КРИТИКА ИСТОРИЧЕСКОГО ОПЫТА — форма рефлективной деятельности, совместно с Инерцией истории составляющая Дуальную оппозицию, полюса которой находятся в отношении Амбивалентности. К. и. о. — аспект самой истории, направленный в конечном итоге на пересмотр целей и условий человеческого развития, на изменение субъекта истории, его воспроизводственных функций, представлений о Комфортном и Дискомфортном состояниях
Субъект и объект К. и. о. совпадают. Субъект К. и.о. - все общество, Народ, что выражается в его способности подвергать критике свой собственный исторический опыт, движущие силы Человеческой истории и соответственно изменять воспроизводственную деятельность субъекта истории. К. и. о. может происходить в форме Инверсии, т. е. поиска изменений, сохраняющих инерцию истории, и в форме Медиации, т. е. поиска путей преодоления инерции истории, поиска новых альтернатив, качественно новых путей развития. Эта критика носит культурный, идеальный характер, она вызывается недовольством субъекта своей воспроизводственной деятельностью, что может получить выражение в практической К. и. о., в практической Рефлексии. Последняя есть способность изменять свою деятельность, направленную на развитие новых форм Труда, создание новых отраслей, нового типа государственности, новых Социальных отношений и т. д. К. и. о. может иметь иерархический характер: возможна критика группой интеллектуалов или даже одним человеком, который подвергает критике саму массовую К. и. о. Между этими уровнями К. и. о. должен осуществляться взаимообогащающий Диалог.
К. и. о. не может быть сведена к критике Личности, того или иного вождя, учреждения, Бюрократии, но в конечном итоге на- целена на Движущие силы истории, на массовую деятельность, соответствующую ей Культуру, уровень и масштабы Творчества, рефлексии. К. и. о. порождается Страхом, сожалением, стыдом и надеждами в связи с содеянным нами, нашими отцами, далекими предками, в связи с неудовлетворительной способностью человека отвечать на Вызов истории. К. и. о. позволяет возвыситься над цепью исторических событий и, следовательно, возвысить саму историю, ее гуманистическое содержание, преодолеть инерцию истории, углубить Историческую необходимость, сделать человека более достойным, соответствующим более высоким целям и ценностям. Результаты К. и. о. не могут быть навязаны извне, но являются элементом самой истории, ее внутреннего диалога, механизмом ее возвышения, преодоления ограниченности.
Потребность в К. и. о. усиливается по мере Усложнения исторического процесса, роста масштабов изменений. Постоянное возникновение Социокультурных противоречий требует их преодоления, в конечном итоге — совершенствования самой спо- собности это делать, развития более высокой культуры, опти- мальных социальных отношений, адекватной им способности принимать Решения. В этой связи возникает проблема меры К. и. о., соответствующей уровню самой истории, проблема со- размерности К. и. о. практическим способностям реально во- площать результаты идеальной, культурной критики. Наруше- ние этой меры как в ту, так и в другую сторону приводит к росту Дезорганизации и даже к Катастрофе. Усиление К. и. о. опреде- ленной группой, например, либеральной партией, грозит опасно- стью разоблачения Тайны, общим замешательством, активиза- цией архаичных сил, ударом против сил, рассматриваемых как дискомфортные. Снижение К. и. о. по отношению к сложности подлежащих разрешению проблем приводит к Дезорганизации общества в связи с потерей органичности, усилением Конфлик- тов, рассогласований, Раскола, усилением власти инерции истории. Оба эти отклонения могут существовать одновременно. В традиционном обществе мера К. и. о. тяготеет к неизменности, к отрицанию истории. В Либеральной суперцивилизации эта мера К. и. о. должна возрастать в соответствии с масштабами и глубиной исторического процесса. В обществе Промежуточной цивилизации, отягощенном расколом, эта мера постоянно существует в виде массовой К. и. о. и критики теми или иными группами, которая может от апологетики истории доходить до разрушительного гиперкритицизма. Она колеблется от мощных попыток критики посредством инверсии до формирования К. и. о. посредством массовой медиации.
КРИТИКА ИСТОРИЧЕСКОГО ОПЫТА
- 10 февраля 2022 г.
- 0
КРИТИКА ИСТОРИЧЕСКОГО ОПЫТА — форма рефлективной деятельности, совместно с Инерцией истории составляющая Дуальную оппозицию, полюса которой находятся в отношении Амбивалентности. К. и. о. — аспект самой истории, направленный в конечном итоге на пересмотр целей и условий человеческого развития, на изменение субъекта истории, его воспроизводственных функций, представлений о Комфортном и Дискомфортном состояниях
Субъект и объект К. и. о. совпадают. Субъект К. и.о. - все общество, Народ, что выражается в его способности подвергать критике свой собственный исторический опыт, движущие силы Человеческой истории и соответственно изменять воспроизводственную деятельность субъекта истории. К. и. о. может происходить в форме Инверсии, т. е. поиска изменений, сохраняющих инерцию истории, и в форме Медиации, т. е. поиска путей преодоления инерции истории, поиска новых альтернатив, качественно новых путей развития. Эта критика носит культурный, идеальный характер, она вызывается недовольством субъекта своей воспроизводственной деятельностью, что может получить выражение в практической К. и. о., в практической Рефлексии. Последняя есть способность изменять свою деятельность, направленную на развитие новых форм Труда, создание новых отраслей, нового типа государственности, новых Социальных отношений и т. д. К. и. о. может иметь иерархический характер: возможна критика группой интеллектуалов или даже одним человеком, который подвергает критике саму массовую К. и. о. Между этими уровнями К. и. о. должен осуществляться взаимообогащающий Диалог.
К. и. о. не может быть сведена к критике Личности, того или иного вождя, учреждения, Бюрократии, но в конечном итоге на- целена на Движущие силы истории, на массовую деятельность, соответствующую ей Культуру, уровень и масштабы Творчества, рефлексии. К. и. о. порождается Страхом, сожалением, стыдом и надеждами в связи с содеянным нами, нашими отцами, далекими предками, в связи с неудовлетворительной способностью человека отвечать на Вызов истории. К. и. о. позволяет возвыситься над цепью исторических событий и, следовательно, возвысить саму историю, ее гуманистическое содержание, преодолеть инерцию истории, углубить Историческую необходимость, сделать человека более достойным, соответствующим более высоким целям и ценностям. Результаты К. и. о. не могут быть навязаны извне, но являются элементом самой истории, ее внутреннего диалога, механизмом ее возвышения, преодоления ограниченности.
Потребность в К. и. о. усиливается по мере Усложнения исторического процесса, роста масштабов изменений. Постоянное возникновение Социокультурных противоречий требует их преодоления, в конечном итоге — совершенствования самой спо- собности это делать, развития более высокой культуры, опти- мальных социальных отношений, адекватной им способности принимать Решения. В этой связи возникает проблема меры К. и. о., соответствующей уровню самой истории, проблема со- размерности К. и. о. практическим способностям реально во- площать результаты идеальной, культурной критики. Наруше- ние этой меры как в ту, так и в другую сторону приводит к росту Дезорганизации и даже к Катастрофе. Усиление К. и. о. опреде- ленной группой, например, либеральной партией, грозит опасно- стью разоблачения Тайны, общим замешательством, активиза- цией архаичных сил, ударом против сил, рассматриваемых как дискомфортные. Снижение К. и. о. по отношению к сложности подлежащих разрешению проблем приводит к Дезорганизации общества в связи с потерей органичности, усилением Конфлик- тов, рассогласований, Раскола, усилением власти инерции истории. Оба эти отклонения могут существовать одновременно. В традиционном обществе мера К. и. о. тяготеет к неизменности, к отрицанию истории. В Либеральной суперцивилизации эта мера К. и. о. должна возрастать в соответствии с масштабами и глубиной исторического процесса. В обществе Промежуточной цивилизации, отягощенном расколом, эта мера постоянно существует в виде массовой К. и. о. и критики теми или иными группами, которая может от апологетики истории доходить до разрушительного гиперкритицизма. Она колеблется от мощных попыток критики посредством инверсии до формирования К. и. о. посредством массовой медиации.
Опубликовано: Алексей Сафиоллин
Проект: Дискурсивно-оценочная сеть "СТРАТЕГИЯ 24"
Проект: Новая этика
Проект: СТАНДАРТ
Инициатива: Нравственная политика BRICS
Инициатива: Вразумление и Утешение
Инициатива: Концепция «Сборка Великой Тартарии» на пути гармонизации ноосферы Земли
Инициатива: Организация Труда и Организация Счастья
Инициатива: Кадровая политика Российской Федерации
Комментарии 0