Проект
ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
О внесении изменений в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 29 декабря 2015 года № 519-п
«О концепции промышленной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»
полный документ ( открыть )
Цели, задачи и основные приоритеты промышленной политики
Целью промышленной политики автономного округа является:
повышение уровня промышленного потенциала автономного округа путем формирования высокотехнологичной, инновационной и конкурентоспособной промышленности, направленной на диверсификацию экономики автономного округа и повышение уровня жизни населения автономного округа.
Приоритетными задачами, направленными на достижение цели промышленной политики автономного округа на долгосрочную перспективу являются:
1) развитие промышленной инфраструктуры для создания новых производств в обрабатывающем секторе промышленности и повышения конкурентоспособности действующих;
2) поддержка технологического перевооружения субъектов деятельности в сфере промышленности, модернизация основных производственных фондов исходя из темпов, опережающих их старение;
3) поддержка экспортно-ориентированных предприятий, осуществляющих деятельность в сфере обрабатывающей промышленности;
4) локализация промышленных производств в Югре (на основе потребности предприятий ТЭК, ресурсно-сырьевой базы проведен анализ потенциала автономного округа в части создания или локализации производств обрабатывающей промышленности, сформирован портфель инвестиционных проектов Югры в сфере обрабатывающих секторов промышленности);
5) внедрение в базовые отрасли промышленности передовых производственных технологий (автоматизация и цифровизация процессов, применение бережливых технологий, повышение производительности труда);
6) создание условий, способствующих повышению активности субъектов деятельности в направлениях внедрения результатов интеллектуальной деятельности и освоение производства инновационной промышленной продукции;
7) формирование кадрового промышленного потенциала автономного округа.
Движущим фактором диверсификации экономики в прогнозном периоде станут импортозамещение и выход югорских товаров на международные рынки.
Исходя из поставленных целей и задач, учитывая постоянно меняющуюся макроэкономическую конъюнктуру на внутренних и внешних рынках, основными отраслями для развития промышленного производства в долгосрочной перспективе должны стать топливно-энергетический, нефтегазохимический, лесопромышленный, агропромышленный, горнопромышленный комплексы, нефтегазовое машиностроение, металлургия, производство строительных материалов, переработка твердых коммунальных отходов.
Это позволит усилить кластеризацию экономики автономного округа, сместив акценты в сферу обрабатывающих отраслей, имеющих наиболее благоприятные условия для создания высокопроизводительных рабочих мест, таких как нефтехимия, газопереработка, деревообработка.
Развитие инфраструктуры поддержки промышленности автономного округа в первую очередь будет направлено на:
формирование эффективной модели взаимодействия между исполнительными органами государственной власти автономного округа и организациями инфраструктуры поддержки промышленности, основанной на распределении компетенций и организационно-правовых возможностей;
формирование эффективной модели взаимодействия между организациями инфраструктуры поддержки промышленности и субъектами деятельности в сфере промышленности для повышения оперативности взаимодействия.
В целях поддержки технологического перевооружения субъектов деятельности в сфере промышленности и модернизации основных производственных фондов должны быть разработаны и внедрены новые инструменты стимулирования субъектов деятельности в сфере промышленности.
В целях повышения инвестиционной привлекательности проектов в сфере промышленности создаются и планируются к созданию территории с особыми режимами ведения предпринимательской деятельности (индустриальные (промышленные) парки, промышленные технопарки, особые экономические зоны).
Достижение целей промышленной политики автономного округа неразрывно связано с показателями сроков и процедур регистрации предприятий и собственности, постановки земельных участков на государственный кадастровый учет, получения разрешительной документации и подключения к энергетической инфраструктуре.
В этой связи и путем сокращения административных барьеров предполагается создать условия, направленные на:
повышение эффективности процедур по выдаче разрешений на строительство;
повышение эффективности процедур по подключению к электроэнергии и газопроводу.
Основными задачами по развитию трудового потенциала являются создание сети образовательных учреждений (высших и средних) на основе схемы размещения объектов промышленной инфраструктуры с учетом отраслевых приоритетов промышленного развития в целях обеспечения проектов необходимыми кадрами.
Необходима тесная кооперация образовательных организаций с образовательными организациями в смежных и аналогичных отраслях в других регионах и за рубежом в целях повышения квалификации преподавательского состава, а также развитие контактов с отраслевыми союзами, промышленными кластерами для формирования востребованных образовательных программ.
В современных условиях наличие квалифицированной рабочей силы является необходимым условием реализации успешных производственных проектов.
Формирование трудового потенциала в сфере промышленности будет осуществляться по направлениям:
создания условий для привлечения в автономный округ высококвалифицированных специалистов;
подготовки молодых специалистов по приоритетным направлениям на базе высших и средних учебных заведений в соответствии со схемой размещения объектов промышленной инфраструктуры;
повышения квалификации (переквалификации) на базе специализированных учебных заведений (создаваемых при выпускающих учебных учреждениях в соответствии со схемой размещения объектов промышленной инфраструктуры) при участии отраслевых союзов, промышленных кластеров и конкретных производителей.
В автономном округе создана сеть учебных заведений, которую необходимо усиливать в муниципальных образованиях, являющихся наиболее привлекательными, с точки зрения, схемы размещения объектов промышленной инфраструктуры и отраслевых приоритетов промышленного развития автономного округа.
В среднесрочной перспективе необходимо создание международных центров профессиональной подготовки (возможно на базе якорных международных проектов) кадров, в целях трансферта современных технологий и стандартов производственной культуры на предприятиях.
Одной из основных задач повышения кадрового промышленного потенциала является повышение уровня компетенций субъектов МСП в сфере промышленного производства.
В рамках образовательных программ высших учебных заведений автономного округа (а также программ повышения квалификации) предстоит уделять особое внимание вопросам международных практик корпоративного управления, корпоративных финансов, управления стоимостью предприятия, изучению иностранных языков.
С целью создания условий для повышения уровня конкурентоспособности субъектов предпринимательской деятельности в сфере промышленности необходимо:
развивать практику приглашений ведущих российских и иностранных специалистов и кооперацию с ведущими российскими и международными учебными заведениями, программы прохождения обучения и стажировок (для руководителей предприятий) и наиболее способных студентов. Для этих целей необходимо определить перечень российских и международных учебных заведений с учетом специфики приоритетных отраслей промышленности и оказывать государственную поддержку (в пределах установленных квот) в виде грантов для прохождения такого обучения с отлагательными условиями работы в автономном округе;
развивать институциональную среду предпринимательства, посредством проведения коммуникативных мероприятий на базе таких структур, как Торгово-промышленная палата Российской Федерации, Российский союз промышленников и предпринимателей, и мероприятия с участием окружных институтов развития с целью внедрения лучших практик корпоративного управления и обмена профессиональным опытом;
оказывать содействие в процессе внедрения международных систем управления качеством на предприятиях в приоритетных отраслях промышленности посредством предоставления финансовой поддержки на получение соответствующего сертификата. Наличие таких сертификатов может стать необходимым условием получения ряда мер государственной поддержки. Данная мера направлена на стимулирование региональных производителей к внедрению современных стандартов качества выпускаемой продукции, что облегчит дальнейшую международную кооперацию этих предприятий.
Меры и механизмы реализации промышленной политики
Система мер стимулирования промышленности включает следующие механизмы: институциональные преобразования, финансово-кредитные рычаги управления, организационные механизмы, региональные государственные программы, механизмы проектного управления.
Существующая структура промышленного производства, а также структура занятости в автономном округе предполагает, что наиболее эффективным инструментом является привлечение крупных якорных международных и российских инвесторов в фиксированный набор приоритетных отраслей с целью максимальной локализации производственных процессов на территории автономного округа и последующего развития смежных цепочек производств субъектов малого и среднего предпринимательства. Такое решение обеспечит необходимую концентрацию ресурсов в приоритетных проектах и позволит развивать соответствующие отраслевые союзы и промышленные кластеры, инфраструктуру и смежные отрасли, которые могут стать впоследствии точками роста в новых отраслях промышленности.
Меры государственной поддержки субъектам промышленности, реализующим инвестиционные проекты на территории автономного округа
Приоритеты развития промышленной политики в Югре сформированы с учетом национальных целей и стратегического развития Российской Федерации, а также с необходимостью сохранения условий реализации государственной политики и объемов финансирования в долгосрочной перспективе.
Ключевыми целями развития промышленности автономного округа являются: создание благоприятных условий для формирования высокотехнологичной, конкурентоспособной обрабатывающей промышленности в автономном округе, поддержка предприятий агропромышленного комплекса, а также обеспечение этих направлений высококвалифицированными кадрами.
В настоящее время реализуется комплекс финансовых и не финансовых мер поддержки промышленных предприятий автономного округа, направленных на стимулирование инвестиций, локализацию новых и модернизацию действующих предприятий Югры, а именно:
Сформирован комплекс финансовых и нефинансовых мер государственной поддержки промышленным предприятиям автономного округа:
- субсидирование части затрат стоимости заказанного и оплаченного оборудования, произведенного на территории автономного округа, лизинговых платежей или первоначального взноса при заключении договора лизинга оборудования, строительства инженерных сетей и объектов инженерной инфраструктуры, создания, модернизации и (или) реконструкции объектов инфраструктуры индустриальных (промышленных) парков;
- займы Фонда развития Югры;
- государственные гарантии;
- налоговые льготы;
- содействие в продвижении продукции на иностранных рынках;
- поддержка научно-технической деятельности и инноваций;
- поддержка развития кадрового потенциала.
Поддержка предприятий направлена на развитие существующих и стимулирование создания новых производств в автономном округе. Важным направлением деятельности по развитию промышленного потенциала автономного округа остается предоставление поддержки субъектам деятельности в сфере промышленности Фондом развития Югры, определенным специализированной организацией по привлечению инвестиций и работе с инвесторами на территории автономного округа.
Основными направлениями деятельности Фонда развития Югры являются:
- развитие института государственно-частного партнерства: содействие в формировании нормативной правовой базы в сфере государственно-частного партнерства; разработка, структурирование, организация финансирования, сопровождение реализации инфраструктурных проектов с применением механизмов государственно-частного партнерства;
- поддержка и развитие инвестиций: реализация принципа одного окна для инвесторов при взаимодействии с органами государственной власти и местного самоуправления, институтами развития и участниками инвестиционного процесса; инвестиционное продвижение автономного округа;
- поддержка и развитие промышленности: содействие в формировании государственной политики в сфере развития промышленности;
- предоставление мер поддержки субъектам деятельности в сфере промышленности; создание современной промышленной инфраструктуры на территории автономного округа (индустриальные (промышленные) парки, промышленные технопарки);
- поддержка и развитие сельхозкооперации: организационно-методическое сопровождение создания инфраструктуры поддержки сельскохозяйственных кооперативов и малых форм хозяйствования; проведение образовательных мероприятий и консультирование в получении мер поддержки; продвижение продукции сельхозкооперативов автономного округа;
- развитие туризма: поддержка приоритетных и перспективных направлений развития туризма; содействие созданию условий для развития туристской инфраструктуры округа; продвижение туристского потенциала округа.
В рамках реализации промышленной политики ведется непрерывная работа по совершенствованию механизмов поддержки в целях повышения инвестиционной привлекательности и развития конкурентных преимуществ автономного округа.
Одним из инструментов стимулирования производственной, в том числе инновационной, деятельности в автономном округе является венчурное финансирование.
Важным механизмом обеспечения инвестиционной привлекательности Югры является механизм заключения инвестиционного соглашения, который позволит адаптировать меры государственного стимулирования применительно к конкретному проекту.
Инвестиционное соглашение закрепляет права, обязанности и ответственность сторон, порядок и условия предоставления государственной поддержки, а также объемы, направления и сроки вложения инвестиций в проект.
Такая форма взаимодействия публичной и частной стороны позволит снизить риски инвесторов при реализации долгосрочных проектов.
Меры государственной поддержки, направленные на развитие промышленной инфраструктуры
В автономном округе разработан комплекс мер поддержки, направленных на создание и развитие индустриальных (промышленных) парков, промышленных технопарков и технопарков высоких технологий (далее – Парки):
- субсидии на финансовое обеспечение затрат управляющих компаний Парков, связанных с созданием и развитием Парков;
- льготное заемное финансирование на создание и развитие Парков;
- льготные ставки налога на прибыль и обнуление налога на имущество для управляющих компаний Парков.
В целях дальнейшего устойчивого развития промышленной инфраструктуры в автономном округе прорабатывается вопрос совершенствования механизма государственной поддержки.
В качестве возможных действенных мер стимулирования предлагаются следующие меры:
- налоговые льготы резидентам Парков (налога на имущество, налога на прибыль, земельный налог);
- возмещение затрат управляющей компании и резидентам Парков, связанных с созданием и развитием Парков.
Аналогичные меры поддержки планируется распространить на управляющие компании и резидентов особых экономических зон.
Еще одним направлением развития промышленной инфраструктуры автономного округа является создание промышленных кластеров.
В целях стимулирования кластерного развития в Югре необходимо предусмотреть меры поддержки участников промышленных кластеров, кластера заготовителей и переработчиков дикоросов в виде:
- субсидирования затрат на приобретение оборудования, проведение отраслевых маркетинговых исследований, продвижение продукции;
- льготного кредитования;
- налоговых преференций.
Направления развития межрегиональных и внешнеэкономических связей
Формирование промышленного сектора с высоким экспортным потенциалом, способного конкурировать в глобальном масштабе, обеспечивающего достижение национальных целей развития определяет приоритетные направления развития международного и внешнеэкономического сотрудничества:
- повышение конкурентоспособности производимой в автономном округе продукции за счет совершенствования форм и механизмов межрегионального, международного и внешнеэкономического сотрудничества;
- увеличение экспорта товаров и услуг, производимых предприятиями автономного округа;
- привлечение внешних партнеров, в том числе иностранных;
- обеспечение конкурентоспособности трудовых ресурсов в результате эффективной передачи передового опыта других стран и регионов (международные семинары, курсы повышения квалификации и другие меры) и активной миграционной политики;
- оптимизация межрегионального и международного сотрудничества в результате совершенствования практики заключения соглашений;
- повышение экономической эффективности международных и межрегиональных гуманитарных связей;
- совершенствование координации межрегиональной, международной и внешнеэкономической деятельности основных субъектов сотрудничества;
- укрепление кадрового потенциала в сфере внешних связей;
- совершенствование инфраструктуры внешнеэкономической деятельности, международного и межрегионального сотрудничества;
- формирование развитой системы информационного обеспечения участников внешнеэкономической деятельности, международного и межрегионального сотрудничества.
Роль субъектов малого и среднего предпринимательства в развитии промышленности
Субъекты малого и среднего предпринимательства играют важную роль в промышленной политике автономного округа. Высокую деловую активность малых и средних предприятий автономного округа демонстрируют и показатели оборота продукции и услуг.
Динамика показателей развития малого предпринимательства
Оборот предприятий малого и среднего предпринимательства, млрд. рублей
2010 - 298,2
2015 - 419,2
2016 - 462,7
2017 - 507,3
2018 - 519,3
2019 - 519,5
Наличие выстроенной системы институциональной поддержки, способной провести предприятие от стадии инновационной разработки до создания (модернизации) полномасштабного производства является сегодня необходимым элементом для субъектов малого и среднего предпринимательства.
Такая система была сформирована в виде организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства, которые осуществляют взаимодействие по принципу «одного окна» как на горизонтальном уровне (между собой), так и взаимодействуя с финансовыми институтами.
Все муниципальные образования автономного округа охвачены сетью филиалов и представительств организаций. При этом органы местного самоуправления играют важную роль в развитии предпринимательства через муниципальные программы.
Система поддержки малого и среднего предпринимательства в автономном округе состоит из мер консультационной, образовательной, имущественной, финансовой поддержки. Созданный принцип работы с предпринимателями в автономном округе необходимо использовать и в работе по повышению потенциала югорских предпринимателей в промышленном секторе.
Задачи, решение которых необходимо для развития предпринимательства в сфере промышленности в автономном округе представлены в таблице 11.
проект «О концепции промышленной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»
Комментарии 7
А еще хотелось бы отметить небольшой, но важный момент. В блоке про расширение малого и крупного бизнеса прямо указана готовность субсидировать МСП для их выхода на технологический уровень, который требует крупняк (и обучение, и закупка оборудования). Действительно, важно не ограничиваться коммуникационными площадками и требованиями по закупкам, а целенаправленно вытягивать "малышей" на новый уровень.
В качестве некоторой критики обратил бы внимание на то, что в блоке про расширение международного сотрудничества хорошо было бы явно указать приоритетные рынки.
Перспективные направления которые просто необходимо развивать не смотря на регион это - производство новых материалов с уникальными свойствами, производство материалов и комплектующих для электроники, энергетики. Создание робототехники и программных комплексов. Это то что нашему региону по силам потянуть, так как есть пока ресурсы. И это то, что позволит развиваться региону в будущем, так как движение идёт в этом направлении, оно просто неизбежно для развития человечества. Разработка технологий, зданий, сооружений, коммуникаций, выживания в тяжёлых условиях. Ведь человечество будет осваивать не только Антарктиду, но и другие планеты, а для этого необходимы будут новые материалы, как по прочности, так и по теплоустойчивости, другим свойствам. Про развитие электроники тоже пока только много говорим, а ведь у нас много светлых голов, но нужны новые законы и другие правила внедрения разработок и прогрессивных идей. Люди где-то в гаражах, дома разрабатывают технологии, которые потом охватывают весь мир. Пример с Майкрасофт, Аole . Необходимо широко информировать, что у продвинутых идей и людей есть площадки где они могут реализоваться и воплотить задуманное. Государство должно быть заинтересовано в таких умах и должно давать им возможность проявить себя если есть здравые зёрна в разработках и идеях. Научный подход на базе производства. Направить деньги нефтянки для развития нефтяной и газовой отрасли как раз в сторону переработки этих продуктов во что-то новое и перспективное. Именно разработки позволят выявить стратегию во что вкладываться. Так я мыслю
Что касается обучения кадров для промышленности, то будет госзаказ. Может, стоит рассмотреть дуальную систему средне-технической подготовки? когда предприятия частично оплачивают обучение, приглашают к себе на оплачиваемую практику, определяют учебную программу, и обучаемый трудоустраивается на это предприятие после обучения. преимущества - не надо доучивать на рабочем месте, 100%-я трудоустраиваемость, ниже расходы государства.
в концепции и стратегии мало конкретных цифр - объемов рынков, анализа окружения (регионов вокруг, общей ситуации в целевых отраслях промышленности). Также пока нет данных по господдержке - какой будет уровень возмещения расходов, снижение налоговой нагрузки и т.д. Потенциальный инвестор, читая концепцию, не поймет преимуществ и льгот округа по сравнению с другими инвест.площадками. Сейчас идет жесточайшая конкуренция за инвесторов
Важно то, чтобы изменились цели. Не промышленные показатели должны быть в приоритете, а счастье людей. В федеральных стратегических целях это стало приоритетом. И Югра - это не ресурсный центр, а место для жизни счастливых, сильных и невероятно талантливых людей!
Предложенные цели промополитики невнятны. "Повышение потенциала" - это не цель. Чем "потенциал" измерять будете? Да и вообще не понятно - какие хотите получить конечные результаты? Использовать более высокие технологии в существующем производстве или делать новые продукты более высоких переделов? Это принципиально разное.
Переход от производства бензина по стандартам "Евро-5" к (допустим) "Евро-15", какие бы высокие технологии при этом не применялись, всё одно есть производство продуктов нижних технологических переделов. То есть это НЕ диверсификация.
Достижимость. Предложенные механизмы, в т.ч. финансовые, возможно (!) помогут производить бензин по стандартам Евро-15. Но к тому моменту рентабельность по данному "продукту" будет примерно такой же, какая сегодня по углю. И гарантированно не помогут производить (например) сверхчистые химические вещества. Почему? Потому, что первый обязательный этап д.б. "стратегический прогноз". Которого в документе нет.
Цели любой стратегии должны быть конкретны, достижимы и измеримы. Цели должны опираться на стратегический прогноз.
1. Интересно, как меняется себестоимость добычи нефти и газа с 1960-х годов. Ясно, что она растет, поскольку добыча происходит со все более глубоких уровней. Но насколько растет и есть ли закономерности этого роста? Можно ли спрогнозировать, в какой период при сегодняшних технологиях добыча станет нерентабельной?
2. Каковы разведанные запасы нефти и газа, какая доля этих запасов уже добыта? Сколько лет есть в запасе для радикальной перестройки экономики региона?
3. Какие именно направления научных исследований и разработок наиболее актуальны для добывающей отрасли, чтобы снизить себестоимость, уменьшить вред для экологии, повысить производительность труда? Кто и каким образом может/должен ставить задачи ученым, конструкторам, изобретателям, инженерам, создателям новых материалов?
4. Как будет выстроен на практике теоретически очевидный цикл взаимовлияний (промышленность ставит задачи науке - наука разрабатывает материалы, технологии и ставит задачи конструкторам, инженерам и изобретателям - конструкторы, инженеры и изобретатели создают новую технику, которая обеспечивает целевой экономический эффект при внедрении в промышленность)? Где происходит этот диалог промышленников, ученых и инженеров-изобретателей? Как он должен быть организован, чтобы не оказаться в зависимости от дорогих западных технологий, которые существенно увеличат себестоимость добычи? Как обеспечить максимальную рентабельность добывающей отрасли на период, намного превышающий прогноз (см. п.1)?
5. Если всерьез говорить о диверсификации, необходимо разделять ее на два совершенно различных направления.
Диверсификация номер один - это развитие переработки нефти, газа и прочих добытых из недр ресурсов. Это направление диверсификации будет развиваться до тех пор, пока будет рентабельна добыча полезных ископаемых. А рентабельность добычи напрямую зависит от качества НИОКР и инженерных решений, а также от развития в регионе производства новых материалов (нанокомпозитов, например), технических устройств, технологических линий, средств транспорта и т.д.
Диверсификация номер два - это развитие перерабатывающей промышленности, не связанной с нефтью, газом и тем, что добыто из недр. Каковы направления этой, второй, диверсификации? Лес? Да, запасы леса в ХМАО впечатляюще велики, и вырубка может быть увеличена минимум в 3 раза от сегодняшнего уровня без ущерба для природы. Что делать с лесом? Надо выпускать в регионе продукцию с максимальной добавленной стоимостью, не продавать "кругляк" за границу, а делать изделия для конечного покупателя. А здесь нужны дизайнеры, конструкторы, фабрики, станки, технологии, - и лучше, если все это будет свое собственное. Что кроме леса? Дикоросы? Да, интересное направление. Производство зеленой электроэнергии? Теплицы? Аквакультура в УЗВ? Может быть, не знаю, все нужно считать. Диверсификация номер два - самое инновационное и самое интересное, что может развиваться в ЮГРЕ. Но для этого нужны специальные экономические условия, система образования и т.п. Направления диверсификации номер два должны решить главную стратегическую задачу: создать в регионе экономическую модель, которая сможет обеспечить процветание жителей после того, как нефть и газ кончатся или перестанут быть нужны мировой экономике. Вот задача, над которой стоит размышлять, пока еще есть время на размышления. В обсуждаемой концепции эта задача не выделена в явном виде, не сформулирована, а жаль, было бы крайне важно начать ее формулировать, даже не претендуя на окончательность формулировки.
Конечно, это не все ключевые вопросы, которые должны найти свое отражение в концепции. Думаю, коллеги, дополнят этот перечень. Пока очевидно, что концепция должна дорабатываться прежде, чем будет утверждена.
Считаю, что с учетом потребности в добыче углеводородов на ближайшие как минимум 50 лет, новую промышленную политику Югры можно было бы разделить на 4 основных направления развития. Два основных и два сопутствующих.
1. ТЭК - Югры хребет экономики. Задача - годовая добыча 250 млн. тонн нефти в течении 50 лет = 12,5 млрд. тонн нефти. Мероприятия: сохранение таких показателей требует нового подхода с возможностью промышленного извлечения трудно извлекаемых запасов. Решение: создание и развитие в Югре Научно-технического центра и полигонов по разработке и промышленного внедрения инновационных технологий и оборудования.
2. Югра - высоко технологические рабочие места - СКОЛЬКО??? Задача - создание новых рабочих мест с максимальным использованием роботизации для добычи, сервиса и переработки углеводородов с целью удлинения производственной цепочки дополнительной стоимости. Мероприятия: рассмотреть возможность создания условий (определение территорий, внесение изменений в Схему территориального планирования и Схему размещения производственных сил, сформулировать преференции привлечения инвесторов) для строительства 3-х нефтеперерабатывающих заводов на территории Сургутского, Октябрьского и Нижевартовского района. Обеспечить логистические узлы Ж/Д и речные терминалы ( использование танкеров река-море, с выходом СМП ).
При условии понятного промышленного развития ТЭК - Югры и обеспечения драйвера экономики на долгосрочный период можно развивать еще два направления.
3. Развитие лесопромышленного кластера (западная часть Югры Советский, Кондинский, Октябрьский районы, расчетная лесосека 20 миллионов кубометров в год, в Финляндии к примеру 17). Задача: создать и развить производственную цепочку добавленной стоимости вырубка, ЛВЛ, ОСБ, МДФ, ДСП и все что связано с переработкой леса. Разработать комплексную программу по использованию лесного потенциала в промышленности и домостроению в Югре.
4. Развитие горно-промышленного кластера Приполярного Урала и промышленной добычи полезных ископаемых в песках Югры. Задача: определить реальный потенциал запасов, сформулировать программу развития, создать условия для инвесторов.
Я описал очень кратко всего четыре основных направления развития Югры, даже не стал описывать развитие АПК, стройиндустрии и других направлений, убежден что если Правительство сможет понятно описать в Концепции развития промышленности Югры или в документах стратегического развития планы, механизмы и инструменты, и самое главное создать условия для этого. Например льготы по налогу на имущество вновь созданных производственных мощностей - 5 лет, субсидирование затрат на электроэнергию, преференции по налогу на прибыль и арендные платежи, то Югра имеет все шансы как минимум в течении 100 ближайших лет активно развиваться создавая новые высоко технологичные рабочие места и улучшая качество жизни в городах и поселениях поднимая уровень предоставляемых потребительских товаров и услуг жителям Югры.
В доказательство перспективы дополнительно предлагаю прочитать статью https://strategy24.ru/rf/news/perspektivy-neftedobychi-v-khmao-yugre