Загрузка данных

Формирование транспортных связей территории проектирования. Югорский Стандарт

  • 14 ноября 2020 г.
  • 1387
  • 0

При размещении жилой и многофункциональной застройки на свободных территориях необходимо обеспечить транспортные связи территории проектирования с другими частями города. Эти связи призваны обеспечить комфортные транспортно-пешеходные перемещения будущих пользователей территории проектирования с учетом удовлетворения транспортного спроса, определенного в ходе предпроектных исследований и обеспечения уровня обслуживания общественным транспортом, рекомендованным для применяемой целевой модели.

Территория проектирования может примыкать к главной улице городского значения с одной или нескольких сторон. На небольших территориях проектирования, расположенных в окружении сложившейся застройки, главная улица городского значения может заменять главную улицу районного значения, если ее параметры соответствуют параметрам улиц применяемой модели Стандарта (максимальная ширина профиля и количество полос).

Если в радиусе 840 м от геометрического центра территории проектирования нет главной улицы городского значения, то в качестве такой улицы рассматриваются ближайшие существующие главные улицы районного значения или другие улицы с интенсивным транспортным потоком и маршрутами общественного транспорта.

В случае если главная улица городского значения пересекает территорию проектирования основная задача - сохранить целостность территории и интегрировать улицы в ее функционально-планировочную структуру. Главная улица может соответствовать ширине, установленной в Стандарте (максимум 45 м в красных линиях), или быть шире. В первом случае улицу можно принять за одну из планировочных осей территории проектирования и размещать на ней центры городской жизни. Во втором случае, чтобы улица не делила территорию на два участка проектирования, необходимо уменьшить ее ширину и сократить количество полос в соответствии с рекомендуемыми параметрами улиц применяемой целевой модели, уменьшить разрешенную скорость движения. Необходимо также повысить связанность сторон улицы, разместив наземные пешеходные переходы с интервалом, комфортным для пешеходных перемещений (100–150 м).

В случае если главная улица районного значения проходит по периметру территории проектирования трассировать главную улицу районного значения рекомендуется по периметру небольших территорий в окружении сложившейся застройки. Это позволит интенсивнее включить территорию проектирования в существующую функционально-планировочную структуру. Жители прилегающих кварталов будут пользоваться новыми объектами общественно-деловой инфраструктуры, расположенными на главной улице районного значения.

В случае если главная улица районного значения проходит по центру территории проектирования трассировать главную улицу районного значения по центру территории проектирования рекомендуется при расположении территории проектирования в отрыве от сложившейся застройки - на территориях, примыкающих к главной улице городского значения (транспортной магистрали) или располагающихся на отдалении от нее. Главная улица районного значения в центре территории проектирования обеспечит доступ всех жителей планируемой застройки к объектам общественно-деловой инфраструктуры.

Рекомендованный радиус пешеходной доступности до станций скоростного транспорта - 700 м, до остановок автобуса, троллейбуса или трамвая - 250 м. Необходимо предварительно наметить места остановок и оценить, какая трассировка главной районной улицы обеспечит максимальное покрытие территории проектирования радиусами их доступности.

Трассировка осей главных улиц районного значения должна обеспечивать кратчайший доступ к точкам притяжения на прилегающих территориях. Если точек несколько, следует выбирать приоритетные, учитывая функциональный баланс формируемой застройки. Например, если на прилегающей территории есть спортивный центр, а для размещения игровых полей в планируемой застройке места недостаточно, главная улица районного значения трассируется в направлении такого центра.

Когда территория проектирования состоит из нескольких участков, равных по размеру зоне пешеходной доступности, главные улицы районного значения проходят по периметру этих участков и отделяют разные территории применения модели. Главные улицы районного значения могут быть проложены также по центру участков.

9.1. Формирование улично-дорожной сети.

Улично-дорожная сеть - это комплекс объектов транспортно-пешеходной инфраструктуры, являющихся частью территории города, ограниченной красными линиями. Она состоит из улиц и площадей. Она на территории проектирования служит для обеспечения ее пешеходных и транспортных связей с прилегающими городскими территориями, а также в целях создания условий для комфортных и безопасных перемещений горожан пешком, на велосипеде, общественном и личном транспорте. Формирует планировочную структуру территории проектирования, задает очертания кварталов.

9.1.1. Определение шага осей улиц.

Ось улицы - срединная линия проектируемых линейных элементов улично - дорожной сети

Их шаг определяется с учетом значений следующих параметров, рекомендованных в выбранной целевой модели Стандарта:

  • размер (площадь) квартала жилой и многофункциональной застройки, га;
  • длина стороны квартала, м;
  • интервал размещения сквозных пешеходных и велосипедных путей, соединяющих улицы и другие общественные пространства по внутриквартальным территориям, м;
  • ширина улиц, м.

Порядок расчета шага осей.

  1. Определение усредненного размера квартала и ширины улиц согласно параметрам выбранной целевой модели.
  2. Определение шага продольных и поперечных осей.
  3. Определение шага дополнительных планировочных осей в зависимости от длины стороны квартала.

9.1.2. Определение шага продольных и поперечных осей.

Шаг осей улиц регулярной сетки рассчитывается по формуле:

При трассировке осей учитывается ширина улиц в красных линиях, рекомендованная Стандартом. Поскольку иерархия улиц на данном шаге проектирования еще не определена, рекомендуется исходить из максимальной ширины профиля:

  • второстепенной улицы как усредненного показателя в центральной и среднеэтажной моделях;
  • местной улицы как усредненного показателя в малоэтажной модели.

Шаг осей УДС представляет сумму рекомендованных в выбранной целевой модели Стандарта длины стороны квартала и максимальной ширины профиля второстепенной или местной улицы и определяется по формулам:

9.1.3. Определение шага дополнительных планировочных осей.

Если длина одной из сторон квартала превышает 150 м, для удобства пешеходных и велосипедных перемещений по его территории рекомендуется проложить сквозной путь, соединяющий между собой улицы и другие общественные пространства. Для этого трассируется дополнительная ось или несколько осей улиц (в зависимости от длины стороны квартала) с шагом (n3), не превышающим 150 м.

а = Ab / b, где

Ab - максимальный размер (площадь) квартала жилой и многофункциональной застройки, рекомендованный для выбранной целевой модели Стандарта, га;

b - максимальная длина стороны квартала, установленная для выбранной целевой модели Стандарта, м.

n1 — шаг продольных осей, м;

n2 — шаг поперечных осей, м;

w — ширина второстепенных (или местных) улиц, рекомендованная в выбранной целевой модели, м.

9.1.4. Определение шага продольных и поперечных осей

Шаг осей улиц регулярной сетки рассчитывается по формуле:

а = Ab / b

a — длина одной из сторон квартала, м;

Ab — максимальный размер (площадь) квартала жилой и многофункциональной застройки, рекомендованный для выбранной целевой модели Стандарта, га;

b — максимальная длина стороны квартала, установленная для выбранной целевой модели Стандарта, м.

Шаг осей представляет сумму рекомендованных в выбранной целевой модели Стандарта длины стороны квартала и максимальной ширины профиля второстепенной или местной улицы и определяется по формулам:

n1 = a + w, n2 = b + w

n1 — шаг продольных осей, м;

n2 — шаг поперечных осей, м;

w — ширина второстепенных (или местных) улиц, рекомендованная в выбранной целевой модели, м.

9.1.5. Определение шага дополнительных планировочных осей.

Если длина одной из сторон квартала превышает 150 м, для удобства пешеходных и велосипедных перемещений по его территории рекомендуется проложить сквозной путь, соединяющий между собой улицы и другие общественные пространства. Для этого трассируется дополнительная ось или несколько осей улиц (в зависимости от длины стороны квартала) с шагом (n3), не превышающим 150 м.

9.1.6. Рекомендуемые интервалы прокладки улиц различных типов в целевых моделях Стандарта.

Главная улица районного значения

Второстепенная улица

Местная улица

Малоэтажная модель

840 м

300 м

Среднеэтажная модель

580 м

520 м

520 м

Многоэтажная

модель

420 м

250 м

250 м


 
9.1.7. Рекомендуемый интервал размещения пешеходных переходов.

 

Главная улица районного значения

 

Второстепенная улица

 

Местнаяулица

Малоэтажная модель

150–300 м

-

100–150 м

Среднеэтажная модель

150–250 м

150–200 м

100–150 м

Многоэтажнаямодель

150–250 м

150–200 м

100–150 м

9.1.8. Размещение площадей.

Площади - это примыкающие к улицам открытые общественные пространства, ширина бестранспортной части которых не менее чем в два раза превышает ширину тротуара примыкающих улиц, а озеленением занято менее половины пространства. Периметр площади может быть сформирован объектами УДС, зданиями и элементами озеленения. Подробные рекомендации по функциональному зонированию площадей и решения по их благоустройству приведены в Книге 4. Стандарт формирования облика города.

Площади могут быть предназначены для пешеходного транзита и распределения транспортных потоков, спокойного и активного отдыха, встреч и общения, для размещения посетителей значимых культурных и спортивных объектов (театров, музеев, университетов, стадионов и пр.), а также для проведения общественных мероприятий (ярмарок, праздников и пр.).

Площади, размещаемые в составе территорий жилой и многофункциональной застройки, могут иметь различную форму: прямоугольную, круглую, форму трапеции или многоугольника. При этом форма не играет ключевой роли в планировочной организации площадей.

Рекомендуется ограничивать предельные размеры площадей.

Оптимальный размер площадей составляет от 0,2 до 1 га.

Площади в пределах 0,2–0,4 га подходят для создания мест спокойного отдыха, в пределах 0,8 - 0,9 га - для размещения игровых и спортивных площадок, а также площадок проведения общественных мероприятий. Необходимо также соблюдать оптимальное соотношение высоты формирующей периметр площади рядовой застройки и длинной стороны открытого пространства площадей в пределах от 1:2 до 1:4.

9.1.9. Варианты планировочной организации площадей:

а) площадь, сформированная отступом застройки с одной стороны улицы/сегмента улицы;

б) площадь, сформированная отступом застройки с одной стороны от перекрестка;

г) площадь, сформированная отступом застройки с двух и более сторон от перекрестка;

в) площадь, сформированная отступом застройки с обеих сторон улицы;

д) площадь, сформированная отступом застройки по всей длине вдоль одной из сторон квартала;

е) площадь, сформированная Т-образным пересечением или круговым перекрестком;

ж) площадь, сформированная пересечением улиц;

и) площадь в глубине квартала;

10.0. Размещение озеленённых территорий общего пользования.

Общая площадь озелененных территорий на территориях общего пользования (парков, скверов, бульваров) определяется на основе параметров целевых моделей Стандарта по формуле:

Agp = Ag × qgp, где

Agb — общая площадь озелененных территорий на территориях общего пользования, га;

Ag — общая площадь озелененных территорий, планируемая к размещению на территории проектирования, га;

qgp — доля озелененных территорий в территориях общего пользования от общей площади озеленения, %.

Площадь озелененных территорий для размещения на территориях общего пользования распределяется между местными парками, скверами, бульварами. При распределении этой площади на территории проектирования учитываются предельные размеры формируемых озелененных территорий, рекомендованные для выбранной целевой модели Стандарта.

Необходимо распределить общую площадь озелененных территорий на территориях общего пользования таким образом, чтобы на территории проектирования разместился как минимум один местный парк и несколько скверов или бульваров.

Озелененные территории всех типов (местный парк, скверы, бульвары) распределяются по территории проектирования с учетом радиуса пятиминутной пешеходной доступности от каждого жилого дома. Поскольку застройка кварталов еще не сформирована, эти радиусы откладываются от красных линий кварталов.

Рекомендуемые размеры озелененных территорий общего пользования:

                                           Местный парк, га      Сквер, га        Бульвар (ширина, м)

Малоэтажная модель                1,35– 2,2              —                       —

Среднеэтажная модель             1,35–2,8            0,8–1                 10 (мин.)

Многоэтажная модель              1,35–2,8           0,2–0,8               10 (мин.)

 

Местный парк, как правило, размещается в центре территории проектирования. Это обеспечивает равноценную пешеходную доступность от большинства кварталов жилой и многофункциональной застройки. По возможности следует обеспечить связь местного парка с другими озелененными территориями на территории проектирования при помощи бульваров и линейного озеленения вдоль улиц.

Скверы организуются для групп из трех-четырех кварталов и равномерно распределяются по территории жилой и многофункциональной застройки. В скверах размещаются места спокойного отдыха, площадки для занятий спортом и игр детей.

Местный парк и скверы связываются между собой бульварами или линейным высокоствольным и кустарниковым озеленением вдоль улиц. Бульвары могут быть расположены в составе профиля улиц или пересекать внутриквартальные территории, соединяя улицы и другие общественные пространства. Бульвары, в составе которых размещены площадки для игр и отдыха, выполняют не только транзитную, но и рекреационную функцию.

Общая площадь озеленения для размещения на внутриквартальных территориях определяется по формуле:

Agb = Ag – Agp, где

Agb — общая площадь озеленения для размещения на внутриквартальных территориях, га;

Ag — общая площадь озелененных территорий, планируемых к размещению на территории проектирования, га;

Agp — общая площадь озелененных территорий, планируемых к размещению на тер­риториях общего пользования, га.

Максимально возможная доля озеленения территории кварталов при застройке различными типами жилых домов:

 

 

Типы жилых домов

 

 

Максимальная доля территории квартала, занятая озеленением, %

 

Индивидуальный жилой дом

 

70–80

Блокированный дом

60–75

Городская вилла

50–65

Башня

40–55

Многоквартирный секционный, галерейный и коридорный дома

25–40

В условиях компактной застройки допускается сокращение площади озелененных территорий на территориях общего пользования за счет повышения интенсивности озеленения. Так, для условной территории проектирования размером 30 га 6,5 га деревьев, высаженных вместе с газоном и кустарниками, согласно норме посадки деревьев для территории жилых микрорайонов, может заменить 9,5 га газонного покрытия. В расчете озеленения учитывается также посадка дополнительных деревьев в составе линейного озеленения вдоль улиц, осуществляемая при сокращении минимально допустимого шага посадки в 20 м.

На внутриквартальных территориях площадь озеленения в уровне земли может быть уменьшена за счет озеленения кровель, в том числе кровель жилых домов, подземных и полузаглубленных паркингов. В этом случае 1 м² озелененной кровли учитывается в расчете как 1 м² озеленения в уровне земли.

11.0. Размещение школ и детских садов.

При размещении школ и детских садов следует обеспечивать их нормативную территориальную доступность от жилой застройки 18, повышать эффективность использования земельных ресурсов за счет оптимизации площади их территории, создавать условия для формирования компактной городской среды без крупных разрывов в застройке.

Исходя из ранее определенной численности жителей и с учетом местных нормативов обеспеченности местами в учреждениях начального и среднего образования* определяется требуемая вместимость школ, которые предполагается разместить на территории проектирования. Значение требуемой вместимости школ определяется по формуле:

С = R × k, где

С - требуемая вместимость школ, мест;

R - планируемая численность жителей на территории проектирования, тыс. чел.;

k - нормативная обеспеченность местами в учреждениях начального и среднего образования, мест/тыс. жителей.

В целях формирования компактных, ориентированных на пешеходные перемещения территорий жилой и многофункциональной застройки Стандарт рекомендует ограничивать предельные размеры участка школы до 1,8 га при размещении на нем всех функциональных зон.

Максимальный показатель вместимости школ с учетом рекомендаций Стандарта составляет 1150 мест**. При достижении значений параметров целевых моделей Стандарта в ходе освоения свободных территорий это позволяет обеспечить места для всех учащихся в зоне пешеходной доступности 20. Если требуемая вместимость подразумевает выделение участка школы, площадь которого больше рекомендованной в выбранной целевой модели Стандарта, на территории проектирования следует размещать вторую школу на удалении от первой или создавать школьный комплекс, к которому применяются уникальные подходы и решения по формированию компактной застройки.

Школы размещаются с учетом нормативного радиуса их территориальной доступности. Этот радиус составляет 400–500 м и, таким образом, может охватывать зону пешеходной доступности в любой из целевых моделей Стандарта. Если территория проектирования меньше этой зоны, школу рекомендуется размещать в ее центре. Это обеспечит удобный доступ для жителей существующей застройки в зоне пешеходной доступности в ситуации, когда такая школа компенсирует нехватку школьных мест на прилегающей территории.

Нормативный радиус территориальной доступности детских садов составляет 300 м 22. Как и в случае со школами, это позволяет разместить один детский сад небольшой вместимости (до 150 мест) в центре территории проектирования.

Для повышения компактности и адаптивности застройки Стандарт рекомендует встраивать детские сады в первые этажи жилых и общественных зданий с расчетом на обслуживание жителей от двух до четырех расположенных рядом кварталов. Такое размещение детских садов имеет следующие основные преимущества:

Встроенные или встроенно-пристроенные детские сады небольшой вместимости, равномерно распределенные по территории проектирования, обеспечивают наиболее комфортную пешеходную доступность (пять минут и менее) от жилых домов.

Помещения таких детских садов приспособлены для смены воспитательной и образовательной функций на торговую или офисную при изменении демографической ситуации. Их фасады и как минимум один вход рекомендуется ориентировать на местные улицы.

Нормативный радиус территориальной доступности детских садов составляет 300 м. Как и в случае со школами, это позволяет разместить один детский сад небольшой вместимости (до 150 мест) в центре территории проектирования.

Для повышения компактности и адаптивности застройки Стандарт рекомендует встраивать детские сады в первые этажи жилых и общественных зданий с расчетом на обслуживание жителей от двух до четырех расположенных рядом кварталов. Такое размещение детских садов имеет следующие основные преимущества:

Встроенные или встроенно-пристроенные детские сады небольшой вместимости, равномерно распределенные по территории проектирования, обеспечивают наиболее комфортную пешеходную доступность (пять минут и менее) от жилых домов.

Помещения таких детских садов приспособлены для смены воспитательной и образовательной функций на торговую или офисную при изменении демографической ситуации. Их фасады и как минимум один вход рекомендуется ориентировать на местные улицы.

На сегментах улиц, на которые ориентированы входы в детские сады, необходимо обеспечить:

  • скоростной режим не выше 30 км/ч и применение мер по успокоению трафика, таких как искусственные неровности, сужения проезжей части, шиканы (успокоение дорожного движения);
  • применение мер по снижению шума и загрязнения воздуха от дорожного движения по периметру участка школы (шумозащитный рельеф, кустарниковое и высокоствольное озеленение).

12.0. Распределение автостоянок.

Необходимо выбрать оптимальный способа размещения требуемого числа машино-мест в составе жилой и многофункциональной застройки. Такой выбор влияет на компактность городской среды и ее приспособленность для пешеходных перемещений, а также на эффективность использования территории проектирования для размеще­ния жилой и многофункциональной застройки и экономику проекта развития территории.

Автостоянки могут быть расположены на территориях общего пользования, а также на плоскостных парковках и в паркингах различного типа на внутриквартальных территориях. Каждый способ хранения автомобилей имеет свои преимущества и недостатки. Организация автостоянок в рамках Стандарта нацелена:

  • на размещение основного количества машино-мест на автостоянках вдоль улиц или в паркингах;
  • на формирование по преимуществу бестранспортных внутриквартальных пространств.

Требуемое общее число машино-мест (P) для размещения на территории проектирования определяется по формуле:                       

P = R × (1 – pt) × 0,7, где

P — расчетная потребность в автостоянках на территории проектирования;

pt — целевая доля пользователей обще­ственного транспорта согласно выбранной целевой модели, %;

R — численность жителей на территории проектирования, тыс. чел.;

0,7 — понижающий коэффициент, позволяющий учесть домохозяйства, не использующие автомобиль или имеющие один автомобиль на несколько человек.

Из этого числа выделяется максимальное число наземных автостоянок, которое может быть размещено на территории проектирования вдоль улиц и на внутриквартальных территориях.

В параметрах целевых моделей устанавливается максимальное число наземных автостоянок на 1 га территории жилой и многофункциональной застройки, которые могут разместиться вдоль улиц.

Исходя из значения этого параметра общее число машино-мест, размещаемых вдоль улиц на территории проекти­рования, рассчитывается по формуле:

Ps = A × Psmax, где

Ps — количество наземных автостоянок, размещаемых вдоль улиц, машиномест;

A — площадь территории проектирования, га;

Psmax — количество наземных автостоянок вдоль улиц, машино-мест/га.

Количество машино-мест, которые могут быть размещены на наземных автостоянках на внутриквартальных террито­риях, определяется по формуле:

Pb = Σni=1Abi × qp / p

Pb — количество наземных автостоя­нок на внутриквартальных территориях, машиномест;

qp — доля внутриквартальных территорий для размещения автостоянок (макс.) *;

p — площадь территории, необходимая для размещения одного машиноместа, включая подъезд к нему, м²;

Σni=1Abi — сумма площадей всех кварталов, га.

Значения Ps и Pb суммируются. Полученное в результате сложения число машино-мест представляет собой общее число наземных автостоянок (Psurf), которые могут быть размещены на территории проектирования.

Наземные автостоянки размещаются вдоль улиц всех типов. На главных улицах городского и районного значения они ориентированы в основном на посетителей расположенных вдоль красных линий объектов общественно - деловой инфраструктуры. Для таких парковок целесообразно вводить ограничение по времени стоянки до двух-трех часов с целью стимулировать поток посетителей расположенных вдоль улицы объектов торговли и услуг. Здесь также может быть применен дифференцированный по времени суток режим использования парковок: днем они используются работниками расположенных поблизости офисов и малых производств, а в вечернее и ночное время - жителями окружающей застройки.

Вдоль второстепенных и местных улиц наземные автостоянки служат в основном для жителей окружающих домов. Плоскостные автостоянки размещаются на специально выделенных площадках на внутриквартальных территориях. Это могут быть закрытые для парковки внешних пользователей дворы жилой застройки или доступные широкому кругу парковки при офисах или общественных зданиях, например таких, как театры, спортивные центры и пр.

Размер площадки для размещения автостоянки в каждом квартале ограничивается значением соответствующего параметра (доля внутриквартальных территорий для размещения автостоянок), рекомендованным для выбранной целевой модели.

Плоскостные автостоянки могут размещаться также на территориях общего пользования вблизи остановок общественного транспорта и транспортно-пересадочных узлов. Вместимость таких парковок не должна превышать 100 машино-мест (площадь 0,4 га), чтобы избежать формирования значительных разрывов в застройке.

Многоуровневые паркинги могут быть размещены в составе кварталов жилой и многофункциональной застройки или занимать отдельный квартал. В первом случае паркинг, как правило, формирует часть периметра квартала. При этом длина такого сооружения не должна превышать половины длины стороны квартала, чтобы исключить образование протяженного глухого фасада. С той же целью в первый этаж такого паркинга рекомендуется встраивать объекты торговли и услуг. Паркинги, занимающие отдельные кварталы, выполняют функцию перехватывающих парковок, позволяющих сократить объем автомобильных перемещений по территориям жилой и многофункциональной застройки. Эти паркинги следует размещать на въезде на территорию такой застройки или в районе транспортно-пересадочного узла, через который проходят основные маршруты, связывающие территорию с другими частями города.

Размещение автостоянок в многоуровневых паркингах необходимо, если требуемое число автостоянок превышает общее число наземных автостоянок, которое может быть размещено вдоль улиц и на внутриквартальных территориях.

Количество машино-мест, которые должны быть размещены в многоуровневых паркингах, определяется по формуле:

Pp = P Psurf, где

Pp - число автостоянок для размещения в паркингах, машино-мест;

P - требуемое общее число автостоянок для размещения на территории проектирования, машино-мест;

Psurf - общее число наземных автостоя­нок, машино-мест.

13.0. Формирование сети пешеходных и вело-пешеходных путей.

Основной объем пешеходных и велосипедных перемещений проходит вдоль улиц, профиль которых предусматривает тротуары и велосипедные дорожки. Улично-дорожная сеть, сформированная кварталами небольшого размера (0,4–1,8 га), позволяет обеспечить опти­мальный для пешеходного и велосипедного движения интервал размещения перекрестков (120–150 м).

При размерах кварталов 2–5 га интервал размещения перекрестков увеличивается. Для комфорта перемещений пользователей необходимо сформировать сеть сквозных пешеходных и велосипедных путей, соединяющих улицы и другие общественные пространства по внутриквартальным территориям, через парки и скверы.

Велосипедные и пешеходные пути должны связывать жилую застройку по кратчайшим траекториям со следующими объектами на территории проектирования:

  • центрами городской жизни;
  • остановками общественного транспорта и транспортно-пересадоч­ными узлами;
  • объектами общественно-деловой инфраструктуры;
  • школами и детскими садами;
  • озелененными территориями.

При укрупненных размерах кварталов, затрудняющих создание пешеходных и велосипедных путей по кратчайшим расстояниям между точками притяжения на территории проектирования, устраиваются сквозные велосипедные и пешеходные пути по внутриквартальным территориям.

Сеть пешеходных и велосипедных путей должна прокладываться вдоль кратчайших траекторий с учетом возможного расположения застройки и требований к организации уличного фронта на улицах, на которые будут выходить пешеходные и велосипедные маршруты.

По возможности вдоль пешеходных и велосипедных путей, соединяющих кварталы жилой и многофункциональной застройки с точками притяжения, следует устраивать линейное озеленение, а также минимизировать количество барьеров для пешеходов и велосипедистов.

В местах пересечений пешеходных и велосипедных путей с улицами размещаются наземные пешеходные переходы. В новом строительстве следует избегать устройства подземных пешеходных переходов и виадуков.   

Велодорожка прокладывается с максимальным продольным уклоном  6 %.

14.0. Площадь помещений для размещения объектов общественно-деловой инфраструктуры в составе квартала.

Долю помещений для размещения объектов общественно-деловой инфраструктуры для всей зоны пешеходной доступности. При проектировании необходимо более точно определить места размещения таких объектов в составе определенных кварталов. Чтобы это сделать, необходимо установить укрупненные технико-экономические показатели застройки каждого квартала на территории проектирования.

По результатам расчета значений параметров выбранной модели Стандарта в городском масштабе для территории проектирования укрупненно определяются:

  • общая площадь жилья, тыс. м²;
  • общая площадь помещений для размещения объектов общественно - деловой инфраструктуры, тыс. м².

Уровень функционального разнообразия застройки, как и ее плотность, зависит от удаленности кварталов от центра городской жизни, а также типов улиц, к которым примыкают земельные участки, расположенные в составе квартала. Ближе к центру городской жизни доля помещений, предназначенных для размещения объектов общественно-деловой застройки, от общей площади зданий в квартале повышается, поскольку в местах прохождения интенсивных потоков выше спрос на объекты торговли и услуг, а размещение офисов и малых производств дополнительно интенсифицирует эти потоки.

В общей площади зданий в кварталах выделяется доля помещений, приспособленных для размещения объектов общественно-деловой инфраструктуры.

Такая доля может быть установлена для всех или для ограниченного числа кварталов на территории проектирования. В последнем случае часть кварталов будет предназначена для размещения исключительно жилой застройки.

Доля устанавливается с учетом следующих рекомендаций:

  • 15–20 % при размещении объектов общественно-деловой инфраструктуры только в первых этажах жилых зданий - для кварталов, ограниченных с двух и более сторон второстепенными улицами;
  • более 20 % при размещении объектов общественно-деловой инфраструктуры в частях зданий выше первого этажа или в отдельно стоящих зданиях - для кварталов, расположенных в границах центров городской жизни и вдоль главных улиц городского и районного значения;
  • менее 15% - в кварталах, ограниченных с двух и более сторон местными улицами, где меньше всего потребность в размещении объектов общественно-деловой инфраструктуры.

В общей площади зданий в кварталах выделяется доля помещений, приспособленных для размещения объектов общественно-деловой инфраструктуры. Такая доля может быть установлена для всех или для ограниченного числа кварталов на территории проектирования. В последнем случае часть кварталов будет предназначена для размещения исключительно жилой застройки.

Доля устанавливается с учетом следующих рекомендаций:

  • 15–20% при размещении объектов общественно-деловой инфраструктуры только в первых этажах жилых зданий - для кварталов, ограниченных с двух и более сторон второстепенными улицами;
  • более 20% при размещении объектов общественно-деловой инфраструктуры в частях зданий выше первого этажа или в отдельно стоящих зданиях - для кварталов, расположенных в границах центров городской жизни и вдоль главных улиц городского и районного значения;
  • менее 15% - в кварталах, ограниченных с двух и более сторон местными улицами, где меньше всего потребность в размещении объектов общественно-деловой инфраструктуры.

Рассчитывается общая площадь таких помещений по следующей формуле:

Sc = Sb × qc, где                        

Sc - общая площадь помещений, приспособленных для размещения объектов общественно-деловой инфраструктуры в квартале, тыс. м²;

Sb - общая площадь зданий в границах квартала, тыс. м²;

qc - доля помещений, приспособленных для размещения объектов общественно-деловой инфраструктуры, от общей площади застройки в квартале, %.

Размещение в одном квартале жилой застройки и объектов общественно - деловой инфраструктуры предполагает появление в нем различных групп пользователей - жителей квартала, сотрудников и посетителей объектов общественно-деловой инфраструктуры, сотрудников офисов и малых производств. Эти группы отличаются режимом пребывания на территории квартала и видами активности. Для их комфортного и бесконфликтного пребывания необходимо решать следующие задачи:

  • разделение пешеходных и транспортных потоков жителей квартала и сотрудников и посетителей предприятий, расположенных в квартале;
  • разграничение внутриквартальных территорий, используемых жителями и работающими в квартале;
  • организация зон технической загрузки товаров в предприятия торговли и услуг с учетом акустического комфорта пользователей квартала.

Наземные автостоянки для сотрудников и посетителей объектов общественно-деловой инфраструктуры рекомендуется размещать вдоль улиц, для жильцов - во дворе в пределах рекомендуемой доли внутриквартальных территорий для размещения автостоянок, а также вдоль улиц, на которые выходит преимущественно жилая застройка. Входы в жилые подъезды и помещения стрит-ретейла рекомендуется разделять средствами благоустройства.

Следует устраивать отдельную площадку для отдыха сотрудников в отступе от красной линии (прифасадной зоне), ограничивая использование ими территории двора. Площадки для отдыха сотрудников офисов также можно размещать на стилобате офисных зданий, чтобы сохранить двор в полном распоряжении жильцов дома.

Визуальную связь между окнами жилых и нежилых помещений рекомендуется ограничить при помощи буферных зон и озеленения для повышения приватности квартир.

Для обеспечения акустического комфорта пользователей квартала загрузку товаров в предприятия торговли и услуг рекомендуется осуществлять со стороны улицы (в строго определенные часы) и с глухого торца здания, выходящего на внутриквартальный проезд.

15.0. Формирование открытых пространств.

Климат имеет решающее значение в формировании открытых городских пространств. Климат - это долгосрочное поведение окружающей среды в выбранном регионе со своими особенностями, такими как температура, влажность, ветер, осадки, облачность.

Необходимость интеграции климатических условий в процессе разработки проектов благоустройства, подбора элементов, материалов и их содержания является актуальной.

Достижение комфортных микроклиматических условий, несомненно, может повысить качество городской жизни. Акцент должен быть сделан на обеспечении совместимости между местными климатическими условиями - качеством воздуха, шумом, тенью, температурой, солнечной радиацией, влажностью, ветром, дождем и снегом, а также дизайном и расположением игровых площадок и оборудования.

15.1 Покрытия пешеходных зон.

Пешеходная зона - участок территории, предназначенный для движения пешеходов. Пешеходная зона  может быть ограничена зоной общественного обслуживания (место размещения уличной мебели, элементов уличной торговли и пр.), технической зоной тротуара, прифасадной зоной.

В озелененных территориях дополнительно может обустраиваться буферная полоса. В местах перепада рельефа необходимы открытые лестницы и пандусы, тактильные указатели для навигации слабовидящих.

Необходимая ширина пешеходного пути рассчитывается по формуле:

B = 0,75 × N × k / p, где

B - минимальное расстояние для обеспечения возможности механизированной уборки и проезда инвалидных колясок;

0,75 - стандартная ширина одной полосы пешеходного движения, м;                 

N - фактическая интенсивность пешеходного движения в часы пик, определяемая суммарно по двум направлениям на участке устройства пешеходного тротуара, чел/ч;

k - коэффициент перспективного изменения интенсивности пешеходного движения;

p - пропускная способность одной полосы, чел/ч.

Минимальная ширина пешеходной зоны - 2 м (с возможным уменьшением до 1,5 м в стесненных условиях). При ширине пешеходной зоны 1,5 м необходимо предусмотреть карманы каждые 25 м размером не менее 2×1,8 м для разъезда кресел-колясок.

Для зонирования используют разные типы материалов, способы укладки, цвета, фактуры покрытий, перепады уровня, тактильные полосы и бордюры.

Рекомендуется использовать материалы с шероховатой, противоскользящей, не создающей вибраций поверхностью. Коэффициент сцепления: 0,6 - сухое, ≥ 0,4 - влажное.

Следует использовать светлые материалы с высоким коэффициентом альбедо 0,3–0,4 в теплом климате; темные - с коэффициентом альбедо < 0,3 - в холодном.

Поперечный уклон поверхности из асфальто-цементобетонных покрытий - 1,5%, сборных плитных - 1,5–2%, мягких - 1,5%. Максимальный продольный уклон - 6%.

Отношение ширины плитки к ее длине ≤ 1:3. Максимальный перепад высоты между сборными элементами - 2 мм.

Следует соблюдать цельность покрытия без зазоров. Швы ≤ 5 мм - для непроницаемого мощения, 10–35 мм - для проницаемого.

Пешеходные тротуары, на которых подразумевается возможность проезда автомашин нагрузкой > 3,5 т, следует укреплять при помощи армирования несущего слоя.

Необходимо обеспечить доступ к инженерным коммуникациям. На больших участках мощения, парковых территориях для отвода осадков в грунт и насыщения влагой растений следует использовать водопроницаемые покрытия

Для доступа дорожно-уборочной техники: ширина проезда ≥ 1,5 м, устойчивость покрытия к нагрузке (≤ 3,7 т). Следует выбирать конструкцию покрытий в зависимости от нагрузки и режима использования поверхности. Рекомендуется обеспечение системы отвода поверхностных стоков.

На больших участках мощения, парковых территориях для отвода осадков в грунт и насыщения влагой растений следует использовать водопроницаемые покрытия. Следует выбирать конструкцию покрытий в зависимости от нагрузки и режима использования поверхности.

Выбор элементов сопряжения покрытий зависит от типа покрытия, нагрузки (веса) и использования поверхности.

15.2. Покрытие велодорожек.

Велодорожка - выделенный участок территории или тротуара для перемещения на велосипедах и других низкоскоростных средствах (самокаты, роликовые коньки, скейтборды и др.). Бывают обособленными, совмещенными с пешеходной зоной и размещенными на проезжей части. На основных пешеходных маршрутах и длинных непрерывных участках дороги обособление велодорожки должно быть физическим. Рекомендуемая ширина односторонней велодорожки - 1,2–2 м, двусторонней ‑     2,5–4 м.

Велодорожки обозначаются знаком «Велосипедная дорожка» и пиктограммой «Велосипедист», для разделения полос применяется разметка или разделительная полоса, в местах пересечения с проезжей частью – разметка.

Покрытия для велодорожек рекомендуется делать визуально и тактильно отличными от прилегающих зон. Для транзитных велодорожек подойдут твердые покрытия - асфальтобетон, каменные материалы с обработкой органическими вяжущими веществами, крупные плиты мощения, для рекреационных - гравийные, грунтовые и песчаные.

Следует использовать материалы с шероховатой, противоскользящей, не создающей вибраций поверхностью. Коэффициент сцепления:                 0,6 - сухое, ≥ 0,4 - влажное. Плиты мощения - крупноразмерные без фасок, укладываются по диагонали или длинной стороной поперек движения велосипедистов. Толщина шва - ≤ 5 мм. При спуске велодорожки относительно тротуара следует использовать камень-аппарель в качестве элемента сопряжения. Пересечение и примыкание велосипедных дорожек к пешеходным следует маркировать разным цветом покрытий. Рекомендуемый поперечный уклон поверхности велодорожки - 1,5 - 2,5%. Максимальный уклон подъема до 30 м - 7%, 60 м - 6%, 130 м - 5%, 250 м - 4%, 500 м - 3%. Дождеприемники водоотведения устанавливаются вдоль бортового камня. Пазы дождеприёмник решеток перпендикулярно/диагонально движению.

15.3. Покрытия автостоянок и проездов.

Стоянки для автомобилей (автостоянки) - открытые площадки для временного хранения автотранспорта. Размер парковочного места зависит от типа размещения автомобилей относительно друг друга (параллельно или перпендикулярно). Рекомендуемые размеры парковочных мест для легковых автомобилей, перпендикулярных оси проезжей части, - 2,5х5 м; машинно-мест, параллельных проездам, - 2,25х5,5 м. Для людей с ограниченными возможностями стандартное машинно-место увеличивается на 1,2 м в обоих направлениях - 3,6х6 м. Выделяются разметкой 1.1, колесо отбойниками и дорожным знаком 6.4 «Парковка (парковочное место)». Автостоянки организуются в одном или в разных уровнях с проезжей частью в виде парковочных карманов или на специально выделенной полосе.

Покрытия на автомобильных стоянках рекомендуется делать визуально и тактильно отличными от таковых в прилегающих зонах. Рекомендуется использование водопроницаемых комбинированных покрытий.

Проезды ‑ участок улично-дорожной сети, обеспечивающий движение и заезд безрельсовых транспортных средств (автомобилей, средств общественного транспорта, дорожно-уборочной техники и т. д.) на внутриквартальную территорию. Оснащается дорожной разметкой, элементами дорожной навигации, освещения, ограждений, рекламными установками. Обустраивается в разных уровнях с пешеходной зоной.

Поверхность дорожного покрытия должна быть единой по всей длине, при восстановлении поврежденных участков не должно возникать эффекта заплаток.

Следует использовать твердые материалы с ровной, шероховатой, противоскользящей, не создающей вибраций при движении поверхностью.

Необходимо соблюдать цельность покрытия без ям и выбоин. Швы ≤ 5 мм - для непроницаемого мощения, 10–35 мм - для проницаемого. Поперечный уклон поверхности из асфальто/цементобетонных покрытий 1,5%, сборных плитных - 1,5-2%. Минимальный - 0,5% для обеспечения водоотвода. Максимальный продольный уклон - 2%.

При использовании мощения для предотвращения разрушения следует использовать мелкоштучные элементы, ввиду высоких нагрузок и интенсивности использования толщина плитки покрытия автостоянок должна быть ≥ 100 мм.

Следует выбирать покрытие, устойчивое к воздействию химических веществ (масел, растворителей, бензина).

Дорожная разметка выполняется из материалов, заметных в любое время суток, с добавлениемсветоотражающих материалов.

Опубликовано: Администратор 5

1387

Комментарии 0