Загрузка данных
Публикация

Максим Орешкин: стенограмма заседания Коллегии Минэкономразвития России

  • 30 июня 2017 г.
  • 1876
  • 0

Фото: rustrademission.ru . Заседание Коллегии Минэкономразвития России

Максим Орешкин: "Уважаемый Дмитрий Анатольевич, Игорь Иванович, друзья!

Итоговая коллегия министерства – это очень важное событие. Мы собираемся все вместе, внимательно смотрим на то, что уже сделано, и ставим задачи, определяем ключевые направления развития на ближайший год.

В последнее время повестка экономической политики существенно изменилась. Задача стабилизации уступает место задаче развития. Сегодня главный приоритет – вывести экономику на темпы роста, опережающие среднемировые. Цель эта действительно амбициозная, учитывая то множество вызовов, которое стоит перед нами.

Особое место здесь, конечно, занимает демография. Низкая рождаемость 90-х годов предопределила снижение численности населения в трудоспособном возрасте на ближайшие годы, по последнему прогнозу Росстата, на 800 тыс. человек в год. В такой ситуации даже при росте выпуска на одного занятого среднемировыми темпами, а они составляют около 2%, темп роста российской экономики будет составлять меньше 1% в год. Поэтому для достижения поставленной цели нам необходимо быть лучше многих.

Для этого российской экономике необходимо меняться. Сейчас очень важно понимать, какие изменения необходимы и как они будут претворяться в жизнь.

Мир стремительно меняется, поэтому стратегии в том виде как они существовали раньше – в виде больших повествовательных документов сразу обо всем – во многом становятся бесполезны. Акцент на уровне Правительства должен делаться на нескольких ключевых прорывных направлениях, которые должны давать максимальный положительный эффект.

Очевидно также, что без правильных управленческих подходов по внедрению изменений нам не обойтись. Реализация любого плана действий должна основываться на двух ключевых моментах. Первое, любой план деятельности, будь то Правительства или Министерства, должен быть живым документом, который имеет механизм быстрой адаптации к изменяющейся внешней ситуации, а также имеет четкую обратную связь от объекта изменений. Второе, должны быть созданы управленческие механизмы, которые способствуют эффективному внедрению изменений в жизнь.

Одним из таких инструментов на уровне Правительства должны стать обновленные государственные программы. В этом году планируется перевод пяти пилотных государственных программ на новые рельсы, предполагающие установление ограниченного, не более пяти, набора целевых показателей, с четким разделением мероприятий на проектную и процессную часть, а также создание механизма скоринга проектов, который позволит определять наиболее эффективные направления.

Однако этого недостаточно. Первая задача, которую я ставлю перед Министерством в этом году, это разработка механизмов управления изменениями и внедрения их в жизнь. С традиционной вертикальной структурой управления, с наличием четко разграниченных так называемых «сфер ответственности и полномочий», де-факто управленческих колодцев, невозможно реализовывать масштабные планы изменений, можно только сохранять статус-кво.

Но чтобы внедрять изменения на уровне страны, чтобы начинать их реализацию – нужно уметь меняться самим. В настоящее время мы уже начинаем обкатывать в Министерстве новые принципы и подходы к управлению изменениями. Мы постепенно отказываемся от управленческих колодцев, повышаем степень горизонтального взаимодействия, переходим на принципы решения задач проектными командами, собранными из представителей разных департаментов. Сейчас создаем специальный департамент, чей главный KPI – это успешность внедрения изменений во всех сферах ответственности министерства. Осенью мы планируем выйти на полноценное применение новых практик и после этого будем предлагать постепенно масштабировать их на уровень всего Правительства. Это может стать одним из элементов реформы государственного управления.

Кроме изменения методов управления будем менять и структуру Министерства – пока она по сути отражает приоритеты политики середины-конца 2000 годов. Резких изменений будем избегать, но целевая структура должна отражать необходимость фокусировки на новых вызовах, стоящих перед страной – в том числе на повышении качества государства, развитии человеческого капитала, технологическом обновлении экономики.

Важный вопрос не только для министерства, но и для всей экономики – кто будет реализовывать планируемые изменения. Здесь опять необходимо обратиться к демографической статистике: самое большое поколение в нашей стране – это поколение 30-летних. Именно это поколение в ближайшие годы должно стать лидером изменений в нашей стране, именно это поколение уже сегодня работает над созданием будущего для своих детей, которые сейчас находятся в детских садах и начинают учиться в школах.

В Министерстве в настоящее время большая часть сотрудников имеет возраст до 35 лет. Уже сейчас в Министерстве сформирован прочный костяк молодых лидеров. Де-факто наше министерство можно назвать министерством нового поколения.

Последнее время много говорят об отсутствии социальных лифтов у нас в обществе, но именно работа в нашем министерстве как раз и является одним из таких лифтов, причем очень эффективным. Комплексность стоящих перед министерством задач и наличие опытных наставников в коллективе позволяют максимально реализовывать себя молодым сотрудникам. История это подтверждает. Когда министерство брало на себя роль лидера изменений в нашем обществе, такой социальный лифт начинал работать максимально быстро – команда министерства 2000 годов  сейчас занимает ключевые посты и во властных структурах, и в бизнесе, они являются лидерами общественного мнения. Я уверен, что некоторых из стажеров, которые пополнили министерство в этом году, через 10-15 лет мы увидим на самом высоком уровне.

Для успешного развития сотрудников мы стараемся менять среду, в которой работают люди, менять корпоративную культуру. Задача – создать коллектив, который будет совместно работать над решением общих задач, дать понимание каждому сотруднику, как он может развиваться в министерстве, прогрессировать и становиться сильнее.

На прошлой неделе в Красноярске состоялся экономический форум, на котором в режиме мозгового штурма обсуждалось то, какие изменения необходимы экономике России. Что интересно, на основной пленарной сессии на вопрос, что должно сделать государство, чтобы обеспечить высокие темпы экономического роста больше всего проголосовавших ответили – минимизировать свою активность.

Тема понятности, прозрачности и предсказуемости действий государства – прошла нитью через все дискуссии на форуме. Сегодня для роста требуется реализация большого количества инвестиционных проектов с горизонтом как минимум 3-5 лет. Таким проектам нужна долгосрочная предсказуемость.

Идею устойчивой среды для ведения бизнеса мы закладываем как одну из основных в План действий Правительства. Важно сказать, что не надо ждать пока сам План будет утвержден, нужно уже сейчас начинать реализовывать ряд важных изменений. Мы это и делаем. Вторая задача Министерства на этот год – максимально способствовать созданию предсказуемой среды для бизнеса и населения в нашей стране.

Для повышения предсказуемости макроэкономической динамики мы в этом году уже поменяли наши подходы к работе с прогнозом. Теперь это не просто набор таблиц, а полноценный инструмент коммуникации.

Мы в этот раз постарались подготовить понятную презентацию прогноза, сделали ее публичное представление, встретились с бизнесом, экономистами, экспертами. Такие мероприятия сделаем регулярными, чтобы понимание трендов и системы мер экономической политики в обществе росло. Да, была определенная критика прогноза – но это и хорошо, в том числе ради такой обратной связи мы так активно и вышли в публичную плоскость – наша задача сделать так, чтобы нас слышали, и самое главное, чтобы в тоже время мы слышали имеющуюся критику.

Важно, чтобы процесс коммуникации шел и на региональном уровне. Мы увеличиваем частоту поездок в регионы, в рамках которых происходит посещение нескольких городов, проводится обсуждение имеющихся проблем не только с региональными властями, но и с представителями работающих в регионе компаний, не только крупного, но и малого бизнеса. Я очень рад, что сегодня мы впервые в истории Министерства в рамках расширенной коллегии собираем представителей региональных властей и проведем отдельные дискуссии по тем проблемам, которые есть в регионах.

С точки зрения создания предсказуемой среды для бизнеса на микроэкономическом уровне мы видим важной работу по следующим направлениям:

Первое. Координация дальнейшего движения России вперед по качеству делового климата, причем не только в части Москвы и Санкт-Петербурга, чьи показатели изучаются составителями рейтинга Doing Business, но и с точки зрения распространения наиболее успешных практик по всем регионам.

Второе. Отстаивание интересов бизнеса при помощи успешно зарекомендовавшего себя инструмента оценки регулирующего воздействия, который позволил остановить ни одну инициативу, которые могли нанести урон экономическому росту.

Третье. Работа по треку наведения порядка в части неналоговых платежей, навязанных государством услуг и избыточных требований. Планируем уже в скором времени выйти с подготовленными вместе с деловым сообществом предложениями.

Четвертое. Повышение качества работы контрольно-надзорной сферы. Министерство является исполнителем по 4 из 8 частей соответствующего приоритетного проекта. Заканчивается работа над специальным законом в этой области. Задача – сменить акцент деятельности контрольно-надзорных органов с наказания на предотвращение, базировать их работу на риск-ориентированном подходе, сделать их работу максимально понятной для бизнеса.

Пятое. Формирование долгосрочных и прозрачных подходов к тарифам естественных монополий. В этом году мы впервые за долгие годы предложили не менять тарифы, утвержденные на трехлетний срок в прошлом году, и в дальнейшем будем предлагать придерживаться базового подхода ориентации на целевой уровень инфляции в 4%.

Шестое. Формирование понятных принципов долгосрочного территориального развития – в этом году мы ведем работу над подготовкой концепции стратегии территориального планирования.

В ближайшие годы также, мне кажется, важно подумать над созданием единого реестра мер государственной поддержки, чтобы вмешательство государства в отдельные рынки было понятным, прозрачным и предсказуемым.

Мы начали совместную работу с Министерством промышленности по подготовке отраслевых стратегий. Первая на очереди – стратегия по автомобильной промышленности. Очевидно, что стратегия такой важной для нашей страны отрасли должна быть взаимосвязана с другими стратегиями. Если мы прогнозируем рост доли электромобилей, то инфраструктура таких крупных городов как Москва должна начинать меняться уже сейчас. Министерство, обладая комплексным взглядом на экономику, может отслеживать такие взаимосвязи.

Понятность, простота и удобство – это ключевые вещи, которые должны характеризовать доступ граждан к государственным услугам. Внедрение за последние годы системы многофункциональных центров кардинально изменили ситуацию. Изменения здесь видны невооруженным глазом – в новые центры ежедневно обращаются 300 тысяч человек, 95% которых высоко оценивают работу центров. Это лучшая реклама нашей работы. Ближайшие планы по развитию МФЦ будут сосредоточены в области получения государственных услуг еще более комфортным – это третья задача Министерства на текущий год. Речь идет в том числе о работе по жизненным ситуациям, когда в случае, например, рождения ребенка нужно будет подать только одно заявление, а не как сейчас это происходит – сразу несколько. Второе направление – разрешение МФЦ самим принимать платежи, чтобы исключить посредников и опять же упростить получение госуслуг для граждан.

В первой части коллегии у нас состоялась интересная дискуссия с Эльвирой Сахипзадовной (Набиуллиной) о том, как Банк России развивает подходы к статистике и как здесь Правительство совместно с Центральным Банком могут найти новые подходы к решению проблем, которые конечно же, у нас есть. Четвертая задача на этот год – разработка программы по повышению качества статистики, ее открытости, доступности и прозрачности для потребителей, а также снижение нагрузки на респондентов. Здесь мы будем пытаться найти решения вопросов недостаточной координации на межведомственном уровне, прорабатывать переход к использованию новых технологий в том числе технологий анализа больших данных, а также переходить на более эффективные способы сбора статотчетности. Важный вопрос для статведомства – это финансирование. В 2020 году запланирована очередная перепись населения, однако пока на нее в федеральном бюджете средства не предусмотрены. Будем выходить здесь с соответствующими заявками и просить Вас, Дмитрий Анатольевич, их поддержать.

 С Сергеем Николаевичем Горьковым в первой части коллегии мы подробно говорили о поисках решения пятой задачи Министерства – стимулировании процесса трансформации экономики через рост объема реализуемых инвестиционных проектов и повышения производительности труда. Мы подробно обсудили две темы.

Первая. Выстраивание новых принципов финансирования инвестиционных проектов. Концепция «фабрики проектного финансирования» была представлена нами недавно в Правительство. На Красноярском форуме концепция подробно обсуждалась и вызвала одобрение со стороны как инвесторов – банков и пенсионных фондов, так и компаний, активно вовлеченных в развитие новых инвестиционных проектов. Предложенная схема нацелена на привлечение большего объема частных ресурсов за счет снижения рисков реализации проектов на трех основных этапах: их подготовки, структурирования финансирования и реализации. А дополнительные встроенные инструменты позволяют обеспечить проекты необходимым долгосрочным финансированием по ставкам не выше 10-11%.

Вторая тема касается приоритетного проекта «Повышение производительности труда». Главную задачу этого проекта мы видим в появлении новых управленческих команд, демонстрирующих качественные результаты. Здесь вместе с Внешэкономбанком работаем над созданием федерального центра компетенций и, в том числе над разработкой маркетплейса для консультационных и образовательных услуг. На первой части коллегии проблему роста производительности мы также обсуждали с присутствующим здесь Дмитрием Коновым, руководителем Сибура. Отдельное спасибо, Дмитрий Анатольевич, за поддержку идеи о проведении в следующем году первого управленческого форума – в его рамках как раз планируем подвести первые итоги реализации приоритетного проекта.

Рост предсказуемости – это ключевой фактор роста инвестиционной активности в текущем году. Но при этом нельзя забывать о тех механизмах, которые уже существуют и зарекомендовали себя с положительной стороны. Например, государственно-частные партнерства. Недавно мы проводили коллегию по данному вопросу, где с участием ФАС обсудили ряд проблемных моментов и наметили шаги по их преодолению.

Важное влияние на качество делового климата оказывает качество работы наших подведомственных служб: Росреестра, Росаккредитации, Росимущества, Роспатента. Задача по всем направлениям – стремиться к минимизации прямых контактов заявителей и чиновников, применять экстерриториальные принципы работы, добиваться цифровизации получения госуслуг. Будем анализировать возможность внедрения новых технологий, в том числе, например, технологии blockchain. 

С точки зрения привлечения иностранных прямых инвестиций считаем важным поддержание работы Консультативного совета по иностранным инвестициям, а также плотную работу с такими международными финансовыми институтами как Азиатский банк инфраструктурных инвестиций и группой Всемирного банка. Опыт Всемирного банка, чьим мандатом являются проекты, способствующие экономическому росту, росту конкурентоспособности, развитию человеческого капитала и снижению бедности, активно используется нами при подготовке плана действий Правительства.

Наш шестой приоритет – формирование эффективной, понятной и востребованной системы поддержки малого и среднего предпринимательства.

В рамках реализации приоритетного проекта Правительства, который курируется Игорем Ивановичем, мы совместно с Корпорацией МСП значительно повышаем доступность заемного финансирования для маленьких компаний, в том числе за счёт расширения программы «6,5». Задача также обеспечить им качественную инфраструктуру для начала и ведения бизнеса, максимально упростить начало собственного дела – этого мы будем достигать за счёт совершенствования и продвижения бизнес-навигатора, создаваемого Корпорацией, также за счёт формирования сети центров услуг, оказываемых бизнесу в режиме «одного окна» - на базе кредитных организаций и сети МФЦ. Ну и, безусловно, наша прямая ответственность – максимально благоприятные правовые условия ведения бизнеса как в части налогов, так и в части вопросов контроля-надзора, снятия административных барьеров.

На первой части Коллегии с Евгением Деминым – владельцем компании Сплат – обсудили вопросы, связанные с седьмой задачей министерства на этот год – созданием среды для активного вовлечения в глобальный рынок российских производителей. Действительно, компания Сплат у нас очень знаменитая и активно выходит на внешние рынки. И при всем желании отстают, у них даже сайт отстает от их успехов. Они уже вышли на 60 рынков, продавая зубную пасту, которую в Новгородской области производят, а на сайте еще про 46 написано. И в рамках реализации задачи по экспорту важной считаем работу по следующим направлениям:

 Первое – это реализация приоритетного проекта «Международная кооперация и экспорт».

Второе. Повышение эффективности работы торговых представительств. У нас на послезавтра запланирована презентация наших наработок и совместный с торговыми представителями мозговой штурм.

Третье. Сохранение высокого качества работы по международной повестке. Помимо традиционной работы по поддержке работы всех межправкомиссий в этом году ведется активная работа по ряду направлений. Среди важных задач – развитие торгово-экономического сотрудничества с Японией. В конце года у нас запланирована министерская встреча ВТО – мы уже начали активную подготовку к ней.

По приватизации. Главная задача, как мы ее видим, обеспечить положительный эффект на рост экономики через рост конкуренции и повышение качества корпоративного управления. На сегодня готова структура сделки по первичному размещению акций компании «Совкомфлот» на Московской бирже, работаем активно по данному направлению совместно с менеджментом. Новое здесь – это то, что сделка структурируется таким образом, чтобы не только привлечь средства в бюджет, но и дать импульс развитию компании и смежных с ней отраслей. Кроме того, продолжаются активные продажи небольших госактивов в рамках так называемой «массовой» приватизации. По этому направлению близки к выполнению годового плана. Совершенные на данный момент сделки дадут бюджету страны больше 4 млрд. рублей.

С Александром Шульгиным из Яндекса обсудили тематику цифровизации экономики и того положительного эффекта, который внедрение новых технологий может оказать на российскую экономику. Наши оценки, сделанные при проработке раздела Умная экономика Плана действий Правительства, указывают, что максимальный положительный эффект может быть достигнут в таких отраслях как торговля, транспорт, ЖКХ, финансы, а также образование и здравоохранение, где переход к дистанционной работе и использование технологий искусственного интеллекта должны стать причиной прорывных изменений.

Министерство уже отвечает за выработку и реализацию инновационной политики, координирует деятельность институтов развития в этой сфере. Но эту работу нужно более тесно интегрировать с продвижением по отраслевым стратегиям, с поддержкой «цифровизации».

С Ильей Поповым – генеральным продюсером группы компаний Рики – владельцем уже ставшего знаменитым бренда «Смешарики» – обсуждали удобство работы компаний новой экономики в России. Структура экономики России неизбежно будет меняться в соответствии с глобальными трендами, и основная добавленная стоимость через 10-20 лет будет создаваться в сфере услуг, информации и развлечений, так называемых креативных индустриях. Поэтому любые изменения регуляторики мы должны продумывать с оглядкой на этот сектор экономики.

Одним из ключевых событий этого года для Министерства является, как Вы и сказали, подготовка плана действий Правительства, который имеет самый широкий охват и включает в себя в том числе разделы по налоговой системе и социальной политике. По итогам его разработки приоритеты Министерства будут корректироваться, чтобы отражать долгосрочные задачи, стоящие перед экономикой.

Завершая свое выступление скажу, что нас ожидает очень интересная работа в новом формате. Как говорил Махатма Ганди, «если желаешь, чтобы мир изменился, — сам стань этим изменением»! 

Спасибо!"

 

Заседание Коллегии Минэкономразвития России (сессия 1)

Заседание Коллегии Минэкономразвития России (сессия 2)

Опубликовано: Марина Буторина

Комментарии 0