ДУАЛЬНАЯ ОППОЗИЦИЯ – первая клеточка Культуры, жизни общества, воспроизводственной деятельности, необходимый принцип Объяснения социальных явлений, основа для формирования альтернатив. В развитой логике (см. Медиация) Д.о. определяет деятельность как амбивалентное Взаимопроникновение полюсов оппозиции, в результате которого возникают новые пласты Срединной культуры, новые отношения. Каждый полюс Д.о. – фокус организованной культуры и одновременно субъект, освоивший культурное содержание этого полюча. Это могут быть два субъекта, персонифицирующих эти полюса. Но каждый из них неизбежно осваивает оба полюса, и следовательно, каждый субъект осуществляет свой синтез Д.о. в процессе внутреннего Диалога между полюсами. Мысль, как и деятельность в целом, движется через полюса оппозиции. Д.о. является не только культурологической, но и психологической категорией. Д.о. может переживаться через Страх человека перед одним из полюсов, страх Отпадения от другого полюса и одновременно через Тоску по Партиципации, тоску по другому полюсу, а также через Любовь. Резкое противопоставление полюсов оппозиции приводит к росту Социокультурного противоречия. Нахождение меры означает выход за рамки Д. о. в новое измерение. Результаты этого выхода могут быть сформулированы через Д. о. Как социальная категория Д. о. воплощает в себе возможность Консенсуса при условии взаимопроникновения полюсов оппозиции и неизбежность Раскола, распада целого при условии отказа от взаимопроникновения. Д. о. несет в себе Вектор конструктивной напряженности, т. е. Ценностную ориентацию субъекта, стимули- рующую предпочтение движения от одного полюса к другому, предпочтение Правды по отношению к кривде, любви по отношению к ненависти и т. д. Вектор движения мысли, действия от одного полюса к другому направляется эмоциональной доминантой, которая может менять свою направленность, прорастать интеллектуальным содержанием. Отношение между полюсами оппозиции подчиняется инверсионной логике или логике медиации. Через медиацию с ее выходом на принципиально новые альтернативы, на новое содержание Д. о. переходит в триаду, включающую фокус преодоления оппозиции, конкретную меру соотношения полюсов. Д. о. несет в себе манихейский соблазн решать все проблемы на основе Крайностей в принятии решений, например, прибегать в сложных случаях к столкновению полюсов, к Насилию, к резкому переходу от одной крайности к другой и т. д. Д. о. как элементарная клеточка культуры, отношение между ее полюсами включает в себя все богатство ее логических форм, а также богатство отклонений от них, от односторонних извращений логики. Дуальная структура как форма и организация движения мысли подтверждает, что любое подлежащее осмыслению явление, оказываясь между полюсами, тем самым превращается в осмысляемую проблему. Ее решение заключается в том, что в напряженном смысловом поле, структурированном Д. о., необходима разработка сложного маршрута осмысления, который включает ряд этапов. Осмысление ситуации начинается с четкого логического расчленения ее в соответствии с дуально расчлененным культурным богатством. Это расчленение — основа для дальнейшей конкретизации, для движения мысли в рамках оппозиции «Абстрактное — Конкретное». Подобное расчленение реальности, например, крестьянской жизни на основе дуальной оппозиции «свои — чужие», может интерпретироваться как оппозиция «бедные — богатые», т. е. крестьянство осмысляется через определенным образом интерпретируемую исходную Д. о. Это открывает путь потенциально бесконечной конкрети- зации. Крестьяне, участвовавшие в раскулачивании, видели реальность как оппозицию «кулаки (нелюди) — беднота», причем комсомольцы, милиционеры — «это все Чапаевы, одни герои» (В. С. Гроссман). На этом этапе осмысления ситуации с громадным напряжением последовательно поляризуются и эмоционально окрашиваются все характеристики исходных и прошедших определенный путь конкретизации полярностей. Например, один из полюсов интерпретируется как кулаки, раскулаченные, подкулачники. Те, кто отождествляет себя с другим полюсом, смотрят на противоположный «как на скотину, на свиней, и все в кулаках отвратительное — и личность, и души в них нет, и воняет от кулаков, и все они венерические, а главное — враги народа и эксплуатируют чужим трудом...», «и ребенок кулацкий омерзительный, и девушка хуже воши» (В. С. Гроссман). Конкретизация Д. о. может происходить и на основе абсолютизации Инверсии, застыть на этом, в результате чего жизнь интерпретируется через взаимоистребление. На этой основе формируется иллюзорная уверенность в том, что можно выявить непосредственно, «в натуре», носителей зла, что, в свою очередь, порождает веру «в счастливую жизнь, если уничтожить кулаков» (В. С. Гроссман). Однако возможна интерпретация Д. о. через медиацию, которая позволяет идти сложным, потенциально бесконечным путем взаимопроникновения полюсов Д. о. на пути конкретизации. Д. о. — процесс, а не состояние.
ДУАЛЬНАЯ ОППОЗИЦИЯ
- 10 февраля 2022 г.
- 1235
- 0
ДУАЛЬНАЯ ОППОЗИЦИЯ – первая клеточка Культуры, жизни общества, воспроизводственной деятельности, необходимый принцип Объяснения социальных явлений, основа для формирования альтернатив. В развитой логике (см. Медиация) Д.о. определяет деятельность как амбивалентное Взаимопроникновение полюсов оппозиции, в результате которого возникают новые пласты Срединной культуры, новые отношения. Каждый полюс Д.о. – фокус организованной культуры и одновременно субъект, освоивший культурное содержание этого полюча. Это могут быть два субъекта, персонифицирующих эти полюса. Но каждый из них неизбежно осваивает оба полюса, и следовательно, каждый субъект осуществляет свой синтез Д.о. в процессе внутреннего Диалога между полюсами. Мысль, как и деятельность в целом, движется через полюса оппозиции. Д.о. является не только культурологической, но и психологической категорией. Д.о. может переживаться через Страх человека перед одним из полюсов, страх Отпадения от другого полюса и одновременно через Тоску по Партиципации, тоску по другому полюсу, а также через Любовь. Резкое противопоставление полюсов оппозиции приводит к росту Социокультурного противоречия. Нахождение меры означает выход за рамки Д. о. в новое измерение. Результаты этого выхода могут быть сформулированы через Д. о. Как социальная категория Д. о. воплощает в себе возможность Консенсуса при условии взаимопроникновения полюсов оппозиции и неизбежность Раскола, распада целого при условии отказа от взаимопроникновения. Д. о. несет в себе Вектор конструктивной напряженности, т. е. Ценностную ориентацию субъекта, стимули- рующую предпочтение движения от одного полюса к другому, предпочтение Правды по отношению к кривде, любви по отношению к ненависти и т. д. Вектор движения мысли, действия от одного полюса к другому направляется эмоциональной доминантой, которая может менять свою направленность, прорастать интеллектуальным содержанием. Отношение между полюсами оппозиции подчиняется инверсионной логике или логике медиации. Через медиацию с ее выходом на принципиально новые альтернативы, на новое содержание Д. о. переходит в триаду, включающую фокус преодоления оппозиции, конкретную меру соотношения полюсов. Д. о. несет в себе манихейский соблазн решать все проблемы на основе Крайностей в принятии решений, например, прибегать в сложных случаях к столкновению полюсов, к Насилию, к резкому переходу от одной крайности к другой и т. д. Д. о. как элементарная клеточка культуры, отношение между ее полюсами включает в себя все богатство ее логических форм, а также богатство отклонений от них, от односторонних извращений логики. Дуальная структура как форма и организация движения мысли подтверждает, что любое подлежащее осмыслению явление, оказываясь между полюсами, тем самым превращается в осмысляемую проблему. Ее решение заключается в том, что в напряженном смысловом поле, структурированном Д. о., необходима разработка сложного маршрута осмысления, который включает ряд этапов. Осмысление ситуации начинается с четкого логического расчленения ее в соответствии с дуально расчлененным культурным богатством. Это расчленение — основа для дальнейшей конкретизации, для движения мысли в рамках оппозиции «Абстрактное — Конкретное». Подобное расчленение реальности, например, крестьянской жизни на основе дуальной оппозиции «свои — чужие», может интерпретироваться как оппозиция «бедные — богатые», т. е. крестьянство осмысляется через определенным образом интерпретируемую исходную Д. о. Это открывает путь потенциально бесконечной конкрети- зации. Крестьяне, участвовавшие в раскулачивании, видели реальность как оппозицию «кулаки (нелюди) — беднота», причем комсомольцы, милиционеры — «это все Чапаевы, одни герои» (В. С. Гроссман). На этом этапе осмысления ситуации с громадным напряжением последовательно поляризуются и эмоционально окрашиваются все характеристики исходных и прошедших определенный путь конкретизации полярностей. Например, один из полюсов интерпретируется как кулаки, раскулаченные, подкулачники. Те, кто отождествляет себя с другим полюсом, смотрят на противоположный «как на скотину, на свиней, и все в кулаках отвратительное — и личность, и души в них нет, и воняет от кулаков, и все они венерические, а главное — враги народа и эксплуатируют чужим трудом...», «и ребенок кулацкий омерзительный, и девушка хуже воши» (В. С. Гроссман). Конкретизация Д. о. может происходить и на основе абсолютизации Инверсии, застыть на этом, в результате чего жизнь интерпретируется через взаимоистребление. На этой основе формируется иллюзорная уверенность в том, что можно выявить непосредственно, «в натуре», носителей зла, что, в свою очередь, порождает веру «в счастливую жизнь, если уничтожить кулаков» (В. С. Гроссман). Однако возможна интерпретация Д. о. через медиацию, которая позволяет идти сложным, потенциально бесконечным путем взаимопроникновения полюсов Д. о. на пути конкретизации. Д. о. — процесс, а не состояние.
Опубликовано: Алексей Сафиоллин
Проект: Дискурсивно-оценочная сеть "СТРАТЕГИЯ 24"
Проект: Новая этика
Проект: СТАНДАРТ
Инициатива: Концепция «Сборка Великой Тартарии» на пути гармонизации ноосферы Земли
Инициатива: Организация Труда и Организация Счастья
Инициатива: Вразумление и Утешение
Инициатива: Кадровая политика Российской Федерации
Инициатива: Обеспечение межведомственной координации деятельности по защите традиционных российских духовно-нравственных ценностей
Комментарии 0