ЦСР собрал экспертов-педагогов, чтобы ответить на вопрос: какие меры необходимо предпринять государству для развития инклюзивного образования как основы развития «включающего» общества. Речь идёт о реализации на практике инструмента «включённости», без которой невозможно достижение целей — роста качества жизни, активизации человеческого потенциала и повышения доверия общества к государству.
К одной из основных групп, находящихся в зоне социального риска (риска «исключённости»), относятся инвалиды, которые сталкиваются с нехваткой качественной медицинской и социальной помощи, невозможностью трудоустройства и получения полноценного образования, враждебностью среды обитания и т.п. Преодоление неравенства между людьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и теми, кто таких ограничений не имеет – закономерный этап развития любого цивилизованного общества.
Поэтому в готовящейся общей стратегии развитию системы инклюзивного образования (ИО) будет уделено отдельное внимание. Для этой работы эксперты ЦСР привлекают представителей академического сообщества, педагогов специализированных школ, благотворительных фондов – впервые они встретились на площадке ЦСР 21 февраля и провели стратегическую сессию, посвящённую перспективам развития инклюзивного образования до 2024 года и 2035 года.
По словам присутствующих, на данный момент государство практически устранилось от поддержки ИО, переложив эти задачу на уровень регионов и муниципалитетов. Это привело к сокращению госфинансирования и переносу финансовой нагрузки на общественные организации, родителей, местные бюджеты, а также усилению социально-экономической неравномерности в развитии ИО в регионах.
Принятые госстандарты образования, как оказалось, больше рассчитаны на коррекцию отставания в развитии, а потому и не решили проблемы доступности и качества образования для детей с ОВЗ. Большой проблемой является недостаточный уровень профессионализма школьных учителей для работы с «особенными» детьми. Но, по признанию экспертов, основным препятствием в реализации задач ИО по-прежнему остаются психологические барьеры — общее образование в России еще не готово к включению детей с инвалидностью.
Стимулом для школ для работы в этом направлении могло бы стать формирование рейтингов образовательных учреждений и регионов по доступности среды и образования. Также обсуждалось возможность создание института тьютеров – помощников-опекунов по сопровождению детей с рождения до окончания образовательных учреждений. Наконец, для искоренения страха в обществе и формирования терпимости к инвалидам и детям с ОВЗ посредством социальной рекламы необходимо принятие специальной программы на государственном уровне.
Какие из озвученных предложений войдут в общую стратегию развития страны, пока говорить рано. Но очевидно, что прогресс в части развития ИО поможет пополнить российский человеческий капитал и, что не менее важно, помочь сформировать атмосферу доверия, снизить социальную напряженность и гуманизировать российское общество. Для экономики страны эффект даст снижение уровня иждивенчества (инвалиды — самая многочисленная группа, получающая социальная помощь в России – почти 10% населения) и включение этой группы в активную трудовую деятельность.
Комментарии 0