АЛЬТЕРНАТИВНОСТЬ ИСТОРИИ — способность субъекта истории в процессе Рефлексии формировать новые пути развития, новые возможности выбора, отличные от следования Инерции истории. Истоки А. и. коренятся в основной оппозиции традиционной Культуры «Партиципация — Отпадение». А. и. возможна как альтернатива между приобщением к разным внешним силам: к циклам мироздания, промыслу Божьему и т. д. А. и. может включать устранение, ослабление Страха перед отпадением от них, что может восприниматься равнозначно гибели. По логике безальтернативности сама история рассматривается как уклонение от некоторого древнего Идеала, как отпадение от абсолютной заданности. Например, все Этапы развития России после Ленина могут оцениваться как акты отпадения от его учения, понимаемого как абсолют.
Человек традиционной культуры противостоит истории (вспомним выражение «попал в историю»), исторической альтернативе, что фактически является негативной формой ее признания. А. и. превращается для человека в проблему, когда он развивает в себе способность рефлективно выходить за рамки исторически сложившейся культуры, неизменного идеала и состояния. История как результат человеческой деятельности альтернативна в каждой своей точке, что проявляется прежде всего в альтернативности каждого решения, каждого акта (пере)осмысления. А. и. существует в способности человека либо следовать сложившемуся уровню Исторической необходимости, ограниченности имеющихся возможностей, действовать в рамках инерции истории, либо выходить на более глубокий уровень исторической необходимости, преодолевая инверсионные циклы, углубляя Медиацию, рефлексию, культуру, расширяя свои возможно- сти. Существует А. и. между инверсионным отрицанием истории и медиацией, т. е. логикой, формирующей эволюцию истории, открывающей возможность все новых и новых альтернатив.
А. и. существует как реальное и потенциальное содержание деятельности конкретно-исторического субъекта, опирающегося на соответствующее содержание культуры. Это создает предпосылки для принятия альтернативных решений в столь важной сфере, как Медиационная задача. Анализ возможности реальных альтернатив требует углубленного понимания конкретных субъектов, принимающих решения. Необходимо не проецировать наних наши мотивы, кул ьтуру и наше объяснение истории, а вос- произвести их конкретно-историческую систему ценностей, с иным, чем у нас, пониманием альтернативных возможностей. Проблема альтернативы в России до сих пор выступала прежде всего как возможность изменений, возникающая при смене этапов, связанных с Циклами истории. Более глубокая альтернатива лежит в сфере выбора между ценностями Традиционной и Либеральной суперцивилизаций, в сфере путей поиска выхода за рамки Промежуточной цивилизации.
АЛЬТЕРНАТИВНОСТЬ ИСТОРИИ
- 9 февраля 2022 г.
- 1298
- 0
АЛЬТЕРНАТИВНОСТЬ ИСТОРИИ — способность субъекта истории в процессе Рефлексии формировать новые пути развития, новые возможности выбора, отличные от следования Инерции истории. Истоки А. и. коренятся в основной оппозиции традиционной Культуры «Партиципация — Отпадение». А. и. возможна как альтернатива между приобщением к разным внешним силам: к циклам мироздания, промыслу Божьему и т. д. А. и. может включать устранение, ослабление Страха перед отпадением от них, что может восприниматься равнозначно гибели. По логике безальтернативности сама история рассматривается как уклонение от некоторого древнего Идеала, как отпадение от абсолютной заданности. Например, все Этапы развития России после Ленина могут оцениваться как акты отпадения от его учения, понимаемого как абсолют.
Человек традиционной культуры противостоит истории (вспомним выражение «попал в историю»), исторической альтернативе, что фактически является негативной формой ее признания. А. и. превращается для человека в проблему, когда он развивает в себе способность рефлективно выходить за рамки исторически сложившейся культуры, неизменного идеала и состояния. История как результат человеческой деятельности альтернативна в каждой своей точке, что проявляется прежде всего в альтернативности каждого решения, каждого акта (пере)осмысления. А. и. существует в способности человека либо следовать сложившемуся уровню Исторической необходимости, ограниченности имеющихся возможностей, действовать в рамках инерции истории, либо выходить на более глубокий уровень исторической необходимости, преодолевая инверсионные циклы, углубляя Медиацию, рефлексию, культуру, расширяя свои возможно- сти. Существует А. и. между инверсионным отрицанием истории и медиацией, т. е. логикой, формирующей эволюцию истории, открывающей возможность все новых и новых альтернатив.
А. и. существует как реальное и потенциальное содержание деятельности конкретно-исторического субъекта, опирающегося на соответствующее содержание культуры. Это создает предпосылки для принятия альтернативных решений в столь важной сфере, как Медиационная задача. Анализ возможности реальных альтернатив требует углубленного понимания конкретных субъектов, принимающих решения. Необходимо не проецировать наних наши мотивы, кул ьтуру и наше объяснение истории, а вос- произвести их конкретно-историческую систему ценностей, с иным, чем у нас, пониманием альтернативных возможностей. Проблема альтернативы в России до сих пор выступала прежде всего как возможность изменений, возникающая при смене этапов, связанных с Циклами истории. Более глубокая альтернатива лежит в сфере выбора между ценностями Традиционной и Либеральной суперцивилизаций, в сфере путей поиска выхода за рамки Промежуточной цивилизации.
Опубликовано: Алексей Сафиоллин
Проект: Дискурсивно-оценочная сеть "СТРАТЕГИЯ 24"
Проект: Новая этика
Проект: СТАНДАРТ
Инициатива: Нравственная политика BRICS
Инициатива: Вразумление и Утешение
Инициатива: Концепция «Сборка Великой Тартарии» на пути гармонизации ноосферы Земли
Инициатива: Организация Труда и Организация Счастья
Инициатива: Кадровая политика Российской Федерации
Комментарии 0