6 декабря в рамках в рамках Делового форума «Бизнес — прогнозы. На что делать ставку в 2018 году?», организованного при поддержке «Деловой России» в Нижнем Новгороде, Алексей Малоземов, директор АНО «Центр Мониторинга и Контроля за ценообразованием», эксперт Института экономики роста им. Столыпина П.А. представил проект, направленный на снижение тарифов за счет повышения эффективности управления инфраструктурными монополиями.
Снижение тарифов на услуги структурных монополий является одним из основных системных решений «Стратегии роста », общей стратегии социально-экономического развития Российской Федерации до 2025 года, направленных на активизацию источников роста, подготовленной по поручению Президента и представленной Уполномоченным по защите прав предпринимателей Борисом Титовым.
Сегодня естественные инфраструктурные и сырьевые монополии рассматриваются как самодостаточные центры формирования прибыли. Это стимулирует увеличение тарифной нагрузки на потребителей и, как следствие, приводит к росту инфляции. Ценообразование на услуги естественных монополий формируется по фактическим затратам, а не от уровня эффективности и их экономической обоснованности. Планирование инвестиционной деятельности естественных монополий не синхронизировано с социально-экономическими программами и программами территориального развития регионов, а инвестиционные затраты вопреки международной практике закладываются в стоимости товаров и услуг без учета эффективности их реализации.
В 2016-2017 гг. 38% решений по тарифам, принятых местными властями в регионах содержат признаки нарушения законодательства.
Нарушение предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, по которым ФАС России не осуществила контрольные мероприятия, было выявлено в 21 регионе. В 14 регионах ФАС России согласованы и отменены решения об установлении тарифов на уровне выше и (или) ниже предельных уровней тарифов, а в 35 субъектах были приняты решения с нарушениями предельных уровней.
Решить структурные проблемы позволит внедрение современной и соответствующей лучшим международным стандартам модели фондирования инвестиций на основе метода тарифного регулирования Price Cap. Она учитывает применение непосредственно к тарифам параметра на базе индекса целевой инфляции, определенного на основе показателей повышения эффективности инфраструктурных монополий, который будет являться индикатором по снижению роста тарифов, то есть обратным коэффициентом давления на индекс инфляции.
Предполагается установление тарифов на 6 лет без права пересмотра фактически должен устанавливаться верхний предел тарифа с возможностью в рамках предела применять пониженный тариф непосредственно инфраструктурной монополией. Необходимо стимулировать организации к снижению затрат и достижению целевых показателей эффективности компании при сохранении качества предоставляемых услуг.
Это позволит вовлечь в экономику страны более 2 трлн рублей исключенных из тарифов экономически необоснованных расходов в рамках текущей деятельности регулируемых государством инфраструктурных монополий.
В начале 2018 года пилотные проекты будет запущен еще в 5 субъектах.
Комментарии 0