Мировые компании за последние годы достигли высокого уровня социальной ответственности бизнеса (СОБ), применяют инновационные подходы в данной сфере, а также внедряют глобальные цели устойчивого развития (ЦУР). Пока Россия находится на начальных стадиях развития СОБ, фокусируясь на реализации проектов внутри страны. Но отечественные компании постепенно подключаются к решению актуальных мировых проблем и становятся более открытыми.
Зарубежные компании накопили значительный опыт в области корпоративной социальной ответственности (КСО) и применяют инновационные и глобальные подходы к реализации данных программ.
Программы в области КСО интегрируются в текущий бизнес, позволяя одновременно реализовывать принципы социальной ответственности и получать экономическую выгоду. Например, Unilever реализует проект Shakti в Индии, который предполагает вовлечение деревенских женщин в продажи продукции компании в отдаленных уголках страны. За 10 лет проект принес доход в размере более $100 млн.
Крупные компании объединяют усилия в сфере социальной ответственности для реализации масштабных программ по острым вопросам современности. Например, Билл Гейтс и группа инвесторов в 2016 году создали фонд Breakthrough Energy Ventures для развития «зеленой» энергетики и решения вопросов, связанных с глобальным изменением климата.
В рамках проектов по СОБ активно используются новые технологии: мобильные технологии, EHealth, создание платформ, агрегация данных, анализ больших данных (BigData), «умный город» и т.д.
Зарубежные компании начинают выстраивать программы КСО на основе глобальных целей устойчивого развития-2030 (ЦУР-2030), принятых ООН в сентябре 2015 года.
Российские компании в русле мировых тенденций также демонстрируют принципы корпоративной социальной ответственности.
По данным Форума доноров, за 2014-2016 годы объем взносов российских компаний на благотворительные проекты увеличился на 84%, а совокупный бюджет благотворительных фондов в России вырос на 39% (с 6,77 млрд до 9,38 млрд рублей).
Растет число крупных российских компаний, публикующих нефинансовую отчетность: согласно данным РСПП, в 2016 году их было уже 164. Но по данному показателю Россия пока заметно уступает мировым лидерам: к началу 2016 года более 80% компаний из списка S&P500 выпускали отчеты о результатах своей деятельности в рамках социальной ответственности.
Внимание российских благотворителей, в отличие от их зарубежных коллег, сосредоточено на социальных проектах в регионах присутствия.
Согласно данным Форума доноров, в фокусе внимания российских компаний – развитие и укрепление материальной базы образования, социальной защиты незащищенных категорий граждан и местных сообществ. Более половины компаний также направляют средства на экологические программы, культуру, медицину и спорт.
В рамках программ по КСО иностранные компании широко участвуют в решении глобальных мировых вопросов: энергетики и климата, ресурсов и экосистем, развития сельского хозяйства и доступа к продовольствию, прав человека и т.д. Российские компании постепенно включаются в глобальные проекты, например, оказывая помощь населению в регионах, пострадавших от стихийных бедствий.
Власти, в том числе и в России, принимают активное участие в выработке стандартов и рамок социальной ответственности бизнеса.
В Европе с 2014 года существует директива, которая обязывает страны-члены ЕС ввести в свои законодательства требования к компаниям раскрывать минимальный объём нефинансовой информации по обеспечению СОБ.
В России в 2016 году активизирована работа по разработке собственной концепции развития публичной нефинансовой отчётности.
Важную роль играет стимулирование компаний к социально-ответственной деятельности:
В большинстве развитых стран бизнес, занимающийся благотворительностью, получает льготы по налогу на прибыль. Кроме того, в США сумма благотворительных вкладов вычитается из налогооблагаемого дохода.
В России методы налогового стимулирования бизнеса к проведению программ социальной ответственности пока не применяются.
Комментарии 0