Про мосты.
И мостовиков.
И прочих подельников,
без которых приличным мост просто не получится.
Познакомился вплотную первый раз с этим процессом ещё в детстве, когда на окраине Петропавловска буквально в получасе ходьбы от нашего дома возник посёлок мостовиков. А вскоре через речку Ишим начали строить мост.
Дело для нас, пацанов, оказалась весьма занятным. Много нового, не привычного. А знать все надо, со всем познакомиться. Охрана, конечно, строжилась, нещадно гоняя нас со стройки. Но все было крайне интересно, а потому запомнилось -и мост, и посёлок, и люди ...
Понимание в полной мере роли и значения мостов, соединяющих города, страны и народы, объединяющих людей пришло ко мне много позже, пару десятков лет спустя.
Но изменения, произошедшие в городе и у нас в Подгорье после появления мостового перехода и новой автомагистрали, тоже запомнились.
Да, они формируют так называемую транспортную инфраструктуру. И это - их главная функция. Без них, наряду с другими ее составляющими, невозможно экономическое и социальное развитие территорий.
Это, во-первых.
Торговые и миграционные пути определяли направления основных транспортных коридоров. Местные условия - региональную и локальную сеть дорог, уличное и городское пространство. И везде самое сложное, ответственное и красивое – мосты, эстакады, акведуки, виадуки, путепроводы, развязки, прочие инженерные сооружения. Даже в одном сухом перечислении слышится красивая Музыка. Многие из них стали:
а) историческими памятниками, отражая настроение, талант и мастерство своих создателей. Дух, если хотите, конкретной эпохи.
б) другие, архитектурно - художественной доминантой города, местности.
Иной раз символами региона, а то и целой страны. Вспомним Карлов мост в Праге, Александров мост в Париже, мост через пролив Золотые ворота в Сан-Франциско. Так и хочется продолжить хотя бы перечисление прекрасного...
Как не упомянуть соединяющий Европу и Азию мост через Босфор? И, конечно же, великолепные мосты Москвы, Питера... Из недавно в стране построенных – мост на остров Русский во Владивостоке, через Керченский пролив в Крыму. Чуть ранее - вантовый автомобильный через Обь в Сургуте (кстати, внесённый в Книгу рекордов Гиннеса), уникальный мостовой переход через Иртыш в Ханты-Мансийске ... Но об этом чуть позже. Сейчас же не могу не подчеркнуть, что, помогая развитию территорий, добавляя комфорта и уюта горожанам они зачастую одновременно являются уникальными инженерными сооружениями, воплотившими самые прогрессивные идеи, технологии и материалы своего времени. Иной раз даже опережая его, являясь инициатором и потребителем инноваций. Стимулируя и подталкивая многочисленных коллег - соратников и смежников по всему комплексу нужд и проблем, возникающих в ходе выбора вариантов трассы и схем перехода, очень взаимозависимых и определяющих окончательное проектное решение. В сочетании и с учетом общих затрат на фундаменты - основания, опоры, пролеты, и прочая, и прочая... К примеру, адекватный проект организации строительства, эффективные технологические методы. Недаром мостовиков издавна называют «голубой кровью» строителей.
Ко всему этому крепкая производственная и социальная база. И, безусловно, люди - надежный профессиональный коллектив. Тогда любой проект обречён на сокрушительный успех - красивую, добротную в срок сделанную работу. И гордость за то, что все получилось. Уникальные сооружения, особенно рекордсмены и чемпионы удачно сочетают в себе. обозначенные свойства и функции. Потому и лидеры многочисленных конкурсов, опросов, исследований. Где в основе необходимость и полезность, инженерно- технологический прогресс, эстетика... И далее по списку...Потому - они на слуху и в памяти народной.
Но таким, как нынче говорят продвинутым, стал я (как уже было упомянуто вначале) значительно позже. Постигая эти истины сначала в теории, а затем на практике, в конкретной работе.
Судьба распорядилась так, что, определяясь, когда пришло время в жизни выбрал профессию мостовика. Наверное, не очень осознанно, скорее по наитию. Безусловно, «помогли рассказы уже осваивавшего эту специальность в институте друга моего Валеры Лазаренко. Сейчас уж не вспомню стал ли мостовиком Валера. Для меня же тот (выбор оказался счастливым, во многом определившим дальнейшую жизнь. А то и судьбу.) Написал, теперь думаю...Это одно и тоже? Или как в случае с теми девчатами-студентками. Они всерьёз думали, что Карл Маркс и Фридрих Энгельс это муж и жена, а оказалось, что это четыре совершенно разных человека. Тут бы надо дополнительно исследовать тему. Нет, не про классиков - основоположников. А про «жизнь- судьбу».
Подарившую мне прекрасную профессию, которой горжусь, возможность заниматься любимым делом вместе с замечательными людьми сначала непосредственно на стройках. Потом инициируя и принимая управленческие и иные решения по реализации и поддержке многих важных крайне необходимых проектов. При этом иной раз предлагаемые идеи воспринимались сложно, казались нереальными. Кстати, так было с мостом в районе города Сургута, автодорогой Ханты-Мансийск - Нягань. Убежден, что в том или ином варианте будут востребованы и широтный железнодорожный ход Сургут-Ханты-Мансийск – Ивдель - Пермь. И многофункциональные инфраструктурные коридоры Урал промышленный-Урал полярный, и Север- Юг с включением в последний системы трубопроводов и прудов-накопителей для регулирования стока рек, защиты территории от разрушительных наводнений, использования водных, энергетических и иных ресурсов Севера для развития депрессивных регионов страны, решения общенациональных проблем. В ближайшей перспективе-мостовой переход в объезд Сургута, мелиорация Иртыша в районе Ханты- Мансийска, ряд других уже подготовленных инфраструктурных и социально значимых проектов.
Прочитал написанное. Чтоб не переписывать, извинюсь за всю эту местами околонаучную скукотень. Давайте договоримся, что это необходимое вступление в тему. И пойдём дальше. В надежде, что там (дальше) будет поинтереснее.
Маршрут первый - СибАДИ
Остановки на карте страны по этому маршруту. Омск – Чернолучье - Красный Яр - Бийск – Яламан – Иня – Онгудай - Акташ.
Гидротехнические тоннели Большого Ставропольского канала в предгорьях Главного Кавказского хребта. Омск – Обь – Бия — Катунь - Чуйский тракт посёлок Иня (Горный Алтай). Станица Крым - Гиреевская и ее окрестности (Минеральные Воды, Пятигорск, Железногорск, Кисловодск, Ессентуки и прочее их созвездия Ставрополья. Включая гору Машук, отроги Большого Кавказского хребта и, конечно, знаменитую и манящую своим названием соседку-Эль -Бурс.
И вновь Алтай. Но уже ровный да гладкий ,где лишь степь да немногочисленные рощи и перелески вдоль поильца и кормильца этих мест реки Алея. Маршрут второй и основной - Югра, надолго взахлёб - Югра … Сургут, Ханты - Мансийск, Березово и опять Ханты- Мансийск. И конечно, мосты: через Обь -железнодорожный и уже упоминавшийся авто дорожный вантовый, уникальный арочный через Иртыш в Ханты-Мансийске. Через Тром - Аган, Юганскую Обь. И Моховые-Большую да Малую. И опять Аган... И прочая, и прочая. Прибыв на станцию Поспелиха и обустроившись в полутора десятках километров мы-будущие командиры Красной Армии, привлекая силы местного гарнизона пытались на практике реализовать ранее полученные знаниями СибАДИ - кто не знает-Сибирский автодорожный институт. Недавно ему (ей- поскольку в силу неизвестных мне причин какое-то время назад учреждение сменило пол , извиняюсь-статус ,и стала академией) исполнилось 90 лет. Возраст солидный, учебное заведение серьезное, подготовившее огромное количество специалистов для страны и окрестностей.
PS: от редакторов
"Мост к людям". Документальный фильм об А.В. Филипенко. Полная HD версия.
Комментарии 0