Загрузка данных

БОРИС ГЕОРГИЕВИЧ РЕЖАБЕК

  • 4 января 2023 г.
  • 0

Уважаемые коллеги, академические партнеры!

 
Приглашаем Вас сегодня 4 января 2023г. в 19:00 мск (подключение c 18:45) на Вебинар-Сессию 9, приуроченную к праздничной дате - ДЕНЬ НЬЮТОНА, и подготовке ЮБИЛЕЯ ВЕРНАДСКОГО.

Руководитель Вебинара: БОРИС ГЕОРГИЕВИЧ РЕЖАБЕК.


Тема:

1 часть - "Исаак Ньютон - Великий физик или таинственный Массон?"

2 часть - "Учение о Ноосфере" (в рамках подготовки к юбилею - 160-летие Вернадского В. И.)

 

Международный Экологический Фонд
Институт Ноосферных Разработок и Исследований
Борис Георгиевич Режабек

УЧЕНИЕ О НООСФЕРЕ
для широкого круга читателе

 


Учение о ноосфере для широкого круга читателей.
М.: ИНРИ, 2015. – 96 с. ил. (ЧИТАТЬ МОНОГРАФИЮ)

Монография посвящена учению о ноосфере, связанному в первую очередь с именами В.И.Вернадского и П.Тейяра де Шардена. В ней изложена авторская точка зрения на природу и строение ноосферы, дан анализ идей ряда мыслителей, важных для формирования ноосферного мировоззрения и определено его значение в преодолении глобальных кризисов.

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

В октябре 2012 года автор сделал доклад на Глобальном Философском Форуме в Афинах «Современное состояние учения о ноосфере» и с большим удивлением обнаружил, что идеи, связанные с учением о ноосфере, оказались для многих присутствовавших там философов, политиков и бизнесменов новыми и неожиданно востребованными. За этот доклад автор был удостоен Медали Юнеско и получил удивительный документ – ПаспортСертификат «Гражданин Земли» (Civil Ctrtificate “Citizen of Earth XXI”).

Учение о ноосфере, основы которого заложили Владимир Вернадский и Пьер Тейяр де Шарден, по моему убеждению, может быть интересным не только для философов и глобалистов, но и для широкого круга читателей, среди которых я вижу в первую очередь умных и любознательных детей (независимо от их биологического возраста), а также тех, кто хочет осознать своё место в очень сложном мире, в котором они живут сегодня, и понять, что каждый из нас лично может сделать для гармоничного формирования ноосферы.

Я благодарю галерею «На чистых Прудах» и её руководителя Валерия Павловича Новикова, коммерческого директора ООО ПК ЭКО СЕНЕЖ Федько Елену Евгеньевну за поддержку и помощь и Александра Евгеньевича Ванина за неоценимые консультации, и надеюсь, что книга будет интересна широкому кругу читателей.
Б.Г.Режабек

 

В.И. Вернадский писал: «Человечество как живое вещество неразрывно связано с материально-энергетическими
процессами определенной геологической оболочки земли с ее биосферой. Оно не может физически быть от нее независимым ни на одну минуту. (…)

Ф.Т.Яншина40, исследовательница трудов В.И.Вернадского, выявила в них ряд положений, характеризующих
условия формирования ноосферы планеты Земля.

1) заселение человеком всей планеты;

2) резкое преобразование средств связи и обмена информацией;

3) усиление связей между странами Земли;

4) начало преобладания геологической роли человека над другими геологическими процессами, протекающими
в биосфере;

5) расширение границ биосферы и выход в космос;

6) открытие новых источников энергии:

7) равенство людей всех рас и религий;

8) усиление роли народных масс в решении вопросов внешней и внутренней политики;

9) свобода научной мысли и научного поиска от политических и религиозных влияний.

10) эффективная система народного образования и жизнеобеспечения, ликвидация голода и нищеты, сведение болезней к минимуму;

11) разумное преобразование природы Земли с целью сделать её способной удовлетворить материальные, эстетические и духовные потребности растущего населения;

12) исключение войн из жизни общества.

Условия 1 – 6 можно считать выполненными. На Земле не осталось мест, недоступных для человека. Более того, человек вышел в космос, благодаря чему появилась общепланетная сеть независимых коммуникаций – интернет, а также новые средства передачи и переработки информации – мобильная связь и компьютеры, средства усиления интеллектуальных возможностей человека.

Объем горных пород, извлекаемых из глубин Земли всеми шахтами и карьерами мира почти в два раза превышает средний объем лав и пеплов, выносимых ежегодно всеми вулканами Земли; космос стал привычной ареной серьёзных проектов; возникают мощные международные общественные и политические структуры, способствующие объединению человечества. Человеку стали доступны новые источники энергии. Атомная энергия – яркий пример, являющийся в то же время грозным предупреждением человечеству в его современном состоянии.

Выполнение условий 7 – 12 пока что далеко от осуществления. Именно здесь будут протекать основные процессы, связанные с формированием ноосферы – в первую очередь, воспитание «человека действительно разумного», «homo noosphericus», осознавшего своё место и назначение во Вселенной и умеющего быть повелителем, а не рабом своих животных потребностей.

К ним относятся не только питание и секс, но также властные амбиции и агрессия. С точки зрения науки – это наследие биологических инстинктов, связанных с иерархическим положением в стае, усугублённое чисто человеческим качеством – сознанием своей смертности. Их преодоление – трудная, но очень важная задача на данном этапе эволюции ноосферы.
К сожалению, сегодня именно эти биологические качества, для многих деятелей политики и бизнеса являются главными двигателями их жизни. Тем не менее, нет оснований для пессимизма. Несмотря на все трагедии, вектор развития ноосферы остаётся неизменным. Объединённое человечество будет способно преодолеть все «глобальные» кризисы, когда научится согласовывать свою деятельность с требованиями Разума.

Вернадский говорил о том, что научное мировоззрение должно быть открыто для конструктивного диалога с религиозным мировоззрением (что было неприемлемым для ортодоксов диалектического материализма), но требует, чтобы и другая сторона относилась к диалогу с уважением.«Как христианство не одолело науки в её области, но в этой борьбе глубже определило свою сущность, так и наука в чуждой ей области не сможет сломить христианскую или иную религию, но ближе определит и уяснит формы своего ведения», – писал учёный.

Позиция В.И.Вернадского, исходящая из того, что наука, религия и философия суть три независимые формы разума, каждая из которых предназначена для решения своих задач, плохо вписывалось в рамки «единственно верного» учения диалектического материализма.

Идеи В.И.Вернадского стали доступны отечественным исследователям лишь, начиная с 1960-х годов. Его главное сочинение, связанное с ноосферной проблематикой, «Научная мысль, как планетное явление», написанное в 1936 г., полностью было издано только в 1988 г. В целом учение Вернадского даёт основу для понимания того, что человек представляет собой явление космическое, а не только социальное, как это утверждалось последователями марксизма-ленинизма.

Новый антропоцентризм

Идеи Вернадского и Тейяра де Шардена оказали определённое влияние на Западе на исследование проблем ноосферы. Во второй половине ХХ века получила признание идея «глобального эволюционизма», с точки зрения которой появление человека на планете Земля является итогом серии процессов, начиная от возникновения элементарных частиц, возникновения тяжелых атомов, первичных туманностей, звёзд и планет. Каждый из этих процессов приводил к появлению структур, на основе которых развёртывался следующий этап космической эволюции. Вершиной этих процессов стало появление Жизни и Разума.

Известный американский физик Пол Дэвис хорошо описал эти представления в книге, с говорящим названием «Проект Вселенной». Таким образом, возникшей в конце XIX века вере в бессмысленность Вселенной, в то, что человек не более, чем «плесень», случайно возникшая на одной из планет (вслед за Шопенгауэром так считал, например, известный астрофизик Джеймс Джинс), был нанесён серьёзный удар.

Библейские представления об уникальной роли человека во Вселенной, казавшиеся наивным мифом позитивистам 2-й половины XIX века, получили неожиданную поддержку со стороны физики и космологии начала ХХ века.

Эти исследования тесно связаны с появлением и разработкой «антропного принципа» в космологии. Анализ фундаментальных констант, определяющих структуру Вселенной, привёл крупнейших физиков (в числе которых Нобелевский лауреат П.Дирак, один из создателей квантовой механики, и Д.Уилер, ученик А.Эйнштейна), к формулировке «антропного принципа». Оказалось, что фундаментальные константы физического мира (скорость света, заряд электрона, постоянная Планка) удивительным образом «согласованы» так, что очень небольшие изменения этих констант привели бы к тому, что во Вселенной не смогли бы появиться необходимые для существования живой материи атомы, а также планеты и звёзды. Тезис Д.Уилера очень выразителен: «Наблюдатели необходимы для того, чтобы Вселенная обрела бытие»*.

Положение человека в Галактике оказалось центральным и с точки зрения относительных масштабов. В XX веке возникла новая, отличающаяся от ньютоновской, физическая картина мира. Если в логарифмическом масштабе отложить размеры известных современной науке объектов, то можно убедиться в том, что размеры тела человека находятся как раз в середине этого графика.

Общая теория относительности, созданная А.Эйнштейном, привела к представлению о «замкнутой Вселенной», а наблюдения над разбеганием галактик – к выводу о «Большом взрыве», иначе говоря – акте творения, или рождения Вселенной, в результате которого возникли не только элементарные частицы, но и само четырёхмерное «пространство – время», понятие о котором ввёл Герман Минковский, придавший теории своего ученика Альберта Эйнштейна красивую математическую форму.

Квантовая механика, получившая путёвку в жизнь на Сольвеевском Конгрессе в 1927 году, разрушила призрак «лапласовского детерминизма», обнаружив, что элементарные частицы, из которых состоят все тела нашего мира, не являются жёстко детерминированными.

Оказалось, что их поведение описывает не движение по жестко заданной траектории, а «волновая функция», которая даёт частице в каждый момент множество возможностей, выбор одной из которых связан с «коллапсом волновой функции», событием, не зависящим ни от каких внешних детерминаций.

Это открытие разрушает представления об отсутствии в мире «свободной воли» и открывает новые пути в понимании живых систем, способных, благодаря своему избытку свободной энергии, усиливать до макроуровня процессы «выбора», сделанные на квантовом уровне. Подтверждается одна из главных христианских богословских идей о том, что человек, поведение которого во многом, конечно, определено памятью и внешними обстоятельствами, обладает свободой воли и именно поэтому способен и должен лично отвечать за выборы, которые определяют его поведение и нести за них ответственность.

Таким образом появляется реальное поле для диалога между богословием и физикой. Определённый интерес в этом поле представляют и идеи Ф.Т.Типлера, связанные с вопросом о том, каким образом экспансия человека в космос и коллективный разум человечества могут воздействовать на эволюцию Вселенной. Он рассматривает возможность бесконечного накопления информации на пути космической экспансии и «вечности жизни» (в чём перекликается с Н.Ф.Фёдоровым и К.Э.Циолковским), полагая, что начавшаяся во Вселенной генерация информации в форме разума никогда не кончится. В результате уменьшения доли энергии для хранения и движения информации станет возможным освоение человеком всего космического пространства и разумная жизнь в таком случае «полностью поглотит всю Вселенную, она будет вбирать всё больше и больше вещества в себя и различие между живой и неживой материей потеряет своё различие».


Эту фазу космического развития Типлер называет, следуя Тейяру де Шардену, «точкой Омега», полагая, что она, являясь точкой бесконечного информационного содержания, содержит всю информацию обо всех событиях во Вселенной. Но «точка Омега» Ф.Типлера – не то же, что у Тейяра, хотя её атрибутами оказываются наряду с бесконечностью информации, знание обо всём и возможность управления всеми видами энергии и вещества. Отдавая дань религии, Типлер утверждает, что его теория есть модель «развивающегося Бога». Ограниченность концепции Типлера в сравнении с православным мировоззрением связана с тем, что он не учитывает неизбежного роста энтропии в замкнутой системе. Для спасения Вселенной от «тепловой смерти» необходим выход к трансцендентным энергиям, реальность которого показывает опыт исихазма, опыт святых.

Сама по себе безудержная экспансия в космос, не связанная с преображением человека, как понимает и сам Типлер, ведёт только к «космологическому кризису», к разрушению мироздания. Лишь преображение самого человека, выход его, с благодатной помощью Божией из грехопадного состояния, в котором он находится сегодня, позволит в полной мере дать возможность реализации великого задания, данного человеку. Для позитивистов это задание непонятно, но о нём говорили великие отцы Церкви Афанасий и Василий: «Человек есть тварь, которой дано задание стать Богом».

Конечно, соображения, связанные с «антропным принципом», ни в коей мере не являются «доказательствами бытия Божия», и можно согласиться с Г.Е.Гореликом в том, что «антропный принцип в сущности принадлежит пока не физике, а метафизике».

«Доказательство бытия Божия», по нашему убеждению, лишило бы веру её главного качества: свободного выбора, подвига веры. Богословие может говорить только о «свидетельствах», ибо вера, опирающаяся на неоспоримые «доказательства», стала бы принудительной, а человек – существом, лишенным ответственности за свой выбор.

Но «антропный принцип» и представления о «проекте Вселенной» сегодня ясно показывают, что выбор веры в бессмысленность Вселенной и случайность появления человека в ней – это выбор не менее серьёзный, чем принятие религиозной веры. Сделав этот выбор человек должен быть готов понести его следствия.

Он может или признать своё ничтожество и покориться судьбе, склонив голову не только перед фактом личной смерти, но и перед перспективой полного уничтожения Вселенной, или же, встав в гордую позу самонадеянного богоборца, как это произошло с коммунис-тами и фашистами в ХХ веке, попытаться опереться на «самодостаточность человека». Выбор, перед которым стоит человек сегодня, с точки зрения ноосферного мировоззрения является решающим, в конечном счёте, для самого существования Вселенной. 

Подходы к созданию теории ноосферы.

В ХХ столетии положено начало становлению ноосферологии как эвристического научного направления. Определился объект этой науки – эволюционно развивающаяся на Земле сфера разума – и формируются методы её исследования.

Сегодня учение о ноосфере имеет шанс стать основой нового мировоззрения, способного определить место и роль человечества во Вселенной и направление его эволюции. Ноосферология в настоящее время изучает пути к созданию ноосферной цивилизации, развивающейся в условиях ограниченных возможностей биосферы Земли, которая представляет во Вселенной уникальную планету – колыбель разума и духа.

Ноосферология – это междисциплинарное, интегративное научное направление, выявляющее и изучающее закономерности и процессы становления сферы разума, возможные пути её развития. Наука о ноосфере опирается на возможность гармоничных или по крайней мере взаимно-уважительных отношений научного, религиозного и философского подходов. Только на такой основе возможно разумное понимание мира и выработка плодотворного и ответственного отношения к нему.

Ноосфера, подобно человеку, её обитателю и творцу, имеющему тело, душу, и дух, также имеет трёхчастное строение.
Ценность тринитарного подхода ко многим проблемам, в том числе и к построению теории ноосферы показал на ряде примеров известный учёный, математик и философ Рэм Георгиевич Баранцев.

В нашей работе мы применяем этот метод к построению теории ноосферы, рассматривая её трёхчастное строение. Её тело – техносфера, объединяющая все средства переработки энергии и вещества, транспорт, помещения и коммуникации, созданные совокупной мыслью человечества.

Её душа – социосфера, включающая всю совокупность отношений между людьми и общественными структурами, от языка и семьи до межгосударственных отношений.

Наконец, её дух – идеосфера, сфера идеальных продуктов деятельности человечества, таких, как искусство,
наука, религия, мифологические формы сознания.

Техносфера (которую некоторые авторы ошибочно отождествляют с ноосферой) интенсивно развивается начиная со времени промышленной революции XVIII века, породив индустриальное общество XIX – XX веков и на наших глазах создавая основы нового информационного общества. В этой области человечество ждут ещё яркие открытия.

Уже создан плацдарм для освоения термоядерной энергии. В отличие от атомной, она использует энергию синтеза, а не распада ядер, экологически несравненно более чистую, чем атомная (к тому же практически неисчерпаемую). Большие перспективы имеет водородная энергетика дающая при сгорании водорода вместо вредных выбросов чистую воду. Появляются новые виды транспорта, например, экранопланы, электромобили, в том числе солнечные, и многое другое.

Огромную роль приобретают биотехнологии, которые обещают человечеству победу над всеми болезнями, увеличение срока активной жизни человека по меньшей мере до 120 лет, возможность реализации идеи автотрофности и создания совершенно новых продуктов потребления. Но не нужно забывать и об опасностях в случае применения их в антигуманных целях.

Главной задачей ноосферной техники является не «покорение природы», а в первую очередь «преображение техносферы», приведение её в соответствие с требованием сохранения устойчивости биосферы и повышением качества жизни людей, удовлетворением не только биологических, но и духовных потребностей, связанных с религией, трудом и творчеством. Труд и творчество дают человеку удовлетворение и высокое наслаждение, рядом с которым «физиологические радости» меркнут и бледнеют.

Социосфера – душа ноосферы – складывается из ряда форм, аналогичных биоценозам и биогеоценозам. Иерархия этих форм начинается от «элементарной ячейки» – семьи, включает такие общественные структуры как церковь, армия, государство, системы здравоохранения и образования, различные отношения между физическими и юридическими лицами (формы владения, формы обмена), и, наконец, отношения между народами и государствами (миграции населения, дипломатия, торговля, обмен в области культуры, науки и технологий, спорта, медицины, и т. п.). В области анализа социосферы с точки зрения ноосферологии сделано ещё очень мало.

Но уже очевидно, что главный кризис сегодня – это дефицит разума, остро проявляющийся в экологических, экономических и политических проблемах современности. Его проявления хорошо известны – прежде всего, это войны.

Идеосфера – дух ноосферы – является главным регулятором ноосферы. Условно сравнивая мозг человека с компьютером, можно провести аналогию между отвечающими за конкретные формы деятельности человека «резидентными» программами, такими, как программы движений, речи, стандартных форм поведения, и программами высшего уровня, аналогами «программных оболочек» определяющими общее управление. Оказалось, что за всю историю человечества в идеосфере было найдено не так уж много таких программ.

Их можно назвать «базовыми мифами», в соответствии с тем пониманием «мифа», которое было выдвинуто замечательным русским мыслителем Алексеем Фёдоровичем Лосевым (1893 – 1988). Автор, опираясь на мысль Лосева о том, что «Абсолютная мифология ... всегда будет аритмологизмом (т. е. в её основе будут всегда виднеться числа и число)”42, разработал «аритмологическую» классификацию базовых мифов человечества, приписав им некоторые «характеристические числа».

Выяснилось, что для приведения в систему всех фундаментальных мировоззрений достаточно всего лишь трёх натуральных чисел (1, 2 и 3), к которым следует добавить для полноты «псевдочисла» Ноль (0), символ небытия, и Бесконечность (∞), как символ неопределённо-большого разнообразия.

Рассмотрим эту систему подробнее.

“0” – «нулевые» мировоззрения.

Это в первую очередь – буддизм и все родственные ему типы мировоззрения, для которых целью является «выход из мира сансары в мир нирваны», избавление от тела, как ненужной «оболочки». Но к мировоззрениям такого типа относится не только классический буддизм, но и ставший популярным с лёгкой руки теософов и антропософов «постбуддизм», а также мировоззрения ряда философов, от Шопенгауэра до Хайдеггера и физиковтеоретиков, от Эрвина Шредингера до Фритьофа Капры и Стивена Хокинга.

“2” – «двоичные» мировоззрения.

Они включают широкий спектр форм, общим для которых является идея о равноправии борющихся начал («Бог» и «Дьявол» в манихействе, жестокой ереси, отвергнутой уже в первые века христианства), «борьба противоположностей» в различных философских учениях, от Гераклита до «диамата», взаимодействие безличных начал «Инь» и «Ян» в учении даосов).

“∞” – («бесконечность»)

Характеризует все типы «языческих» мировоззрений, отрицающих Творца или не интересующихся вопросом о Его существовании, поклоняясь бесчисленным «идолам». В древности этот тип мировоззрения порождал пантеоны «богов» (Индия, Египет, славянские и германские «боги»), а в наши дни идолами стали деньги, вещи и разнообразные «кумиры», от спортсменов и шоуменов, до политических концепций или технических устройств.

Эти три типа мировоззрений мы называем «чётными», или «материнскими», поскольку «двойку» в форме символа «Инь-Ян» можно считать нулём, «раздвоившимся» внутренним образом, а знак бесконечности – тот же нуль, но раздвоившийся внешним образом. Сама же форма нуля напоминает нам о его символическом значении:

с одной стороны, это пожирающая всё пасть хаоса ( «хао» – «пасть» по-гречески), а с другой стороны – вечно рождающее материнское лоно.

“1” – «Единица»

Символ «Творца» – очевидный фаллический символ. Сюда относятся мировоззрения, признающих уже не безликое «Единое», «Мать-Природу», а Творца, как Личность. В их основе лежат Священные Книги (в Иудаизме – Тора, или Пятикнижие, в Исламе – Коран). Несмотря на историческое противостояние иудаизма и ислама, их мировоззрения роднит вера в то, что Творец – это одинокая Личность, резко отделённая от всего остального “тварного мира”, требующая от человека прежде всего покорности и выполнения предписанных правил и обрядов.

“3” – «Троица».

Это мировоззрение исторически вырастает из того же корня, что Иудаизм и Ислам, но фундаментально отличается от них. Сюда относятся православие, католицизм и многочисленные формы протестантизма – различные деноминации христианства.

Творец в этом типе мировоззрений – это уже не одинокая личность, а Троица*, образом Которой на Земле является (пока еще лишь в проекте) общество независимых, но полностью открытых, прозрачных друг для друга Личностей, соединённых «нераздельно и неслиянно» в любви – Единая общепланетная Семья. Между Небом и Землёй нет уже непреодолимой преграды, ибо в истории состоялось великое событие – Боговоплощение, когда Сам Творец явился в облике Иисуса Христа в Иудее 1-го века и открыл человечеству путь к спасению, победе над смертью и преображению мира.

Это мировоззрение безусловно совместимо с ноосферным мировоззрением, которое, конечно, не является религией, поскольку опирается не на Писание и догматы, а на данные естественных наук, связанные в логическую систему и проверяемые экспериментально. Однако, оно может способствовать пониманию того, что Царство Божие должно быть «на Земле, яко на Небе», а путь к нему ведёт не через титанизм «преобразования природы», а через аскетическую синергийную работу Преображения. Проблема взаимного понимания и уважения людей, принадлежащих к разным «базовым мифам» является главной в формировании гармоничной ноосферы. На нашей планете сегодня есть все типы мировоззрений. Когда одно из них заявляет, что оно является «непобедимым, потому что он верное», к добру это
не ведёт.

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ МОНОГРАФИИ

 

Опубликовано: Алексей Сафиоллин

Прикрепленные документы 1

УЧЕНИЕ-О-НООСФЕРЕ 2016
PDF, 3 MБ, 4 янв. 2023 г.

Комментарии 0