Методика оценки доверия высшим должностным лицам и органам исполнительной власти разработана на основании Указа Президента Российской Федерации «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» от 25 апреля 2019 года № 193.
Предназначена для измерения показателя доверия к высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Методика оценки доверия высшим должностным лицам и органам исполнительной власти разработана на основании Указа Президента Российской Федерации «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» от 25 апреля 2019 года № 193.
Авторы методики:
доктор педагогических наук Юнацкевич Петр Иванович
кандидат психологических наук Чумаков Николай Александрович
Рецензенты:
доктор медицинских наук, профессор Гальцев Юрий Викторович доктор медицинских наук, профессор Чудаков Александр Юрьевич
Организация – заказчик разработки методики: Институт нравственной культуры Академии экосоциальных технологий (https://iov.ast.social), заказ на разработку № 1 от 01 июня 2022 года.
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Указа Президента Российской Федерации «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» от 25 апреля 2019 года № 193 для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации утвержден показатель «доверие».
Согласно вышеуказанным правовым основаниям, показатель «доверие» использует для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Методика расчета показателя «доверие» основана на использовании метода опроса, в ходе которого опрашиваемым предъявляется стимульный
материал (в бумажном или электронном виде) на который опрашиваемый реагирует, выражая свою оценку – доверяет он или не доверяет конкретному высшему должностному лицу.
Для автоматизации оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по показателю «доверие» используется (по согласованию) платформа «Стратегия24» (https://strategy24.ru).
Измерение показателя «доверие»
Уровень доверия к власти (Президенту Российской Федерации, высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации) замеряется путем использования трёхбалльной оценочной шкалы:
Показатель «Д» (доверие)
Положительное значение – «доверяю»;
Нейтральное значение – «не знаю»;
Отрицательное значение - «не доверяю».
Стимульный материал:
Должностное лицо (должность, фамилия, имя, отчество)
1. Заслуживает вашего доверия?
Варианты ответов: выбрать один из вариантов ответов: № 1, 2, 3
1. Доверяю
2. Не знаю
3. Не доверяю
Получение результата измерения показателя осуществляется путем перевода ответов в пятибалльную систему оценки согласно следующей таблице (см. табл. 1).
Таблица перевода результатов
ответов в баллы по показателю «Доверие»
Варианты ответов
Значения ответов
Баллы
Доверяю
«Да, выбираю № 1»
5
Не знаю
«Да, выбираю № 2»
3
Не доверяю
«Да, выбираю № 3»
1
Формула перевода полученных баллов в итоговую оценку измеряемого показателя:
𝐷 = N/S
где:
D – показатель Д «доверие»;
S – сумма полученных баллов от оценщиков по показателю «Д»; N – число оценщиков
Интерпретация результата измерения показателя «Д»:
От 3,6 до 4,8 – есть доверие к власти (Президенту Российской Федерации, высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации), необходимо принять меры к поощрению оцениваемых субъектов власти, продвижению их на вышестоящие должности, а в случае положительной оценки Президента России, рассматривать полученные значения как одно из обоснований для переизбрания его на следующий срок.
От 2,5 до 3,5 – доверие утрачивается к власти (Президенту Российской Федерации, высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации) необходимо принять меры по восстановлению доверия.
От 1 до 2,4 – утрачено доверие к власти (Президенту Российской Федерации, высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации), необходимо незамедлительные меры по восстановлению доверия.
Примечание.
Значения переводов баллов в итоговые оценки уточняются путем специального исследования. Для калибровки значений используется контрольная и экспериментальные группы. Полученные статистические данные становятся объектом анализа и основанием для получения коррекционных поправок. Также коррекционные поправки могут быть получены с помощью метода взвешивания экспертных оценок.
Измерение показателя «соответствие занимаемой должности»
Второй показатель, который используется для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, - «соответствие занимаемой должности».
Государственные гражданские служащие обязаны проходить аттестацию в соответствии со статьей 48 закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 No 79-ФЗ.
Порядок проведения аттестации может регламентироваться актами, не носящими нормативный характер. Оценка соответствия занимаемой должности может осуществлять как работодателем, так и потребителем услуг, которые осуществляет государственный гражданский служащий.
Длительное пребывание на должности (более трех лет), как показали исследования профессиональной деятельности по должностям (Чигирев В.А., 1986-1996, Юнацкевич П.И., 1996-2009, НИЛ-4, Военная космическая академия имени А.Ф. Можайского; Чигирев В.А., Юнацкевич П.И., 2010- 2022, Институт проблем профессиональной подготовки и использования специалистов) приводит у устареванию званий и навыков, необходимых для осуществления профессиональной деятельности. Необходимы вертикальные или горизонтальные перемещения по должностям для сохранения способности соответствовать занимаемой должности. Также учеными установлено, что соответствие квалификации сотрудников обеспечивается их непрерывной подготовкой на протяжении всего жизненного цикла специалиста.
Уровень «соответствия занимаемой должности» должностных лиц (Президента Российской Федерации, высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации) замеряется путем использования трёхбалльной шкалы оценки:
Показатель «С» (соответствие занимаемой должности) Стимульный материал:
Должностное лицо (должность, фамилия, имя, отчество) 2. Соответствует занимаемой должности?
Варианты ответов: выбрать один из вариантов ответов: No 1, 2, 3 1. Соответствует
8
2. Не знаю
3. Не соответствует
Получение результата измерения показателя осуществляется путем перевода ответов в пятибалльную систему оценки согласно следующей таблице (см. табл. 2).
Таблица перевода результатов ответов в баллы по показателю «Соответствие занимаемой должности»
Таблица 2
Варианты ответов Соответствует
Не знаю
Не соответствует
Значения ответов
«Да, выбираю No 1» 5 «Да, выбираю No 2» 3 «Да, выбираю No 3» 1
Баллы
Формула перевода полученных баллов в итоговую оценку измеряемого показателя:
𝐷 = NS
где:
D – показатель С «соответствие занимаемой должности»;
S – сумма полученных баллов от оценщиков по показателю «С»; N – число оценщиков
Интерпретация результата измерения показателя «С»:
От 3,5 до 4,8 – по уровню своей квалификации и личным качествам соответствует занимаемой должности (Президента Российской Федерации, высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации), необходимо принять меры к поощрению оцениваемых субъектов власти, продвижению их на вышестоящие должности, а в случае положительной оценки Президента России, рассматривать полученные значения как одно из обоснований для переизбрания его на следующий срок.
От 2,6 до 3,4 – по уровню своей квалификации и личным качествам не соответствует занимаемой должности (Президента Российской Федерации, высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации), необходимо принять меры к повышению квалификации оцениваемого субъекта.
От 1 до 2,5 – по уровню своей квалификации и личным качествам не соответствует занимаемой должности (Президента Российской Федерации, высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации), необходимо принять меры к повышению квалификации и перевести на нижестоящие должности.
Примечание.
Значения переводов баллов в итоговые оценки уточняются путем специального исследования. Для калибровки значений используется контрольная и экспериментальные группы. Полученные статистические данные становятся объектом анализа и основанием для получения коррекционных поправок. Также коррекционные поправки могут быть получены с помощью метода взвешивания экспертных оценок.
Измерение показателя «нравственность»
Третий показатель, который используется для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, - «нравственность».
Категория «нравственность» согласно пункту 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации является объектом, зля защиты которого допустимо ограничение прав и свобод человека.
Определение категории «нравственность» дано в следующих фундаментальных научных исследованиях и прикладных разработках:
1. Юнацкевич П.И., Чигирев В.А. Нравственное развитие взрослого человека: основные понятия. Терминологический словарь. - СПб.: ИОВ РАО, 2006 – 114 с.
Данная работа является научным результатом фундаментального исследования ИОВ РАО по теме: «Нравственное развитие взрослого человека в процессе непрерывного образования» (2006 года). Терминологический словарь направлен на систематизацию знаний о нравственном развитии взрослого человека и использовании определений в разработке законодательных и нормативных актов, направленных на укрепление и сохранение традиционных духовно-нравственных ценностей России и других государств-участников СНГ.
В работе представлены основные понятия, характеризующие нравственное развитие человека.
Работа предназначена для законодателей, работников образования, просвещения, науки и культуры, а также экспертов, осуществляющих семантический и лингвистический анализ текстов.
Нравственность – это общее выражение свойств человека, которые выполняют функцию этического регулирования отношений между членами общества. Особый настрой мышления и поведения, позволяющий не причинять вред себе, окружающим, среде обитания. Формируется с помощью других граждан и организаций, постоянно корректирующих поведение и самооценку человека.
2. Юнацкевич П.И. Методические рекомендации по проведению внеурочного занятия на тему «Нравственность» в образовательных учреждениях общего среднего образования. – Санкт-Петербург: Институт нравственности, 2014. – 12 с.
Правовые основания по организации и проведению внеурочного занятия для 1-11 классов в рамках внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС на тему: «Нравственность»:
Пункт 2.5 Плана мероприятий по реализации Концепции развития образования взрослых в государствах-участниках СНГ, утвержденного
11
решением Совета глав правительств государств-участников СНГ 22 мая 2009 года;
Проект Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. No 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при внедрении ФГОС общего образования».
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации предусматривает приоритетную задачу в сфере воспитания детей, направленна на развитие высоконравственной личности.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации предусматривает решение задачи по созданию условий для консолидации усилий социальных институтов по воспитанию подрастающего поколения, обновление воспитательного процесса системы общего образования, формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, создание нравственной позиции личности по отношению к окружающей социальной действительности.
Для формирования нравственной позиции детей к явлениям социальной действительности разработано внеурочное занятие для 1-11 классов в рамках внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС на тему: «Нравственность».
При разработке внеурочного занятия на тему «Нравственность» за основу была взята позиция видного педагога
«петербургской модели» этико-правового образования детей и подростков 1-11 классов средней
школы:
вычленение вопросов этики и права в содержании гражданского
образования в качестве системообразующих, интегрирующих компоненты из других отраслей знаний (культура, политика, экономика, филология, философия);
ярко выраженная воспитательная направленность – нацеленность на формирование у учащихся
нравственной, правовой и политической культуры личности, патриотизма и гражданственности;
уникальные психолого-педагогические технологии, обеспечивающие в процессе преподавания единство словесных и деятельностных методов, единство логики и чувств, способствующих развитию в коллективах учащихся коммуникативной культуры, толерантности, самоорганизации и творчества;
открытость и доступность всего комплекса полнотекстовых цифровых ресурсов, входящих в систему гражданского образования, сопряжение их с окружающей социальной средой и ориентация на профилактическую направленность;
Элиасберг Наталии Ильиничны,
которая сформулировала отличительные черты
12
создание в учебном процессе «этико-правовой вертикали» в виде специальных учебно-методических курсов с 1-го по 11-й класс;
целостность и системность этико-правового образования, которое охватывает все этапы школьного образования с 1-го по 11-й класс, обеспечивает преемственность между этапами и органическую связь между учебным процессом и внеурочной деятельностью школьников;
ориентация на формирование под воздействием «петербургской модели» навыков критического мышления, медийной и информационной грамотности, информационно-правовой культуры личности молодых россиян – социально активных граждан своей страны.
Методические рекомендации для учителя по проведению внеурочного занятия для 1-11 классов в рамках внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС на тему: «Нравственность» можно просмотреть, перейдя по ссылке:
Сайт Института нравственности, раздел «Урок нравственности», также содержит электронную версию данных методических рекомендаций: www.in.ast.social
Нравственность – это когда человек не вредит себе, другим, стране, в которой живет.
Нравственное правило на каждый день: не вреди себе, соседям, среде ни мыслью, ни словом, ни делом; созидай для себя, соседей, среды мыслью, словом и делом.
Не вреди себе (С1), соседям, другим людям (С2), стране, окружающей природе (С3) ни мыслью (М), ни словом (С), ни действием, делом (Д):
C1 + С2 + С3 ______________ М+С+Д
Любой поступок надо осуществлять в соответствии с нравственным правилом:
1. Ненанесение вреда себе ни мыслью, ни словом, ни делом
C1 ______________ М+С+Д
Рисунок 1. С1 – Не вреди себе мыслью
2. Ненанесение вреда соседям, другим людям ни мыслью, ни словом, ни делом:
C2 ______________ М+С+Д
Рисунок 2. С2 – Не вреди другому словом
13
14
3. Ненанесение вреда ни мыслью, ни словом, ни делом своей стране и окружающей природе
C3 ______________ М+С+Д
Рисунок 3. С3 – не вреди другому делом
Уровень «нравственность» должностных лиц (Президента Российской Федерации, высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации) замеряется путем использования трёхбалльной шкалы оценки:
Показатель «Н» (нравственность)
Стимульный материал:
Должностное лицо (должность, фамилия, имя, отчество)
Варианты ответов Не вредит мне
Не знаю
Вредит мне
Таблица перевода результатов ответов в баллы по показателю «Нравственность»
Значения ответов
«Да, выбираю No 1» 5 «Да, выбираю No 2» 3 «Да, выбираю No 3» 1
15
2. Это нравственный руководитель, он не вредит вам? Варианты ответов: выбрать один из вариантов ответов: No 1, 2, 3
Не вредит мне Не знаю Вредит мне
Получение результата измерения показателя осуществляется путем перевода ответов в пятибалльную систему оценки согласно следующей таблице (см. табл. 3).
Баллы
Таблица 3
Формула перевода полученных баллов в итоговую оценку измеряемого показателя:
𝐷 = NS
где:
D – показатель Н «нравственность»;
S – сумма полученных баллов от оценщиков по показателю «Н»; N – число оценщиков
Интерпретация результата измерения показателя «Н»:
От 3,3 до 4,6 – не вредит гражданам, нравственный руководитель (Президент Российской Федерации, высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации), необходимо принять меры к поощрению оцениваемых субъектов власти, продвижению их на вышестоящие должности, а в случае положительной оценки Президента России, рассматривать полученные значения как одно из обоснований для переизбрания его на следующий срок.
16
От 2,5 до 3,3 - не вредит гражданам, нравственный руководитель (Президент Российской Федерации, высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации), необходимо принять меры к поощрению оцениваемых субъектов власти, продвижению их на вышестоящие должности, а в случае положительной оценки Президента России, рассматривать полученные значения как одно из обоснований для переизбрания его на следующий срок.
От 1 до 2,4 – вредит гражданам, безнравственный руководитель (Президент Российской Федерации, высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации), необходимо принять меры к смещению с занимаемой должности и направлению на повышение квалификации и личного уровня нравственной культуры, формирования привычки безвредного поведения.
Примечание.
Значения переводов баллов в итоговые оценки уточняются путем специального исследования. Для калибровки значений используется контрольная и экспериментальные группы. Полученные статистические данные становятся объектом анализа и основанием для получения коррекционных поправок. Также коррекционные поправки могут быть получены с помощью метода взвешивания экспертных оценок.
Среднее значение степени выраженности признаков измеряемых показателей «Д», «С», «Н»
у должностных лиц Санкт-Петербурга по результатам исследований Института нравственности, 2021 год
(выборка n = 100)
Номер признака
Среднее значение m
Номер признака
Среднее значение m
Номер признака
Среднее значение m
Д No1 Д No2 Д No3
3,7 С No1 3,0 С No2 1,6 C No3
4,1 Н No 1 3,9 2,8 Н No 2 2,9 1,8 Н No 3 1,7
17
Стимульный материал
Вашему вниманию предлагается оценить следующее должностное лицо (указывается должностное лицо, приводится для идентификации публичная фотография):
Должностное лицо (должность, фамилия, имя, отчество) 1. Заслуживает вашего доверия?
Варианты ответов:
Доверяю Не знаю
Не доверяю
3. Соответствует занимаемой должности?
Соответствует Не знаю
Не соответствует
4. Это нравственный руководитель, он не вредит вам?
Не вредит мне Не знаю Вредит мне
Комментарии: (допустимы комментарии участников оценки для пояснения своих ответов и получения обратной связи в отношении оцениваемых субъектов).
Заключение
Полученные данные измерений показывают текущее состояние социальных процессов и служат обоснованием для принятия и коррекции государственной кадровой политики, что способствует повышению эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Комментарии 0