Загрузка данных

Сценарные условия, основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов

  • 19 июня 2020 г.
  • 1631
  • 0

Минэкономразвития России разработало сценарные условия, основные параметры прогноза
социально-экономического развития Российской Федерации и прогнозируемые изменения цен
(тарифов) на товары, услуги хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулируемые виды
деятельности в инфраструктурном секторе на период до 2024 года (далее – сценарные условия,
прогноз). Сценарные условия будут использоваться в рамках работы над уточнением параметров
федерального бюджета на текущий год. Уточненный прогноз социально-экономического развития
Российской Федерации на период до 2024 года будет подготовлен в августе текущего года.
Основой для сценарных условий стал прогноз социально-экономического развития Российской
Федерации на период до 2024 года (далее – Прогноз до 2024 года), разработанный в рамках
исполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных
целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее –
Указ № 204). Уточнения параметров в сценарных условиях связаны с учетом экономических итогов
2018 года, последних оперативных статистических данных и тенденций на финансовых и товарных
рынках.
Краткая характеристика базового сценария
Мировая экономика
По предварительной оценке МВФ, мировой экономический рост в 2018 году составил 3,6 % после
3,8 % годом ранее. В 2019 году МВФ прогнозирует замедление мирового экономического роста
до 3,3 %, пересмотрев свой прогноз вниз еще на 0,2 п.п. после его понижения на аналогичную
величину в январе текущего года. При этом МВФ отмечает, что риски прогноза смещены вниз. Они
связаны с эскалацией взаимных торговых противоречий, повышенной волатильностью финансовых
рынков.
В целом направление серии последовательных пересмотров МВФ оценок ситуации в мировой
экономике подтверждает прогноз Минэкономразвития России. В базовый сценарий прогноза
заложена предпосылка о замедлении мирового экономического роста до 3,3 % в 2019 году
и до 2,9 % к 2024 году.
Рынок нефти
Цена на нефть марки «Юралс» в среднем за 1кв19 сложилась на уровне (63,2 $/bbl) близком
к заложенному в прогноз до 2024 года. Котировки нефти в апреле 2019 года находятся выше
ожидаемых значений (~70 $/bbl). В то же время официально срок действия соглашения ОПЕК+
истекает в середине года, одновременно в США будут введены дополнительные трубопроводные
мощности. В связи с этим в базовый сценарий заложено постепенное снижение цен на нефть
до конца 2019 года, а оценка среднего уровня цены на нефть за 2019 год сохранена на уровне
63,4 $/bbl. Дальнейшая траектория цен на нефть также сохранена без изменений: ожидается
снижение до 59,7 $/bbl в 2020 году и 53,5 $/bbl к 2024 году
На горизонте 6 лет динамика цен на нефть будет определяться в первую очередь предложением.
Плавному снижению цен будет способствовать быстрый рост добычи нефти в таких странах,
как США (в совокупности с ликвидацией инфраструктурных ограничений для ее транспортировки),
и постепенное увеличение объемов добычи странами ОПЕК+ и Россией. В то же время перебои
с поставками нефти в ряде крупных стран – нефтепроизводителей (в первую очередь в Венесуэле)
будут обусловливать нестабильность рынка энергоносителей.
Курс рубля
Курс рубля к доллару США в 1кв19 сложился на уровне несколько слабее, чем предполагалось
в Прогнозе до 2024 года (66,2 руб./долл. фактически против ожидаемых 64,2 руб./долл.). В течение
года в пользу укрепления рубля будет играть возобновление притока средств иностранных
инвесторов на рынок ОФЗ, слабая динамика импорта товаров и услуг на фоне жесткой денежнокредитной и бюджетной политики, а также ослабление доллара США к евро. Ожидается сокращение
оттока капитала по финансовому счету в 2 раза по сравнению с предыдущим годом. 

В пользу ослабления рубля ключевыми факторами станут смягчение бюджетной и денежнокредитной политики во втором полугодии текущего года, продолжение интервенций Банка России
на валютном рынке в объемах, превышающих покупки валюты в рамках бюджетного правила
(в связи с реализацией отложенных покупок конца предыдущего года), и ожидаемое снижение цен
на нефть и другие товары российского экспорта. В итоге обменный курс рубль/доллар США
в среднем за год составит 65,1 руб./долл.
Последовательная реализация макроэкономической политики в рамках бюджетного правила
обеспечивает низкую зависимость курса рубля от динамики цен на нефть, в связи с чем все
большую значимость в формировании динамики курса рубля к доллару США будут приобретать
потоки капитала.
Фундаментальные факторы, определяющие курс рубля к иностранным валютам (значительное
положительное сальдо текущего счета, устойчивые показатели государственных финансов,
экономический рост), остаются благоприятными. В этих условиях
Минэкономразвития России ожидает сохранения курса рубля в диапазоне
65-66 рублей за доллар США в 2020-2022 годах, несмотря на снижение цен на нефть.
Инфляция
Слабость внутреннего спроса в первом полугодии на фоне жесткой бюджетной и денежнокредитной политики обеспечат низкие темпы инфляции в ближайшие месяцы, что в целом по году
приведет к ее снижению до 4,3 % г/г в декабре после прохождения пикового значения 5,3 % г/г
в марте. В 2020 году ожидается снижение инфляции до 3,8 % г/г, при этом в начале года она
приблизится к 3,5 %. В дальнейшем инфляция прогнозируется на целевом уровне 4 %.
Экономический рост
Рост ВВП в январе-феврале текущего года оценивается Минэкономразвития России на уровне
1,1 % г/г, что в целом находится выше первоначальных ожиданий. Темп роста в целом по году
по-прежнему оценивается на уровне 1,3 %, однако при сохранении текущих тенденций может быть
повышен при пересмотре прогноза в августе. В 2020 году ожидается ускорение роста экономики
до 2,0 %, а начиная с 2021 года до уровня выше 3 %.
Прогноз предполагает достижение национальных целей развития и ключевых целевых показателей
национальных проектов, установленных Указом № 204. В середине года после подведения итогов
первого года реализации национальных проектов и оценки достижения траекторий национальных
целей развития динамика ключевых показателей может быть уточнена.

Опубликовано: Администратор № 3


1631

Комментарии 0