Загрузка данных

Стратегия развития туризма в Российской Федерации до 2035 года

  • 19 июня 2020 г.
  • 285
  • 0

Стратегия развития туризма в Российской Федерации до 2035 года (далее – Стратегия).

Стратегия направлена на развитие внутреннего и въездного туризма за счёт создания и развития туристских территорий специальных преференциальных режимов, реализации комплексных проектов создания туристской и обеспечивающей инфраструктуры, формирования и продвижения качественного и конкурентоспособного туристского продукта на внутреннем и международном туристских рынках, увеличение доступности туристских услуг, отдыха и оздоровления для российских граждан.

В результате реализации Стратегии к 2035 году количество внутренних туристских поездок на одного жителя увеличится более чем в два раза, экспорт туристских услуг – более чем в три раза, инвестиции в сферу туризма – в три раза.

1. Цели и целевые показатели
Целями Стратегии являются:
комплексное развитие внутреннего и въездного туризма
в Российской Федерации за счет создания условий для формирования
и продвижения качественного туристского продукта,
конкурентоспособного на внутреннем и мировом рынках;
усиление социальной роли туризма, увеличение доступности услуг
туризма, отдыха и оздоровления для всех жителей Российской Федерации.
Целевые показатели развития туризма на период до 2035 года
приведены в приложении № 3 и составляют:
рост объема туристской индустрии от 3158 млрд. рублей до
16306 млрд. рублей в 2035 году;
увеличение более чем в 2 раза количества внутренних туристских
поездок на одного жителя Российской Федерации к 2035 году;
увеличение экспорта туристских услуг Российской Федерации
от 8,9 млрд. долларов США до 28,6 млрд. долларов США к 2035 году;
увеличение инвестиций в сферу туризма в 3 раза к 2035 году.
2. Задачи развития туризма
Задачами Стратегии являются:
создание конкурентоспособного туристского продукта Российской
Федерации;
стимулирование спроса и повышение доступности туристского
продукта Российской Федерации на внутреннем и внешнем рынках;

совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере
туризма с учетом тенденций развития туристской отрасли;
совершенствование системы управления туризмом в Российской
Федерации, в том числе системы сбора, обработки и анализа
статистических данных о развитии туризма.
При решении указанных задач необходимо руководствоваться
следующими принципами, определяющими социальную значимость
развития туризма в Российской Федерации:
использование комплексного подхода при развитии туризма,
учитывающего экономические, социальные, культурные, экологические
и другие аспекты развития туристской деятельности;
усиление роли туризма в патриотическом воспитании, просвещении
и формировании культурно-нравственного потенциала населения регионов
Российской Федерации;
обеспечение межкультурной коммуникации, межрегионального
и международного взаимодействия при развитии туризма;
формирование и развитие туристского продукта Российской
Федерации с учетом природного, культурного, этнического разнообразия
регионов России;
развитие туризма с учетом минимизации негативного воздействия на
окружающую среду, экологических и социокультурных рисков,
необходимости обеспечения безопасности при планировании развития
туризма.
Реализация целей Стратегии направлена на увеличение социальной и
экономической роли туризма в развитии страны и отдельных субъектов
Российской Федерации.
Туризм является одной из отраслей экономики, которая
одновременно играет социальную и экономическую роли. Социальная
роль туризма реализуется через удовлетворение потребности населения в
отдыхе, впечатлениях и личностном развитии. Ключевой задачей
Стратегии и условием реализации социальной функции туризма является
повышение доступности туризма для населения, обеспечение
необходимого разнообразия через формирование туристского продукта с
учетом половозрастных, этнических, религиозных и иных особенностей
населения.
Среди важных социальных следствий развития туризма для
населения наибольшее значение имеют оздоровление, рост
продолжительности жизни, укрепление института семьи,

интеллектуальное, духовное, творческое развитие, патриотическое
воспитание за счет развития детского и юношеского туризма, социальная
адаптация и формирование уважения к культурному и религиозному
многообразию Российской Федерации.
Экономическая роль туризма проявляется прежде всего в ускорении
экономического роста Российской Федерации, обеспечении занятости
населения. Туризм является одной из отраслей с наибольшими
мультипликативными эффектами для экономики. Инвестиции в туристские
индустрии формируют добавленную стоимость в транспорте, торговле
и сфере услуг, строительстве и производстве строительных материалов и
других видах экономической деятельности. Важным социальноэкономическим эффектом развития туризма для населения, участвующего
в формировании и оказании услуг, является рост занятости и доходов
населения, формирование предпринимательской культуры.
3. Развитие отдельных видов туризма
Рост сегментации туристских продуктов и популяризация
самостоятельно организованного туризма способствуют усилению
разнообразия видов туризма на территории Российской Федерации.
Значительное развитие получают туристские продукты, основанные
на сочетании нескольких видов туризма. Эти факторы определяют
необходимость гибкого подхода к выделению видов туризма.
Выделение приоритетных видов туризма должно осуществляться
для туристских территорий Российской Федерации индивидуально
с учетом туристских ресурсов и особенностей социально-экономического
развития.
Для целей Стратегии необходимо определение отдельных видов
туризма, для развития которых требуется формирование специальных мер
государственной поддержки, снятие административных и социальноэкономических ограничений развития. К таким видам туризма относятся
детский, культурно-познавательный, горнолыжный, круизный,
экологический и деловой.
Детский туризм
С учетом высокой социальной значимости, существенного влияния
на развитие российского общества необходима выработка специальных
мер по поддержке детского туризма. Характер детского туризма обусловлен реализацией 3 базовых функций - развития личности
(обучение, воспитание), отдыха и оздоровления. Социальный характер
детского туризма заключается в оплате государством перечисленных услуг
и стимулировании частоты поездок и увеличения доступности
путешествия с семьей (родители берут детей с собой) или детей отдельно
от родителей.
Среди основных мер развития детского туризма выделяется
актуализация понятийно-терминологического аппарата в сфере детского
туризма, законодательное закрепление основных понятий в сфере детского
туризма, разработка и внедрение классификации видов детского туризма.
В целях устойчивого развития детского туризма будет реализован
комплекс научно-исследовательских работ по детскому туризму
(в частности, по определению предельно допустимых физических нагрузок
на детей в походах в зависимости от их пола, возраста, подготовленности,
вида туризма и характера местности).
Снятие излишних законодательных и нормативных ограничений
и совершенствование законодательства Российской Федерации для
развития детского туризма должны значительно ускорить развитие этого
направления. Снятие излишних ограничений на транспортное
обслуживание детского туризма, организацию проживания и питания
детских групп, выстраивание взаимодействия между туроператорами,
образовательными учреждениями и детьми расширят возможности по
использованию существующей инфраструктуры для детского туризма.
Важными условиями развития детского туризма являются
сохранение и формирование соответствующей инфраструктуры.
Необходимо развивать системы классификации объектов инфраструктуры
детского туризма, сети детских лагерей, центров детского туризма,
повышать качество услуг детского туризма за счет развития
инфраструктуры.
На повышение качества услуг также должны быть направлены
развитие и совершенствование системы подготовки, переподготовки
и повышения квалификации педагогических кадров для детского туризма,
подготовка кадров для детских лагерей, анимационных специалистов для
программ отелей и детских центров, специалистов по работе с детьми в
музеях и парках, организации отдыха детей и подростков.
Развитие сети федеральных, региональных и муниципальных
детских туристско-краеведческих объединений в профильных
и комплексных учреждениях дополнительного образования, в общеобразовательных организациях будет способствовать повышению
доступности детского туризма в регионах России. Интеграция детского
туризма в учебные и иные виды деятельности и расширение использования
детских туристских программ как формы внеурочных занятий
в образовательных организациях обеспечат развитие детского туризма
как элемента профориентации. Разработка экскурсионных программ,
реализуемых на базе музеев, интегрированных с общеобразовательными
программами, позволит существенно повысить качество образования.
Разработка и внедрение общих подходов к обеспечению
безопасности, регламентации ответственности за жизнь и здоровье детей
при проведении туристских мероприятий, в том числе в условиях
природной среды, являются необходимым элементом обеспечения
безопасности детей в туристской деятельности. Необходимо определить
механизм передачи ответственности за жизнь и здоровье детей
при реализации туристских услуг.
Разработка единого национального календаря мероприятий в сфере
детского туризма, координация национального календаря с периодами
проведения школьных каникул в субъектах Российской Федерации будут
способствовать снижению сезонности в детском туризме.
Проработка мер по стимулированию внутреннего детского туризма
в форме "туристского сертификата", дающего право на льготы детям
на образовательные туры с посещением объектов показа или объектов
общенационального значения, повысит доступность туризма для детей и
будет способствовать патриотическому воспитанию молодого поколения.
Регулярное проведение системообразующих массовых туристскокраеведческих мероприятий (слетов, соревнований, экспедиций, лагерей,
конференций и др.) различного масштаба (от муниципального
до федерального уровня) обеспечит вовлечение большого количества
детей без значительных затрат на транспортировку.
Разработка и реализация мер по расширению возможностей участия
детей-инвалидов в туристских мероприятиях, проводимых в условиях
природной среды, позволят вовлечь эту группу населения в туристскую
деятельность.
Задачей развития детского туризма к 2035 году должно стать
увеличение численности детей, отдохнувших в детских оздоровительных
лагерях, до 10 млн. человек в год.

Опубликовано: Администратор № 3

Прикрепленные документы 2



Комментарии 0

Наверх
Вниз