Загрузка данных
Публикация

Человеческий капитал как фактор развития экономики

  • 1 марта 2017 г.
  • 1535
  • 0

Фото: ИА "ТАСС" / Донат Сорокин . Панельная сессия "Человеческий капитал как фактор экономического развития"

Тема повышения качества человеческого капитала стала одной из ключевых на Российском инвестиционном форуме Сочи-2017. Развитие этого направления становится критически важным фактором инвестиционного процесса и экономической активности в стране.

Большая дискуссия форума была посвящена проблемам дошкольного и школьного образования как основе качества человеческого капитала. По словам вице-премьера Ольги Голодец, именно начальное образование активнее всего обсуждалось на недавнем Давосском форуме. «Мы не может сегодня учить так, как мы учили 10 лет назад. Все знания у детей сегодня, что называется, на кончиках пальцев – они их получают из гаджетов. Ребенка нужно учить логике событий, понимаю хода событий и взаимосвязей», — высказала мнение Голодец.

По ее словам, сейчас в образование закладывается мультидисциплинарность, поскольку из-за стремительного прогресса невозможно предугадать — какие знания и навыки понадобятся ребенку через 20 лет. Она подчеркнула, что многие противятся смене подходов, и, прежде всего, представители старшего поколения. Но и учителя тоже привыкли транслировать те модели, что были заложены несколько лет назад. «Поэтому сегодня мы стоим перед серьезным вывозом, и сейчас ведется серьезное обсуждение самой структуры школьного образования», — сообщила вице-премьер.

На сессии, посвященной развитию креативных индустрий глава совета ЦСР Алексей Кудрин отметил, что через пять лет на первый план в мире выйдут профессии, сочетающие в себе креативный подход и умение использовать новые технические разработки. Он также подтвердил свою мысль исследованиями, которые были представлены на Давосском форуме.

«На этом форуме был проведен прогноз навыков (skills), которые понадобятся человеку в 2020 году по сравнению с 2015 годом. Так вот, в позапрошлом году первые три места занимали умение комплексно решать проблемы, координация с другими людьми, а также человеческий менеджмент. Между тем в 2020 году, согласно прогнозу, на первом месте останется способность комплексно решать проблемы, однако на второе место выйдет критическое мышление, а третью строчку займет креативность», — отметил глава ЦСР. Поэтому в российских университетах необходимо существенно активизировать подготовку специалистов по профессиям, которые соединили бы в себе креативность и умение использовать новые технические возможности.

Во время работы форума Алексей Кудрин также заявил о том, что России нужно дополнительно вкладывать в образование 800 млрд рублей ежегодно. «Сейчас, чтобы за несколько лет достичь уровня ведущих университетов мира, нам надо ежегодно в российские вузы вкладывать 120-140 миллиардов рублей, — сказал Кудрин. — По некоторым направлениям образования мы отстали на 20 лет по сравнению с развитыми странами. И такую же сумму — 120-140 миллиардов — надо вкладывать в российские школы», — сообщил глава ЦСР.

По его словам, страна тратит три триллиона в год на содержание всех школ в РФ, но эти деньги идут в том числе на ремонт зданий, выплату зарплат и другие текущие расходы. В то же время, 120 млрд рублей нужно вкладывать в улучшение качества образования и закупку нового современного оборудования для вузов, школ. Требуется развернуть эти финансовые потоки и направить их на образование. И эти реальные инвестиции дадут толчок для технического развития страны в ближайшем будущем.

Алексей Кудрин также отметил, что во время экономического кризиса 2014 года, многие развитые страны мира, решая в какие сферы вкладывать инвестиции, в качестве приоритета выбрали именно образование. «Вложения в человеческий капитал должны стать одним из приоритетов и для России. Мы должны создать непрерывную цепочку развития от школ к вузам, чтобы воспитывать творческих и креативно мыслящих людей», — резюмировал Алексей Кудрин.

Опубликовано: Марина Буторина

1535

Комментарии 0