Загрузка данных

Система оценки эффективности муниципальных властей нуждается в обновлении

  • 4 февраля 2020 г.
  • 1058
  • 0

Систему оценки эффективности муниципальных властей необходимо обновить. Об этом заявил Министр экономического развития РФ Максим Решетников на заседании Совета при Президенте РФ по развитию местного самоуправления.

Глава Минэкономразвития напомнил, что Президент России Владимир Путин в Послании Федеральному собранию отметил, что конечная цель реализации национальных проектов – это обеспечение высокого стандарта жизни и равных возможностей для каждого человека в каждой точке страны.

- Люди не различают, какой именно уровень власти отвечает за тот или иной элемент стандарта, за конкретные изменения: федеральная власть, региональная или местная. При этом большинство из тех вопросов, которые волнуют население в первую очередь, находится в зоне ответственности муниципалитетов, - пояснил Максим Решетников.

Эти полномочия реализуются двумя уровнями местной власти, муниципальными районами, которых насчитывается 1600 по всей территории страны. В их составе 1400 городских поселений и почти 17 тысяч сельских поселений, также существует 600 городских округов, где полномочия поселенческого и районного уровня соединены воедино.

Глава Минэкономразвития отметил, что за последние 11 лет произошло сокращение числа муниципалитетов на 13,5 процента, при этом в основном число муниципалитетов сократилось за счет сокращения именно поселений. Для этого существуют экономические обоснования.

- Дело в том, что в сельских поселениях зачастую 70, а то и 80 процентов расходов приходится на расходы на управление. Иными словами, на местные администрации, - пояснил Максим Решетников.

Денег на реализацию конкретных проектов: приведение в порядок социальной сети, поддержание территорий остается очень немного, и зачастую реализация этих мероприятий осуществляется по предписаниям прокуратуры или по решениям судов.

- Это не вина поселений, это их беда. Дело в том, что наши процедуры – 44-й Федеральный закон систем закупок, Налоговый кодекс, Бюджетный кодекс, система управления имуществом – они никаких поблажек для поселений не делают, - считает глава Минэка.

Одни и те же управленческие функции в стране реализовывают как крупные регионы и города, региональное правительство, так и деревни и поселения в 1500 человек. Поэтому местные администрации вынужденно берут этот управленческий персонал, нанимают чиновников, потому то за всем следует ответственность, поэтому как раз и идут процессы преобразования.

Если до начала 19-го года, как правило, преобразовывались в городские округа, то в прошлом году был принят федеральный закон, появилось понятие муниципальных округов, и с принятием этой возможности процесс ускорился, он как раз позволяет формировать одноуровневую систему местного самоуправления, в том числе и в сельской местности.

При этом преобразовании, как правило, власть от людей не отдаляется, потому что там, где были поселения, остаются территориальные отделы, которые взаимодействуют с людьми, решают их местные вопросы так же, как и решали по большому счету поселения.

Все процедуры теперь: закупок, управления бюджетом и так далее – осуществляются на уровне муниципальных районов. Это собирает воедино все полномочия, дает ускорение в управленческих процессах – в общем, существенно процессы начинают двигаться быстрее.

- Эти преобразования позитивно оцениваются жителями, которые тоже устали от того, что идут в поселения, поселения кивают на район, район кивает на поселения, и все это формирует замкнутый круг, - пояснил Глава Минэка.

Когда Максим Решетников был губернатором Пермского края, за два года в процесс преобразования вошли 33 района и прошли эти процедуры. Оптимизация управленческого аппарата позволила сэкономить 600 миллионов рублей. Примерно пять процентов расходов консолидированных районов остались в территориях – это половина потраченных инвестиционных средств.

С краевого уровня на каждый сэкономленный рубль давали еще рубль сверху, сформировали на три года программу развития, и, соответственно, посовещавшись с людьми, депутаты направили деньги на скважины, на ремонт каких-то социальных объектов, на освещение. В результате эти процессы преобразования очень позитивно воспринимаются, и опыт края был востребован, очень многие коллеги из других регионов к этому обращались.

Важнейшим событием в развитии местного самоуправления стала реализация национальных проектов. Благоустройство, расселение аварийного жилья, дороги, спорт, культура, детские сады – это как раз те направления национального проекта, где вопросы решаются на уровне муниципалитетов.

В России около трети расходов всех национальных проектов идет именно на муниципальный уровень на реализацию этих мероприятий. При этом в жилье это три четверти расходов, в культуре – более половины, в образовании – 43 процента.

Общий уровень поддержки органов местного самоуправления с федерального и регионального уровня на такие проекты вырос в три раза с 2017 года. При этом предварительные цифры освоения средств по национальным проектам показывают, что при среднем уровне освоения средств 94 процента, освоение направлений, связанных с муниципалитетами, составляет менее 88 процентов.

Во многом это связано с тем, что муниципалитеты не всегда справлялись с реализацией тех задач, которые были поставлены. Этому есть объективные причины: отсутствие проектно-сметной документации, отсутствие, где-то ещё неготовность специалистов на местах, то есть такие проблемы роста. Ну а где-то, конечно, есть проблемы, связанные с работой местных администраций.

Каждый губернатор отвечает в целом за реализацию проекта на своей территории, в целом по региону, и если один-два муниципалитета не выполняют, получается, что весь регион не выполняет национальные проекты. В этих условиях губернаторы лишают муниципалитеты, которые не справляются с задачами, средств на следующий год. Формально наказаны местные администрации, а страдают жители.

Максим Решетников напомнил, что аналогичный вопрос обсуждался в рамках заседания Государственного совета по линии взаимодействия федерального центра и регионов. На заседании глава государства принял решение не наказывать региональные бюджеты, не снимать с них деньги, а усилить ответственность региональных чиновников.

Глава Минэка предложил реализовать аналогичный механизм относительно муниципалитетов, а именно сделать прозрачную систему их оценки и обновить ее:

- Она есть, есть 607-й указ от 2008 года, но с учетом национальных проектов его можно было бы обновить и, соответственно, дальше усилить ответственность тех муниципалитетов, участвующих в нацпроектах на федеральные деньги, - уточнил Максим Решетников. - Соответственно, потом, если что-то происходит, должна быть какая-то ответственность.

По мнению министра, волна национальных проектов породила очень мощный запрос органов местного самоуправления на обучение. Максим Решетников предложил зафиксировать в проекте поручения решения об обучении, а также распространении лучших практик и обмен информацией между органами местного самоуправления.

Опубликовано: Игорь Свинков

1058

Комментарии 0