Введение
Концепция направлена на повышение эффективности системы технического нормирования и регулирования строительства через:
- совершенствование устаревших методов нормирования, не отвечающих сложившимся экономическим условиям и потребностям субъектов технического регулирования и лучшим мировым практикам;
- систематизацию и модернизацию нормативной технической базы, а также ее гармонизацию с региональными и международными нормативными техническими документами;
- устранение избыточных технических барьеров, обеспечение взаимной согласованности технических требований, предъявляемых к зданиям и сооружениям в документах различных федеральных органов исполнительной власти;
- содействие развитию добросовестной конкуренции, повышению качества и уровня безопасности строительства зданий и сооружений, снижение стоимости и сроков строительства;
- усиление роли профессионального экспертного сообщества в качестве субъекта систем технического нормирования и регулирования, а также подготовки специалистов для работы в этих системах;
- развитие системы технического нормирования и регулирования как одного из инструментов интеграции государств - членов СНГ и Евразийского экономического союза.
Раздел 1. Современное состояние системы технического регулирования строительства
Общие положения
Техническое регулирование - основной инструмент обеспечения безопасности на всех стадиях строительства и эксплуатации объектов за счет разработки и контроля за соблюдением требований к качеству выполняемых строительных работ, используемых строительных материалов и изделий. Посредством стимулирования применения инновационных технологических
решений, строительных материалов и подходов к организации строительства техническое регулирование также оказывает решающее влияние на динамику развития строительной отрасли в целом.
В полной мере техническое регулирование строительства поддерживалось государством до 1995 года. Существовавшая тогда комплексная система нормативных документов включала обязательные для применения строительные нормы и правила (СНиП), а также своды правил и государственные стандарты и охватывала все этапы жизненного цикла зданий и сооружений.
Разработка нормативных документов осуществлялась за счет средств государственного бюджета единым государственным органом управления по строительству (Госстроем) с использованием результатов научных исследований, проводимых на постоянной основе.
Разработанные в СССР нормы были признаны лучшими в мире и легли
в основу ряда зарубежных норм, в том числе еврокодов. При этом следует отметить, что проектирование по российским нормам обеспечивает наиболее оптимальный баланс эксплуатационной надежности и материалоемкости.
С принятием Федерального закона No 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – 184-ФЗ) и отменой в начале 2000-х СНиПа 10-01 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения» логика существовавшей ранее комплексной системы была нарушена, понятие
«строительных норм и правил» исключено из законодательства.
Отсутствие на протяжении последних 20 лет государственного планирования и финансирования развития нормативной базы строительства сдерживало обновление нормативных документов по приоритетным для
государства направлениям. Разработку норм взял на себя бизнес, при этом разработка нормативных документов, обеспеченная рыночным финансированием, зачастую обусловлена необходимостью в продвижении определенных технологий и видов строительных материалов.
Невозможность своевременной актуализации научной базы технического нормирования привела к содержанию в действующих документах устаревших технических норм, сдерживающих внедрение инновационных технологий, снижающих эффективность и качество проектирования и строительства.
Необходимость восполнять существующие в нормативной технической базе пробелы чрезмерным количеством специальных технических условий для разработки проектной документации повлекло за собой существенное увеличение стоимости и сроков проектирования и строительства, создав дополнительные административные барьеры.
1.1. Текущее положение системы технического регулирования строительства
В настоящее время основным документом, регламентирующим техническое регулирование в строительной отрасли, является Федеральный закон от 30 декабря 2009 года No 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – 384-ФЗ), распространяющийся
на все виды строительных сооружений. Согласно части 2 статьи 5 384-ФЗ безопасность зданий и сооружений обеспечивается посредством соблюдения его требований и требований стандартов и сводов правил, включенных в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2020 No 985 (далее - Перечень No 985), который содержит в своем составе части 74 сводов правил и 4 стандартов (примерно 7000 требований), и Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. No 384-ФЗ «Технический регламент безопасности зданий и сооружений», утвержденный приказом от Росстандарта от 2 апреля 2020 г. No 687 (далее - Перечень No 687), который содержит в своем составе 371 свод правил и 163 стандарта, или требований специальных технических условий.
Также система технического регулирования в области безопасности зданий и сооружений, включая отдельные виды объектов капитального строительства, представленная техническими регламентами Евразийского экономического союза и национальными техническими регламентами, имеет пересечения областей применения, а также дублирования и противоречия, в том числе в части конкретных технических требований, друг с другом и с нормативными правовыми актами, разрабатываемыми в развитие отдельных направлений нормативного регулирования (вне законодательства о техническом регулировании):
1) Федерального закона от 30 марта 1999 г. No 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения»;
2) Федерального закона от 10 января 2002 г. No 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
6
3) Федерального закона от 26 марта 2003 г. No 35-ФЗ «Об электроэнергетике»;
4) Федерального закона от 21 июля 1997 г. No 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
5) Федерального закона от 21 июля 1997 г. No 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»;
6) Федерального закона от 21 ноября 1995 г. No 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии»;
7) Федерального закона от 23 ноября 2009 г. No 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности».
Вся совокупность федеральных законов, связанных с безопасностью зданий и сооружений, нормативных правовых актов, утверждаемых в их развитие, включая санитарные нормы и правила, стандартов и сводов правил, утверждаемых в развитие технических регламентов, в условиях отсутствия единого координатора, курирующего все профильное нормативное регулирование, представляет собой сложную систему технических требований со множеством неструктурированных связей между собой, что критическим образом сказывается на прозрачности системы нормативного регулирования, а также не позволяет идентифицировать и применять оптимальные и эффективные проектные решения, удовлетворяющие требованиям всевозможных видов документов.
Как показала практика, установленный в соответствии с Техническим регламентом о безопасности зданий и сооружений порядок обеспечения соблюдения требований регламента применением на обязательной основе отдельных частей (разделов, подразделов и пунктов) сводов правил, предназначенных в целом для добровольного применения, излишне усложнен и требует пересмотра. Получившие обязательный статус отдельные требования (части) сводов правил не носят комплексного характера, и их применение само по себе не может обеспечить безопасность строительства.
Различный, а порой и неопределенный, статус документов одного вида и их разобщенность существенно затрудняет их понимание и пользование ими. Перечни документов, применяемых для соблюдения требований регламента, не содержат критериев необходимости и достаточности для применения при проектировании и строительстве конкретных объектов.
Большой проблемой для обеспечения безопасности зданий и сооружений, а также фактором, существенно влияющим на стоимость и сроки строительства, является неограниченная, а нередко и необоснованная разработка специальных технических условий (далее – СТУ).
Согласно части 8 статьи 6 384-ФЗ в случае, если для подготовки проектной документации требуется отступление от требований, установленных включенными в Перечень No 985 документами, недостаточно требований к надежности и безопасности, установленных указанными документами, или такие требования не установлены ни в одном из Перечней (985 и 687), подготовка проектной документации и строительство здания или сооружения осуществляются в соответствии с СТУ, разрабатываемыми и согласовываемыми в порядке, установленном Минстроем России, либо МЧС России.
На практике, учитывая, что мероприятия, предусмотренные документами, включенными в Перечень No 985, требуют финансовых затрат, превышающих стоимость разработки СТУ, застройщики нередко прибегают к инструменту СТУ для удешевления стоимости строительства, что вполне понятно, но не всегда обосновано в нужном объеме необходимыми компенсирующими мероприятиями, направленными на обеспечение безопасности.
Кроме того, сама часть 6 статьи 8 вызывает неоднозначную трактовку в части отсутствия норм, которое трактуется экспертами как отсутствие норм в Перечне No 985. Такая трактовка нивелирует наличие Перечня No 687 и противоречит статье 16.1 184-ФЗ, устанавливающей принципы применения добровольных документов.
По результатам анализа СТУ, выполненном Минстроем России (ФАУ «ФЦС») выявлен ряд факторов, способствующих росту количества СТУ.
1. Допускается разработка на один объект капитального строительства единовременно нескольких СТУ.
2. Допускается разработка и согласование СТУ в случаях отклонения от подлежащих применению на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил.
3. Разработкой СТУ может заниматься любое лицо, квалификационные требования к разработчику СТУ не предъявляются.
4. Отсутствуют требования к формированию и осуществлению деятельности Нормативно-технического совета, не установлены квалификационные требования к членам указанного совета, призванные обеспечить должный уровень проверки качества предлагаемых проектами СТУ решений.
5. Процедура разработки и согласования СТУ носит закрытый характер. Сведения о согласованных технических решениях не публикуются в открытом доступе для ознакомления всеми заинтересованными лицами.
Согласно части 9 статьи 6 384-ФЗ согласованные в установленном порядке СТУ могут являться основанием для включения содержащихся в таких СТУ требований к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки в национальные стандарты и своды правил, применение которых обеспечивает соблюдение требований 384-ФЗ.
Необходимо проработать комплекс нормативно-правовых актов, направленных на ускоренное внедрение повторяющихся СТУ в положения сводов правил Минстроя России.
В настоящее время в целях сокращения сроков разработки и изменения сводов правил в сфере строительства в части упрощения порядка внесения изменений в своды правил, в том числе на основании повторяющихся СТУ,
Минстроем России подготовлен пакет проектов нормативно-правовых актов:
- проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Правила разработки, утверждения, опубликования, изменения и отмены сводов правил» (актуализация постановления Правительства Российской Федерации от 1 июля 2016 No 624 «Об утверждении Правил разработки, утверждения, опубликования, изменения и отмены сводов правил»);
- проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон от 29.12.2004 No 190-ФЗ Градостроительный кодекс Российской Федерации».
Введение в действие указанных изменений будет способствовать сокращению разрабатываемых СТУ.
Для скорейшего внедрения инноваций и специальных решений в случае отсутствия необходимых норм существует еще один механизм, почти не используемый на практике. В соответствии с частью 6 статьи 15 384-ФЗ в случае отсутствия документов, включенных в Перечень No 985 и Перечень No 687, соответствие проектных значений и характеристик здания или сооружения требованиям безопасности, а также проектируемые мероприятия по обеспечению его должны быть обоснованы одним или несколькими из следующих способов:
1) результаты исследований;
2) расчеты и (или) испытания, выполненные по сертифицированным или апробированным иным способом методикам;
3) моделирование сценариев возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий, в том числе при неблагоприятном сочетании опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий;
4) оценка риска возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий.
Данный механизм не работает по ряду причин, одной из основных является отсутствие порядка (регламента, методики) принятия (рассмотрения)
экспертами результата работ, выполняемых требуемыми для обоснования способами.
Важной проблемой строительного нормирования остаются многочисленные дублирования и противоречия в регулировании строительства. Несмотря на наличие нормативной технической базы Минстроя России, содержащей требования ко всем видам строительных сооружений и конструкций, другими ведомствами активно разрабатываются документы, устанавливающие разнообразные обязательные требования к проектированию и строительству объектов капитального строительства. К сожалению меры, принимаемые для обеспечения текущих интересов вовлеченных в отрасль федеральных органов исполнительной власти в попытке найти консенсус, зачастую усугубляют сложности технического регулирования в строительстве при обеспечении безопасности зданий и сооружений и одновременном создании условий развития применения передовых технологий.
В настоящее время действуют более 5 тысяч документов, устанавливающих обязательные и добровольные требования в строительстве (в том числе требования к строительной продукции), которые утверждают 7 государственных органов: Минстрой России, Минтранс России, Минэнерго России, Минпромторг России, МЧС России, Ростехнадзор, Роспотребнадзор.
При этом в компетенции Минстроя России находятся 1500 действующих документов по стандартизации, из которых части 78 документов имеют характер обязательного применения и включены в Перечень No 985.
Назрела необходимость усиления координирующей роли Минстроя России при установлении требований к объектам капитального строительства любого функционального назначения, а также четкие критерии содержания, в частности, санитарно-эпидемиологических норм, которые согласно Федеральному закону от 30 марта 1999 г. No 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» должны предъявлять требования к факторам среды обитания, а на практике устанавливают
требования к объемно-планировочным решениям, к инженерным системам зданий и т.д. То же самое относится к требованиям пожарной и промышленной безопасности.
Документы по стандартизации для строительной отрасли разрабатывают ТК 465 «Строительство» и 23 смежных с ним технических комитета по стандартизации, созданных Росстандартом. Отсутствие взаимной согласованности нормативных технических документов в строительстве осложняет применение действующих норм при проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию, а также негативно влияет на процессы ценообразования, сметного нормирования, государственного контроля (надзора) и, в конечном итоге, на реализацию нацпроектов. Необходимо обеспечить «одноканальность» разработки технических требований в сфере строительства.
Еще одной проблемой технического регулирования отрасли является неадекватное положение документов по стандартизации, установленное Федеральным законом от 29 июня 2015 г. No 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (далее - 162-ФЗ).
В настоящее время согласно статье 2 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (далее - 162-ФЗ):
«1) документ по стандартизации - документ, в котором для добровольного и многократного применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации, за исключением случаев, если обязательность применения документов по стандартизации устанавливается настоящим Федеральным законом;
5) национальный стандарт - документ по стандартизации, который разработан участником или участниками работ по стандартизации, по результатам экспертизы в техническом комитете по стандартизации или проектном техническом комитете по стандартизации утвержден федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации и в котором для
всеобщего применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации;
12) свод правил - документ по стандартизации, утвержденный федеральным органом исполнительной власти или Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" и содержащий правила и общие принципы в отношении процессов в целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов».
Фактически в национальном стандарте устанавливаются характеристики, правила и принципы к объектам, а в своде правил только правила и общие принципы в отношении процессов.
Необходимо обратить внимание на то, что требования технических регламентов – это требования безопасности, а ФОИВ (Минстрой) представляет государство в области обеспечения требований безопасности и утверждает своды правил, обеспечивающие выполнение требований безопасности зданий и сооружений.
Таким образом, согласно действующей редакции 162-ФЗ требования к зданиям вправе установить любое физическое лицо – разработчик ГОСТ (согласно пункту 4 статьи 2 162-ФЗ), а государство в лице Минстроя России не имеет такой возможности и может регулировать лишь процессы проектирования и строительства.
Согласно части 2 статьи 5 384-ФЗ безопасность зданий и сооружений обеспечивается посредством соблюдения его требований и требований стандартов и сводов правил, включенных в Перечень No 985 и Перечень No 687.
Указанные Перечни содержат в своем составе своды правил, являющиеся базовыми ведомственными нормативно-техническими документами строительной отрасли, которые фактически значительно ограничены в области применения (процессы) и, в соответствии с положениями 162-ФЗ не могут устанавливать требования к нагрузкам и
воздействиям, к доступности для маломобильных групп населения, к жилым многоквартирным зданиям и т.д.
Еще одним фактором, существенно влияющим на стоимость и сроки строительства, стало уничтожение норм технологического проектирования (ОНТП), которые потеряли свой легитимный статус с принятием 184-ФЗ.
ОНТП – нормативные документы по проектированию технологических процессов промышленных, сельскохозяйственных, транспортных, спортивных сооружений, медицинских организаций, объектов магистральной инфраструктуры и т.д., которые разрабатывались и утверждались отраслевыми министерствами и согласовывались с Госстроем СССР. В результате отсутствия унифицированных требований к технологической части проекта стоимость объекта значительно увеличивается. При этом часть технологических параметров вынужденно переносится в своды правил, что не соответствует требованиям части 3 статьи 3 384-ФЗ.
Для унификации технологических требований в целях сокращения стоимости и сроков строительства целесообразно законодательно установить аналогичный порядок утверждения и введения в действие ОНТП.
Достаточно серьезной проблемой в настоящее время является дефицит специалистов, способных на должном уровне разрабатывать нормативные технические документы. Все меньше и меньше остается «головных» институтов, курирующих различные направления строительного нормирования, все меньше и меньше специалистов, способных написать грамотные нормативные технические документы, т.к. из-за ряда исторически сложившихся факторов в стране сильно упал уровень подготовки инженерно- технических и научных кадров, и эта ситуация сможет измениться в лучшую сторону спустя десятилетия.
По этой причине, а также в силу законодательства о закупках и годового цикла бюджетного финансирования (которого явно недостаточно для полноценной разработки документа), сильно падает и уровень национальных стандартов и сводов правил. Решить эту проблему можно созданием единого центра разработки всех документов, содержащих в себе требования к зданиям и сооружениям, а также связанным с ними процессам, в форме Российского института нормирования в строительстве на базе подведомственного Минстрою России Учреждения, которое как самостоятельно, так и с привлечением профильных научно-исследовательских институтов осуществляло бы разработку нормативных технических документов для строительной отрасли. Такие учреждения есть в Казахстане (КазНИИСА) и Беларуси (Стройтехнорм), и они успешно справляются со своей задачей.
1.2. Научные основы для совершенствования системы технического регулирования строительства
В 2015 году Правительством Российской Федерации впервые в истории современной России было принято решение о реализации комплексной программы развития системы технического нормирования в строительстве в формате государственного задания подведомственному Минстрою России Федеральному центру нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве.
Минстрой России внедрил новую практику разработки и актуализации нормативно-технических документов в области проектирования и строительства - вместо заявительного порядка, когда своды правил разрабатывались в основном по инициативе заинтересованных организаций, восстановлено государственное участие в планировании разработки норм.
Активное участие в развитии нормативной базы принимают Российская академия архитектуры и строительных наук (РААСН), отраслевые объединения и национальные объединения саморегулируемых организаций. В период с 2015 по настоящее время под эгидой Минстроя России выполнено свыше 600 прикладных научных исследований, при этом более 100 новых параметров, методик, расчетных положений, полученных в результате прикладных научных исследований, вошли в нормативную базу до 2020 года (за один год осуществляется разработка (переработка) порядка 130 НТД (сводов правил и стандартов) и выполняется порядка 120 НИР (НИОКР). Еще более 100 нововведений по результатам научных исследований будут отображены в нормативной базе до конца 2024 года.
В период с 2019 по 2024 г.г. в рамках национального проекта «Жилье и городская среда» запланировано актуализировать 549 нормативных технических документов для внедрения передовых технологий и установление ограничения на использование устаревших технологий при проектировании и строительстве, внедрить 242 новых нормативных технических документов для осуществление поэтапного отказа от использования устаревших технологий в проектировании и строительстве.
1.3. Основные проблемы в системе технического регулирования строительства
− отсутствие «одноканальной» процедуры выпуска новых
и актуализации существующих нормативно-технических и нормативных правовых документов, которые содержат требования, необходимые при прохождении экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий;
− отсутствие четкой структуры нормативной базы;
− ограничение области применения свода правил, установленное в 162-ФЗ, его статус в иерархической структуре документов по стандартизации; − зарегулированность отрасли, избыточные административные барьеры при проектировании, согласовании проектной документации,
строительстве, вводе в эксплуатацию;
− отсутствие в нормативной базе отраслевых норм
технологического проектирования;
− несвоевременное обновление «обязательного» и «добровольного»
перечней и, следовательно, невозможность своевременного вступления в силу разработанных и обновленных документов;
− дублирования, противоречия в нормативной базе;
− отсутствие понятного проектировщику и надзорным органам механизма применения обязательных и добровольных требований;
− длительные сроки внедрения инноваций;
− дефицит научных кадров;
− длительные сроки разработки и принятия изменений в документы
технического регулирования;
− избыточное и в ряде случаев необоснованное использование
специальных технических условий, отсутствие механизмов по переводу часто повторяющихся положений СТУ в нормативные технические документы (своды правил);
− ограничение финансовых и кадровых возможностей научно- исследовательских организаций, полная ликвидация системы экспериментального проектирования и строительства;
− низкий уровень разрабатываемых документов из-за недостаточных сроков, выделенных на разработку, отсутствия кадровых возможностей, отсутствия единых подходов по совершенствованию документов.
1.4. Анализ международного опыта
В Республике Казахстан действуют обязательные строительные нормы СН РК, СНиП РК, СП добровольного применения и т.д. При этом в нормативной базе Казахстана отсутствуют дублирования и противоречия в документах, содержащих обязательные и добровольные требования к проектированию и строительству объектов капитального строительства, поскольку все пожарные и санитарно-эпидемиологические требования разрабатывает одна организация – КазНИИС, который является подведомственной организацией Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан.
В Беларуси указом Президента Александра Лукашенко от 5 июня 2019 г. No 217 «О строительных нормах и правилах» вводятся в действие строительные нормы и строительные правила, которые разрабатываются в целях создания в стране прогрессивной системы технического нормирования.
Указом определено, что строительные нормы Беларуси (СНБ) — это требования в области безопасности зданий и сооружений, предназначенные для обязательного применения. А строительные правила Беларуси (СПБ) — это способы достижения строительных норм. Применяться СПБ будут на добровольной основе.
Технические нормативные правовые акты иных государственных органов в части, устанавливающей обязательные требования при проектировании и строительстве объектов, подлежат признанию утратившими силу после введения в действие СНБ и СПБ.
Китайская народная Республика
В Китае существуют обязательные коды (нормы, стандарты GB), которые утверждаются Министерством жилья, городского и сельского строительства КНР, а также добровольные стандарты, отраслевые стандарты (утверждаются Национальным органом по стандартизации), локальные стандарты (их
утверждают Органы местного самоуправления, находящихся непосредственно в ведении центрального правительства, в этих стандартах установлены климатические и сейсмические особенности), а также стандарты ассоциаций и предприятий.
Обязательные коды, утверждаемые Министерством, устанавливают требования безопасности к зданиям и сооружениям (включая пожарные и санитарно-эпидемиологические требования), а также процессам планирования, проектирования, строительства и приемки.
В Европейском Союзе действует Регламент ЕС 305/2011 «Об установлении гармонизированных условий для распространения на рынке ЕС строительной продукции», который заменил собой Директиву о строительной продукции 89/106/EEC, аннулированную 1 июля 2013 года. Регламент ЕС 305/2011 не является техническим регламентом о безопасности продукции, он формирует условия для размещения на рынке строительных материалов путем установления гармонизированных правил о подтверждении соответствия основных характеристик строительных материалов и использовании на этих материалах маркировки.
В Регламенте ЕС 305/2011 приводится семь базовых требований к строительным сооружениям:
- Механическая прочность и устойчивость;
- Безопасность в случае пожара;
- Гигиена, здоровье и защита окружающей среды;
- Безопасность и доступность при использовании;
- Защита от шума;
- Энергоэффективность и теплоизоляция;
- Устойчивое использование природных ресурсов.
При этом развитие данных требований в рамках регионального законодательства отсутствует, такие требования установлены уже нормативно-правовыми актами стран Евросоюза.
Великобритания.
Строительные нормы обязательного применения предписывают процедуры, которые должны соблюдаться при проектировании и строительстве, а также устанавливают минимальные требования к конкретным аспектам проектирования и строительства зданий. Строительные нормы охватывают все аспекты строительства, включая основания и фундаменты, несущие конструкции, пожарную безопасность, санитарно- эпидемиологическую безопасность, вопросы энергосбережения и многое другое.
Периодичность пересмотра Строительных норм составляет 3 года.
Помимо Строительных норм также применяются другие документы – «одобренные стандарты» и «нормативные пособия». Закон о строительстве устанавливает статус «одобренных стандартов», и «нормативных пособий» в которых содержатся общие указания о том, как конкретные аспекты проектирования зданий и строительства могут соответствовать строительным нормам. Почти все «одобренные стандарты» допускают альтернативные решения.
Финляндия.
В Финляндской Республике Министерство окружающей среды, энергетики и жилищной политики утверждает Постановления министерства, в которых установлены обязательные требования к зданиям и сооружениям (строительные нормы). Дублирований и противоречий нет, т.к. нормы в области механической, пожарной и санитарно-эпидемиологической безопасности устанавливает одно министерство.
Япония
В Японии действуют следующие законы:
Закон о строительном нормировании (BSL) - закон / акт, изданный Правительством, в котором отражены основные полномочия и требования, связанные со строительным контролем в Японии. В него также включены пожарные и санитарно-гигиенические требования к зданиям и сооружениям.
Исполнительное распоряжение о соблюдении закона о строительном нормировании (BSLEO) содержит 24 главы, а также приложение к нему, где каждая глава имеет серию статей, касающихся технических или предписывающих требований к постройкам, зонированию и строительству. Статьи содержат ссылки на BSL.
Исполнительный регламент о соблюдении закона о строительном нормировании предусматривает административные правила, процедуры и инструкции для обеспечения соответствия с BSL и BSLEO. В некоторых разделах есть ссылки на BSL и BSLEO.
Также, существует Закон о городском планировании (CPL) закон, изданный Правительством, содержащий основные полномочия и обязанности, связанные с городским планированием.
Японский Институт стандартов (JIS) разрабатывает добровольные стандарты и, если в BSL содержатся ссылки на них, они становятся обязательными.
Гонконг
(1 место в рейтинге Doing Business Report по выдаче разрешения на строительство в 2020 году).
В Гонконге действует Постановление Правительства САР Гонконга (The Buildings Ordinance 1956 Cap.123 + 2012), а в его развитие – своды правил, пособия и стандарты, часть из которых являются обязательными.
Большинство стандартов ссылаются на стандарты Австралии и Новой Зеландии AS/NZ, международные стандарты ASTM, стандарты ACI, стандарты AISC, китайские стандарты GB и YB, японские стандарты JIS, британские стандарты BS, ИСО и стандарты Института стальных конструкций SCI Великобритании, американские нормы ASHRAE и др.
Выводы
− В подавляющем большинстве рассмотренных стран требования безопасности зданий и сооружений, помимо технического регламента либо иного законодательного акта, устанавливаются в документах обязательного применения. В разных странах эти документы имеют разную форму (строительные нормы, правила, коды, кодексы и т.д.), но все они направлены на решение одних и тех же задач безопасности в строительстве. Добровольные документы различных видов – стандарты, своды правил и другие, применяются в рамках требований обязательных национальных строительных норм.
− Обязательные требования ко всем видам безопасности, включая пожарную и санитарно-эпидемиологическую безопасность, утверждаются единым органом, как правило, министерством строительства рассмотренных стран. Раздел 2. Стратегические цели, принципы и задачи совершенствования системы технического нормирования и регулирования строительства
2.1. Стратегией совершенствования системы технического нормирования и регулирования в строительстве является создание благоприятных условий для обеспечения высокого уровня качества и безопасности строительных объектов; формирования высокой культуры строительства; создания благоприятной среды для инновационного развития отрасли; снижение стоимости и сокращение сроков строительства.
Целями является:
- оптимизация системы нормативных документов в строительстве, направленная на снижение нормативных барьеров, повышение производительности труда, ускорение внедрения инноваций («технологический рывок» в строительстве), повышение экономической эффективности.
2.2. Для достижения указанных целей необходимо на основе системного подхода решить ряд задач:
- обеспечение взаимной согласованности нормативных технических документов (НТД) путем создания механизма разработки НТД и нормативных правовых актов в строительстве, исключающего случаи принятия документов без согласования с Минстроем России; наделение Минстроя России полномочиями по разработке и утверждению обязательных требований по всем видам безопасности, включая пожарную и санитарно- эпидемиологическую безопасность, при проектировании и строительстве зданий и сооружений;
- переход от жесткого предписывающего метода нормирования по обеспечению безопасности зданий и сооружений на гибкий функционально- ориентированный (параметрический) метод, устанавливающий, эксплуатационные требования к объекту нормирования в виде задач, при этом предоставляющий различные способы реализации этих задач, включая альтернативные, в документах добровольного применения;
- цифровая трансформация системы технического регулирования путем разработки и применения на всех этапах жизненного цикла зданий и сооружений цифровых нормативных технических документов в машиночитаемом формате;
- внедрение Реестра требований в строительной отрасли и создание системы управления этими требованиями;
- совершенствование законодательства о безопасности зданий и сооружений, включая повышение роли и ответственности специалистов строительной отрасли, совершенствование механизма разработки и согласования СТУ, возрождение отраслевых норм технологического проектирования, увязанных с базовыми требованиями к зданиям и сооружениям;
- создание Российского института нормирования в строительстве;
- совершенствование законодательства о стандартизации в части повышения статуса и области применения документов, утверждаемых федеральными органами исполнительной власти в целях обеспечения требований безопасности.
2.3. Решение задач совершенствования системы технического регулирования в строительстве основано на принципах:
- межотраслевого взаимодействия и координации федеральных органов исполнительной власти и профессионального бизнес-сообщества;
- комплексного подхода к совершенствованию всех структурных элементов системы технического регулирования: нормативной технической базы; оценки соответствия;
- учета региональных особенностей при разработке нормативной технической базы;
- прогрессивности выбора модели системы для стимулирования перехода на более высокий технический уровень проектирования и строительства с учетом мирового опыта;
- планирования работ в области технического регулирования в строительстве с использованием механизма «от цели – к результату» с учетом перспективных точек роста и ранжирования приоритетов;
- учет потребности обновления основных фондов реального сектора экономики для создания предпосылок технологического рывка строительной отрасли.
Раздел 3. Направления развития системы технического нормирования и регулирования строительства
- снижение административных барьеров путем оптимизации и (или) сокращения количества обязательных требований при проектировании и строительстве;
- перевод нормативных технических документов машиночитаемый формат, автоматическое проектирование и автоматизированная проверка проектной документации, создание и ведение на базе Реестра документов, применяемых в строительстве, Реестра требований в строительной отрасли;
- инвентаризация, пересмотр состава и структуры нормативных технических документов в строительстве, целей и принципов их разработки, формирование механизмов их координации и взаимосвязи;
- мониторинг СТУ и свидетельств о технической пригодности с целью последующей разработки на их основе нормативных технических документов;
- формирование и реализация целевых межотраслевых программ разработки нормативных технических документов в строительстве, обеспечивающих доказательную базу технических регламентов в сфере строительства;
- создание единой доказательной базы технического регламента о безопасности зданий и сооружений, включающей в себя доказательные базы других технических регламентов в области безопасности отдельных видов зданий и сооружений, а также в области пожарной безопасности;
- создание научно-технического координационного Совета по стандартизации в строительстве, включающего в себя представителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, а также профессионального и бизнес-сообщества как альтернативу техническим комитетам по стандартизации;
- создание механизмов межведомственной координации деятельности по стандартизации в строительной отрасли;
- оптимизация системы подготовки специалистов и экспертов в области стандартизации
Комментарии 0