ОТ АВТОРА (К изданию 1991 года)
ОТ АВТОРА (К настоящему изданию)
ВВЕДЕНИЕ. НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ (Немного теории)
Играет ли человек с дьяволом истории?
Самокритика истории
Воспроизводство — двигатель истории
Культура и социальные отношения
Дуализм нравственности
Человечество в поисках смысла
От логики к массовому социальному действию
Манихейство
Поиск срединной культуры
Начало российской истории
Вечевой идеал
###
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ПЕРВЫЙ ЦИКЛ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ
Глава I. Соборность, начало и крах государственности
Как возникло государство
Что такое большое общество
Господство соборного идеала
Первая катастрофа
###
Глава II. Господство раннего умеренного авторитаризма
Новая нравственность в бедной стране
«Без бога свет не стоит и без царя не правится»
Ошибка Ивана Грозного
Вторая катастрофа
###
Глава III. Новая государственность и господство идеала всеобщего согласия
«Оставьте друг другу вражды и тяготы свои»
Слабость сословий — слабость срединной культуры
Сила и слабость царской монополии
«Есть грамота — воевод и голов бить и грабить»
«Бог испразднит всяко начальство и всяку власть и силу»
###
Глава IV. Крайний авторитаризм и зрелость раскола
«Царь яко бог, еже возхощет, в области своей может сотворить»
Утилитаризм
«И никто бы без дела не шатался»
Реформа
«Жидовин из рода Данова»
От социокультурного раскола к хромающим решениям
Альтернатива расколу?
«В огонь и воду только и ходу»
Конец прямой инверсии. Что дальше?
###
Глава V. Поздний идеал всеобщего согласияи либерализм
Россия «пришла в себя»
Российский либерализм
Раскол правящей и духовной элит
«Желаем остаться казенными»
Декабристы
Раскол сознания и самосознания
Крах всеобщего согласия
###
Глава VI. Поздний умеренный авторитаризм
«Должно повиноваться, а рассуждения свои держать про себя»
Попытки реформ
Раскол самосознания
«Таинственные струи народной русской жизни»
Бессилие реформаторов
«Сверху — блеск, внизу — гниль»
###
Глава VII. Соборно-либеральный идеал и новая катастрофа
Новая инверсия
От утилитаризма к материализму
Гибридный нравственный идеал
Соборно–либеральный идеал
«Приказано избы студить»
Раскол великой реформы
Попытка повернуть цикл
Раскол промышленности
«Кризис первобытного земледелия»
Ренессанс общины
Раскол почвы
Община: да или нет?
«Идите бить стражу и собственников!»
«Взять в руки дубину и сокрушать все»
Конец тайны
Царь–Каин
Революция?
Торжество либерализма и взрыв черносотенства
«Народ одичал»
Отступление инверсии
Третья катастрофа
«Что нам до России, ежели мы псковские»
Капитализм или государственная докапиталистическая монополия?
Новое двоевластие
Крах соборно–либерального идеала
Конец глобального цикла
###
ЧАСТЬ ВТОРАЯ ВТОРОЙ ЦИКЛ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ
Вновь начало истории, новая государственность (Вместо введения)
Торжество правды–истины
Торжество общины
Община и крестьянское хозяйство
Необратимые изменения
Советы и ленинизм
Псевдосинкретизм
Сколько элементов в идеологической модели большевизма?
Партия нового типа
Рабочий класс
Крестьянство
Двойственность идеологической модели
Самый большой секрет большевизма
Социальный взрыв как источник энергии
Псевдосинкретизм и «общество низшего класса»
Новое и старое в новом идеале
###
Глава I. Господство соборного идеала («Триумфальное шествие Советской власти»)
Торжество локализма
Новое государство в борьбе за выживание
Общество–община–завод
Крушение соборного идеала
Разруха продолжается
Опять двоевластие
###
Глава II. Господство раннего умеренного авторитарного идеала («Военный коммунизм»)
Самоотрицание локализма
Общинный и государственный социализм
«Стихия — самый опасный враг пролетарской диктатуры»
Локальный мир и государство
Возврат к крепостничеству
Где был основной хозяйственный конфликт?
Архаизированное хозяйство на грани краха
Нужна спасительная критика
###
Глава III. Ранний идеал всеобщего согласия (нэп)
Новый поиск альтернативы
«Смычка города и деревни»
Эти странные цены…
Торговля против рынка
Экономический подъем или усиление дезорганизации?
Банкротство нэпа
###
Глава IV. Торжество и падение крайнего авторитаризма (Сталинизм)
Абсурд реальности
Конец вялой инверсии
Реальная альтернатива
Правящая элита идет вперед
Нужен Вождь
Сталинизм
Сталинизм и хозяйство
Хромающий план
Новое наступление крепостничества
Консервация архаичных форм труда
Колхоз–община
Колхоз и авторитарная традиция
Откуда брать ресурсы для великих свершений?
Самоотрицание уравнительности
Псевдоэкономика
Крайний авторитаризм подавляет хаос
Загадка террора
Кто же виноват?
«Это не люди, это кулачьё»
Институциализация погрома
Тайна самоистребления
Тоталитаризм
Личность — слабое звено системы
Нефункциональность крайнего авторитаризма
«Ваше слово, товарищ маузер»
###
Глава V. Вновь идеал всеобщего согласия («Оттепель»)
История на переломе
«Россия пропала…»
Сословность
Победа новой версии идеологии
Ускорение
Слабость срединной культуры
От ведомственности к местничеству
«Политическая децентрализация не рождает новых социальных тенденций»
Возрождение либерализма
«Барин дал, барин взял»
Активизация раскола
Утилитаризм и власть
Дифференциация альтернатив
###
Глава VI. Вновь умеренный авторитарный идеал («Этап застоя»)
Самый неромантичный этап
Усиление авторитаризма
Монополия на дефицит
Разномыслие
Хозяйственная ситуация
Дезорганизация механизма ценообразования
Упадок позднего авторитаризма
###
Глава VII. Возврат к соборно-либеральному идеалу («Перестройка»)
Перелом в масштабе цивилизации?
«Кончилось царство хамово»
Нравственный поворот
Либеральная интерпретация
Рабочие
А как же с крепостничеством?
Можем ли мы принимать эффективные решения?
Иллюзии перестройки
Локализм и государство
Наступление локализма
Четвертая катастрофа
###
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ ТРЕТИЙ ЦИКЛ?
Глава I. Коренные проблемы нового исторического цикла
Старая или новая альтернатива?
Год 1917 и год 1991
Победа либерализма?
Либерализм или соборность?
Попытки реформ в российской истории
Подавленный рынок или монополия на дефицит?
Главная преграда — монополия на дефицит
Как быть с рынком?
Элитарный рынок
Антирыночное поведение
* * *
###
Глава II. Какое будущее мы создаем?
Муки прогнозирования
Прогноз как теоретическая и эмпирическая задача
Поиск значимых факторов прогноза
Возможности правительства и прогноз
Опять ранний авторитарный идеал?
Реформа и прогноз
Прогноз третьего периода
###
Глава III. Россия среди других народов и цивилизаций
Между племенем и гражданским обществом
Распад целого
Рост национального самосознания
Россия и Запад
Россия и коммунистическое движение
Проблемы российской геополитики
###
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ОПЫТ РОССИИ И СУДЬБА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Россия — кризисная точка мировой истории
Опыт истории России
Новейший опыт истории России
Рефлексия или деградация
###
ПРИЛОЖЕНИЕ
РАСКОЛОТОЕ ОБЩЕСТВО: ПУТЬ И СУДЬБА РОССИИ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ТЕОРИИ АЛЕКСАНДРА АХИЕЗЕРА
Новая теория общественного развития России
Самобытность российского общества
«Маятник Ахиезера»
От историософии к науке
На пути к либерально–консервативному консенсусу
###
запас
*** Примечания ***
Играет ли человек с дьяволом истории?
Беспрецедентный путь России требует переоценки отношения к ее истории, переосмысления происходивших на протяжении веков событий, существенного углубления понимания ее движущих сил. В случае успеха это поможет углубить понимание движущих сил человеческой истории вообще. Неспособность предвидеть наступление социальных катастроф, и тем более их избегать, превращает историю в капризного демона, играющего с человеком в странную игру, правила которой людям неизвестны. Однако человеку, доказавшему свою способность создавать великие цивилизации и культуры, решать сложнейшие задачи своего бытия, переделывать самого себя, унизительно складывать оружие перед тайной социальных катастроф, отдавать себя, своих детей в жертву слепой инерции исторического процесса, собственной пассивности. Человек способен разгадывать тайны игры с демоном истории и, следовательно, выигрывать там, где он раньше проигрывал. Постепенно ставки в этой игре повышаются. Если раньше проигрыш означал гибель отдельных племен, народов, государств, то теперь он может стоить жизни всему человечеству.
Усложнение общества, рост масштабов и скорости социальных изменений усиливают опасность того, что стихийные силы истории сломают сложившиеся формы жизни, беспощадно истребляя людей, целые народы. Эти стихийные силы могут приобретать бесконечно разнообразный характер — от природных катастроф, голода, эпидемий до войн между народами, междоусобиц, внутреннего нестроения, необратимой дезинтеграции, когда общество, раскалываясь, идет по пути самоистребления. Во всех случаях, однако, очевидно нечто общее — неспособность людей, общественного субъекта предвидеть, преодолеть, нейтрализовать опасность, установить свой контроль над угрожающими процессами. Следовательно, если продолжить сравнение истории с игрой, то человечество ведет игру не с демоном, а с самим собой. В истории племена и народы гибли в результате действия сил, которым они не могли, не умели, не хотели противостоять. История, как оказалось, несет в себе потенциальную опасность неконтролируемого усложнения общества, роста социальной энтропии. Однако одновременно в истории идет и другой процесс — стремление осмыслить, понять социальные изменения, охватить мыслью усложнившиеся общественные явления, что в конечном итоге должно бы стать предпосылкой контроля человека над стихийными силами, над последствиями своих собственных действий, над самим собой.
Взлет объективного знания, приведший к столь исключительным результатам в технических и естественных науках, позволяет предполагать, что не менее решительные успехи возможны и в области общественной науки. Здесь достигнуть подобных результатов, однако, труднее из — за высокой сложности общества, относительной молодости общественных наук, сравнительно большей, чем в естественных науках, предвзятости исследователя. Прорыв на новые уровни социального знания жизненно важен, так как сегодня существует беспрецедентный угрожающий гибелью разрыв между тем, что люди хотят иметь в результате своей деятельности, и тем, что они действительно получают. Исторический опыт России является особенно ярким примером.
Комментарии 0