Загрузка данных
Публикация

В коллекции Резиды Чичан насчитывается более 200 единиц радиотехники

  • 21 августа 2018 г.
  • 1364
  • 0

Трофейный радиоприёмник Telefunken, громкоговоритель «Русский лес» и не только

Статья опубликована в «МК»-Югра» 24.02.2016 г.

В Сургуте есть увлеченный человек, который решил сохранить для будущих поколений удивительные образцы радиотехники, которые по-прежнему способны восхищать неповторимым дизайном, удивлять своими массивными габаритами и завораживать обаянием времени. Резида Чичан увлекается радиотехникой с детства, и это увлечение составляет смысл ее жизни. Уникальная коллекция сургутянки насчитывает более 200 экземпляров.

Сургутский коллекционер Р.М. Чичан демонстрирует свои экспонаты. Фото автора.

«Окопный» патефон

Граммофоны и патефоны, радиолы и радиоприемники, электрофоны и даже абонентские громкоговорители. Когда смотришь на потускневшие экспонаты, испещренные паутинками трещин, то кажется, что оживает целая эпоха, а из динамиков вновь льются звуки забытых мелодий или выпуск новостей со знакомыми интонациями известных дикторов: Юрия Левитана, Николая Озерова, Виктора Балашова... Каждый из коллекционных экспонатов имеет свою судьбу и овеян легендарными историями и событиями. Каждая деталь, будь то рупор граммофона или логотип радиоприемника, ярко и наглядно демонстрирует все этапы развития радио в нашей стране и за рубежом, но самое главное — большая часть коллекции по-прежнему в рабочем состоянии.

А началось все с простенького портативного патефона, который в декабре 1945 года привез дедушка Резиды, ветеран Великой Отечественной войны Исмагил Исхакович Валеев (он ушел на фронт в 1942 году, служил в танковых войсках, а победу встретил в Берлине). Благодаря миниатюрному размеру патефоном можно было пользоваться даже в окопе, поэтому бойцы прозвали его «окопным».

Семья Валеевых жила в Башкирии, в небольшом городке Учалы. Отец Резиды, Минниян Исмагилович, работал мельником и был страстным радиолюбителем. По словам сургутского коллекционера, все свободное время ее отец проводил в летнем домике за починкой и сборкой всевозможных радиоприемников, патефонов, граммофонов, радиол, причем каждый из них он знал наизусть. Постепенно отец начал пополнять коллекцию: первыми приобретениями стали магнитофон «Днiпро» (1969 г.), радиола «Беларусь» (1957 г.) и патефон «Молотов» (1951 г.).

— Отец начал собирать коллекцию в 1972 году, в то время я училась во втором классе. Помню, как однажды к папе пришли люди, наслышанные о его увлечении. Они собирались уехать в Израиль и, перед тем как покинуть Советский Союз, решили безвозмездно передать отцу часть своего имущества. Так в коллекции папы оказались радиолы «Мир» и «Сельга», — вспоминает Резида Чичан.

Музыка в чемодане

Позднее семья перебралась в Магнитогорск. Отец Резиды трудился мастером на металлургическом комбинате, но о своем увлечении не забыл, со временем собрав внушительную коллекцию, в которой насчитывалось около 120 экспонатов. 

Когда отец передал свою богатую коллекцию дочери, обычное хобби переросло в семейное увлечение. Резида с энтузиазмом принялась пополнять ее и скрупулезно систематизировать, составив полный перечень экспонатов. Сейчас в эксклюзивной коллекции Р.М. Чичан насчитывается 212 экземпляров раритетной радиотехники разных лет. Среди них достаточно много основных брендов советской эпохи.

Резида показывает радиоприемник 1950-х годов, который производился в нескольких городах и мог иметь сразу несколько названий. А вот бобинный магнитофон под названием «Тембр». С его помощью поклонники эстрады имели возможность поделиться музыкой с друзьями: производители поместили магнитофон в специальный переносной чемодан и снабдили выдвижной ручкой. Вызывает восхищение абонентский громкоговоритель-сувенир «Русский лес», над динамиком которого расположена панель с изображением живописного пейзажа.

В 1982 году семья Чичан переехала в г. Сургут, а через год Резида по собственному желанию надела погоны и на протяжении 20 лет проходила службу в дорожно-строительной бригаде под командованием Виктора Крысюка. В настоящее время Резида Миннияновна является членом региональной общественной организации ветеранов военной службы Югры и вместе с военно­служащими запаса Сергеем Мойсеенко, Владимиром Дворецким, Леонидом Паламарчуком, Василием Холодцовым, Анатолием Бидыло, Николаем Савчуком, Александром Бобылевым и другими активно участвует в общественной жизни региона.

Резида Чичан испытывает неподдельное уважение к людям воинского долга и чести, поэтому особое место в ее коллекции занимают экспонаты, связанные с Советской Армией и Военно-Морским Флотом СССР. Немалый интерес вызывает пехотный радиоприемник, на котором установлена электрическая лампа-светильник. С помощью такого универсального прибора военнослужащие в свободное время не только слушали музыку и новости, но и освещали помещение.

Двенадцать экспонатов коллекции Р.И. Чичан составляют армейские радиоприемники. Например, общевойсковой радиоприемник Р-250М использовался в мотострелковых и танковых подразделениях сухопутных войск; УС-9 предназначался для комплектования авиационных радиостанций бомбардировщиков, военно-транспортных и других боевых самолетов. По названию радиоприемника «Волна-К» нетрудно понять, что применялся он на военных кораблях, эсминцах и подводных лодках.

— Радиоприемник работает в диапазоне длинных, средних, коротких и ультракоротких волн. Тумблером прибор можно переключить на режим работы телеграфа или телефона, использовать его в качестве подслушивающего устройства, — рассказывает о необычных свойствах экспоната коллекционер.

Очень интересна история советского радиоприемника «Звезда», который выпускался на харьковском заводе «Коммунар». По одной из версий, радиоприемник был изготовлен по личному распоряжению Берии: начинка «Звезды» была полностью скопирована у французов, а дизайн приемника разработан советскими специалистами.

Внезапно мое внимание привлек невзрачный потертый экземпляр. Уникальная реликвия оказалась трофейным радиоприемником известной немецкой фирмы Telefunken.

— Многие эксперты утверждают, что подобный радиоприемник стоял на рабочем столе Гитлера, и когда мне представилась возможность пополнить свою коллекцию, я его просто «взяла в плен», — шутит ветеран военной службы Р.М. Чичан.

Резида Миннияновна рассказала забавный случай, когда ей предложили купить у моряков списанный якорь.

— Я была готова расстаться с деньгами, но якорь весил две тонны. Эту морскую реликвию я вряд ли смогла бы привезти в Сургут, — смеется коллекционер.

Пластинки крутится диск

А разве можно представить граммофон или патефон без пластинок? В коллекции Р.М. Чичан более 500 круглых раритетов, причем многие из них являются щелаковыми, то есть граммофонными. Резида может часами слушать любимые песни в исполнении Клавдии Шульженко, Владимира Трошина, Сергея Лемешева, Марка Бернеса, Леонида Утесова.

— Выдающиеся певцы советской эпохи обладали неповторимыми и проникновенными голосами, но особенно мне нравится песня «Ландыши» в исполнении Гелены Великановой, — признается Резида Чичан.

Резида смеется, когда рассказывает о том, как пополняется ее коллекция. Оказывается, на протяжении многих лет страстный любитель радиотехники отказывала себе в маленьких женских радостях и вместо обновления гардероба или покупки приятных мелочей все деньги тратила на приобретение нового экспоната.

Самый первый экземпляр, самостоятельно приобретенный Резидой, оказался самым старинным в коллекции. Кабинетный граммофон английского производства датируется 1910 годом и сделан из редкой породы дерева — амурской лиственницы. Граммофон стоит на ножках и поэтому смахивает на секретер викторианской эпохи. Под его крышкой находится механизм для проигрывания, звукосниматель и ниши для граммофонных пластинок.

— Однажды в Москве я зашла в антикварный магазин и увидела этот прелестный, хорошо сохранившийся экспонат, от которого было просто невозможно оторвать взгляд, — вспоминает коллекционер. — Но расставаться с деньгами было не жаль. Я заплатила 6 тыс. долларов, по тем временам это около 36 тыс. рублей. А однажды мне повезло увидеть на «блошином» рынке сразу пять абонентских громкоговорителей, и я тоже не смогла удержаться от покупки.

Коллекция не продаётся

Резида старалась привезти новый экспонат для своей коллекции практически из каждой поездки, а их география в советское время была обширной: Москва, Ленинград, Свердловск, Челябинск, Тюмень. Важным событием в жизни сургутского коллекционера стало знакомство и переписка с единомышленниками из других городов, в которых Резида нашла, что называется, родственные души. С Виктором Раисом из Омска и Александром Зыряновым из Магнитогорска сургутянка не просто общается, но и обменивается информацией, экспонатами, консультируется.

Большую помощь и поддержку Резиде оказывают сургутские любители радиотехники. Например, офицер запаса войск связи Валентин Давыдов ремонтирует экспонаты, а директор музея истории Сургутского государственного университета, ветеран военной службы Анатолий Рыжов подготовил экспонаты коллекции Р.М. Чичан к экспонированию в университете.

Семья Чичан во всем поддерживает Резиду Миннияновну, разделяя ее увлечение. Муж Семен помогает жене сортировать коллекцию, выполняя работу, требующую физических усилий: периодически он передвигает или переставляет тяжелые экспонаты, словно заправский грузчик. Дочери Юлия и Марина стараются пополнять коллекцию мамы, сообщая ей о редких экземплярах радиотехники, которые появляются в интернет-магазинах. Благодаря помощи дочерей Резида приобрела радиоприемник «Байкал» 1950 года выпуска.

Однажды кто-то из местных бизнесменов предложил Резиде обменять ее коллекцию на трехкомнатную квартиру, но на семейном совете было принято решение отказаться от заманчивого предложения любителя старины. К тому же у семьи Чичан возникли подозрения, что покупатель собирается выгодно перепродать коллекцию.

7 мая 2013 года, в День радио, состоялось важное для сургутянки событие: в галерее современного искусства «Стерх» открылась первая персональная выставка радиотехники из ее коллекции. В настоящее время в СурГУ экспонируется выставка «История радиотехники СССР», также составленная из экземпляров коллекции Резиды.

Сейчас все мысли Р.М. Чичан направлены на сохранение коллекции. Для этого необходимо помещение для музея, и помочь ей в этом могут не только власти города и бизнесмены, но и неравнодушные сургутяне. Резида верит, что ее мечта когда-нибудь сбудется.

Игорь Свинков

Опубликовано: Игорь Свинков


1364

Комментарии 0