Загрузка данных

Косяков Анатолий Яковлевич «Полвека проектируем и строим»

  • 5 декабря 2020 г.
  • 0

В декабре 2006 года ОАО «Иркутскгипродорнии» отметил юбилей – 50 лет. Эти полвека вместили в себя несколько жизней – очень разных этапов, пережитых вместе со страной: бурные советские пятилетки, смутное время перестройки, годы упадка и новых подъемов. Закаляясь и мудрея, предприятие стало сначала ведущим проектно-изыскательским институтом региона, а позже – мощной многопрофильной компанией с филиалами в Москве, Красноярске, Новосибирске и представительствами в Чите, Благовещенске и Южно-Сахалинске. Его знают и уважают не только в Иркутской области, но и по всей стране. И даже за ее пределами.

Уже много лет компания занимает ведущие позиции по изысканиям и проектированию автомобильных дорог, мостов и объектов промышленно-гражданской инфраструктуры, организации и проведению конкурсных торгов, управлению проектами и инженерному сопровождению строительства. Успешно развиваются и относительно новые направления деятельности – архитектурно-строительное проектирование, строительство жилых и промышленных зданий и сооружений.

«Иркутскгипродорнии» принимал участие во всех крупных проектах развития транспортной инфраструктуры Сибири и Дальнего Востока, во всех крупных дорожных стройках. В свое время им была разработана проектно-сметная документация на строительство притрассовых дорог Байкало-Амурской магистрали. Не без участия института строились автомобильные дороги «Байкал», «Лена», «Колыма». По его же проектам строится автомобильная дорога «Вилюй», соединяющая Иркутскую область и Республику Саха. Визитной карточкой института стала автомобильная дорога «Амур» (Чита – Хабаровск). ОАО «Иркутскгипродорнии» – генеральный проектировщик этой важнейшей для России магистрали, связывающей регионы Дальнего Востока с Сибирью.
Институт работает и в центральных регионах России: в Оренбургской, Рязанской, Нижегородской, Тюменской областях и Чувашии.

ОАО «Иркутскгипродорнии» большое значение придает мостовому проектированию, ставшему одним из основных направлений деятельности. Пожалуй, самый значимый мостовой объект института – переход через реку Ангару в Иркутске (специалисты «Иркутскгипродорнии» готовили технико-экономическое обоснование и проектную документацию на строительство уникального для России моста). Строительство этого моста уже вошло в завершающую стадию. Кроме того, реализованы проекты мостов на реках Катунь и Кокса в Республике Алтай. В настоящее время ведутся работы по проектированию мостов на острове Сахалин, обходе Красноярска, на автодороге Тюмень – Ханты-Мансийск, на реке Колыме, реке Алдан, берегоукрепительные сооружения на реке Ока в Республике Бурятия. Также на счету института – проект восстановления мостов в Красноярском и Хабаровском краях, в Республике Хакасия на федеральной автодороге М-54 «Енисей», финансируемый за счет средств Мирового банка реконструкции и развития и включающий обследование и технический надзор по ремонту шести мостов.
Некогда созданная на базе «Иркутскгипродорнии» лаборатория по испытанию дорожных материалов выросла в мощный испытательный центр с широким спектром деятельности – от лабораторных испытаний любых материалов, применяемых в дорожном строительстве, до полного технологического контроля строительства и ремонта автодорог, аэродромов, мостов и других искусственных сооружений, а также объектов гражданского и промышленного строительства.
Десять лет назад в составе «Иркутскгипродорнии» появился строительный комплекс «Гипродорстрой», который теперь стал практически независимым предприятием, обладающим всем необходимым для строительства любых промышленно-гражданских объектов. Это самая современная строительная техника, арматурный, сварочный и столярный цеха, завод ЖБИ, цех сантехмонтажных заготовок, свое производство пластиковых окон и даже мебели.
На счету строительного комплекса «Гипродорстрой» уже не один десяток объектов: это и административные здания (в том числе и собственный девятиэтажный офис), и социальные объекты регионального значения, и доступное жилье для горожан.
Руководит всей этой большой работой «Иркутскгипродорнии» его генеральный директор Косяков Анатолий Яковлевич.

Биографическая справка.

Почетный дорожник и Почетный строитель России, кавалер ордена «Дружбы народов». Награжден медалью «За строительство Байкало-Амурской магистрали», почетным знаком «Строительная слава» и другими наградами.
Начинал трудовую деятельность в 1959 г. шофером автопарка Крутинского совхоза Омской области. Работал инженером, старшим инженером, начальником мостового отдела Иркутского отделения «Гипроавтотранса».
С 1972 г. – директор Иркутского филиала Государственного дорожного проектно-изыскательского и научно-исследовательского института «Гипродорнии», реорганизованного в 1993 г. в ОАО «Иркутскгипродорнии», где он стал генеральным директором.

Говорит Анатолий Яковлевич Косяков:
– В истории российских дорог был замечательный, но короткий период, когда наши законодатели приняли решение о Дорожных фондах. И оно сыграло свою положительную роль. Благодаря этим фондам у строителей дорог появилась хорошая техника, какой в России до этого никогда не было, появились первые участки действительно качественных дорог. Дороги, спроектированные и построенные в этот период, действительно можно назвать образцовыми. Хотя сейчас, без должного обслуживания, и они приходят в негодность.
С ликвидацией Дорожных фондов положение дел в отрасли резко ухудшилось. Теперь речь идет даже не о строительстве новых и капитальной реконструкции старых дорог. Сегодня мы даже содержать-то все дороги не можем – денег не хватает. А это приводит к разрушению даже того, что мы имеем. Сегодня проблему понимают все: от Президента страны до рядового жителя. Поток автомобилей растет бешеными темпами, люди ездят по ямам, ухабам, бездорожью и в один голос кричат: нужны нормальные дороги!
Должна появиться какая-то форма целевого финансирования дорожного строительства. Тогда этот острый вопрос будет хоть в какой-то степени решен. Понемногу он и сейчас решается. На содержание федеральных дорог уже стали выделять больше денег. Но поток большегрузных машин растет. Это влечет за собой негативное воздействие на дороги, а значит, их нужно реконструировать, переводить в другие категории. А тут нужны совершенно иные средства. Но я верю и надеюсь, что у наших законодателей хватит смелости найти решение этой проблемы.
К сожалению, за последние годы у дорожников в значительной степени устарела техника, начали уходить квалифицированные кадры.
При всем этом, профессионализм дорожных проектировщиков и строителей постоянно растет, специалисты постоянно узнают и внедряют новые методики, основанные на новых технологиях.
Поэтому, если ситуация с финансированием и дальше будет улучшаться, то мы сможем строить по-настоящему высококлассные, качественные дороги.
Чем мы гордимся:
Программа совершенствования и развития автомобильных дорог Сибирского Федерального округа;
Проект федеральной автомобильной дороги «Амур» Чита-Хабаровск в Читинской и Амурской областях;
Обоснование инвестиций в строительство мостового перехода через р. Ангара в Иркутской области;
Программы развития автомобильных дорог: «Байкал» Новосибирск – Иркутск, «Байкал» Иркутск – Чита, «Лена» Б. Невер – Якутск, «Колыма» Якутск – Магадан, «Амур» Чита – Хабаровск, а также дорога Култук – Монды;
Обоснование инвестиций и разработка пилотных проектов по проекту восстановления автомобильных дорог Сибири и Дальнего Востока в рамках займа Международного банка реконструкции и развития;
Проектирование объектов для ГКМ «Норильский Никель», АК «Алроса», «Sakhalin Energy Investment Company» LTD;
Комплексные программы развития автомобильных дорог Иркутской и Омской областей, Красноярского края, республик Хакасия, Бурятия, Тыва, Эвенкийского и Таймырского автономных округов;
Программа строительства, реконструкции и развития дорог и улиц города Иркутска на период 2001–2005 гг.;
Разработка тендерной документации на проведение подрядных торгов по строительству мостовых переходов через реки Ангара и Селенга.

Историческая справка.
Свою деятельность ОАО «Иркутскгипродорнии» ведет с декабря 1956 г. Сначала это было дорожное проектно-изыскательское отделение Бурят-Монгольской экспедиции Ленинградского «Гипродортранса» в Иркутске. Основу коллектива составляли сотрудники разных отделений «Гипродортранса» и молодые специалисты, окончившие дорожные вузы страны. (Привлечение опытных кадров и интеллектуального потенциала молодежи всегда являлось одной из традиций института.)
Затем с 1969 г., институт – Иркутский филиал «Гипродорнии», а с 1993 г. стал ОАО «Иркутскгипродорнии» – самостоятельной проектной организацией.

 
Понравилась информация - поделись с друзьями!

Опубликовано: Алексей Сафиоллин

Комментарии 0