Полное название статьи: «Проблема взаимодействия и взаимопонимания гражданского общества и власти Российской Федерации на современном этапе (2019 - 2020 гг.)»:
С точки зрения гражданина, фундаментальным является тот факт, что институциональная система, работающая на представительную демократию, должна быть открытой, доступной и подотчетной. Она должна сигнализировать гражданам о том, как правильно себя вести и с кого спрашивать за конкретную сферу жизнедеятельности общества.
Законотворчество и государственное регулирование должно носить мотивационный, развивающий, а не ограничивающий и тормозящий характер.
В России, как в государстве с недостаточно устойчиво развивающейся экономикой и не до конца отлаженной политической системой, постоянное взаимодействие общества с властью является необходимым для обеспечения социально-политической стабильности и дальнейшего развития. Тем более, такое взаимодействие необходимо в данный период экономических санкций и консолидированного международного политического давления на Российскую Федерацию.
На данный период экономическую и социально-политическую ситуацию в РФ можно обозначить как «Казус трёх И», а именно сочетания «тотальной информации», «тотальной имитации» и «тотального изъятия».
«Тотальная информация» – общемировой тренд, использующий информационный цунами XXI века в качестве важнейшего (если не основного) инструмента манипулирования социальной массой, как на национальных, так и на международном уровнях. Силовое применение ясно прослеживается на примере использования сетевых структур и мессенджеров в «цветных» государственных переворотах. Искажение образов, «фэйки» и навешивание политических ярлыков активно применяется для формирования общественного мнения во внутриполитической борьбе и формирования поддержки гражданами внешнеэкономической борьбы и политической агрессии. Кроме того, распространение информации стало сложнее блокировать и контролировать властью.
Именно поэтому, «тотальная информация» рассматривается властью РФ как УГРОЗА. Соответственно информационно-сетевые технологии конгруэнтно рассматриваются и используются либо в виде «контрпропаганды» и контрмеры внешнему давлению, либо подвергаются судебному и силовому давлению и изъятию, как представляющие «внутреннюю» реальную угрозу.
Но на российскую социально-политическую ситуацию взаимодействия гражданского общества с властью также влияет «тотальная имитация», сформировавшаяся как способ выживания чиновничества в нашем государстве «номенклатурно-монополистического капитализма». Система искажения реальной действительности, как при отчетности наверх, так и при прорисовке образа российской действительности в тотально контролируемых СМИ, управляемых выборах, приводит к растущему неверию власти гражданским обществом. Ложь видна невооруженным глазом, но эта странная игра продолжается. Постоянное искажение реальности, раздражает даже нейтральных граждан, и, не столько увеличивает число оппозиционеров, сколько снижает авторитет власти среди того пассивного слоя, на который она привыкла опираться. Реальным адресатом пропаганды является высшее руководство страны.
Сопровождается это другим отягчающим фактором – «тотальным изъятием», изъятием как финансово-материальным, так как единственными инвесторами по факту является население РФ и эксплуатация природных ресурсов, так и институциональным, так как произошло изъятие независимых СМИ, судопроизводства и, мотивирующего социально-экономическое развитие, законодательства. Запретительное законодательство, являясь следствием политики продавливания, сжимает степень социальной напряженности и вызывает растущую социальную агрессию.
Если рассматривать эти «три И фактора» в виде треугольника, сторонами которого являются «тотальная информация» и «тотальная имитация» с опорой на «тотальное изъятие», то по высоте этого треугольника, которая зависит от величины основания (степени изъятия) можно прогнозировать время возникновения социально-политических «торнадо».
Похожие факторы уже сыграли катастрофическую роль с СССР в 80е годы. Именно тотальная имитация действительности сломала все инструменты оценок положения дел в государстве. Именно информационная революция открыто обнажила имитацию действительности. И именно тотальное изъятие ускорило все социально-политические процессы, которые привели к краху Советского Союза как государства и системы.
Как же избежать повторения катастрофы и распада?
Здесь ответственность на себя должна взять государственная власть, четко понявшая, куда ведёт политика имитации демократии, продавливания, запрета и прогрессирующего изъятия.
Государство должно прогнозировать развитие социальных процессов и быть способно принимать решения с нужной быстротой, отражать разнообразие общества и реагировать на него с точки зрения развития гражданского согласия, а не уничтожения его.
Эту проблему ответственности власти можно решить следующими путями:
- переориентацией целеполагания каждого из уровней власти с имитационного на созидательный;
- обеспечением эффективной общественной экспертизы и контроля исполнения органами власти своих полномочий
- организацией эффективной обратной связи органов власти с населением;
- переориентацией законотворчества с запретительного на мотивирующий и стимулирующий вариант.
Инструментами для реализации этих процессов является политическая воля лидера страны и гаранта Конституции РФ и социально-информационные технологии.
Трансформирующееся информационное пространство современного общества предполагает диалог общества и власти. Теперь не только общество заинтересовано в широкой информированности о деятельности власти, но и политическая элита нуждается в налаживании обратной связи с населением, институтами гражданского общества, для обеспечения максимальной поддержки населения.
Социально-информационные технологии предполагают:
- Создание механизмов постоянной обратной связи власти и избирателей в интернет-пространстве, кратно увеличивая эффективность государственного, муниципального управления и реальной депутатской деятельности.
- Возможность выявления скрытых проблем и социальных напряжений, оперативное разрешение некоторых из них.
- Формирование «базы данных» наиболее острых недостатков и упущений для выработки приоритетных направлений помощи населению, в том числе, адресной, а также для разработки системных программ развития.
- Формирование постоянного канала получения независимой информации о реальной проблематике территорий, настроениях населения, общественно-социальных тенденциях, скрытых напряжениях, неформальных лидерах и «героях» антирейтингов.
- Переформатирование деструктивных общественных настроений и активности неформальных лидеров в русло социального проектирования с возможностью привлечения их в качестве союзников.
- Снижение радикализации общественной жизни. Привлечение активных граждан к общественному обсуждению путей решения проблем.
- Переориентация протеста на формат участия.
- Сокращение дистанции между властью и обществом, развития демократических процессов и формирование конструктивного гражданского общества.
Деятельность PR-служб центральных и местных органов власти не должна носить политический характер. Она должна способствовать развитию демократии, открытости власти и расширению информированности общества, а не служить интересам чиновников и политических партий.
Высокопрофессиональная и эффективная власть непременно рассматривает информирование населения о своей деятельности как фактор, повышающий эффективность управления.
Таким образом, решение проблемы взаимодействия и взаимопонимания гражданского общества возможно именно с помощью «тотальной информации», своеобразного «социального блокчейна», где информацию нельзя изъять. «Социальный блокчейн» или цифровизация всех операций, этапов и процессов общественного контроля с применением распределенных баз данных в социальных сетях и мессенджерах.
Реальное влияние гражданина на управленческое решение власти с помощью системы обратной связи и при отсутствии имитации приводит представительную демократию на новый уровень «информационной демократии».
И уводит, таким образом, от краха Российское государство.
Комментарии 0