до 2030 года.
В первом документе необходимо было нормативно сформулировать порядок разработки и реализации Стратегии.
Вторым документом является непосредственно Стратегия развития города с чётко сформулированной и понятной для жителей целью на долгосрочную перспективу. Также в Стратегии необходимо было обозначить основные задачи по выделенным направлениям развития, которые выразились бы в определённых изменениях, которые должны будут произойти в городе при реализации задач и достижении целей. Нам необходимо было создать образ желаемого будущего, то есть иметь понимание, какой город мы бы хотели видеть, как и к чему нам нужно стремиться.
Третий документ – это план мероприятий по реализации Стратегии, в котором необходимо было утвердить согласованные действия в рамках государственных программ с правительством Ханты-Мансийского автономного округа, Уральского федерального округа, и в целом быть в тренде Российской Федерации. Сургут уже является признанным промышленным центром страны, который сегодня достаточно серьёзно влияет на экономическую ситуацию в государстве и на такие мощные отрасли, как энергетика и нефтегазовая промышленность. В этом документе должны были быть сформулированы определённые финансовые ресурсы на исполнение указанных мероприятий – действия и решения должны были быть обеспечены бюджетами города Сургута и Ханты-Мансийского автономного округа на три ближайших года, эти действия должны быть обеспечены среднесрочными программами развития с определением и выделением источников финансирования – федерального, регионального и муниципального. Также они должны были быть согласованы с новыми формами взаимодействия власти и бизнеса, государственно-частным и муниципально-частным партнёрством, в рамках которого у нас реализуется достаточно много объектов и проектов в городе Сургуте. Ещё эти действия должны быть согласованы с внебюджетными средствами, когда бизнес без государственного и муниципального участия сам что-то реализует на территории города, и ему необходимо купировать риски. Например, частными инвесторами за последние годы в Сургуте были построены такие социальные объекты, как аквапарк на улице Профсоюзов, спортивный комплекс «Пионер», частные лечебные учреждения, дворец искусств «Нефтяник». Соответственно, все разрозненные действия государства и бизнеса необходимо было объединить в общий план, понять, что у нас сегодня уже реализуется и определить планы на будущее. Кроме того, необходимо понимать, какие ресурсы необходимы, какие сегодня тратятся на это и какие закладываются, потому что финансирование на реализацию этих проектов уже по большому счёту и есть инвестиции, которые идут на территорию города Сургута. В результате реализации этих инвестиций будут создаваться рабочие места, а, соответственно, поступать налоги и в городскую казну, и в региональную, и в государственную. Конечно, всё это нужно понимать уже на этапе планирования, фиксировать и только потом накладывать на это экономические сценарии, которые происходят у нас в городе, в регионе и в стране, в том числе изменения, касающиеся порядка распределения налогооблагаемой базы.
Четвёртый документ, который у нас получилось сделать за счёт реализуемых государственных и муниципальных программ в Сургуте, это комплексная программа развития муниципалитета. Её сегодня можно реально увидеть, посмотреть, как она реализуется, вплоть до всех мероприятий, и существующих проблем, обеспечивающих исполнение этой программы. Город создал для этого открытые площадки. Именно так и появляется для горожан и бизнеса комплексное понимание развития Сургута.
Всех указанных четырёх основных документов у нас в городе никогда не было, а сейчас они есть и к тому же публично представлены на специально созданной площадке – интернет-портале стратегического управления strategyrf.ru, где обеспечена взаимосвязь власти, бизнеса и гражданского общества. Что такое взаимосвязь? Это когда активные жители города Сургута, общественные организации, некоммерческие объединения, бизнес могут направить свою энергию, деньги, свои силы и скоординировать их в пользу города.
Вся проделанная работа заняла реальных 9 месяцев. То есть 3 месяца (октябрь, ноябрь, декабрь 2013 года) мы потратили на анализ ситуации, где была сделана актуализация Стратегии до 2020 года, проведены интервью с лидерами общественного мнения, исследованы информационные пространства на предмет того, что в них говориться о развитии города, было определено место Сургута с точки зрения референтных городов. Сургутским государственным университетом были выбраны 49 российских городов. Кроме этого мы дополнительно взяли для сравнения похожие по климатическим условиям города: Магадан, Петропавловск Камчатский, Нижневартовск, Ханты-Мансийск, Тюмень, Нефтеюганск и другие. Также взяли 3 города иностранных государств: Анкоридж, Саскатун и Берген. Была проведена работа девяти фокус-групп по разным направлениям с целью выявления имеющихся в Сургуте проблем и определения, к чему нужно стремиться. Таким образом, за 3 месяца мы сформулировали материал, основу для разработки Стратегии-2030.
Следующие 3 месяца город потратил непосредственно на разработку Стратегии. Делалось это на базе Сургутского государственного университета. По каждому направлению для обсуждения, отработки Стратегии и плана её реализации в рамках трёхдневных сессий приглашались специалисты отраслей, эксперты, сотрудники администрации города, научные работники СурГУ, представители общественных организаций и молодёжных объединений, а также активные сургутяне. В итоге в апреле 2014 года Сургутский государственный университет сформулировал в первом приближении два документа - Стратегию-2030 и план её реализации. Следующие 3 месяца эти документы специалисты администрации города и СурГУ «привязывали» к действующим программам, бюджету и, скажем, «опускали на землю» мечты и идеи, которые были сформулированы в рамках проделанной работы. К сентябрю 2014 года в режиме постоянных консультаций работа была закончена, и согласованную Стратегию Глава города презентовал жителям Сургута.
В результате, с момента начала работы над Стратегией-2030 до её утверждения прошло два года. Произошло это потому, что Дума города Сургута приняла, на мой взгляд, неверное решение. В декабре 2012 года мы предлагали включить эту работу в бюджет и закончить её в 2013 году, но многие депутаты во главе с бывшем Председателем Думы растянули всю работу, и финансирование на два года, хотя на самом деле реально хватило 9 месяцев.
- Работа над Стратегией развития города Сургута до 2030 года закончена. Порядок её реализации предусматривает возложение ответственности по развитию города не только на муниципальную власть, но и на представительную. Как и когда было принято данное нововведение?
Пришлось очень долго и тяжело согласовать изменения в Устав города, результатом которого стало решение о том, что Стратегия и план её реализации должны стать одним общегородским согласованным документом. Была определена схема реализации Стратегии, и в городе появились новые для этого инструменты: координационный штаб, рабочие группы по направлениям, совет при Главе города. Дума Сургута получила полномочия утверждать Стратегию и согласовывать план её реализации, а Глава города получил полномочия согласовывать Стратегию и утверждать план её реализации. Всё это было отражено в Уставе, который был принят только на декабрьском заседании Думы в 2014 году. Соответственно, на первое в 2015 году февральское заседание Думы было вынесено два вопроса – утверждение порядка реализации и разработки Стратегии и утверждение Стратегии социально-экономического развития города Сургута до 2030 года. Порядок был утверждён, а саму Стратегию направили на доработку, поэтому Стратегия в окончательном варианте была утверждена только в мае 2015 года, а в октябре – утвердили и план её реализации.
Почему возникает необходимость в корректировке утверждённых Стратегии и плана её реализации? Что служит поводом для внесения изменений и актуализации Стратегии?
- Хотелось бы отметить, что Стратегия и план её реализации – это не закостенелые документы, они должны быть «живыми». Стратегическое управление городом – это система документов, над которыми постоянно нужно размышлять, осмыслять их в зависимости от ситуации и корректировать, потому что возникают новые тенденции. Например, в последнем послании Президента России Федеральному Собранию Владимир Владимирович Путин подчеркнул, что основной приоритет в развитии страны заключается в обеспечении муниципальных образований школами, которые должны работать в одну смену. А это сигнал к действию как региональных, так и муниципальных властей. Соответственно, возникает необходимость в корректировке своих планов.
Преимущество системы наших документов стратегического планирования состоит в том, что на этапе формирования плана реализации Стратегии мы сформулировали объекты и в рамках закона обеспечили их земельными участками. Соответственно, градостроительные документы должны быть синхронизированы непосредственно со Стратегией. Документы стратегического планирования – это основа развития территорий, на которую потом накладываются остальные документы развития, генплан, программы, бюджет.
Стратегия развития города Сургута разработана на 15 лет. Что-то проходит, что-то меняется, какие-то ресурсы добавляются, в том числе те, которые не контролирует город, поэтому постоянно корректировать Стратегию, к примеру, каждый год из-за того, что варьируется финансирование, необходимости нет, потому что Стратегия имеет замысел и генеральную цель. А вот план реализации Стратегии, где каждое мероприятие прописано и должно быть обеспечено финансами, которые постоянно меняются в рамках реализации программ, нужно корректировать, это «живой» документ, являющийся основой для инвестиционной программы.
Я считаю, что Стратегию города Сургута нужно корректировать ещё раз – в рамках ФЗ-172 «О стратегическом планировании в Российской Федерации» из самого текста Стратегии целесообразно исключить все финансовые обоснования, так как окружные программы постоянно корректируются, и более тщательно сформировать план реализации Стратегии с точки зрения ресурсов, которые уже выделены и понятны, и ресурсов, которые дополнительно необходимы. Когда город может сформулировать свои планы как можно чётче и понятнее, тогда будут созданы и более качественные условия для бизнеса, а, соответственно, и само развитие территории также будет более качественным.
- Прошло два года с момента появления Стратегии развития города Сургута до 2030 года. Как она работает и может ли опыт города Сургута быть применён в других регионах страны?
- Стратегия разработана при непосредственном участии жителей города, она работает для Сургута и нигде больше в таком виде применяться не может, потому что в неё заложен и сургутский менталитет, социально-экономические условия развития города, и местоположение, и природно-климатические условия… А вот системная модель, по которой разрабатывалась и реализовывается Стратегия, сегодня имеет большой интерес у других территорий, научных и образовательных учреждений, органов власти и бизнеса. Наша модель в виде компаса сейчас масштабируется на территорию Российской Федерации.
Встреча с Главой города Елец
Власти города Сургута и Ханты-Мансийского автономного округа представили нашу систему стратегического планирования Агентству стратегических инициатив на конкурсе лучших практик муниципальных образований. Сейчас АСИ официально рекомендует её для использования в других муниципальных образованиях. Также в России появились пилотные города (Сургут в их числе), опыт которых перенимают из Атласа муниципальных практик и применяют у себя.
Наша практика онлайн системы стратегического планирования сейчас тоже интересует другие муниципальные образования и субъекты. Основным преимуществом портала strategyrf.ru является организованное онлайн-взаимодействие, когда жители города, инвесторы и другие заинтересованные лица могут чётко понимать, что происходит в городе с точки зрения его развития, на основании закона предлагать свои инициативы и проекты и доводить их через план реализации до результата. То есть быть не только участниками замысла, но и непосредственно его исполнителями. Создавалась эта система в Сургуте, сейчас она транслируется, и если вырастет в общероссийский портал в рамках реализации ФЗ-172, то Сургут внесёт большую лепту в развитие экономики Российской Федерации. Сейчас страна стоит на пороге того пути, который наш город уже прошёл, то есть он является примером. Кроме того, пример опыта Сургута, вполне возможно, войдёт в сборники методических рекомендаций для разработки документов стратегического планирования. Конечно, мы не идеальны, но смогли сработать на опережение в 2014 году. И это является конечно, результатом развития нашего города.
- Какова роль государственных корпораций и градообразующих предприятий в Стратегии развития территорий?
- Чем высокотехнологичнее предприятия, работающие на территории, тем больше требуется высококвалифицированных специалистов, которым необходимо организовать комфортные условия для проживания. Именно поэтому, я считаю, в Сургуте генеральный директор ОАО «Сургутнефтегаз» Владимир Леонидович Богданов заинтересован в развитии города - компания держит руку на пульсе и за счёт своих депутатов, и за счёт своих инвестиций, которые они ежегодно вкладывают в город. Делается это всё для многих тысяч нефтяников, энергетиков и газовиков, проживающих в Сургуте, чтобы они были обеспечены качественными и безопасными условиями жизни. Это главная причина участия градообразующих предприятий в социально-экономическом развитии муниципалитета и разработке документов стратегического планирования, никто из них не отказался от участия в работе над Стратегией города.
- Какова роль Стратегии города Сургута в развитии всего Ханты-Мансийского автономного округа – Югры?
- В прошлой Стратегии развития Ханты-Мансийского автономного округа было всего 16 строчек про город Сургут. Сегодня тренд, который задала губернатор Наталья Владимировна Комарова несколько лет назад, когда корректировалась Стратегия Югры до 2030 года, заключается в том, что это не окончательный вариант. Это тот вариант, на основании которого муниципальные образования, руководители отраслевых предприятий могут сформулировать и актуализировать свои Стратегии, в результате чего появится новый вариант, более качественный в рамках ФЗ-172 «О стратегическом планировании в РФ» развития региона. До 2015 года все муниципальные образования актуализировали свои Стратегии – у кого-то лучше получилось, у кого-то хуже. Важный момент: муниципальным образованиям необходимо чётче формулировать свои цели и задачи. Например, в Сургуте это сделано через мероприятия, которые привязаны к земле. Мы первыми вышли на сложнейшее направление «Развитие гражданского общества». Всё это в целом сейчас используется Ханты-Мансийским автономным округом, где тоже появилась дополнительная группа «Развитие гражданского общества». Опыт Сургутского государственного университета, как разработчика Стратегии Сургута, активно используется, и он сегодня является основным в формулировании плана развития гражданского общества уже в целом Югры.
Мне недавно предложили написать рецензию на первую часть работы по корректировке Стратегии Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2030 года. Я считаю, что наши наработки, которые мы сделали в Сургуте, рекомендованные АСИ, вызывают интерес у различных федеральных органов власти других субъектов. Соответственно, Югра также сегодня наш опыт перенимает. Очень хорошо, что вся проделанная работа идёт на пользу развития не только нашего города, но и округа, и страны. Поэтому в рецензии я выделил основной тезис – это организовать в автономном округе такую площадку взаимодействия. Это тот тренд, о котором Президент всегда говорит, чтобы научились организовывать взаимодействие власти, бизнеса и общества, использовали в XXI веке информационные технологии, в том числе интернет. В 2015 году, когда компания «ЮСИ» презентовала В.В. Путину один из своих проектов, поднимался вопрос, что в рамках ФЗ-172 необходимо организовать такую площадку – хорошие вещи взять из государственного плана, который был когда-то в Советском Союзе, и настроить его с точки зрения применения новых инструментов и технологий, которые сегодня уже есть для организации системного планирования социально-экономического развития и одновременного взаимодействия «сверху-вниз» и «снизу-вверх» в электроном виде планов, действий, позволяющих определить приоритетные проекты и, соответственно, найти людей, которые эти проекты будут реализовывать. А это, по мнению Президента РФ, и есть новая модель экономики Российской Федерации, на которую будут накладываться всевозможные сценарии.
Комментарии 0