Загрузка данных

Новая промышленная политика Ханты - Мансийского автономного округа - Югры

  • 27 августа 2020 г.
  • 2406
  • 11

Проект

ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ 

О внесении изменений в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 29 декабря 2015 года № 519-п

«О концепции промышленной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»

полный документ ( открыть )

Цели, задачи и основные приоритеты промышленной политики

Целью промышленной политики автономного округа является:

повышение уровня промышленного потенциала автономного округа путем формирования высокотехнологичной, инновационной и конкурентоспособной промышленности, направленной на диверсификацию экономики автономного округа и повышение уровня жизни населения автономного округа.

Приоритетными задачами, направленными на достижение цели промышленной политики автономного округа на долгосрочную перспективу являются:

1) развитие промышленной инфраструктуры для создания новых производств в обрабатывающем секторе промышленности и повышения конкурентоспособности действующих;

2) поддержка технологического перевооружения субъектов деятельности в сфере промышленности, модернизация основных производственных фондов исходя из темпов, опережающих их старение;

3) поддержка экспортно-ориентированных предприятий, осуществляющих деятельность в сфере обрабатывающей промышленности;

4) локализация промышленных производств в Югре (на основе потребности предприятий ТЭК, ресурсно-сырьевой базы проведен анализ потенциала автономного округа в части создания или локализации производств обрабатывающей промышленности, сформирован портфель инвестиционных проектов Югры в сфере обрабатывающих секторов промышленности);

5) внедрение в базовые отрасли промышленности передовых производственных технологий (автоматизация и цифровизация процессов, применение бережливых технологий, повышение производительности труда);

6) создание условий, способствующих повышению активности субъектов деятельности в направлениях внедрения результатов интеллектуальной деятельности и освоение производства инновационной промышленной продукции;

7) формирование кадрового промышленного потенциала автономного округа.

Движущим фактором диверсификации экономики в прогнозном периоде станут импортозамещение и выход югорских товаров на международные рынки.

Исходя из поставленных целей и задач, учитывая постоянно меняющуюся макроэкономическую конъюнктуру на внутренних и внешних рынках, основными отраслями для развития промышленного производства в долгосрочной перспективе должны стать топливно-энергетический, нефтегазохимический, лесопромышленный, агропромышленный, горнопромышленный комплексы, нефтегазовое машиностроение, металлургия, производство строительных материалов, переработка твердых коммунальных отходов.

Это позволит усилить кластеризацию экономики автономного округа, сместив акценты в сферу обрабатывающих отраслей, имеющих наиболее благоприятные условия для создания высокопроизводительных рабочих мест, таких как нефтехимия, газопереработка, деревообработка.

Развитие инфраструктуры поддержки промышленности автономного округа в первую очередь будет направлено на:

формирование эффективной модели взаимодействия между исполнительными органами государственной власти автономного округа и организациями инфраструктуры поддержки промышленности, основанной на распределении компетенций и организационно-правовых возможностей;

формирование эффективной модели взаимодействия между организациями инфраструктуры поддержки промышленности и субъектами деятельности в сфере промышленности для повышения оперативности взаимодействия.

В целях поддержки технологического перевооружения субъектов деятельности в сфере промышленности и модернизации основных производственных фондов должны быть разработаны и внедрены новые инструменты стимулирования субъектов деятельности в сфере промышленности.

В целях повышения инвестиционной привлекательности проектов в сфере промышленности создаются и планируются к созданию территории с особыми режимами ведения предпринимательской деятельности (индустриальные (промышленные) парки, промышленные технопарки, особые экономические зоны).

Достижение целей промышленной политики автономного округа неразрывно связано с показателями сроков и процедур регистрации предприятий и собственности, постановки земельных участков на государственный кадастровый учет, получения разрешительной документации и подключения к энергетической инфраструктуре.

В этой связи и путем сокращения административных барьеров предполагается создать условия, направленные на:

повышение эффективности процедур по выдаче разрешений на строительство;

повышение эффективности процедур по подключению к электроэнергии и газопроводу.

Основными задачами по развитию трудового потенциала являются создание сети образовательных учреждений (высших и средних) на основе схемы размещения объектов промышленной инфраструктуры с учетом отраслевых приоритетов промышленного развития в целях обеспечения проектов необходимыми кадрами.

Необходима тесная кооперация образовательных организаций с образовательными организациями в смежных и аналогичных отраслях в других регионах и за рубежом в целях повышения квалификации преподавательского состава, а также развитие контактов с отраслевыми союзами, промышленными кластерами для формирования востребованных образовательных программ.

В современных условиях наличие квалифицированной рабочей силы является необходимым условием реализации успешных производственных проектов.

Формирование трудового потенциала в сфере промышленности будет осуществляться по направлениям:

создания условий для привлечения в автономный округ высококвалифицированных специалистов;

подготовки молодых специалистов по приоритетным направлениям на базе высших и средних учебных заведений в соответствии со схемой размещения объектов промышленной инфраструктуры;

повышения квалификации (переквалификации) на базе специализированных учебных заведений (создаваемых при выпускающих учебных учреждениях в соответствии со схемой размещения объектов промышленной инфраструктуры) при участии отраслевых союзов, промышленных кластеров и конкретных производителей.

В автономном округе создана сеть учебных заведений, которую необходимо усиливать в муниципальных образованиях, являющихся наиболее привлекательными, с точки зрения, схемы размещения объектов промышленной инфраструктуры и отраслевых приоритетов промышленного развития автономного округа.

В среднесрочной перспективе необходимо создание международных центров профессиональной подготовки (возможно на базе якорных международных проектов) кадров, в целях трансферта современных технологий и стандартов производственной культуры на предприятиях.

Одной из основных задач повышения кадрового промышленного потенциала является повышение уровня компетенций субъектов МСП в сфере промышленного производства.

В рамках образовательных программ высших учебных заведений автономного округа (а также программ повышения квалификации) предстоит уделять особое внимание вопросам международных практик корпоративного управления, корпоративных финансов, управления стоимостью предприятия, изучению иностранных языков.

С целью создания условий для повышения уровня конкурентоспособности субъектов предпринимательской деятельности в сфере промышленности необходимо:

развивать практику приглашений ведущих российских и иностранных специалистов и кооперацию с ведущими российскими и международными учебными заведениями, программы прохождения обучения и стажировок (для руководителей предприятий) и наиболее способных студентов. Для этих целей необходимо определить перечень российских и международных учебных заведений с учетом специфики приоритетных отраслей промышленности и оказывать государственную поддержку (в пределах установленных квот) в виде грантов для прохождения такого обучения с отлагательными условиями работы в автономном округе;

развивать институциональную среду предпринимательства, посредством проведения коммуникативных мероприятий на базе таких структур, как Торгово-промышленная палата Российской Федерации, Российский союз промышленников и предпринимателей, и мероприятия с участием окружных институтов развития с целью внедрения лучших практик корпоративного управления и обмена профессиональным опытом;

оказывать содействие в процессе внедрения международных систем управления качеством на предприятиях в приоритетных отраслях промышленности посредством предоставления финансовой поддержки на получение соответствующего сертификата. Наличие таких сертификатов может стать необходимым условием получения ряда мер государственной поддержки. Данная мера направлена на стимулирование региональных производителей к внедрению современных стандартов качества выпускаемой продукции, что облегчит дальнейшую международную кооперацию этих предприятий.

 Меры и механизмы реализации промышленной политики 

Система мер стимулирования промышленности включает следующие механизмы: институциональные преобразования, финансово-кредитные рычаги управления, организационные механизмы, региональные государственные программы, механизмы проектного управления.

Существующая структура промышленного производства, а также структура занятости в автономном округе предполагает, что наиболее эффективным инструментом является привлечение крупных якорных международных и российских инвесторов в фиксированный набор приоритетных отраслей с целью максимальной локализации производственных процессов на территории автономного округа и последующего развития смежных цепочек производств субъектов малого и среднего предпринимательства. Такое решение обеспечит необходимую концентрацию ресурсов в приоритетных проектах и позволит развивать соответствующие отраслевые союзы и промышленные кластеры, инфраструктуру и смежные отрасли, которые могут стать впоследствии точками роста в новых отраслях промышленности.

Меры государственной поддержки субъектам промышленности, реализующим инвестиционные проекты на территории автономного округа

Приоритеты развития промышленной политики в Югре сформированы с учетом национальных целей и стратегического развития Российской Федерации, а также с необходимостью сохранения условий реализации государственной политики и объемов финансирования в долгосрочной перспективе.

Ключевыми целями развития промышленности автономного округа являются: создание благоприятных условий для формирования высокотехнологичной, конкурентоспособной обрабатывающей промышленности в автономном округе, поддержка предприятий агропромышленного комплекса, а также обеспечение этих направлений высококвалифицированными кадрами.

В настоящее время реализуется комплекс финансовых и не финансовых мер поддержки промышленных предприятий автономного округа, направленных на стимулирование инвестиций, локализацию новых и модернизацию действующих предприятий Югры, а именно:

Сформирован комплекс финансовых и нефинансовых мер государственной поддержки промышленным предприятиям автономного округа:

- субсидирование части затрат стоимости заказанного и оплаченного оборудования, произведенного на территории автономного округа, лизинговых платежей или первоначального взноса при заключении договора лизинга оборудования, строительства инженерных сетей и объектов инженерной инфраструктуры, создания, модернизации и (или) реконструкции объектов инфраструктуры индустриальных (промышленных) парков;

- займы Фонда развития Югры;

- государственные гарантии;

- налоговые льготы;

- содействие в продвижении продукции на иностранных рынках;

- поддержка научно-технической деятельности и инноваций;

- поддержка развития кадрового потенциала.

Поддержка предприятий направлена на развитие существующих и стимулирование создания новых производств в автономном округе. Важным направлением деятельности по развитию промышленного потенциала автономного округа остается предоставление поддержки субъектам деятельности в сфере промышленности Фондом развития Югры, определенным специализированной организацией по привлечению инвестиций и работе с инвесторами на территории автономного округа.

Основными направлениями деятельности Фонда развития Югры являются:

- развитие института государственно-частного партнерства: содействие в формировании нормативной правовой базы в сфере государственно-частного партнерства; разработка, структурирование, организация финансирования, сопровождение реализации инфраструктурных проектов с применением механизмов государственно-частного партнерства;

- поддержка и развитие инвестиций: реализация принципа одного окна для инвесторов при взаимодействии с органами государственной власти и местного самоуправления, институтами развития и участниками инвестиционного процесса; инвестиционное продвижение автономного округа;

- поддержка и развитие промышленности: содействие в формировании государственной политики в сфере развития промышленности;

- предоставление мер поддержки субъектам деятельности в сфере промышленности; создание современной промышленной инфраструктуры на территории автономного округа (индустриальные (промышленные) парки, промышленные технопарки);

- поддержка и развитие сельхозкооперации: организационно-методическое сопровождение создания инфраструктуры поддержки сельскохозяйственных кооперативов и малых форм хозяйствования; проведение образовательных мероприятий и консультирование в получении мер поддержки; продвижение продукции сельхозкооперативов автономного округа;

- развитие туризма: поддержка приоритетных и перспективных направлений развития туризма; содействие созданию условий для развития туристской инфраструктуры округа; продвижение туристского потенциала округа.

В рамках реализации промышленной политики ведется непрерывная работа по совершенствованию механизмов поддержки в целях повышения инвестиционной привлекательности и развития конкурентных преимуществ автономного округа.

Одним из инструментов стимулирования производственной, в том числе инновационной, деятельности в автономном округе является венчурное финансирование.

Важным механизмом обеспечения инвестиционной привлекательности Югры является механизм заключения инвестиционного соглашения, который позволит адаптировать меры государственного стимулирования применительно к конкретному проекту.

Инвестиционное соглашение закрепляет права, обязанности и ответственность сторон, порядок и условия предоставления государственной поддержки, а также объемы, направления и сроки вложения инвестиций в проект.

Такая форма взаимодействия публичной и частной стороны позволит снизить риски инвесторов при реализации долгосрочных проектов.

Меры государственной поддержки, направленные на развитие промышленной инфраструктуры 

В автономном округе разработан комплекс мер поддержки, направленных на создание и развитие индустриальных (промышленных) парков, промышленных технопарков и технопарков высоких технологий (далее – Парки):

-  субсидии на финансовое обеспечение затрат управляющих компаний Парков, связанных с созданием и развитием Парков;

-  льготное заемное финансирование на создание и развитие Парков;

-  льготные ставки налога на прибыль и обнуление налога на имущество для управляющих компаний Парков.

В целях дальнейшего устойчивого развития промышленной инфраструктуры в автономном округе прорабатывается вопрос совершенствования механизма государственной поддержки.

В качестве возможных действенных мер стимулирования предлагаются следующие меры:

-  налоговые льготы резидентам Парков (налога на имущество, налога на прибыль, земельный налог);

-  возмещение затрат управляющей компании и резидентам Парков, связанных с созданием и развитием Парков.

Аналогичные меры поддержки планируется распространить на управляющие компании и резидентов особых экономических зон.

Еще одним направлением развития промышленной инфраструктуры автономного округа является создание промышленных кластеров.

В целях стимулирования кластерного развития в Югре необходимо предусмотреть меры поддержки участников промышленных кластеров, кластера заготовителей и переработчиков дикоросов в виде:

-  субсидирования затрат на приобретение оборудования, проведение отраслевых маркетинговых исследований, продвижение продукции;

-  льготного кредитования;

-  налоговых преференций.

Направления развития межрегиональных и внешнеэкономических связей

Формирование промышленного сектора с высоким экспортным потенциалом, способного конкурировать в глобальном масштабе, обеспечивающего достижение национальных целей развития определяет приоритетные направления развития международного и внешнеэкономического сотрудничества:

- повышение конкурентоспособности производимой в автономном округе продукции за счет совершенствования форм и механизмов межрегионального, международного и внешнеэкономического сотрудничества;

- увеличение экспорта товаров и услуг, производимых предприятиями автономного округа;

- привлечение внешних партнеров, в том числе иностранных;

- обеспечение конкурентоспособности трудовых ресурсов в результате эффективной передачи передового опыта других стран и регионов (международные семинары, курсы повышения квалификации и другие меры) и активной миграционной политики;

- оптимизация межрегионального и международного сотрудничества в результате совершенствования практики заключения соглашений;

- повышение экономической эффективности международных и межрегиональных гуманитарных связей;

- совершенствование координации межрегиональной, международной и внешнеэкономической деятельности основных субъектов сотрудничества;

- укрепление кадрового потенциала в сфере внешних связей;

- совершенствование инфраструктуры внешнеэкономической деятельности, международного и межрегионального сотрудничества;

- формирование развитой системы информационного обеспечения участников внешнеэкономической деятельности, международного и межрегионального сотрудничества.

Роль субъектов малого и среднего предпринимательства в развитии промышленности

Субъекты малого и среднего предпринимательства играют важную роль в промышленной политике автономного округа. Высокую деловую активность малых и средних предприятий автономного округа демонстрируют и показатели оборота продукции и услуг.

Динамика показателей развития малого предпринимательства 

Оборот предприятий малого и среднего предпринимательства, млрд. рублей


2010 - 298,2
2015 - 419,2
2016 - 462,7
2017 - 507,3
2018 - 519,3
2019 - 519,5

Наличие выстроенной системы институциональной поддержки, способной провести предприятие от стадии инновационной разработки до создания (модернизации) полномасштабного производства является сегодня необходимым элементом для субъектов малого и среднего предпринимательства.

Такая система была сформирована в виде организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства, которые осуществляют взаимодействие по принципу «одного окна» как на горизонтальном уровне (между собой), так и взаимодействуя с финансовыми институтами.

Все муниципальные образования автономного округа охвачены сетью филиалов и представительств организаций. При этом органы местного самоуправления играют важную роль в развитии предпринимательства через муниципальные программы.

Система поддержки малого и среднего предпринимательства в автономном округе состоит из мер консультационной, образовательной, имущественной, финансовой поддержки. Созданный принцип работы с предпринимателями в автономном округе необходимо использовать и в работе по повышению потенциала югорских предпринимателей в промышленном секторе.

Задачи, решение которых необходимо для развития предпринимательства в сфере промышленности в автономном округе представлены в таблице 11.

проект «О концепции промышленной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»

Опубликовано: Администратор № 1

Прикрепленные документы 2


2406

Комментарии 7

В целом, мне понравилось. Довольно взвешенно показаны приоритеты.
А еще хотелось бы отметить небольшой, но важный момент. В блоке про расширение малого и крупного бизнеса прямо указана готовность субсидировать МСП для их выхода на технологический уровень, который требует крупняк (и обучение, и закупка оборудования). Действительно, важно не ограничиваться коммуникационными площадками и требованиями по закупкам, а целенаправленно вытягивать "малышей" на новый уровень.
В качестве некоторой критики обратил бы внимание на то, что в блоке про расширение международного сотрудничества хорошо было бы явно указать приоритетные рынки.

Сергей Криштанович
Перспективные направления которые просто необходимо развивать не смотря на регион это - производство новых материалов с уникальными свойствами, производство материалов и комплектующих для электроники, энергетики. Создание робототехники и программных комплексов. Это то что нашему региону по силам потянуть, так как есть пока ресурсы. И это то, что позволит развиваться региону в будущем, так как движение идёт в этом направлении, оно просто неизбежно для развития человечества. Разработка технологий, зданий, сооружений, коммуникаций, выживания в тяжёлых условиях. Ведь человечество будет осваивать не только Антарктиду, но и другие планеты, а для этого необходимы будут новые материалы, как по прочности, так и по теплоустойчивости, другим свойствам. Про развитие электроники тоже пока только много говорим, а ведь у нас много светлых голов, но нужны новые законы и другие правила внедрения разработок и прогрессивных идей. Люди где-то в гаражах, дома разрабатывают технологии, которые потом охватывают весь мир. Пример с Майкрасофт, Аole . Необходимо широко информировать, что у продвинутых идей и людей есть площадки где они могут реализоваться и воплотить задуманное. Государство должно быть заинтересовано в таких умах и должно давать им возможность проявить себя если есть здравые зёрна в разработках и идеях. Научный подход на базе производства. Направить деньги нефтянки для развития нефтяной и газовой отрасли как раз в сторону переработки этих продуктов во что-то новое и перспективное. Именно разработки позволят выявить стратегию во что вкладываться. Так я мыслю

Добрый день. По действующей стратегии ХМАО получается, что нефтегазовая направленность округа сохранится - за более чем 50 лет извлечено 11.5 млрд т нефти, осталось еще 12. часть из них - в старых месторождениях, большая часть - в новых. вокруг нефтегазодобычи и возможно, металлов, и планируется строить промышленность. Можно еще увеличить рубку леса (хотя экономически обоснованные лесосеки судя по некоторым данным, уже истощены), его переработку. Было указано, что составят перечень оборудования и прочих необходимых поставок для нефтегазодобычи, чтобы понять, что из этого можно производить в ХМАО. Эта логика обычно применяется для развивающихся стран с высоким импортом, где много низкооплачиваемой раб.силы, дефицит гос.бюджета и т.д. Тогда правительство начинает развивать импортозамещение, появляются раб.места, платятся налоги и т.д. А ХМАО в такой ситуации? У округа есть или будет (вырастут дети, уволятся нефтяники) излишняя раб.сила? у округа дефицит бюджета? то есть нужна демографическая модель, модель рынка труда, макроэкономическая региональная модель для прогнозирования.
Что касается обучения кадров для промышленности, то будет госзаказ. Может, стоит рассмотреть дуальную систему средне-технической подготовки? когда предприятия частично оплачивают обучение, приглашают к себе на оплачиваемую практику, определяют учебную программу, и обучаемый трудоустраивается на это предприятие после обучения. преимущества - не надо доучивать на рабочем месте, 100%-я трудоустраиваемость, ниже расходы государства.
в концепции и стратегии мало конкретных цифр - объемов рынков, анализа окружения (регионов вокруг, общей ситуации в целевых отраслях промышленности). Также пока нет данных по господдержке - какой будет уровень возмещения расходов, снижение налоговой нагрузки и т.д. Потенциальный инвестор, читая концепцию, не поймет преимуществ и льгот округа по сравнению с другими инвест.площадками. Сейчас идет жесточайшая конкуренция за инвесторов

Алексей Сафиоллин, Моделирование региональных экономик (и мезоэкономик вообще) - задача непростая. Мы только начали двигаться к решению. Сейчас понятно, что первоначально надо делать детализированную логическую модель социально-экономической системы, и только потом оцифровывать прорисованные в ней логические связи.

Самое интересное, что в сегодня действующей Стратегии Югры главная цель сформулирована вот так: Стратегическая цель развития Югры - это повышение качества жизни населения автономного округа в результате формирования новой модели экономики, основанной на инновациях и глобально конкурентоспособной. Но как она выглядит эта МОДЕЛЬ никто не видел) Одна из важнейших задач, по моему мнению, описать и визуализировать эту модель, тогда станет все понятней. https://strategy24.ru/86/news/strategiya-sotsialnoekonomicheskogo-razvitiya-khmaoyugry-do-2020-goda-i-na-period-do-2030-goda

Демографическая модель может быть построена на основе поло-возрастной пирамиды ХМАО. Вот здесь на 3-й странице документа, есть пирамида за 2003 и 2015 год https://depeconom.admhmao.ru/upload/iblock/8c5/demografiya.pdf. По ней видно, как с 2003 по 2015-й год идет "волна" снизу вверх.

Анна Береговских
Важно то, чтобы изменились цели. Не промышленные показатели должны быть в приоритете, а счастье людей. В федеральных стратегических целях это стало приоритетом. И Югра - это не ресурсный центр, а место для жизни счастливых, сильных и невероятно талантливых людей!

Dmitry Zolotarev
Предложенные цели промополитики невнятны. "Повышение потенциала" - это не цель. Чем "потенциал" измерять будете? Да и вообще не понятно - какие хотите получить конечные результаты? Использовать более высокие технологии в существующем производстве или делать новые продукты более высоких переделов? Это принципиально разное.
Переход от производства бензина по стандартам "Евро-5" к (допустим) "Евро-15", какие бы высокие технологии при этом не применялись, всё одно есть производство продуктов нижних технологических переделов. То есть это НЕ диверсификация.
Достижимость. Предложенные механизмы, в т.ч. финансовые, возможно (!) помогут производить бензин по стандартам Евро-15. Но к тому моменту рентабельность по данному "продукту" будет примерно такой же, какая сегодня по углю. И гарантированно не помогут производить (например) сверхчистые химические вещества. Почему? Потому, что первый обязательный этап д.б. "стратегический прогноз". Которого в документе нет.
Цели любой стратегии должны быть конкретны, достижимы и измеримы. Цели должны опираться на стратегический прогноз.

Перечислю, чем было бы хорошо дополнить документ. В первую очередь коротким резюме в начале, развернутой аннотацией, в которой сформулированы все основные смысловые цепочки документа. Некоторые смысловые цепочки в документе не развернуты так, как они этого заслуживают. В частности, такие:

1. Интересно, как меняется себестоимость добычи нефти и газа с 1960-х годов. Ясно, что она растет, поскольку добыча происходит со все более глубоких уровней. Но насколько растет и есть ли закономерности этого роста? Можно ли спрогнозировать, в какой период при сегодняшних технологиях добыча станет нерентабельной?

2. Каковы разведанные запасы нефти и газа, какая доля этих запасов уже добыта? Сколько лет есть в запасе для радикальной перестройки экономики региона?

3. Какие именно направления научных исследований и разработок наиболее актуальны для добывающей отрасли, чтобы снизить себестоимость, уменьшить вред для экологии, повысить производительность труда? Кто и каким образом может/должен ставить задачи ученым, конструкторам, изобретателям, инженерам, создателям новых материалов?

4. Как будет выстроен на практике теоретически очевидный цикл взаимовлияний (промышленность ставит задачи науке - наука разрабатывает материалы, технологии и ставит задачи конструкторам, инженерам и изобретателям - конструкторы, инженеры и изобретатели создают новую технику, которая обеспечивает целевой экономический эффект при внедрении в промышленность)? Где происходит этот диалог промышленников, ученых и инженеров-изобретателей? Как он должен быть организован, чтобы не оказаться в зависимости от дорогих западных технологий, которые существенно увеличат себестоимость добычи? Как обеспечить максимальную рентабельность добывающей отрасли на период, намного превышающий прогноз (см. п.1)?

5. Если всерьез говорить о диверсификации, необходимо разделять ее на два совершенно различных направления.
Диверсификация номер один - это развитие переработки нефти, газа и прочих добытых из недр ресурсов. Это направление диверсификации будет развиваться до тех пор, пока будет рентабельна добыча полезных ископаемых. А рентабельность добычи напрямую зависит от качества НИОКР и инженерных решений, а также от развития в регионе производства новых материалов (нанокомпозитов, например), технических устройств, технологических линий, средств транспорта и т.д.
Диверсификация номер два - это развитие перерабатывающей промышленности, не связанной с нефтью, газом и тем, что добыто из недр. Каковы направления этой, второй, диверсификации? Лес? Да, запасы леса в ХМАО впечатляюще велики, и вырубка может быть увеличена минимум в 3 раза от сегодняшнего уровня без ущерба для природы. Что делать с лесом? Надо выпускать в регионе продукцию с максимальной добавленной стоимостью, не продавать "кругляк" за границу, а делать изделия для конечного покупателя. А здесь нужны дизайнеры, конструкторы, фабрики, станки, технологии, - и лучше, если все это будет свое собственное. Что кроме леса? Дикоросы? Да, интересное направление. Производство зеленой электроэнергии? Теплицы? Аквакультура в УЗВ? Может быть, не знаю, все нужно считать. Диверсификация номер два - самое инновационное и самое интересное, что может развиваться в ЮГРЕ. Но для этого нужны специальные экономические условия, система образования и т.п. Направления диверсификации номер два должны решить главную стратегическую задачу: создать в регионе экономическую модель, которая сможет обеспечить процветание жителей после того, как нефть и газ кончатся или перестанут быть нужны мировой экономике. Вот задача, над которой стоит размышлять, пока еще есть время на размышления. В обсуждаемой концепции эта задача не выделена в явном виде, не сформулирована, а жаль, было бы крайне важно начать ее формулировать, даже не претендуя на окончательность формулировки.

Конечно, это не все ключевые вопросы, которые должны найти свое отражение в концепции. Думаю, коллеги, дополнят этот перечень. Пока очевидно, что концепция должна дорабатываться прежде, чем будет утверждена.

Если открыть полный документ, там написано что запасов 40-60 млрд т нефти. Понятно, что это Баженовская свита и они трудноизвлекаемые. С другой стороны Югра занимает первое место в стране по добычи нефти и выработке электроэнергии. Соответственно надо направить усилия для создания технологий и оборудования по снижению затрат для решения этой задачи. С учетом научных возможностей я думаю в течении 10 лет такие технологии появятся. Тогда конкурентное преимущество будет выражаться в готовой социальной инфраструктуре которая в течении прошедших 50-ти лет в Югре была создана.

В целом новая промышленная политика Югры описана достаточно понятно. Можно в дополнение сосредоточиться на конкретных программных условиях привлечения инвестиций. Если они будут понятны и прозрачны для потенциальных инвесторов, уверен они прийдут.
Считаю, что с учетом потребности в добыче углеводородов на ближайшие как минимум 50 лет, новую промышленную политику Югры можно было бы разделить на 4 основных направления развития. Два основных и два сопутствующих.
1. ТЭК - Югры хребет экономики. Задача - годовая добыча 250 млн. тонн нефти в течении 50 лет = 12,5 млрд. тонн нефти. Мероприятия: сохранение таких показателей требует нового подхода с возможностью промышленного извлечения трудно извлекаемых запасов. Решение: создание и развитие в Югре Научно-технического центра и полигонов по разработке и промышленного внедрения инновационных технологий и оборудования.
2. Югра - высоко технологические рабочие места - СКОЛЬКО??? Задача - создание новых рабочих мест с максимальным использованием роботизации для добычи, сервиса и переработки углеводородов с целью удлинения производственной цепочки дополнительной стоимости. Мероприятия: рассмотреть возможность создания условий (определение территорий, внесение изменений в Схему территориального планирования и Схему размещения производственных сил, сформулировать преференции привлечения инвесторов) для строительства 3-х нефтеперерабатывающих заводов на территории Сургутского, Октябрьского и Нижевартовского района. Обеспечить логистические узлы Ж/Д и речные терминалы ( использование танкеров река-море, с выходом СМП ).
При условии понятного промышленного развития ТЭК - Югры и обеспечения драйвера экономики на долгосрочный период можно развивать еще два направления.
3. Развитие лесопромышленного кластера (западная часть Югры Советский, Кондинский, Октябрьский районы, расчетная лесосека 20 миллионов кубометров в год, в Финляндии к примеру 17). Задача: создать и развить производственную цепочку добавленной стоимости вырубка, ЛВЛ, ОСБ, МДФ, ДСП и все что связано с переработкой леса. Разработать комплексную программу по использованию лесного потенциала в промышленности и домостроению в Югре.
4. Развитие горно-промышленного кластера Приполярного Урала и промышленной добычи полезных ископаемых в песках Югры. Задача: определить реальный потенциал запасов, сформулировать программу развития, создать условия для инвесторов.
Я описал очень кратко всего четыре основных направления развития Югры, даже не стал описывать развитие АПК, стройиндустрии и других направлений, убежден что если Правительство сможет понятно описать в Концепции развития промышленности Югры или в документах стратегического развития планы, механизмы и инструменты, и самое главное создать условия для этого. Например льготы по налогу на имущество вновь созданных производственных мощностей - 5 лет, субсидирование затрат на электроэнергию, преференции по налогу на прибыль и арендные платежи, то Югра имеет все шансы как минимум в течении 100 ближайших лет активно развиваться создавая новые высоко технологичные рабочие места и улучшая качество жизни в городах и поселениях поднимая уровень предоставляемых потребительских товаров и услуг жителям Югры.
В доказательство перспективы дополнительно предлагаю прочитать статью https://strategy24.ru/rf/news/perspektivy-neftedobychi-v-khmao-yugre