Загрузка данных

СОЦИАЛЬНЫЙ МОТИВАТОР

  • 12 июня 2023 г.
  • 0

Государственная политика в сфере стратегического планирования представляет собой совокупность скоординированных мер, направленных на определение долгосрочных целей социально- экономического развития и обеспечения национальной безопасности, стратегических национальных приоритетов, путей и основных инструментов их достижения с учетом национальных интересов Российской Федерации.

Систему стратегического управления необходимо рассматривать как сложный механизм (к примеру современный автомобиль, космическая станция или организм человека) где каждая часть всеединой системы выполняет свою уникальную функцию генерации, получения, хранения, изменения и передачи различной информации. Система стратегического планирования и управления является сложной развивающейся системой и обладает такими категориями как сущность, часть, целое, процесс, причины, следствия, связь, пространство и время.

Важнейшим, «иначе не полетит», значением для эффективности работы сложной системы является многоуровневая сетевая конфигурация (расположение частей элементов), сетевой матрикс (удерживать связь и работоспособность частей между собой и сетевой мотиватор (тяговая сила, социальный движок направленный на сетевой дискурс), это основные факторы обеспечивающие динамику всей системы.

В общей системе выделено зеленым цветом связь ДСП (Документы стратегического планирования, согласно ФЗ-172) которые составляют основу-скелет «единой системы», определяют связь конкретных действий (мероприятий) с руководством страной, ресурсами и возможностями государства, планируют, программируют и уточняют роль и влияние на социально-экономическое развитие РФ и определяют качественные изменения в жизни каждого человека. Прогнозы являются статическими документами системы, документ отражает отчетный период на 3 года и является основным документом для формирования и корректировки федерального, региональных и муниципальных бюджетов расходов.

Стратегии определяют цели и задачи, изменения и самое главное сценарный подходы (в т.ч. отраслевые и пространственные (территориальные), которые по сути отвечают на вопрос где в какой срок и зачем размещать производственные силы. Планы мероприятий по реализации стратегий синхронизируют тактические действия и мероприятия с целеполаганием увязывая их с государственными программами, национальными проектами и бюджетом расходов в сквозном разрезе территорий и отраслей.

Руководство страны (исполнительная власть) осуществляется с помощью директив определяя вызовы, приоритеты, национальные цели, тактические задачи влияющие и требующие решения задач в части социально-экономического развития, национальной безопасности и защиты суверенитета РФ.

Механика стратегического планирования и управления создана на принципах системы развития, но для ее «оживления» требуется еще один механизм «СОЦИАЛЬНЫЙ МОТИВАТОР». Он выполняет функцию оперативного управления, дисциплинирования и мотивации с помощью системного мониторинга, анализа текущей ситуации и прогноза исполнения стратегий, планов, программ на предмет достижения целей и эффективного решения поставленных задач в сквозном разрезе отраслей и территорий, а также всей страны в целом.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ (смотреть)

На примере научно-технологического развития (выделено желтым) показано влияние на социально-экономическое развитие страны и качество жизни граждан с помощью программ развития, научной инфраструктуры, кадровой политики для создания, внедрения и коммерциализации новых технологий во благо России. 

СЛАЙД №1

Задачи совершенствования системы НТР РФ сопряжены принятием мер по развитию территорий с высоким научно-технологическим потенциалом, совершенствованием структурных и качественных характеристик программы НТР РФ, определением и уточнением результатов и показателей, характеризующих достижение целей НТР РФ.

Создается единая система экспертизы научно-технических программ и проектов, финансируемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета с привлечением экспертных советов при федеральных органах исполнительной власти, государственных корпораций и представителей высокотехнологичных государственных и частных компаний.

Для реализации стратегических инициатив Президента РФ в научно-технологической сфере по обеспечению технологического суверенитета Российской Федерации предлагается на базе автоматизированной системы управления АСУ «Наука»:

1.     Внедрить и масштабировать в РФ механизма контроля за достижением стратегических целей научно-технологического развития Российской Федерации;

2.     Внедрить новые концептуальные подходы к развитию института головных научных организаций (научных руководителей) для осуществления научных исследований и разработок гражданского назначения;

3.     Внедрить методологию финансирования крупных научно-технических программ и проектов, имеющих важнейшее государственное значение, предусмотрев поэтапный отбор лучших предложений и осуществление независимой экспертизы на всех стадиях их реализации – от проведения научных исследований до создания конкретных технологий и организации выпуска продукции с использованием таких технологий;

4.     Определить дополнительные меры по инфраструктурному развитию территорий с высоким научно-технологическим потенциалом в рамках реализации программ благоустройства городов и проектов по созданию комфортной городской среды;

5.    Провести оптимизацию экспертных советов, действующих при федеральных органах исполнительной власти и государственных корпорациях, в том числе с учетом необходимости привлечения к их работе представителей высокотехнологичных государственных и частных компаний, в целях формирования единой системы экспертизы научно-технических программ и проектов, финансируемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;

6.    Внести изменения в нормативные правовые акты Российской Федерации в части, касающейся уточнения требований к формированию государственного задания на выполнение работ по проведению научных исследований.

7.    Осуществить контроль и мониторинг финансирование научных исследований, тематика которых непосредственно связана с реализацией стратегических инициатив Президента Российской Федерации в научно-технологической сфере и которые имеют критическое значение для обеспечения технологического суверенитета Российской Федерации.

СЛАЙД №2

Автоматизированная система управления АСУ «Наука» основана принципах и методах государственного управления согласно ФЗ-172 "О стратегическом планировании в Российской Федерации" от 28.06.2014

ПРИНЦИПЫ 

Принципиальное НОУ-ХАУ АСУ «Наука» заключается в том, что это автоматизированная система управления сконструирована как первая в мире дискурсивно - оценочная сеть. Эта сеть будет генерировать в ручном и автоматическом режиме первичные и данные нового типа, необходимые для адекватной оценки и коррекции принимаемых научно-экономических решений.

Суть новой субъективности – это визуализация реакции на исходящее и происходящее.  Новая объективность появляется тогда, когда мы видим результаты тестирования НТР на социальные действия. Результат, становление науки в качестве субъекта экономики России. 

МЕТОДЫ

Дискурсивно-оценочный метод заключается в создании специальной информационно-коммуникационной конструкции, позволяющей осуществлять в закрытом и открытом режиме направленный сетевой дискурс в реальном времени.

Цель визуализация положительных и отрицательных обратных связей для руководства Российской Федерации процессов научной деятельности, производства новых знаний и технологий, их перемещения в экономику и отражения на социально-экономическом развитии страны.

ИНСТРУМЕНТЫ

Дискурсивно-оценочные сети составляют технологическую базу экосоциальных технологий. Учет, контроль, прогноз и обоснование проекта решения руководства Российской Федерации на оптимальное использование сил и средств, выделяемых государством на науку.

Контроль исполнения решения руководства Российской Федерации по коррекции использования сил и средств, выделяемых на науки. Управление процессом подготовки и использования научных специалистов для экономического роста Российской Федерации.

ПРАКТИКИ

Дискурсивные практики как публичные процедуры, это свободное участие заинтересованных научно-экспертных Советов в оценке и обсуждении социально-значимых действий программ НТР. Дискурсивная практика может осуществляться в форме гражданских форумов, государственных, научных, экспертных и общественных советов, открытого общения. Отражаться в средствах массовой информации и иных информационно-коммуникационных ресурсах.

Дискурсы носят непрерывный характер и обеспечивают дисциплину и воспитание нравственности, социальную справедливость, формируют частные нормы, регулирующие поведение субъектов научной деятельности.

СЛАЙД №3

Инновация АСУ «Наука» заключается в том, что сеть будет генерировать не только данные традиционного типа, но и данные нового типа, необходимые для адекватной оценки науки и экономики и коррекции принимаемых научно-экономических решений.

Данные традиционного типа:

количественные и качественные параметрические данные о силах и средствах научной деятельности;

количественные и качественные параметрические данные о силах и средствах экономической деятельности;

количественные и качественные параметрические данные о субъектах экономических преступлений;

количественные и качественные параметрические данные об экономике страны.

Данные нового типа:

  • количественные и качественные параметрические данные об отношениях к субъектам науки, генерируемые в ходе дискурсивно-оценочных практик в социально-экономической оценочной сети АСУ «Наука»;
  • количественные и качественные параметрические данные об отношениях к субъектам экономики, генерируемые в ходе дискурсивно-оценочных практик в социально-экономической оценочной сети АСУ «Наука»;
  • индексирование (рейтингование) социально-экономической деятельности субъектов экономики;
  • данные об уровне национального и международного доверия к российской науке и экономике;
  • получение данных о потенциальных и реальных субъектах экономических преступлений.

Экспериментальные коллективы для исследования реальной деятельности должны уметь моделировать будущее. Модель —это исследование реального физического или экономического процесса. Модель возникает не в голове, а в руках, на стендах, лабораториях и в чертежах научного сообщества, и с помощью дискурсивно-оценочного метода осмысливается к внедрению научно-экспертным советом (отраслевым).

Функционирование АСУ «Наука» позволит

  • Визуализировать для руководства РФ процесс научной деятельности, производства новых знаний и технологий, их перемещения в экономику и отражения на социально-экономическом развитии страны;
  • Формировать проекты решений учитывая прогнозные целевые индикаторы и риски реализации сценариев;
  • Контролировать целевые индикаторы и корректировать решения руководства РФ для оптимального использования ресурсов, выделяемых государством на науку;
  • Контролировать исполнение решения руководства РФ по коррекции использования ресурсов, выделяемых на науку.

Актуальная информация позволит:

  • Моделировать экономику внутри страны в режиме реального времени;
  • Прогнозировать разные сценарии внутри регионов и отраслей для оценки эффективности деятельности и введения мер государственной поддержки;
  • Оценивать текущее положение РФ в социально-экономическом развитии внутри страны в территориальный и отраслевой разрез для своевременного реагирования на возникающие несоответствия;
  • При проявлении новых открытий и технологий автоматически пересчитывать сценарии развития и балансы модели.
  • Необходимым элементом внедрения стратегического-ситуационного подхода управления должна стать информационная система АСУ «Наука», осуществляющая полный цикл планирования и управления в Российской Федерации.

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ДИАЛОГ: ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ (видео)

 

Опубликовано: Алексей Сафиоллин

Прикрепленные документы 1

АСУ Наука
PDF, 342 Кб, 14 июня 2023 г.

Комментарии 0