Загрузка данных
Публикация

Поправки в налоговое законодательство

  • 9 июня 2024 г.
  • 0

Доклад Министра финансов Антона Силуанова о предлагаемых изменениях в налоговое законодательство

На рассмотрение Правительства Министерством финансов представлен пакет законопроектов, включающий в себя поправки в налоговое законодательство, в Бюджетный кодекс, а также поправки в федеральный бюджет на текущую трёхлетку.

Принятие этих поправок позволит реализовать поручения Президента Российской Федерации, содержащиеся в Послании Федеральному Собранию, и обеспечить эти поручения необходимыми финансовыми ресурсами.

Остановлюсь подробнее на каждом из законопроектов.

Первое и самое важное, о чём, Михаил Владимирович, Вы уже сказали, это поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации. Проделана большая работа совместно с Государственной Думой, бизнес-объединениями, экспертным сообществом, объединениями профсоюзов, работодателей, а также с субъектами Российской Федерации. Изложу принципы, которыми мы руководствовались при подготовке налоговых новаций. Эти принципы были одобрены и поддержаны экспертным сообществом и нашими партнёрами.

Основные принципы – это справедливость, стабильность и предсказуемость налоговой системы. Второе – это стимулирование инвестиционной активности компаний. Третье – перераспределение ресурсов на решение задач в социальной и экономической сферах, потому что через налоговые изменения мы тем самым концентрируем ресурсы на самых главных, важных задачах государства. Четвёртое – это создание равных условий конкуренции.

Перейду к конкретным параметрам налоговой системы, которые мы предлагаем реализовать.

Первое – налог на доходы физических лиц. Законопроектом предлагается введение прогрессивной шкалы налогообложения, которая отвечает запросам общества на повышение справедливости распределения налоговой нагрузки в зависимости от уровня доходов граждан. Мы провели анализ на базе данных Федеральной налоговой службы и выработали такой подход, при котором прогрессивная шкала не коснётся 97% работающего населения. При этом главное, что, повышая налоги для людей с высокими доходами, мы одновременно снижаем их для семей с детьми, которые в этом нуждаются, через механизм вычетов и так называемых семейных налоговых выплат.

Мы предусматриваем механизм, при котором родителям в семьях с двумя и более детьми со среднедушевым доходом менее полуторакратного размера минимального прожиточного минимума в месяц будет компенсироваться часть уплаченного НДФЛ – через выплаты, о которых сказал, чтобы эффективная ставка налога составляла 6%. То есть из 13% ставки будет возвращено таким семьям более половины.

Особо хочу подчеркнуть, что такое решение не коснётся региональных бюджетов и эти ресурсы будут изысканы за счёт расходной части федерального бюджета.

Дополнительно повышаются стандартные вычеты по налогу на доходы физических лиц на второго и третьего ребёнка – с 1400 до 2800 рублей и с 3 тыс. до 6 тыс. рублей соответственно, с одновременным увеличением до 450 тыс. рублей совокупного дохода, до достижения которого эти вычеты будут применяться.

Также устанавливается налоговый вычет в размере 6 тыс. рублей в год для тех, кто занимается спортом, сдаёт ГТО и проходит ежегодную диспансеризацию.

В части прогрессии мы предусмотрели сбалансированные ставки шкалы НДФЛ. Для работников с годовым доходом ниже 2,4 млн рублей ставка НДФЛ сохранится на действующем сегодня уровне. Это 13%. Для оставшихся граждан с высокими доходами – а их у нас 2 миллиона человек, или около 3%, всего 3% плательщиков налога на доходы физических лиц, – предлагается следующая прогрессивная шкала: для доходов от 2,4 млн до 5 млн рублей в год – 15%, от 5 млн до 20 млн рублей в год – 18%, от 20 млн до 50 млн – 20% и свыше 50 млн – 22%. Изменения по налогу на доходы физических лиц не коснутся денежного довольствия и иных выплат участников специальной военной операции, уровень налогообложения здесь останется без изменений.

Что касается отдельных видов доходов граждан, предлагается установить ставку налога на доходы от реализации имущества и сохранить её на уровне 13% – до 2,4 млн рублей годового дохода, а свыше единая ставка – 15%.

Также предлагается сохранить предельную ставку в 15% для доходов в виде дивидендов, процентов по депозитам, доходов по операциям с ценными бумагами, которые находятся в портфеле граждан менее пяти лет.

Кроме того, мы должны сохранить стимул для развития фондового рынка нашей страны. И конечно, говоря о процентах по депозитам, мы не должны забывать про социальный аспект, чтобы повышение не затронуло бо́льшую часть граждан нашей страны, хранящих свои сбережения в банках.

Для людей с высокими доходами предлагается дополнительно ряд инструментов. Мы уже говорили, что ставка при годовых доходах более 50 млн самая высокая – это 22%.

Второе. Мы предлагаем ограничить применение льгот по налогу на доходы физических лиц при реализации ценных бумаг со сроком владения более пяти лет для тех, чьи доходы превышают 50 млн в год. Сегодня у нас для тех граждан, кто имеет в портфеле бумаги и хранит их более пяти лет, отсутствует налогообложение. В этом случае предельная ставка НДФЛ составит 15%.

Далее. Для людей с большими доходами. Регионы и муниципалитеты получат право устанавливать более высокие ставки имущественных налогов по дорогостоящему имуществу стоимостью выше 300 млн рублей. Предельная ставка для таких имущественных комплексов может по решению муниципалитетов увеличиваться с 2 до 2,5%, а для дорогостоящих земельных участков ставка может быть увеличена, также по решению региональных, местных властей, с 0,3 до 1,5%.

Принцип справедливости будет работать и при использовании уплаченных дополнительных налогов.

Все средства, которые будут собраны в бюджетную систему, пойдут на социальные цели, на решение важнейших для людей задач. Спектр расходов, по которым пойдут налоги, касается важнейших приоритетов, объявленных Президентом, таких как нацпроекты «Семья», «Продолжительная и активная жизнь», «Молодёжь и дети России». Государство потратит собранные средства на повышение социальных выплат, поддержку материнства и детства, проекты по борьбе со сложными заболеваниями и социальную инфраструктуру.

Теперь несколько слов о налогообложении предпринимателей, что здесь меняется.

Налог на прибыль организаций. Предложенные изменения параметров налогообложения корпоративного сектора формируют более стабильные правила игры для бизнеса по основным налоговым параметрам. Мы предлагаем отказаться от оборотных сборов, таких как курсовые экспортные пошлины, которые не учитывают финансовый результат работы бизнеса. Об этом наши предприниматели неоднократно упоминали.

Мы предлагаем взамен повысить ставку налога на прибыль до 25%. Уровень ставки 25% в целом соответствует налогообложению прибыли, если мы посмотрим мировую практику.

В то же время важно сохранить и усилить инвестиционные налоговые стимулы, особенно в стратегических отраслях, которые станут фундаментом для экономики будущих поколений.

Предлагается сохранить условия налогообложения для преференциальных режимов, которые сегодня функционируют с учётом стабилизационных оговорок. Все стабилизационные решения, которые содержатся в законе по спецконтрактам, в таких специальных режимах, как особые экономические зоны, территории опережающего развития, где есть стабилизационные оговорки, – все они будут сохранены без изменения.

На бессрочной основе предлагается продлить возможности применения инвестиционного налогового вычета и режима региональных инвестиционных проектов для организаций, подлежащих включению в соответствующий реестр.

Дополнительно мы вводим федеральный инвестиционный вычет. Это новация. Только за счёт федеральной части налога на прибыль, как и просил нас бизнес. Его конкретные параметры будут определяться Правительством Российской Федерации.

Также расширяется механизм роста амортизационных отчислений в сфере высокотехнологичного оборудования и расхода на НИОКР как источника инвестиций. В данном случае мы вводим повышающие коэффициенты по расходам на НИОКР, с тем чтобы стимулировать соответствующие направления средств предпринимателей.

Дополнительные поступления налога на прибыль будут перераспределены через бюджет также на сферу поддержки бизнеса. Это технологические, инфраструктурные проекты, необходимые для создания новой экономики.

В части налогообложения корпоративного сектора также следует отметить, что мы предлагаем сохранить ставки и правила обложения НДС (налога на добавленную стоимость) без изменений.

Налогообложение рентных отраслей. Проведённый нами анализ отдельных отраслей выявил ряд секторов, в основном сырьевых, где достигнутый уровень операционной рентабельности бизнеса существенно превышает среднее значение – в два и более раза. При этом уровень рентной налоговой нагрузки ниже минимально приемлемых 5% от выручки. Данную ситуацию наш анализ выявил в таких отраслях, как производство минеральных удобрений, добыча железной руды. Мы сейчас также продолжаем анализ рентных секторов экономики, исходя из внешней конъюнктуры, и видим, что здесь есть над чем ещё работать.

С учётом отмены курсовых экспортных пошлин с 1 января следующего года и высокого уровня рентабельности в этих отраслях считаем обоснованным в дополнение к повышению налога на прибыль организаций скорректировать для них формулу расчёта рентных налогов, повысив уровень рентной нагрузки до минимально сопоставимых с другими рентными отраслями. При донастройке законодательства использовался подход по выравниванию налоговой нагрузки, ориентированный на целевое значение 5–6% такой нагрузки. При этом даже после повышения НДПИ в этих отраслях операционная рентабельность остаётся высокой – более 20%.

Малый бизнес. Законопроектом предлагается донастройка упрощённого специального налогового режима для малого и среднего бизнеса, направленная на создание условий, чтобы у малого бизнеса была возможность масштабировать свою деятельность. Также наши предложения нацелены на то, чтобы пресекать схемы дробления бизнеса, которые, к сожалению, мы видим, достаточно развиты в последнее время.

Для развития малого бизнеса предлагается увеличение порогов УСН по доходам – до 450 млн рублей и по основным средствам – до 200 млн рублей с одновременным введением обязанности по уплате налога на добавленную стоимость для налогоплательщиков с доходами более 60 млн рублей и с одновременным отказом от повышенных ставок в размере 8% – для «доходов» и 20% – для режима «доходы минус расходы».

Такой подход позволит малому бизнесу плавно встраиваться в общую систему налогообложения. При этом бизнесу будет предоставлена альтернатива по уплате НДС на его выбор: либо общий режим налогообложения – 20% (10% по отдельным видам товаров и 0%) НДС со всеми вычетами; либо 5% НДС без права на вычеты (это в режиме тех предприятий, которые имеют выручку от 60 млн до 250 млн рублей) и 7% НДС без права на вычеты (для доходов от 250 млн до 450 млн рублей в год).

Цель введения НДС для части предпринимателей, работающих на упрощёнке, – это встраивание небольших компаний, способных к росту, в экономику, выравнивание условий хозяйствования между разными экономическими субъектами, чтобы неуплата косвенных налогов не являлась конкурентным преимуществом бизнеса.

При этом предложенная донастройка упрощённой системы налогообложения в части НДС не затронет бо́льшую часть налогоплательщиков. Это важно. Почти 97% таких предприятий не почувствуют никаких изменений, и они имеют выручку менее 60 млн рублей в год. Это тоже важно. Причём основную долю среди них составляют налогоплательщики, которые осуществляют производственную деятельность. А вот предприятия, которые работают в розничной и оптовой торговле, в сфере операций с недвижимостью и общественного питания, для них как раз – это три с небольшим процента – в основном и будет предлагаться изменение порядка налогообложения.

Одновременно будет предусмотрена амнистия для тех налогоплательщиков, кто готов начать работать вбелую и отказаться от схем дробления бизнеса. 

Если предприниматель добровольно откажется от применения дробления со следующего года и налоговые органы не установят таких фактов, то неуплаченные налоги, пени, штрафы за 2022–2024 годы в связи с применением схем дробления не будут учитываться до начисления налогов, соответствующая задолженность у таких компаний будет списана.

Также будет снижаться нагрузка на труд для субъектов малого и среднего предпринимательства в обрабатывающих секторах. Перечень ОКВЭДов по таким компаниям будет устанавливаться Правительством Российской Федерации, и предлагается снизить тарифы страховых взносов с 15 до 7,6% по выплатам в пользу физлиц свыше минимального размера оплаты труда для таких компаний обрабатывающего сектора, относящихся к сфере малого и среднего предпринимательства.

Несколько слов об устранении схем уклонения от уплаты косвенных налогов. Неуплата налогов не может являться конкурентным преимуществом бизнеса, иначе это создаёт стимул для всей отрасли искать схемы, не платить налоги, и, соответственно, и бюджет недополучает, да и компании, которые работают честно, находятся в худшем положении.

Чтобы не допустить распространения указанной схемы, предлагается усовершенствовать акцизное налогообложение по ряду категорий товаров, где были выявлены злоупотребления. Речь идёт о введении акцизов на фармсубстанции спирта с одновременным предоставлением полного вычета акциза, использованного для производства лекарств. В данном случае конкретный перечень лекарств и медицинских изделий также будет устанавливаться Правительством. Полный вычет акциза при использовании медицинского спирта по назначению позволит не допустить роста цен на лекарства. Медицинский спирт будет облагаться по общей ставке в обычном порядке.

Также для улучшения контроля на табачном рынке предлагается ввести акциз на жидкий никотин с одновременным предоставлением сырьевого вычета при производстве никотинсодержащей продукции. Это позволит также сократить нелегальный ввоз такой продукции.

В ходе проработки соответствующих налоговых предложений с коллегами мы договорились ещё поработать над конкретными формулировками, уточнить их ко второму чтению, но в целом коллеги поддерживают наши предложения.

Все эти и ряд других законодательных инициатив, повторю, прошли широкое обсуждение в парламенте, с бизнес-объединениями. Надеемся на рассмотрение законопроекта в Государственной Думе и Совете Федерации в весеннюю сессию, с тем чтобы обеспечить введение новаций начиная с января следующего года.

Несколько слов ещё о трёх законодательных инициативах, о которых Вы уже сказали во вступительном слове. Это поправки в Бюджетный кодекс. Для чего они необходимы? Для того чтобы обеспечить решения, которые были озвучены Президентом в послании.

Несколько позиций, три буквально. Это установление возможности списания двух третей задолженности регионов по бюджетным кредитам при условии направления высвобождающихся средств региональных бюджетов на поддержку инвестиций, инфраструктурные проекты. Это хороший ресурс для регионов, для развития их экономик, улучшения жизни людей, и это хорошая добавка к мерам по поддержке предпринимательства и мерам по стимулированию экономического роста.

Второе – это распределение (поправки в Бюджетный кодекс) тех налоговых новаций, которые приводят к дополнительным доходным источникам, между уровнями бюджетной системы. Это регулируется через соответствующее бюджетное законодательство.

И третья норма. Во исполнение послания Президента муниципальные образования получат право направлять экономию межбюджетных трансфертов по результатам закупок, если есть экономия, на реализацию нацпроектов, а не централизовать в федеральном бюджете.

Законопроект также содержит иные поправки, которые имеют менее значимый характер.

Третья позиция, третий законопроект – это внесение изменений в закон о бюджете.

Уважаемый Михаил Владимирович, Вы во вступительном слове тоже определили основные параметры. Речь идёт о реализации послания Президента. Общий объём ресурсов, которые будут задействованы на реализацию только в текущем году задач, поставленных Президентом в послании, это 160 млрд рублей. Здесь и выплаты, вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам, и высокоскоростной интернет, и повышение уровня оплаты труда преподавателей фундаментальных дисциплин, и целый ряд других позиций. Также это порядка 190 млрд рублей на реализацию отдельных поручений Президента и Правительства в части выплат ветеранам, субсидий энергосбытовым организациям. И целый ряд других позиций.

И ещё одно законодательное предложение. Речь идёт об уточнении индексации пенсий военным пенсионерам в связи с уточнённым прогнозом по инфляции в текущем году. Ранее мы планировали индексацию пенсий с 1 октября текущего года на 4,5%. В связи с уточнением прогноза инфляции до 5,1% предлагается соответствующее изменение в механизм исчисления пенсий. В этом случае пенсионный коэффициент меняется до 89,83% с 1 октября 2024 года. То есть пенсионеры получат более высокие пенсии с учётом уточнённого прогноза инфляции.

Решения, принятые на заседании Правительства 30 мая 2024 года:

1. О проектах федеральных законов «О внесении изменений в Федеральный закон “О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов„», «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Решения Правительства:

1. Одобрить проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов„» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.

2. Одобрить проект федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.

3. Одобрить проект федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.

Источник: Правительство РФ

Комментарии 0