Загрузка данных
Публикация

СТРАТЕГИЯ ДОВЕРИЯ

  • 25 марта 2017 г.
  • 2817
  • 0

СТРАТЕГИЯ ДОВЕРИЯ 

 
100 лет перемен,
100 лет великих побед,
100 лет потерь и трагедий.
 
Где ты, Россия? На каком пороге стоишь? Где он, горизонт…. отделяющий  разум от рассудка твоего народа? Более ста лет назад наши предки верили в рай на небе, затем 70 лет стоили его на земле и тоже верили в это. А потом разочаровались и уже ни во что не верили.  
 
Так во что мы верим сейчас? Какая цель стоит перед нами? Где наша национальная идея? С какой миссией мы идём в миропорядок 21 века?     Мы все в Пути…. Ничего в жизни не меняется. Создание морского флота и наращивание военного потенциала, развитие науки, промышленности и сельского хозяйства, присоединение земель и, самое главное, наведение порядка внутри страны. Все это было есть и будет: такова судьба нашей страны!  
 
А где опора преобразований? В силе духа народа или в личности человека, взявшего на себя всю ответственность за территорию, которой он управляет? Ответ прост: стабильность и есть опора государства. Без крепкого духовного фундамента не удастся выстроить храм светлого будущего, иначе он рухнет.   Надо постоянно «брить бороды», бороться с взяточниками, изменять внешний вид всего, начиная от поведения людей и их образования, трансформировать экономику, производство, облик городов, деревень и государства в целом.  
 
Россия - великая страна, она исторически избрала для себя сложный путь быть волнорезом мировых коммуникаций, - в этом её миссия. Чтобы  оставаться им, надо быть крепким и гибким, иначе согнёт, размоет и растворит, особенно в сегодняшнем жёстком глобальном мире. Наша страна не избежала волнений, подъёмов и спадов. Чем «ниже» находилась культура России, чем менее она была способна сохранять свою сущность, тем мощнее и сильнее и, вместе с тем, пагубнее оказывалось на нее внешнее влияние.  
 
 
Что происходит сейчас? Страна требует изменения сознания, в котором мы живём, и материи, которая нас окружает. Нам надо становиться богаче. А ведь, бедность, бывает двоякая: материальная и социальная. Смысл первой понятен, вторая проявляется в неразвитости некоторых традиций, ценностных ориентаций, бытовой, деловой и политической культуры. Именно благодаря преодолению социальной бедности многие страны справились с бедностью материальной. Социокультурное обогащение должно строиться на системе ведущих ценностей, выбранных и согласованных между собой. Это и будет идеология, являющаяся целостной базой прогресса.  
 
Любой результат развития не может быть верно познан без правильного понимания того пути, который привёл к этому результату. Можно совершать ошибки, идя верным путём, но он должен быть обозначен и понятен людям. Изменения необходимо сначала увидеть, затем внутренне принять!   В начале пути необходимо более внимательно приглядеться к нравам, тенденциям и технологиям, которые уже сформировались, к тому порядку вещей, которым регулируется наша сегодняшняя жизнь. И только когда мы всё это поймем, осознаем и сформулируем, тогда и сможем сравнить себя, свою жизнь с жизнью в других странах и планировать своё будущее, детей и внуков.   Результаты достигаются путём максимального использования ресурсов и возможностей, а не ручного решения проблем. Отказаться от проверенных и беспроигрышных вариантов ради неясного будущего, сделав первый рискованный шаг, - удел великих. Тактика заключается в том чтобы, перешагивая через неудачи, продолжать двигаться к главной цели, развивая гражданское общество, человеческий потенциал, предпринимательство, а также жизнеобеспечение жителей страны. И это нужно делать, только измеряя достижения.  
 
России нужен стратегический план развития на максимально длительный срок, он должен быть гибким и корректироваться при условии сохранения желаемого замысла. Необходимо вовлекать жителей страны в формирование этого замысла. Следствием станет реальный прогресс и изменение бытовой, деловой и социальной культуры. В этом плане должны быть определены ведущие ценности, что позволит преодолеть материальную и социальную бедность и выйти на постоянное социокультурное обогащение.   Стратегия – это система решений и действий, направленных на достижение долгосрочных целей. Для создания плана мероприятий по реализации стратегии, если его рассматривать как достижение заданных целей, необходимо понимать соотношение возможностей, ресурсов и времени.
 
Стратегия развития должна быть «живой», своевременно актуализироваться и соответствовать главному, на мой взгляд, критерию оценки: высокому качеству конкурентной среды. Какой среды? С кем и с чем конкурировать?   Среда – это общественное настроение, выраженное в образе жизни граждан, межнациональные и межпоколенческие отношения, состояние чувств и умов, влияющих на поведение людей. Их отношение к власти, городской среде, ЖКХ, образованию, здравоохранению и т.д. определяется уровнем эмоционального накала (депрессии, подъёма или энтузиазма).  
 
Нельзя управлять Россией, не имея чёткого плана реализации стратегии, системного стратегического управления и контроля. Так почему многие мэры и губернаторы думают, что управлять территорией можно, всего лишь «усевшись» в кресло руководителя?! Пообещают людям улучшить качество жизни, сформулировав таким образом стратегическую цель развития территории, и довольны. Было бы глупо, если бы они, управляя бюджетами из собранных налогов с бизнеса и населения, ухудшали бы качество жизни. Улучшать качество жизни – это, наверное, всё-таки следствие их работы на высоком посту, а не цель.   Где тогда цель? А вот для этого и нужна, стратегия. Пока не будет четкой стратегии и комплексного плана мероприятий по ее реализации, понятных каждому человеку, люди не будут понимать, какой вклад они вносят в достижение общей цели. Их никогда не вовлечь в достижение стратегической цели.  
 
У каждого поколения есть ВЫБОР. Надо не бояться ставить перед собой главную, амбициозную, долгосрочную стратегическую цель, например,
 
«Чтобы наши дети и внуки связали свою судьбу с Россией!».
 
 
Только так мы выиграем великую битву за умы, сохраняя и развивая своё интеллектуальное достояние, привлекая мощный потенциал извне для самореализации во благо России. Пусть для этого и придётся потратить не одно десятилетие, создать требуемые условия, но такая цель стоит этих огромных усилий.   У «стратегии» есть несколько определений, самое короткое из которых – «искусство полководца» (буквальный перевод с древнегреческого). Развернуто стратегией называют способ достижения сложной цели. Способ, который в дальнейшем может частично или кардинально корректироваться под влиянием изменяющихся условий существования.
 
Таким образом, стратегия есть система решений и действий, направленных на достижение долгосрочных целей. А механизмом реализации стратегии является уже тактика. Сверять, что получается согласно принятым планам, актуализировать на будущее необходимо постоянно. А уже по реализации самих планов всем органам власти отчитываться перед жителями.   Какими будут эти планы и как их реализовывать? В осмыслении данных моментов не обойтись без граждан России. Сегодня, когда делаются первые шаги по исполнению закона «О стратегическом планировании в РФ», и мы только вступаем на путь формирования стратегии, необходимо, чтобы все понимали: ставка должна быть сделана на каждого россиянина, на его способности и личностный потенциал. Это условие лежит в основе сложной работы. Некоторые советуют ответственным руководителям самостоятельно определить стратегические цели, раздать задания подчинённым и контролировать их выполнение. Но в этом случае существенно сужается круг представлений о будущем страны, областей, городов, и граждан лишают возможности непосредственно влиять на планы развития тех или иных сфер жизнедеятельности.  
 
Зачастую предприниматели в беседе между собой обсуждают слухи о подлинных или мнимых проектах, ограничениях и санкциях со стороны властей. У них нет доверия к переменам, нет убеждённости в их последовательности. Чтобы неформально, заинтересованно привлечь население к разработке стратегических планов и проектов, представителям органов власти необходимо принять такую ценность, как индивидуалитет.   Индивидуалитет означает, что государство, мэрия, семья – любые надындивидуальные сущности – служат человеческому индивидууму, только в этом смысле они полезны и нужны. Сознавая и принимая эту ценность, власть научится видеть в гражданском обществе не объект предполагаемых реформ, а равноправных соучастников качественных изменений жизни всего государства. Соединив интеллектуальные потенциалы профессиональных управленцев и жителей-пассионариев, возможно получить от совместной работы больший эффект, чем от отдельных управленческих решений власти, только тогда сформируется
 
«СТРАТЕГИЯ ДОВЕРИЯ».  
 
В концепции стратегического планирования сначала разрабатываются видение (образ желаемого будущего) и идеология (система избранных ведущих ценностей), а затем – механизмы проведения того и другого через разные сферы жизнедеятельности. При этом говорить о том, какой должна быть страна в перспективе, нельзя без сравнения с другими странами. Это и будет поэтапное приближение к состоянию эталона. При этом надо понимать, что не из любого исходного состояния достижимо желаемое будущее. И чтобы нам понять, куда мы сможем прийти, имея перед собой какой-то первичный ориентир, надо провести качественную диагностику состояния - конкурентный анализ, который диагностирует состояние объекта в сопоставлении с ему подобными. После проведения такого анализа мы и должны сформулировать цели, чтобы они были, с одной стороны, достижимы, пусть и трудно, но достижимы. А с другой стороны, чтобы они были понятны.   Стране нужен ключ и пароль к будущему! Если у нас нет идей относительно будущего или желания действительно стать его частью, тогда мы проиграем конкурентам в борьбе за умы и инвестиционную привлекательность территории, а, значит, и за будущее. Именно поэтому разработанный план комплексного развития обязательно должен быть понятен и убедителен для тех, кто здесь живёт сейчас, желает жить и работать дальше. Успех принятого плана зависит от эффективности системы его контроля и мониторинга. Только обладая такой системой управления, можно выработать и реализовать верную стратегию и тактику изменений. Серьёзные качественные новшества невозможны без общественного договора между обществом, бизнесом и органами власти. Власть без обратной связи - пустая.   В результате обсуждения различных мнений, идей и предложений сообща можно определить ведущие четыре ценности большинства россиян  и способы их реализации через существующие сферы жизнедеятельности.
 
Многообразие интересов, учтённое на основе общественного согласия, – вот продукт стратегии, необходимый жителям страны.   Высокая вовлечённость граждан и бизнеса в управление – пароль к будущему. России нужен корабль для плавания к цели, а будущее - с верно заданными координатами. То есть, простым языком: стратегия - это аппарат, способный в долгосрочном периоде перенести из исходной точки в желаемую, преодолевая трудности на пути. Продуктом системы стратегического планирования является понятная для бизнеса и граждан комплексная программа развития. Результат – более эффективное управление властью, которое измеряется способностью сформулировать планы и реализовать их в ближнесрочном, среднесрочном и долгосрочном периодах, публично отчитываться ответственным за результаты своей деятельности. Кроме того, необходимо чтобы система позволяла активным жителям, общественным организациям и бизнесу предлагать свои инициативы и доводить их до реализации, если они поддерживаются гражданским обществом.  
 
Необходимо строить будущее на новых формах коммуникаций. Анонимность - это обман, возможность ввести в заблуждение с целью манипуляций. На самом деле, информация как вода, и она имеет свойство свободно распространяться.  Власть должна научиться открыто предлагать правила игры.   В современных условиях именно интернет является самым эффективным средством мгновенной передачи информации. Интерактивная система стратегического управления и контроля с обратной связью и возможностью реализации гражданских инициатив есть решение по созданию новой модели экономики.  
 
В России должен быть создан и функционировать общероссийский портал взаимодействия власти, бизнеса и общества. Портал может является дополнительным каналом оповещения населения о реализации ФЗ-172 от 28.06.2014 г. «О стратегическом планировании в Российской Федерации» во всех субъектах РФ. Онлайн-платформа, может является современным аналогом электронного ГосПлана, средством для публикации, обсуждения и реагирования властей на общественные и предпринимательские инициативы. Встроенная гражданская сеть обеспечит взаимодействие власти, бизнеса и общества. Мониторинг и контроль выполнения планов по комплексному развитию территорий позволит перейти от Стратегии планирования к созданию и реализации «Стратегии доверия». Уникальная краудсорсинговая площадка в разрезе регионов и муниципалитетов будет способствовать  довести инициативы и проекты предпринимателей и гражданского общества до их практической реализации. Общероссийская площадка позволит системно обмениваться опытом всем территориям Российской Федерации.  
 
Занимаясь таким важным делом, как стратегия развития России, необходимо не просто начать кампанию, но и продолжать её. Сегодня слишком много людей занимается этим, но слишком мало продолжают начатое. В какой-то мере это понятно, поскольку существует много моментов, вызывающих чувство отчаяния и приносящих разочарование: приходится отказываться от намеченных планов и заниматься бесконечным решением сложных текущих проблем. Но именно в такие моменты вы начинаете понимать, кто вы и каковы ваши ценности.  
 
Алексей Сафиоллин 25.03.2017
 

Дополнительные материалы к статье:

 
 
 
Общероссийский форум "Стратегическое планирование в регионах и городах России" в Санкт-Петербургу - октябрь 2014 год.
 
 
Алексей Сафиоллин: о стратегическом планировании
 
Алексей Сафиоллин: система "опрозрачивание"
 
Доклад Алексея Сафиоллина на Думе города Сургута по утверждению стратегии 
 
Другие материалы по теме стратегия: 
http://usirf.ru/news/doklad-safiollin-a-m-na-dume-g-surguta-18-fevralya-2015-video.html
 

Опубликовано: Алексей Сафиоллин

Прикрепленные документы 1


Комментарии 0